Технический арсенал с точки зрения художественных особенностей современной световой аппаратуры.
Попробуем классифицировать постановочное оборудование, как на инструмент художника по свету и рассмотрим основные световые приборы с этой позиции.
Типы светового оборудования
Постановочное оборудование условно делится на несколько типов, причем отдельный прибор может одновременно принадлежать к нескольким типам аппаратуры.
Деление по перемещению луча в пространстве.
В зависимости от того, движется луч светового прибора в пространстве или нет арсенал постановочного света делится на:
Статичный и динамичный свет.
Динамический свет:
Сканер – интеллектуальный (программируемый) статичный прибор с движущимся зеркалом (призмой),свет от прибора попадает на зеркало. Перемещение зеркала – вызывает перемещения луча в пространстве.
Основные характеристики для художника:
мощность, тип лампы, наличие или отсутствие плавного затемнения (диммера), количество и тип гобо (трафаретов), способ смены цвета, управляемость по универсальному «световому» протоколу dmx512.
Дополнительные характеристики для художника: вращение гобо, наличие внутренних призм и дополнительных стекол. Вращение и наложение гобо. цветов и призм, скорость и телесный угол вращения зеркала и всей зеркальной части.
Рекомендуемое применение: «отбивка» (обозначение акцента) быстрым движением луча. Статичное освещение пространства. Создание «рисунка» сцены. Движение лучей в пространстве с разными скоростями.
Следящий свет за музыкантами (к сожалению, применяется редко).
Не рекомендуемое применение: Освещение декораций (довольно узкий и четко очерченный луч).
Как самостоятельный и новаторский прием. Можно рассматривать применение видеопроекторов в качестве сканеров с неограниченными возможностями.
Динамическая голова (движущаяся голова)– интеллектуальный (программируемый) динамический прибор, с движущимся корпусом (вращается источник света с оптической системой).
Основные характеристики для художника:
мощность, тип лампы, наличие или отсутствие плавного затемнения (диммера), наличие и тип гобо, способ смены цвета, скорость вращения прибора и его инерционность, заливочный (вош), направленный (спот) или комбинированный тип прибора.
Дополнительные характеристики для художника: вращение гобо, наличие внутренних призм и дополнительных стекол. Вращение и наложение гобо. цветов и призм, скорость и телесный угол вращения зеркала и всей зеркальной части.
Рекомендуемое применение: «отбивка» (обозначение акцента) преимущественно в статичном положении. Статичное освещение пространства. Создание «рисунка» сцены. Медленное и строго дозированное движение лучей в пространстве (к сожалению, применяется излишне часто и вытесняет сканера). Свет за статичными музыкантами освещение декораций (к сожалению, применяется редко).
Не рекомендуемое применение: Следящий свет, частое «махание» по залу и сцене.
Голова, идеальный прибор (за исключением «накала» лампы) для создания статичных и разнообразных световых картин. Движение головы – это отдельный прием, применение которого должно быть строго дозировано.
Голова не должна вытеснять сканер из реестра постановочных средств. К сожалению, стадность большинства отечественных заказчиков, заставляет постепенно забывать о существовании сканеров.
Статичные приборы.
Под этим термином подразумевается любой источник света, не обладающий возможностью управления перемещениям луча в пространстве.
Деление по ширине луча на освещаемом объекте.
Точечный и заливочный свет.
Точечный свет – высвечивание объекта или его участка относительно узким лучом различной формы и четкости границы. Так называемой «точкой».
Типы приборов точечного света:
Профиль. Узконаправленный луч, применяемый для освещения участка объекта, как правило, снабжен системой, позволяющей менять форму луча от традиционно круглой до многоугольной, квадратной, прямоугольной неправильной и т.п.; снабжен оптической системой позволяющей изменять ширину и четкость луча.
Световые пушки и световые пистолеты, отношу к частному случаю профилей.
В отдельных случаях профили используются, как система проекционных аппаратов. При наличий достаточного количества профилей можно создать очень эффектную и необычную картинку. Этот прием широко применяется в современных театрах, в концертной практике широкого применения не получил.
Направленный линзовый (PISI) или, безлинзовый прибор – эти приборы в концертном жаргоне именуются театральными прожекторами. Они обладают неоспоримыми достоинствами (легко меняется ширина луча, многие модели достаточно мощны и дешевы), но, к сожалению, незаслуженно забыты концертными деятелями. Данные приборы идеально подходят для точечного (но довольно широкого) освещения актеров и декораций. Комплект из 20-30 мощных приборов, способен в некоторых случаях заменить комплект в 100 шт. PAR 64.
Недостатки: затруднена смена цветов и программная смена ширины луча, для регулировки яркости необходим диммерный блок.
Достоинства: дешевизна, мягкий и широкий спектр изменения накала лампы, изменение цветовой температуры при изменениях накала лампы.
Колоченджер, рассматриваю, как частный случай направленного линзового прибора, с возможностью дистанционной смены цвета и формы луча.
Основные характеристики для художника:
мощность, тип лампы, наличие или отсутствие плавного затемнения (диммера), количество и тип гобо, способ смены цвета, управляемость по dmx512.
Дополнительные характеристики для художника: вращение гобо, наличие внутренних призм и дополнительных стекол.
Недостатки: так как большинство колоченджеров укомплектованы газоразрядной лампой, присутствует грубый, по сравнению с лампами накаливания диммер и несменяемая цветовая температура. Правда, в последнее время корректировка цветовой температуры применяется в приборах данного типа.
Как самостоятельный и новаторский прием, можно рассматривать применение видеопроекторов в качестве колоченджеров с неограниченными возможностями.
Заливочный свет.
Заливочный свет – высвечивание объекта или группы объектов широким лучом без явно выраженной границы.
Разработана и с успехом применяется линейка колоченджеров заливочного света, на металлогалогеновых лампах. Безусловные достоинства – заливка особо мощным ярким цветным лучом больших площадей.
Недостатки: имеют специфику в применении для упрощенного освещения декораций и музыкантов. При неправильном применении дает очень плоскую и примитивную картинку без объема и нюансов.
Большой потенциал у линейки светодиодных колоченджеров.
Достоинства: экономичность, возможность применения встроенного диммера, функция синтеза цвета.
Недостатки: не во всех приборах данного типа продумана корректировка цветовой температуры.
PAR 64 – я выделяю в отдельный тип прибора. При применении отдельных приборов и адекватном расстоянии до объекта можно использовать, как точечный источник света. При применении нескольких приборов в одной группе, в так называемой «линейке» или «сборке» (ферме), можно использовать термин заливка, однако все равно, заливка избирательная, что позволяет высвечивать необходимые участки, игнорируя ненужные.
Достоинства: дешевизна и простота прибора, легкость монтажа, плавно изменяемый при помощи диммера накал и цветовая температура лампы, универсальность.
Рекомендуемое применение: отбивка акцентов, световые занавесы и плоскости, освещение актеров и декораций. Многочисленная игра нюансов в изменении накала лампы и расположении приборов.
Недостатки: при применении приборов в жестких сборках-секциях, многие приборы становятся просто лишними. Так как свободной направке мешают соседние приборы, определенный выход из ситуации видится в сборке ограниченного количества приборов на трубе, которая в свою очередь располагается на штанкете, штативе или ферме в необходимом участке.