Середина ХХ века. Появление профессии художник по свету.

В ХХ веке возник принципиально новый подход к решению пространства сцены – создание собственно сценографии в современном значении этого слова. Многообразие жанров и различных театральных школ требовало появления художников, умеющих работать с пространством, использующих в своих работах не плоскости холста или задника (хотя иллюзия глубины пространства культивировалась именно ими), а подлинно трехмерное пространство, заполненное трехмерными декорациями и электрическим светом. Новым сценографам потребовалось знание инженерных технологий в области механики, химии, оптики и электричества. Необходимый объем знаний увеличивался в геометрической прогрессии с каждым годом. Естественно, художник, пусть даже узко-театральный не мог досконально изучить все технологии. Инженеры и техники, в свою очередь, не могли понять до конца художника, так как критерии общения были разные.

В результате появились специалисты, художники-технологи, находящиеся на стыке между искусством и техникой. Специалисты по свету стали называться художниками по свету. Де-факто художник по свету является «переводчиком» между железом и искусством.

Насколько мне известно, подобная тенденция существует и по сей день во всех жанрах сценического искусства, где присутствуют режиссер-постановщик и сценограф. Исключение составляют случаи, когда сценограф или режиссёр владеют профессией технолога или функции режиссера, или сценографа берёт на себя художник по свету.

Появление новой профессии потребовало и создания школы постановочного света. В середине ХХ века, точнее в 40х годах появляется первый советский учебник по свету Николая Извекова «Свет на сцене». В 60х годах выходит в свет «энциклопедия» театральной техники Вадима Базанова «Техника и технология сцены». Эти книги, наряду с публикациями моего учителя Б. Синячевского, основателя служб художественного света Ленинградских БДТ и БКЗ, не утратили актуальность и являются настольными книгами многих художников до сих пор. К сожалению, книг по свету катастрофически мало. Только спустя 40 лет, уже в наше время, Россия увидела новый учебник по театральному свету авторства Д. Г. Исмагилова, Е. П. Древалевой «Театральное освещение».

прим. автора: очень велик соблазн прочитать его от корки до корки, но хочется сохранить разные углы зрения на постановочный свет, поэтому пока воздержусь от прочтения. В любом случае, настоятельно рекомендую читателям прочитать оба учебника, чтобы найти лично для себя золотую середину…

Не могу не отметить и «школу» постановочного света, сохранившуюся до сих пор в С-Пб Театре Юношеского Творчества и своих учителей Э.Чернову и В.Булыгина.

Кинематограф и театр.

С появлением первого «волшебного фонаря», появилась возможность применения динамической и статической проекции.

Два вечных соперника и антагониста театр и кино с появления братьев Люмьер постоянно влияют и дополняют друг друга. Практически уверен, что в до- кинематографический период, камера-обскура применялась не только живописцами, но и театралами. Появление проекционных аппаратов, а затем и кинопроекторов находило сразу своё применение в театре. Титры, проекционные задники, крупные планы весь арсенал кино использовался в театре задолго до появления видеопроектров. Достаточно привести пример эпидиаскопа, позволяющего «вживую» выводить крупный план лица актера на экран. Подлинный расцвет проекционных технологий и художественного осмысления этих технологий связан с серединой ХХ века и Пражским театром «Латерна магика», под руководством И. Свободы. Практически все художественные и технические приёмы, применяемые в современной видеопроекции многократно опробованы в этом театре. Очевидно, с И. Свободы начинается отсчет появления собственно, светового театра, как самостоятельного вида искусства.

Свет в ХХ веке, как самостоятельный вид искусства.

Технический бум и эстетическая эклектичность модерна и пост модерна ХХ века, породили новые жанры изобразительного искусства:

Светомузыка. Цветомузыка. Идеи, изредка проявлявшиеся в «цветном слухе» некоторых композиторов, в частности у Римского-Корсакова, получили развитие у двух гениальных композиторов начала конца XIX, начала ХХ века.

Композитор и живописец М. Черлёнис создавал музыкальные произведения и одноименные живописные полотна.

А.Скрябин высказал тезис о соответствия ноты и цветового тона, благодаря ему, появился жанр цветомузыки. Этот жанр получил мощнейшее развитие в 60х-70х годах благодаря И. Ванечкину и Б. Галееву и их Казанскому СКБ «Прометей». Дальнейшее развитие идеи принадлежит Б. Синячевкому (Ленинград), Ю. Правдюку (Харьков) и С. Зорину (Москва).

Художественные приемы и инженерные разработки, созданные этими авторами используются до сих пор.

«Предтечей» компьютерной графики стали многие операторы комбинированных съемок, в частности, ещё один мой учитель Б.Травкин (Мосфильм).

Помимо светомузыки появляется жанр световых инсталляций, видео-арта и архитектурных световых представлений.

Концертный свет.

С момента «выхода» музыкантов из оркестровой ямы на сцену, особенно с развития джаза и различных эстрадных жанров, возникает потребность в их освещении. Музыканты постепенно теряют связь с театральным миром. Приемы освещения остаются сугубо театральными или утилитарными. С появлением рок-н-ролла, возникает потребность в концертах-шоу. Театральные основы остаются, но добавляется музыкальная специфика. Фактически, с появления, рок-шоу, профессия «художник по свету» становится относительно самостоятельной и приобретает свои особенности.

Важно отметить, что основа профессии остаётся театральной. Дальнейшее развитие музыкальных течений: рейв, рэп, альтернатива – новых импульсов для развития профессии не приносит, а ведет к упрощению многих функций художника по свету.

Наши рекомендации