Культура западноевропейского возрождения
Границы Возрождения во времени и в пространстве. Формирование городской культуры. Гуманизм, эволюция политической морали и правосознание. Реформация. Единство научной и художественной культуры Ренессанса. Великая художественность Возрождения.
Движение ренессансной стилистики: маньеризм, барокко, рококо.
Эпоха Возрождения - один из самых ярких периодов в истории развития европейской культуры. Следует заметить, что культура Возрождения формируется в лоне средневековой, постепенно вырастая из нее. От предшествующей культуры Возрождение не отделяют те исторические катастрофы и катаклизмы, которые лежали между античностью и средними веками, где границы обозначены падением Римской империи (476 г.) и варварскими нашествиями (IV-VII вв.) на крупнейшие европейские культурные центры. Хронологически Возрождение можно разделить на следующие этапы: Предвозрождение (XII-XIV вв.), Раннее Возрождение (XIV-XV вв.), Высокое Возрождение (XV-XVI вв.), Позднее Возрождение (1540-1580 гг.). Основными чертами возрожденческой культуры являлись:
- антропоцентризм (т. е. абсолютизация человеческой личности);
- гуманистическое миросозерцание, делающее человека мерой всех вещей;
- открытие и опытное познание мира - природы и человека;
- переосмысление христианской традиции;
- превращение искусства в профессиональную деятельность и дальнейшее совершенствование его видов и жанров.
Сам термин «Возрождение» впервые был употреблен в книге Дж. Вазари (1512-1574) «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1568). Возрождение - это очень точное определение эпохи, когда перед человеком возникли совершенно новые горизонты, когда мир как будто стал в несколько раз обширней. В течение трех веков, с XIII по XVI, Европа была огромной кузницей, где выковывались новые формы жизни и новые человеческие характеры. Уходило средневековье, уходил феодальный мир, менялись общественные отношения, возникало новое светское мировоззрение. «О, дивное и возвышенное назначение человека, которому дано достигнуть того, к чему он стремится, и быть тем, кем он хочет». Эти гордые слова итальянского гуманиста Пико делла Мирандолы объясняют нам, почему главными открытиями культуры Возрождения стали мир и человек:
- мир - как сфера приложения человеческого разума и воли;
- человек - как состоявшаяся и самодостаточная личность.
Наиболее мощно и раньше, чем в других европейских странах, Возрождение проявилось в Италии. И дело не только в том, что страна занимала выгодное географическое положение, располагаясь на перекрестке традиционных торговых путей. К XIII век у в Италии, помимо Рима, выросли, окрепли, расцвели и другие города на правах отдельных независимых государств – Венеция, Неаполь, Флоренция, Мантуя. Именно в них в XII-XIII вв. обнаруживаются значительные сдвиги в социально-экономических отношениях, которые приводят к ослаблению феодальной системы в целом.
Италия, с ее процветающими городами, в этом отношении оказалась как бы на острие исторического прогресса. Нарождающийся мир нуждался не только в иных формах политической жизни и производства, но и в духовном обновлении. Италия находит эту новизну на своей почве: в памятниках великой античной культуры - в древних рукописях, руинах храмов, в римском скульптурном портрете. Однако, даже здесь, Ренессанс не сводится к буквальному возрождению Античности.
Действовал куда более глубинный процесс, связанный с освобождением индивида от всех форм феодальной зависимости, что заставляло личность рассматривать себя как существо самоопределяющееся и самодостаточное. Поэтому одним из структурообразующих принципов ренессансной культуры становится антропоцентризм, понимаемый и как одна из главных ее ценностей. Именно в рамках культуры Возрождения произошло всеобъемлющее открытие человека. Этот процесс был тесно связан с формированием городской культуры, расцветом ремесла, с переходом от натурального хозяйства к интенсивным рыночным отношениям. Именно городская культура создает и новых людей. И как следствие этого - желание создать гармоничную общественную среду или «идеальный город». Так, великий архитектор Возрождения Л.-Б. Альберти (1404-1472) в знаменитом трактате «О зодчестве» попытался реализовать данную идею в проекте своего «идеального города». Красота этого города (которую Альберти трактовал не саму по себе, а только в связи с человеком) должна быть рационально продумана с точки зрения архитектурных сооружений и благоустроена для всех социальных слоев, начиная от богатых граждан и кончая бедными людьми. В таком идеальном городе должны быть созданы все условия для нравственного совершенствования личности и для ее творческой реализации. Подобным образом устроенная среда смогла бы сформировать и идеального человека, которого Альберти понимал как творчески активную и душевно спокойную, мудрую и величественную личность. Данный набор составляющих выразит то, что станет основой гуманистического возрожденческого идеала.
Однако сам европейский гуманизм XIV – XV вв. имел несколько иной смысл, чем тот, который мы вкладываем в него сегодня. Помимо чисто профессионального значения (т. е. связанного с изучением тех дисциплин, которые раскрывали традиции античной культуры), гуманизм как понятие включал и мировоззренческое содержание. Гуманисты (священники, юристы, купцы, ремесленники) были творцами новой системы знания. В центр этой системы встала проблема человека. Основная идея гуманизма и состояла в том, что реальный, земной и внутренне свободный человек был у гуманистов мерой всех вещей. «Человека по праву называют и считают великим чудом, живым существом, действительно достойным восхищения», - говорил в «Речи о достоинстве человека» Джованни Пико делла Мирандола (Эстетика Ренессанса. В 2-х тт. Т. 1. -М., 1981.- С. 248).
Безусловно, серьезное влияние на все аспекты жизни возрожденческой Европы оказывали христианские традиции. И все же в эпоху Ренессанса человечество перестало опираться только на небо. Оно дерзнуло задействовать свои собственные силы, а в качестве мировоззренческого фундамента выступила классическая древность. Самыми притягательными философскими учениями античности для возрожденцев стали платонизм и неоплатонизм. Правда, их античное содержание было переосмыслено и очищено от средневекового догматического влияния.
Возрожденческий гуманизм во многом подготовил Реформацию. Реформация – это мощное народное движение, направленное против католической церкви и приведшее к возникновению протестантизма, создавшему, в свою очередь, свою систему ценностей и этику, которые способствовали формированию западноевропейской буржуазии. Основоположником идей Реформации был немец Мартин Лютер (1483-1546), монах августинского монастыря. В 1517 году он выступил против римской католической церкви. Главная идея Лютера заключалась в том, что человек обретает спасение не благодаря церкви, а только при помощи веры, которая дарована ему непосредственно Богом. Позже, идеи Лютера были системно изложены Жаном Кальвином (1509-1564). Согласно Кальвину, в новом мире, где человеку многое неподвластно, его судьба заранее предопределена. Поэтому в своей жизни он может уповать исключительно только на Божью милость. Учение о предопределении Кальвина стало отражением раннебуржуазного восприятия жизни.
Величие культуры Ренессанса ярче всего проявилось в сфере искусства. Оно и стало главной ареной ее творческих достижений. Искусство раннего Возрождения полно неповторимого очарования. Живописец этого времени восхищается открывавшейся ему красотой и гармонией человека и природы. Он ощущает единство мира, умеет передать его монолитность и цельность. Вместе с тем он чувствует каждую отдельную деталь. Воспринимая жизнь возвышенно и поэтично, художник все время стремится научно обосновать свои наблюдения. Научное и художественное познание идут рука об руку. Художник как бы проверяет алгеброй гармонию. Искусство перестает быть анонимным. Художники по-прежнему входят в состав ремесленных цехов, но данная среда не порабощает личности творца. Художник исполнен профессиональной гордости.
Раньше всего возрожденческие черты проявились в итальянской архитектуре. Отличительной чертой многих построек этого периода является облицовка фасадов и интерьеров плитами разноцветного мрамора, а также широкое применение в декоративном оформлении деталей античного ордера колонн и пилястр. Эти античные мотивы производили сильное впечатление. Одна из самых значительных построек, выполненная в этом стиле - Флорентийский баптистерий.
В XIV веке начинает складываться тип богатого жилого дома - палаццио, для архитектуры которого были характерны четко обозначенные этажи, кладка из тесаного камня, симметричное расположение проемов в фасаде. О формирующейся архитектуре итальянского Возрождения можно сказать так: она берет алфавит готики, чтобы высказать итальянские мысли. Следует также заметить, что на почве Италии готика изменила свое лицо, став менее напряженной и более сдержанной.
Возрождение - это время создания станковой картины, то есть живописи независимой от архитектуры и не связанной с определенным местом и назначением. Правда, следует заметить, что вся живопись сохраняет внутреннюю структурную связь с архитектурой, но при этом не растворяясь в ней и не подчиняясь. Она вбирает ритм, пропорции и присущий архитектуре образ мироздания. Открытием живописи Возрождения стало овладение перспективой (то есть умением передать на плоскости иллюзию пространства, его глубину и расположение в нем предметов). Но перспектива в живописи - это не начертательная геометрия, а способ раскрытия образного содержания, поэтика искусства.
Возрождение - эпоха могучих и понятных всем гениев-титанов, обладавших ошеломляющим творческим напором и совершивших в науке и искусстве потрясающие открытия. Среди многих, особо следует отметить вклад в мировую культуру Данте Алигьери (1265-1321), Франческа Петрарки (1304-1374), Филиппе Брунелески (1377-1446), Донателло (1386-1466), Пико делла Мирандолы (1462-1494), Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеладжело Буонаротти (1475-1564), Рафаэля Санти (1483-1520).
Между тем, столь мощное утверждение человеческого «я» имело и свое негативное проявление. Речь идет о так называемой «обратной стороне титанизма», когда сила очень часто становилась основой права, лишенного всякой морали. Крылатая формула Никколо Макиавелли «Цель оправдывает средства» служила для многих своеобразным «оправданием» чудовищных преступлений того времени. И все же в человеческой памяти с понятием «Возрождение» связаны представления об огромном пласте культуры, которая определила дальнейшее развитие Европы. Именно в этот период зародилась идея единого европейского культурного пространства, столь сложно и неоднозначно реализуемая в наши дни.
Эпоха Возрождения стала периодом рождения трех величайших европейских стилей. Дадим краткую характеристику каждому из них.
Маньеризм (от итал. maniera - манера, стиль) стилевое направление в западноевропейском искусстве XVI века на переходном этапе от Возрождения к барокко. Первоначально термином «маньеризм» обозначали тенденцию живописцев данного исторического периода копировать лишь «манеру» мастеров Высокого Возрождения, не учитывая присущую им глубину содержания произведений искусства. Во второй половине XVI века маньеризм перестал отождествляться с примитивной стилизацией, стал восприниматься как самостоятельное художественное явление и был провозглашен господствующим направлением в придворном искусстве Италии.
В творчестве маньеристов отразилось их субъективное восприятие неустойчивости, трагической противоречивости мира, беззащитности человека, находящегося во власти непознаваемых сил. Созданные ими художественные образы в большинстве своем отличаются внутренней хрупкостью, опустошенностью и холодностью. Для произведений маньеристов характерны крайне удлиненные пропорции фигур, деформация, причудливо извивающиеся линии, неустойчивые сложные позы, резкие столкновения света и тени, контраст цветов, беспокойные ритмы.
В Италии представителями маньеризма были живописцы А. Бронзино, Ф. Пармиджанино, архитектор и живописец Д. Вазари, скульптор и ювелир Б. Челлини, архитекторы Б. Амманати, П. Лигорио. К началу XVII века маньеризм оказал влияние на живопись и поэзию Франции, Испании, Нидерландов. Так, черты маньеризма ощущаются в творчестве испанского художника Эль Грека. В теории - маньеризм опирался на идеи неоплатонизма, воссоздававшие средневековую схоластику, астрологию, символику чисел. Маньеризм открыл дорогу одному из главных направлений XVII века - барокко и способствовал появлению новой художественной эпохи в Европе - классицизму.
Барокко (итал. barocco - странный, причудливый; португ. beroba barocco - жемчужина неправильной формы) - направление в европейской дворянско-церковной культуре середины XVI в. (Италия, Испания) - середины XVIII века (Венгрия, славянские страны). Появление барокко связано со значительными переменами в культуре Ренессанса. С одной стороны Возрождение перестало быть только итальянским феноменом, получив общеевропейский статус. С другой стороны, в Европе появилось многоликое движение – контрреформация, стремившееся если не повернуть историю вспять, то хотя бы приостановить ее поступательное движение. Верно также и то, что феномен барокко был бы невозможен без интеллектуальной революции XVII века, связанной с именами Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница.
Барокко - это и стиль в европейском искусстве XVII-XVIII вв., отмеченный вычурным, усложненным художественно-образным мышлением. Барокко присуща потребность в утрировании. С барокко связываются представления о сознательно преувеличенном, намеренно импозантном, заведомо фиктивном. Формы барокко были и остаются, в полном смысле этого слова, «формами искусства», т. е. искусственными формами. Литературу барокко отличает пристрастие к гиперболам, сложному метафоризму и аллегории. В живописи барокко ощущается состояние напряжения, экзальтации, повышенного драматизма. Основными признаками данного стиля в архитектуре были подчеркнутая монументальность, представительность, преобладание сложных криволинейных форм при определении планов и фасадов сооружений. Использование стилевых особенностей барокко способствовало взаимодействию различных видов и жанров искусства, а также развитию новых - оперы и балета.
Культурно-эстетические концепции барокко (наиболее успешно разработанные итальянцем Э. Тезауро и испанцем Б. Грасиан-и-Моралес) не отвергали великих идей Ренессанса. Наоборот, они обостряли интерес к человеческой личности, мятущейся в тисках неразрешимых религиозных и этических противоречий, что говорит о «трагическом гуманизме» барокко. В мировой художественной культуре традиции барокко представлены поэзией Т. Тассо, М. Ломоносова, Г. Державина, трагедиями П. Кальдерона, архитектурными сооружениями Л. Бернини, Г. Гвардини, В. Растрелли, портретами П. П. Рубенса, музыкой А. Вивальди, Д. Фрескобальди, И. С. Баха.
Рококо (от франц. rocaille - раковина, узор из камней и раковин) -западноевропейский художественный стиль, который был наиболее утонченной и облегченной формой искусства барокко. Рококо возникло и достигло расцвета в 20-40-е гг. XVIII в. во Франции и стало украшением праздной жизни беспечной, изнеженной дворянской знати, предметом ее эстетического наслаждения. Чуткое к изящному искусству рококо проникнуто игривостью и остроумием, в нем находили отражение эпикурейство, вольнодумство и легкомыслие, ставшие модой высшего общества.
Рококо получил свое распространение в архитектуре, живописи, скульптуре, ювелирных изделиях, резьбе, керамике. Архитектура рококо - это городской дом, небольшой особняк французской аристократии, утопавший в зелени садов. В особняках рококо и наружный объем и внутреннее пространство создавались в соответствии с требованиями комфорта. Интерьеры строений рококо поражают безудержной роскошью, ювелирной тонкостью отделки. Светлый камень приглушенных тонов, нежно розовые, голубые и белые шпалеры, изящные резные панели усиливают впечатление легкости и жизнерадостности. Живопись рококо тесно связана с интерьером дома, получила развитие в декоративных и станковых камерных формах. В росписях плафонов, стен, в рисунках гобеленов преобладают пейзажи, мифологические и современные тому периоду галантные темы, пасторальный жанр, идеализированный портрет - изображающий модель в образе мифологического героя. Художникам рококо были присущи тонкая культура цвета, умение строить композицию декоративными пятнами. Достижение общей легкости подчеркивалось светлой палитрой, предпочтением блеклых, серебристо-голубых, золотистых и розовых оттенков.
В стиле рококо работали архитекторы Ж. Оппенор, Ж. Мейсонье, живописцы А. Ватто, Ф. Буше, фарфоровые заводы в городах Севр (Франция), Мейсен (Германия), Петербург (Императорский фарфоровый завод). Вплоть до середины XIX века стиль рококо называли «стилем Людовика XV», а понятие «рококо» впервые использовали в своих теоретических трудах швейцарский культуролог Я. Буркхард и его ученики.
Развитие искусства в Италии |
История готической архитектуры кончается в XV в. Это история наиболее поразительной логической последовательности в области искусства. От возникновения до последнего момента своего существования готика преследовала одну цель — облегчить массы. Она начала с того, что и в инертном теле сводов выделила рабочий каркас. Когда же завершилось развитие готической архитектуры, здание представляло собой настоящий каркас с заполнением. Пределы легкости были достигнуты, все выводы исчерпаны; надо было или остановиться на этом или ввести какой-нибудь новый принцип. Сложность достигла пределов возможного, — обновить искусство мог только возврат к простым формам. Примечание: Шуази дает одностороннее объяснение смены архитектурных стилей. На самом деле основной причиной возникновения и быстрого расцвета зодчества Возрождения послужили развитие буржуазии в эпоху первоначального накопления и новая идеология флорентийской буржуазии конца XIV и начала XV в., сменившая собой идеологию городских ремесленников-купцов предыдущего периода и идеологию феодалов. Ренессанс начинает именно с этого возврата к простым формам. А так как новые типы архитектуры не рождаются сразу, ренессанс заимствует основные архитектурные элементы у античности: античные ордера становятся обязательной темой новой архитектуры. Примечание: В современном искусствознании этот вопрос решается иначе. Главное отличие архитектуры раннего ренессанса от зодчества Древнего Рима заключается в том, что архитектура ренессанса оперирует главным образом внутренними пространствами, прекрасно расчлененными и оформленными, в то время как древнеримская архитектура пластична и оформляет главным образом массивные части зданий, которые, даже в таких больших помещениях, как Пантеон в Риме, господствуют над внутренним пространством. Пространственность архитектуры ренессанса строится на достижениях готической архитектуры. Одной из лучших новейших работ по архитектуре ренессанса является книга Н . Wi11iсh и P. Zucker, Die Baukunst der Renaissance in Italien, I и II (из серии «Handbuch der Kunstwissenschaft», под ред. F. Burger и A. Brinckmann), где сопоставлены основные выводы новых исследований и приведена литература. Очень ясное и принципиальное изложение истории архитектуры ренессанса дает P. FrankI, Die Architektur der Renaissance (из серии «Aus Natur und Geisteswelt»). Cp. чисто фактический и внешний обзор — М.Фарбман, Архитектура итальянского ренессанса, Петербург 1914. Очень ценный историко-культурный материал содержит работа К. Frey, Gotik und Renaissance, 1930. Ср. I. Huizinga, Das Problem der Renaissance в его сборнике «Wege der Kulturgeschichte», 1931.
|