Франк Яна. Муза и чудовище: как организовать творческий труд

Франк Яна. Муза и чудовище: как организовать творческий труд

Людям творческим трудно использовать традиционные приемы тайм–

менеджмента, но без порядка в делах и им не обойтись. Эта книга предназначена именно

для того, чтобы они могли организовать свой труд самым эффективным и притом не

скучным образом.

Представители творческих профессий часто воспитываются в художественной

среде, где курсируют разнообразные мифы и легенды, связанные с беспорядком и

отсутствием организации. Многих учат, что настоящее творчество живет бок о бок с

хаосом, а шедевры являются результатом приступов вдохновения, сметающих все на

своем пути. Если гений не бросает еду, сон и семью в процессе создания великого

творения, творение не признается великим.

В детстве н много слышала о том, что художник – безумный, беспорядочный

человек. Такова его природа: он спит днем, работает ночью, гробит свое здоровье,

сгорая ради Великого. Его привлекают исключительно духовные ценности,

интересоваться такими мещанскими глупостями, как чистота, порядок и деньги – ниже

его достоинства. Он приносит удобство в жертву порыву. Устроиться поудобнее

означает умереть душой, преодоление трудностей – путь к настоящему Духовному

Росту. Тяги к порядку, желания уйти спать пораньше или променять лишний вечер в

веселой компании на полезную рутину было принято стыдиться.

Абсолютное большинство творческих личностей в моем окружении всю жизнь

ничего не успевали и жили в окружении хаоса. Они лишь делились на тех, кто жалуется

на подобное положение вещей, и тех, кто считает его нормальным или даже гордится

своей свободой. Про многих из них после 15–20 лет такой жизни говорилк у него был

большой потенциал, он мог бы достичь большего.

Иных со временем скрутили супруги и обстоятельcтва. Они вынужденно начали

отдавать силы и время быту, но нехотя и из–под палки. Постоянное противостояние

отбило у них большую часть вдохновения, нелюбимые дела тянулись и превращались в

непреодолимые горы, и со временем они во всем этом погрязли, став малоактивными и

несчастными людьми. Только единицы сумели организовать свой быт и труд. нашли

способ успеть все что нужно и не потерять вдохновение. В студенческие годы их обычно

дразнили или презирали за чрезмерную правильность, позже восхищались и завидовали.

Трагедию настоящего художника я знаю наизусть со школьного возраста: начальство и

семья постоянно наступают на горло песне, не давал развернуться. Творческий человек

не может творить по часам, выдавать гениальные идеи по заказу, ежедневно быть в

одинаково продуктивном настроении и гореть равномерным огнем восемь часов в сутки,

от звонка и до звонка.

Глава 3. Во всем виноват сон?

Чтобы регулярно высыпаться за три–четыре часа в сутки, нужно быть очень

дисциплинированным и выполнять множество правил! Любое отступление может

привести к нарушениям сна или серьезным психическим расстройствам, но главное – в

абсолютном большинстве случаев в этом нет никакой необходимости!

Глава 6. Список рутин

Целый ряд заданий, отрабатываемых в стихийном порядке и с большой затратой

сил, МОЖНО превратить в рутинные, что сэкономит много сил и времени.

Превратившись в так называемую

механическую привычку, действие начинает отрабатываться человеком в другом

режиме – без участия эмоций и с минимальной тратой сил, чтобы выполнение задачи

стало рутинным, нужно совершать его регулярно, примерно в одно и то же время. Чем

больше повторяющихся элементов связано с действием, тем быстрее оно станет

привычным. Считается, что задача, отрабатываемая ежедневно, становится

Рутиной через 20 дней.

С другой стороны, очень кстати освободиться от эмоций на время выполнения

малоприятных, скучных задач: наведения порядка, подготовки почты к отправке,

ведения документации и составления отчетов о работе.

Все дела, которые выполняются почти незаметно, когда их мало, но превращаются

в большую неприятность, если скапливаются, годятся на роль рутины. Здесь на первом

месте должны стоять вещи, невыполнение которых стоит денег: оплата счетов,

подписание и расторжение контрактов.

Некоторые виды творческой работы проще и приятнее проделывать, если отделить

от них рутину.

Телефонные разговоры.

К заданиям такого рода стоит присматриваться с особым вниманием. Прежде чем

взяться за дело и внести его в список важных мелочей, стоит на минуту представить, что

нужно для его выполнения. Если для моментальной реализации плана все есть и дело

можно провернуть за 15 минут или меньше – это действительно мелочь. Если же для

ряда этапов не выполнены какие–то условия, нужно что–то найти, узнать, освободить

место, выполнить другую сложную операцию – задаче место в списке больших заданий.

Есть третий вариант – некоторые «мелочи» не совсем таковыми являются, но

легко разбиваются на два–три по–настоящему незначительных задания.

Глава 11 Список больших планов

К большим планам я причисляю все, что нельзя провернуть за 15 минут без

дополнительных приготовлений. У большинства творческих личностей много разных

проектов, львиная доля которых требует много времени, сил и специальных условий.

Супервизор попросил меня оценить, сколько времени могло бы уйти на тот или иной проект, и вынес приговор: сделать все это одновременно не получится!

На такой ответ я не рассчитывала! Все перечисленные вещи делали меня

счастливой, я хотела заниматься ими сейчас. Особенно в свете того, что я ощутила,

насколько короткой может быть жизнь, но мой план не сходился и не мог сойтись.

Перечисляя свои мечты, я надеялась, что мне выдадут какой-нибудь рецепт, как

расставить все эти дела в ряд, делать по кусочку, параллельно или по очереди, и когда-

нибудь свернуть все эти горы, но супервизор был непреклонен. Объективно я была в

состоянии делать что–либо два–три часа в сутки, и в эти часы нельзя было уложить

двадцать дел. Также было глупо разделять список на 7 х 3 разных дел и каждый день по

часу заниматься тремя вещами из списка. Для большинства серьезных проектов этого

мало, нельзя заниматься чем–то час в неделю.

Вердикт был ужасающим: я должна была попрощаться с частью моего списка! Я

пыталась ухватиться за какую-нибудь соломинку, предложила разделить дела на более и

менее важные и составить план, чтобы как-то отработать их все в течение года, но

никакого года не получалось. При моих возможностях многие монументальные проекты

заняли бы от шести до восьми месяцев, и все вместе едва уложилось бы в пятилетку, но

на пятилетку был не согласен супервизор. Он сказал, что отложить проект на пять лет –

то же самое, что попрощаться с ним.

Очень вероятно, что по прошествии такого срока делом заниматься расхочется

либо оно потеряет свою актуальность. Даже если идея настолько хороша, что способна

пережить пять лет ожидания, не стоит думать о ней все это время – это вpeдит

внутреннему равновесию. Нужно решить. чем я буду заниматься сейчас, и все остальные

мечты отодвинуть в сторону.

Увидев перед собой пять проектов вместо двадцати, я с легкостыо представила себе, как я сделаю мало, но хорошо, и мое настроение улучшилось.

Франк Яна. Муза и чудовище: как организовать творческий труд

Людям творческим трудно использовать традиционные приемы тайм–

менеджмента, но без порядка в делах и им не обойтись. Эта книга предназначена именно

для того, чтобы они могли организовать свой труд самым эффективным и притом не

скучным образом.

Представители творческих профессий часто воспитываются в художественной

среде, где курсируют разнообразные мифы и легенды, связанные с беспорядком и

отсутствием организации. Многих учат, что настоящее творчество живет бок о бок с

хаосом, а шедевры являются результатом приступов вдохновения, сметающих все на

своем пути. Если гений не бросает еду, сон и семью в процессе создания великого

творения, творение не признается великим.

В детстве н много слышала о том, что художник – безумный, беспорядочный

человек. Такова его природа: он спит днем, работает ночью, гробит свое здоровье,

сгорая ради Великого. Его привлекают исключительно духовные ценности,

интересоваться такими мещанскими глупостями, как чистота, порядок и деньги – ниже

его достоинства. Он приносит удобство в жертву порыву. Устроиться поудобнее

означает умереть душой, преодоление трудностей – путь к настоящему Духовному

Росту. Тяги к порядку, желания уйти спать пораньше или променять лишний вечер в

веселой компании на полезную рутину было принято стыдиться.

Абсолютное большинство творческих личностей в моем окружении всю жизнь

ничего не успевали и жили в окружении хаоса. Они лишь делились на тех, кто жалуется

на подобное положение вещей, и тех, кто считает его нормальным или даже гордится

своей свободой. Про многих из них после 15–20 лет такой жизни говорилк у него был

большой потенциал, он мог бы достичь большего.

Иных со временем скрутили супруги и обстоятельcтва. Они вынужденно начали

отдавать силы и время быту, но нехотя и из–под палки. Постоянное противостояние

отбило у них большую часть вдохновения, нелюбимые дела тянулись и превращались в

непреодолимые горы, и со временем они во всем этом погрязли, став малоактивными и

несчастными людьми. Только единицы сумели организовать свой быт и труд. нашли

способ успеть все что нужно и не потерять вдохновение. В студенческие годы их обычно

дразнили или презирали за чрезмерную правильность, позже восхищались и завидовали.

Трагедию настоящего художника я знаю наизусть со школьного возраста: начальство и

семья постоянно наступают на горло песне, не давал развернуться. Творческий человек

не может творить по часам, выдавать гениальные идеи по заказу, ежедневно быть в

одинаково продуктивном настроении и гореть равномерным огнем восемь часов в сутки,

от звонка и до звонка.

Наши рекомендации