Эволюция Романтического бал театра в 1830-40е г.
На рубеже 30 40 годов наступил сдвиг. Причины :широкое использование для балета музыки романтических опер, появление нового стиля танца.
Возрос интерес к музыке, стали появляться молодые отечественные композиторы во главе с Верстовским. Музыка приобрела значение в балетном спектакле, роль в создании танцевального образа. Балетмейстеры использовали оперу как сюжет для своих спектаклей. Ставились балеты на оперы/произведения Обера, Россини, Изуара, Кавоса.
Для развития рус. балетной музыки много значили танц. сцены в операх М. И. Глинки, 1836 «Иван Сусанин», 1842 «Руслан и Людмина», где действенные, повествовательные и описательные характеристики, отмеченные нац. определённостью, предполагали симфонич. развитие образов.
В 1830-40-х гг. Р. б. развивался в русле романтизма- Романтический танец.. Конфликт мечты и действительности в корне обновил тематику и стиль худ творчества. В балетном театре чётко выявились две разновидности романтич. искусства. Первая утверждала несовместимость мечты и реальности в обобщённо-лирич. плане, где главенствовали образы ирреальной фантастики: сильфиды, вилисы и др. Центром разнообразных был герой-мечтатель, вступающий в борьбу с жестокой жизнью. Вторая -тяготела к конкретному драматизму и порой содержала мотивы стихийной критики действительности.
Среди деятелей первой ветви романтич. стиля были балеты. Ф. Тальони ("Сильфида") и танцовщица М. Тальони; второй - балетм. Ж. Перро ("Эсмеральда") и танцовщица Ф. Эльслер. Оба направления объединяло новое, эстетически перспективное соотношение танца и пантомимы. Танец вышел на первый план, превратился в условно-поэтич. язык, которым герои выражали мысли и чувства, стал кульминацией драматич. действия.
Романтический ТН: танец воздушный, затяжные прыжки, аттитюды, Арабески. Изменения в костюме: корсаж с очень узкой талией и значительно укороченный широкой двойной юбкой. Верхняя имела разрез спереди. Отвергли обилие мелких украшений, костюм приобрёл простоту и легкость.
1834 Гюллень-Сор бл "Розальба и Маскарад", муз Россини и Обера. Успех. Благодаря новому разрешению сюжета и новому построению танцев, опирающихся на содержательную музыку.-использовала романтический танец. (Создатели Фр Филлис и Мария Тальони).
1837 год «Сильфида» Санковская и Тальони.
18. Елена Андреянова ( 1819-1857)
В возрасте 9 лет она поступила в Петербургское театральное училище при императорских театрах, куда принимались дети из нищ семей. стала ученицей балерины и актрисы Авдотьи Истоминой.
Елена очень рано, еще не закончив школы, стала гражданской женой директора императорских театров Александра Михайловича Гедеонова.
Как и все ученики императорской театральной школы, на сцену стала выходить еще в годы обучения. комическая опера (оперетта) «Бронзовый конь» (1837, бал-р А Титюс)].
Окончила училище в 1837 ,начала работать в СПБ императорской труппе. Училась у Тальони. Со следующего года Андреянова уже танцевала главные партии, но завоевать популярность у петербургских зрителей, преклонявшихся перед зарубежной сильфидой Тальони, было непросто.
она обладала ярким актерским дарованием, силой и темпераментом.
1842 года в СПБ состоялась премьера балета «Жизель» в постановке А Титюса, перенесшего этот балет со сцены французского театра Опера де Пари, главные партии исполняли Елена Андреянова (Жизель) и И Никитин (Альбер). Андреянова стала первой русской исполнительницей партии Жизели. Но положение ее в театре не изменилось: она по-прежнему была ограничена в выборе репертуара – преимуществом пользовались иностранки.
В 1843 году она вместе с частью петербургской труппы отправилась в Москву на четырехмесячные гастроли. Зрители встретили танцовщицу враждебно, считая ее соперницей тамошней примы Екатерины Санковской. Она повторила свои гастроли в сезоне 1844–1845 годов, познакомив москвичей с балетами «Пери» и «Тень». А потом отправилась покорять Европу – Париж, Гамбург, Брюссель и Милан.
Франция лишилась – а Россия приобрела Мариуса Петипа.(партнер для Елены). Танцевала в «Ла Скала». В Италии брала уроки у Карло Блазиса.
Андреянова стала первой русской исполнительницей главных партий в других получивших мировую славу балетах: «Пери» (1844, балетмейстер Фредерик), «Пахита» (1847, балетмейстеры М. И. Петипа и Фредерик, специально для ее, Петипа танцевал роль Люсьена), «Сатанилла» (1848, балетмейстеры Ж. А. и М. И. Петипа, по Ж. Мазилье).
Балетмейстер Ж. Перро создал для Е. Андреяновой роли Чёрной феи в балете «Питомица фей» (1850) и графини Берты в балете «Своенравная жена» (1851). В ее репертуаре было множество и других партий.
В 1848 в Россию приехала – Фанни Эльслер. покровителем которой считался сам император, Андреянова вновь отправилась в Москву. «Пахита», «Жизель», «Пери», «Сатанилла» потрясли Мск.
В 1852 году вместе с артистами Большого театра и воспитанниц московской балетной школы отправилась в провинцию на гастроли , репертуар – «Пахита», «Жизель», «Эсмеральда», «Тщетная предосторожность»…
Успех поездки, навел Андреянову на мысль поставить большой двухактный балет «Бахчисарайский фонтан». премьера в Воронеже.
Изнурительные поездки по городам, большие физические и нервные перегрузки, пошатнувшиеся материальные дела – все это подорвало здоровье танцовщицы. Она возвратилась в Петербург, откуда через некоторое время выехала за границу, уже тяжело больная.
Скончалась Елена Андреянова в Париже в октябре 1857 года и похоронена на кладбище Пер-Лашез.