Цвет как декоративное средство композиции
Художественное произведение задумывается автором с какой-то главной задачей, ей обычно служат все изобразительные средства. Задача эта индивидуальна в каждой картине. Мы чуть-чуть формализуем процесс и выделим некоторые задачи по техническим приемам: передача пространства; выделение цветом; объединение цветом; уравновешивание; статичность, монументальность; передача движения, динамичность; яркость, цветность; материальность; эмоциональная выразительность.
Передача пространства
«Воздушная перспектива (от лат. perspicio — ясно вижу) - чем дальше предмет находится от наблюдателя, тем слабее выявляется объем предмета — и свет, и тени сближаются друг с другом по цвету. В пейзаже дальний план из-за маскирующего рассеивания света приобретает голубоватые или серовато-сиреневые оттенки, что, возможно, психологически объясняет иллюзию удаленности голубых тонов. Но дело не только в холодности дальних планов. Эффект пространства может быть передан и теплыми красками, если вдали будет закатное небо и удаляющиеся предметы как бы растворятся в золотистых тонах неба. Ближние предметы изображаются контрастно и цветно, с удалением в глубину уменьшаются четкость и разноцветность, чаще всего в сторону обобщения холодных тонов, хотя в некоторых случаях можно обобщать и теплые тона (пример заката)» [5; 9].
Выделение цветом
Это типичный колорит с цветовым акцентом. Здесь не обязательно согласование с задачами передачи пространства, но во многих случаях именно выделение цветом помогает усилить ощущение пространственной глубины картины. Контраст может строиться цветовым тоном, светлотой, насыщенностью. Колорит с цветовым акцентом отличается от монохромного или полихромного колорита своеобразным ритмом цветовых пятен.
Объединение цветом
В монохромии объединение цветом происходит автоматически. Если картина имеет большое количество мелких деталей, то объединять тогда приходится или все поле композиции, или отдельные предметы, используя в первую очередь тон и насыщенность.
Этот композиционный прием чаще все и приводит к колориту теплому или холодному, нейтрально-серебристому или огненно-горячему, т. е. к бесконечному ряду.
Уравновешивание
Уравновешивание цветом композиции, что приводит к гармонии общего колорита работы.
Статичность, монументальность
Психология цвета предпочитает в свойстве неподвижности и тяжести темно-коричневый цвет и его оттенки, а из других цветов этому свойству отвечают неяркие, темные, сложные тона.
Передача движения, динамичность
Ассоциация с движением появляется при наличии контрастных цветов, при фактурной, неспокойной, негладкой композиции. Свободное расположение мотивов, столкновение больших и малых пятен, их диагональное решение — эти классические приемы в общем случае обеспечивают динамику изображения. Не меньшее значение имеет открытость, незамкнутость композиции. Изображение, стремящееся уйти за пределы поля, направляет взгляд вслед предметам, заставляет домысливать пространственную структуру, что создает динамику.
При динамике светлота палитры может быть любой, спектральность или ахроматичность красок тоже не очень влияют на динамичность, но есть одно обстоятельство, «останавливающее» движение: сильный цветовой акцент. Это случается, конечно, не всегда, но чаще всего при передаче движения цветовой акцент мешает, он стягивает композицию к себе, замыкает ее вокруг себя. Если в картине нежелательна остановка и в то же время необходим цветовой акцент, обычно применяется простое действие: в поле изображения заставляют вспыхивать еще несколько небольших цветовых акцентов, что как бы рассыпает цвет в пространстве. Чем интереснее ритм контрастных по цвету и свету пятен, тем больше возможности создать динамику в работе.
Яркость, цветность
Эжен Делакруа, глава романтической школы в живописи, Делакруа нашел главный принцип светотени: свет и тень лежат по разные стороны цветового круга, т. е. передаются дополнительными (противоположными) цветами.
Освещенная солнцем сторона — бело-желтая, тени — холодные сине-фиолетовые; освещенная (в комнате от окна) сторона — холодно-голубая, тени — теплые и горячие. Если к этому контрасту добавить и рефлексы, т. е. отраженный от соседних поверхностей цвет, получится богатая многоцветная палитра с сильной контрастностью и энергией. Этот закон контраста применим и в декоративной живописи.
Материальность
С точки зрения цветопередачи общая закономерность передачи фактуры такова: в матовых и фактурных поверхностях наибольшее значение имеет локальный, собственный цвет предмета. Для точной ее передачи прежде всего необходимо провести сравнительный анализ всех фактур. В декоративной композиции используется стилизация форм, разбивка по частям, по освещенным участкам предмета, способствующая декоративной передаче материальности.
Эмоциональная выразительность
Ассоциативность цвета тесно связана с психологическими аспектами, рассмотренными ранее, но как средство композиции цвет значительно расширяет свои возможности, давая художнику богатую шкалу тонких оттенков настроения.