Изображение конструктивной схемы
при различных положениях головы в пространстве
Чтобы освоить метод построения изображения формы головы с помощью линейно-конструктивной схемы, необходимо запомнить ряд правил перспективного видоизменения этой схемы в зависимости от положения головы в пространстве. В свою очередь, чтобы правильно выразить конструктивную основу формы при любом положении головы в пространстве, рисовальщику надо запомнить ряд особенностей перспективного изображения конструктивной схемы.
При обучении рисованию с натуры большое значение имеет точка зрения, то есть место, откуда рисующий наблюдает натуру. Вид натуры сильно изменяется в зависимости от того, откуда смотрит рисующий.
Рассмотрим основные положения (повороты) головы и разберем особенности построения их изображения.
1. Голова в фас, фронтально. Положение головы на уровне наших глаз (рис. 38). Профильная линия при изображении головы в фас — прямая и делит голову на две равные и симметричные части. Поэтому, изображая симметричные формы головы — лоб, овал лица, нос, губы, подбородок, учащийся должен рисовать одновременно правую и левую части. Линии надбровных дуг, основания носа и подбородка, а также линии разреза глаз и рта будут прямыми и горизонтальными. Линия разреза глаз проходит через слезники и уголки (наружные края) глаз, а точнее—по шву, соединяющему скуловую и височную кости. Линия разреза рта проходит по границе верхней и нижней губ.
2. Голова в фас, вид снизу (рис. 38). При построении изображения головы в ракурсе (в сокращении) конструктивные линии надбровных дуг, основания носа и подбородка должны быть округлыми и своими вершинами обращены вверх. Низ ушной раковины опустится ниже основания носа. Откроются (будут видны) нижние площадки надбровных дуг, нижние плоскости носа и подбородка. Линия разреза глаз опустится к горбине носа. Профильная линия по-прежнему остается прямой.
3. Голова в фас, вид сверху (рис. 38). При построении изображения головы в ракурсе (вид сверху) конструктивные линии надбровных дуг, основания носа, подбородка, разреза глаз и рта будут округлыми и обращены книзу. Низ ушной раковины будет выше основания носа. Нижние площадки носа, надбровья и подбородка скроются. Профильная линия по-прежнему остается прямой.
Построение изображения головы в трехчетвертном повороте (рис. 39).
1. Голова на уровне наших глаз (рис. 39). При изображении головы в трехчетвертном повороте лицевая часть головы должна быть изображена в перспективе — одна половина в большем сокращении. Другая — в меньшем. Однако лицевую часть головы надо изображать одновременно—правую и левую половины — симметрично. Например, намечая абрис дальней от нас щеки, одновременно намечаем линией и форму ближней щеки, то есть повторяем в зеркальном отражении линию абриса дальней щеки.
При положении головы в трехчетвертном повороте профильная линия уже будет изображаться немного изогнутой. Конструктивные линии надбровных дуг, разреза глаз, основания носа, разреза рта и основания подбородка — прямые и горизонтальные.
2. Голова выше уровня глаз рисующего (рис. 39). При таком положении головы конструктивные линии — линии надбровных дуг, разреза глаз основания носа, разреза рта и основания подбородка будут изображаться несколько изогнутыми и направленными вверх. Рисуя голову в таком положении, студенты часто нарушают законы перспективы и изображают ее в обратной перспективе (рис. 40, а).
При данном положении головы глаз, который ближе к нам, всегда будет выше удаленного, а линии надбровных дуг, разреза глаз, основания носа и разреза рта по мере удаления от нас будут опускаться. Это очень легко доказать. Представим себе, что вместо головы перед нами находится простой ящик. На «лицевой» стороне наметим нашу схему головы, по законам перспективы это будет выглядеть, как на рисунке 40, б. Таким образом, ученик видит, что глаз, удаленный от нас ниже.
Профильная линия будет изогнутой. Нижние площадки надбровья, носа и подбородка будут хорошо видны. Кончик носа будет выше линии основания носа.
3. Голова ниже уровня глаз рисовальщика (рис. 39). При построении изображения головы ниже уровня наших глаз конструктивные линии надбровных дуг, разреза глаз, основания носа, губ и подбородка будут округлой формы и обращены книзу. Кончик носа при таком положении будет ниже линии основания носа. Линия разреза глаз приблизится к линии надбровных дуг. Лицевая часть головы значительно сократится, а верхняя часть черепной коробки увеличится. Профильная линия остается немного изогнутой.
Построение изображения схемы головы в профиль (рис. 41).
1. Голова на уровне глаз рисующего. При рисовании головы в профиль неопытный рисовальщик вообще перестает думать о конструкции, объеме и ограничивается плоскостным изображением — силуэтом. Рисуя голову в профиль, студент добросовестно срисовывает абрис головы, не думая об объеме черепной коробки. Применение линейно-конструктивной схемы помогает избежать этого. Намечая лицевую часть головы линиями, рисующий должен помнить и о той части головы, которая не видна. Таким образом, он сможет рассматривать голову как объемную реальную форму.
2. Голова выше уровня наших глаз. Изображение в профиль головы, которая находится выше уровня наших глаз, довольно простое. При таком положении головы рисовальщику легче уловить конструктивные особенности головы, а также перспективные сокращения.
Следя за линией надбровных дуг, ученик легко сможет заметить, что глаз, обращенный к нему, будет выше невидимого. То же оказывается и при изображении ноздрей, уголков губ, челюстной кости. В рисунке надо подчеркнуть нижние площадки надбровья, носа, подбородка.
3. Голова ниже уровня наших глаз. В этом положении конструктивные линии надбровных дуг, основания носа, разреза рта будут обращены книзу.
Чтобы учащийся почувствовал, насколько схема помогает построению изображения формы головы, необходимо следующее: во-первых, чаще менять положение натуры в пространстве и, во-вторых, чаще менять условия освещения. Тогда рисовальщик начнет понимать, что эффект рисунка зависит не от тушевки (светотени), а от правильного построения формы головы, от правильного выражения ее конструктивных особенностей. Пример подобных упражнений показан на рисунках 42, 43, 44. Подобные упражнения направлены на то, чтобы укрепить знания и навыки в построении формы головы в любом перспективном положении, чтобы молодой художник научился правильно понимать и изображать взаимосвязь частей и целого при построении изображения головы человека.
К началу поступления в художественное учебное заведение молодые художники уже имеют определенную подготовку в изображении головы человека. Однако этих знаний и навыков оказывается недостаточно, чтобы выполнить рисунок на должном профессиональном уровне. Учащиеся обычно не выполняют упражнения, не стремятся хорошо усвоить положения академического рисунка, не штудируют отдельные моменты построения изображения.
В учебном рисунке сложные моменты построения изображения необходимо усваивать изолированно друг от друга, как это делают музыканты, штудируя тот или иной пассаж, или как спортсмены отрабатывают свои движения.
Художнику специальные упражнения также необходимы, они помогают ему быстрее изучать натуру, правильнее понимать закономерности строения формы, выделять и умело подчеркивать в рисунке ту незыблемую постоянную конструктивную основу формы, которая заключена в натуре. Выделение, обособление отдельных положений учебного рисунка не только помогает ученику быстрее усваивать учебный материал, но и помогает понять весь комплекс работы в целом. Студенту трудно сразу усвоить весь комплекс построения изображения, понять и научиться выражать в рисунке конструктивную основу формы, усвоить правила и законы перспективы, анатомии, теории теней. С помощью специальных упражнений студент может быстрее приобрести необходимые знания и навыки. В начальном периоде рисования головы основное внимание должно быть обращено на линейно-конструктивный рисунок, овладеть которым можно только с помощью специальных упражнений.
Они могут быть двух видов: изображение линейно-конструктивной основы формы головы с помощью натуры и без натуры, по представлению.
Рисуя линейно-конструктивную схему формы головы по представлению, ставьте себе каждый раз конкретную задачу. Например, как будет выглядеть линейно-конструктивная схема формы головы, если голова будет находиться выше уровня ваших глаз и в трехчетвертном повороте. Рисунок по представлению ведите так, как будто перед вами находится реальная голова в определенном положении и ракурсе. Построение рисунка ведите так же, как вы это делали бы при рисовании с натуры, соблюдая все правила и законы.
Психологический эффект этого метода заключается в том, что рисующий начинает активно призывать на помощь свою память, способность пространственного мышления и образного воображения, а следовательно, лучше закреплять свои знания и навыки. Более того, выявляя линейно-конструктивную основу фермы головы без натуры, студент не только развивает память и воображение, но и активизирует творческую деятельность. Изображая форму головы по представлению, студент уже не имеет возможности обратиться за справкой к натуре, он должен воссоздать ее в своем воображении и ясно представить ее структуру, а все это является творческим процессом.
Чтобы хорошо овладеть методом линейно-конструктивного рисунка, сначала используйте в качестве натуры слепки с античных скульптур, так как они создавались художниками с учетом классических канонов. Усвоение конструктивно-анатомических закономерностей строения формы головы позволит учащемуся уверенно по памяти и по представлению изображать голову в самых различных положениях и ракурсах, что необходимо будет ему в период работы над композициями.
Для закрепления знаний и практических навыков в рисовании полезно сделать ряд параллельных рисунков на линейно-конструктивное построение и объемно-конструктивное с живой натуры. В качестве натуры может выступить сам автор, иначе говоря, необходимо исполнить ряд автопортретов, рисуя себя с помощью зеркала. На рисунках 21 и 22 показаны примеры таких упражнений.
В дальнейшем, конечно, все эти схемы художник не будет вычерчивать на своем рисунке, он будет лишь подразумевать их, мысленно ими пользоваться для проверки правильности построения формы. Основная же его задача — дать реальный и выразительный рисунок головы. Поэтому, запоминая и пользуясь этими схемами в учебном рисунке, надо стараться изображать их легкими касаниями карандаша бумаги, чтобы в законченном рисунке они исчезли сами, без применения резинки. Многие преподаватели после выполнения студентами рисунков на линейно-конструктивное построение дают им специальное задание на изображение формы головы без применения вспомогательных линий построения. Тем, кому трудно изображать форму головы без применения вспомогательных линий, предлагается проводить их по воздуху, не касаясь карандашом листа бумаги, а на рисунке фиксировать лишь реальную форму (рис. 44).
Существует мнение, что постоянное употребление схем в конце концов «засушит» художника, что даже в период обучения не надо заставлять начинающего художника заучивать схемы строения формы. Это — неверно. Правила, законы, схемы построения формы служат отправной точкой в работе начинающего художника, они дают ключ к познанию реальной действительности, помогают разобраться в сложной форме живой головы и брать от натуры в первую очередь самое основное. Схематический рисунок может дать достаточно ясное представление о форме объекта, а времени у художника отнимает немного и позволяет ему все внимание сосредоточить на решении творческой задачи.
Так, например, О. Кипренский с пятилетнего возраста заучивал в Академии схемы и каноны построения формы головы, которые помогали ему в дальнейшем в его творческой работе. В эскизах он постоянно прибегал к схематическим изображениям (рис. 45, изображение богоматери в круге), что отнюдь не сделало его искусство условным и «засушенным». Напротив, именно благодаря превосходной академической выучке, он смог создавать необычайно жизненные и выразительные произведения искусства. Посмотрите еще раз на портрет Щербатовой (рис. 4) — какой изумительной реалистической глубины образа добился художник скупыми средствами рисунка. Подобных примеров можно привести большое количество, как в русском искусстве, так и в зарубежном.
Усвоение основных положений академического рисунка, о которых мы говорили выше, требует от начинающего художника прежде всего прилежания. Эту мысль с древнейших времен внушали художники-педагоги своим ученикам. Великий английский художник Джошуа Рейнольдс говорил воспитанникам Академии: «Успех вашей художественной деятельности почти целиком зависит от вашего прилежания, но прилежание, которое я вам советую, есть прилежание разума, а не рук. Наше искусство не есть божественный дар, но оно и не чисто механическое ремесло. Его основание заложено в точных науках».
Усваивая основные положения академического рисунка, молодой художник подготавливает себя к активной творческой деятельности. Школа советского реалистического искусства ориентирует начинающего художника на объективное мировосприятие, на умение сочетать грамотность и выразительность, чем нас так восхищают великие русские художники-портретисты О. Кипренский, К. Брюллов, И. Крамской, И. Репин, В. Серов и многие другие.
Конечно, современный художник будет вносить свое, новое, но опираться он должен на прогрессивные традиции реалистического искусства.
Поскольку процесс построения изображения головы по предлагаемым схемам и принципам анализа формы является творческим процессом даже в учебном плане, то в дальнейшем он поможет молодому художнику находить свои собственные приемы работы, но торопиться с этим не следует.
Усваивая основные закономерности строения формы головы, надо иметь в виду, что за правильностью их соблюдения надо следить на протяжении всего процесса рисования с натуры. Вместе с тем работа над длительным рисунком требует соблюдения методической последовательности, как в анализе формы, так и в процессе построения изображения. Рассмотрим эту методическую последовательность работы вначале на примере рисунка гипсовой головы античного образца.