Франк Яна. Муза и чудовище: как организовать творческий труд
Франк Яна. Муза и чудовище: как организовать творческий труд
Людям творческим трудно использовать традиционные приемы тайм–
менеджмента, но без порядка в делах и им не обойтись. Эта книга предназначена именно
для того, чтобы они могли организовать свой труд самым эффективным и притом не
скучным образом.
Представители творческих профессий часто воспитываются в художественной
среде, где курсируют разнообразные мифы и легенды, связанные с беспорядком и
отсутствием организации. Многих учат, что настоящее творчество живет бок о бок с
хаосом, а шедевры являются результатом приступов вдохновения, сметающих все на
своем пути. Если гений не бросает еду, сон и семью в процессе создания великого
творения, творение не признается великим.
В детстве н много слышала о том, что художник – безумный, беспорядочный
человек. Такова его природа: он спит днем, работает ночью, гробит свое здоровье,
сгорая ради Великого. Его привлекают исключительно духовные ценности,
интересоваться такими мещанскими глупостями, как чистота, порядок и деньги – ниже
его достоинства. Он приносит удобство в жертву порыву. Устроиться поудобнее
означает умереть душой, преодоление трудностей – путь к настоящему Духовному
Росту. Тяги к порядку, желания уйти спать пораньше или променять лишний вечер в
веселой компании на полезную рутину было принято стыдиться.
Абсолютное большинство творческих личностей в моем окружении всю жизнь
ничего не успевали и жили в окружении хаоса. Они лишь делились на тех, кто жалуется
на подобное положение вещей, и тех, кто считает его нормальным или даже гордится
своей свободой. Про многих из них после 15–20 лет такой жизни говорилк у него был
большой потенциал, он мог бы достичь большего.
Иных со временем скрутили супруги и обстоятельcтва. Они вынужденно начали
отдавать силы и время быту, но нехотя и из–под палки. Постоянное противостояние
отбило у них большую часть вдохновения, нелюбимые дела тянулись и превращались в
непреодолимые горы, и со временем они во всем этом погрязли, став малоактивными и
несчастными людьми. Только единицы сумели организовать свой быт и труд. нашли
способ успеть все что нужно и не потерять вдохновение. В студенческие годы их обычно
дразнили или презирали за чрезмерную правильность, позже восхищались и завидовали.
Трагедию настоящего художника я знаю наизусть со школьного возраста: начальство и
семья постоянно наступают на горло песне, не давал развернуться. Творческий человек
не может творить по часам, выдавать гениальные идеи по заказу, ежедневно быть в
одинаково продуктивном настроении и гореть равномерным огнем восемь часов в сутки,
от звонка и до звонка.
Глава 3. Во всем виноват сон?
Чтобы регулярно высыпаться за три–четыре часа в сутки, нужно быть очень
дисциплинированным и выполнять множество правил! Любое отступление может
привести к нарушениям сна или серьезным психическим расстройствам, но главное – в
абсолютном большинстве случаев в этом нет никакой необходимости!
Глава 6. Список рутин
Целый ряд заданий, отрабатываемых в стихийном порядке и с большой затратой
сил, МОЖНО превратить в рутинные, что сэкономит много сил и времени.
Превратившись в так называемую
механическую привычку, действие начинает отрабатываться человеком в другом
режиме – без участия эмоций и с минимальной тратой сил, чтобы выполнение задачи
стало рутинным, нужно совершать его регулярно, примерно в одно и то же время. Чем
больше повторяющихся элементов связано с действием, тем быстрее оно станет
привычным. Считается, что задача, отрабатываемая ежедневно, становится
Рутиной через 20 дней.
С другой стороны, очень кстати освободиться от эмоций на время выполнения
малоприятных, скучных задач: наведения порядка, подготовки почты к отправке,
ведения документации и составления отчетов о работе.
Все дела, которые выполняются почти незаметно, когда их мало, но превращаются
в большую неприятность, если скапливаются, годятся на роль рутины. Здесь на первом
месте должны стоять вещи, невыполнение которых стоит денег: оплата счетов,
подписание и расторжение контрактов.
Некоторые виды творческой работы проще и приятнее проделывать, если отделить
от них рутину.
Телефонные разговоры.
К заданиям такого рода стоит присматриваться с особым вниманием. Прежде чем
взяться за дело и внести его в список важных мелочей, стоит на минуту представить, что
нужно для его выполнения. Если для моментальной реализации плана все есть и дело
можно провернуть за 15 минут или меньше – это действительно мелочь. Если же для
ряда этапов не выполнены какие–то условия, нужно что–то найти, узнать, освободить
место, выполнить другую сложную операцию – задаче место в списке больших заданий.
Есть третий вариант – некоторые «мелочи» не совсем таковыми являются, но
легко разбиваются на два–три по–настоящему незначительных задания.
Глава 11 Список больших планов
К большим планам я причисляю все, что нельзя провернуть за 15 минут без
дополнительных приготовлений. У большинства творческих личностей много разных
проектов, львиная доля которых требует много времени, сил и специальных условий.
Супервизор попросил меня оценить, сколько времени могло бы уйти на тот или иной проект, и вынес приговор: сделать все это одновременно не получится!
На такой ответ я не рассчитывала! Все перечисленные вещи делали меня
счастливой, я хотела заниматься ими сейчас. Особенно в свете того, что я ощутила,
насколько короткой может быть жизнь, но мой план не сходился и не мог сойтись.
Перечисляя свои мечты, я надеялась, что мне выдадут какой-нибудь рецепт, как
расставить все эти дела в ряд, делать по кусочку, параллельно или по очереди, и когда-
нибудь свернуть все эти горы, но супервизор был непреклонен. Объективно я была в
состоянии делать что–либо два–три часа в сутки, и в эти часы нельзя было уложить
двадцать дел. Также было глупо разделять список на 7 х 3 разных дел и каждый день по
часу заниматься тремя вещами из списка. Для большинства серьезных проектов этого
мало, нельзя заниматься чем–то час в неделю.
Вердикт был ужасающим: я должна была попрощаться с частью моего списка! Я
пыталась ухватиться за какую-нибудь соломинку, предложила разделить дела на более и
менее важные и составить план, чтобы как-то отработать их все в течение года, но
никакого года не получалось. При моих возможностях многие монументальные проекты
заняли бы от шести до восьми месяцев, и все вместе едва уложилось бы в пятилетку, но
на пятилетку был не согласен супервизор. Он сказал, что отложить проект на пять лет –
то же самое, что попрощаться с ним.
Очень вероятно, что по прошествии такого срока делом заниматься расхочется
либо оно потеряет свою актуальность. Даже если идея настолько хороша, что способна
пережить пять лет ожидания, не стоит думать о ней все это время – это вpeдит
внутреннему равновесию. Нужно решить. чем я буду заниматься сейчас, и все остальные
мечты отодвинуть в сторону.
Увидев перед собой пять проектов вместо двадцати, я с легкостыо представила себе, как я сделаю мало, но хорошо, и мое настроение улучшилось.
Франк Яна. Муза и чудовище: как организовать творческий труд
Людям творческим трудно использовать традиционные приемы тайм–
менеджмента, но без порядка в делах и им не обойтись. Эта книга предназначена именно
для того, чтобы они могли организовать свой труд самым эффективным и притом не
скучным образом.
Представители творческих профессий часто воспитываются в художественной
среде, где курсируют разнообразные мифы и легенды, связанные с беспорядком и
отсутствием организации. Многих учат, что настоящее творчество живет бок о бок с
хаосом, а шедевры являются результатом приступов вдохновения, сметающих все на
своем пути. Если гений не бросает еду, сон и семью в процессе создания великого
творения, творение не признается великим.
В детстве н много слышала о том, что художник – безумный, беспорядочный
человек. Такова его природа: он спит днем, работает ночью, гробит свое здоровье,
сгорая ради Великого. Его привлекают исключительно духовные ценности,
интересоваться такими мещанскими глупостями, как чистота, порядок и деньги – ниже
его достоинства. Он приносит удобство в жертву порыву. Устроиться поудобнее
означает умереть душой, преодоление трудностей – путь к настоящему Духовному
Росту. Тяги к порядку, желания уйти спать пораньше или променять лишний вечер в
веселой компании на полезную рутину было принято стыдиться.
Абсолютное большинство творческих личностей в моем окружении всю жизнь
ничего не успевали и жили в окружении хаоса. Они лишь делились на тех, кто жалуется
на подобное положение вещей, и тех, кто считает его нормальным или даже гордится
своей свободой. Про многих из них после 15–20 лет такой жизни говорилк у него был
большой потенциал, он мог бы достичь большего.
Иных со временем скрутили супруги и обстоятельcтва. Они вынужденно начали
отдавать силы и время быту, но нехотя и из–под палки. Постоянное противостояние
отбило у них большую часть вдохновения, нелюбимые дела тянулись и превращались в
непреодолимые горы, и со временем они во всем этом погрязли, став малоактивными и
несчастными людьми. Только единицы сумели организовать свой быт и труд. нашли
способ успеть все что нужно и не потерять вдохновение. В студенческие годы их обычно
дразнили или презирали за чрезмерную правильность, позже восхищались и завидовали.
Трагедию настоящего художника я знаю наизусть со школьного возраста: начальство и
семья постоянно наступают на горло песне, не давал развернуться. Творческий человек
не может творить по часам, выдавать гениальные идеи по заказу, ежедневно быть в
одинаково продуктивном настроении и гореть равномерным огнем восемь часов в сутки,
от звонка и до звонка.