Несколько философско-эстетических «взглядов» на феномен искусство.
Э с т е т и к а
фамилия, имя/дата | 09.02 | 09.02 | 16.02 | 01.03 | 05.04 | 12.04 | 19.04 | 26.04 | |
1. Уткина Тамара | + | + | |||||||
2. Орлова Елизавета | + | + | + | + | |||||
3. Расторгуев Герман | + | ||||||||
4. Кокорева Ксения (староста) | + | ||||||||
5. Алексеенкова Любовь | + 8 | + | + | + | |||||
6. Тюрина Анастасия | + | + | + | ||||||
Фамилия, имя/дата | |||||||||
1. Вопрос. Место предмета «Эстетика» в системе гуманитарного и философского знания?
- в гуманитарное знание входят такие направления как: история, социология, философия, экономика….. и др.
2. Подвопрос. В состав какого из вышеперечисленных знаний может входить (или входит) «Эстетика» и почему?
Ответ: видимо это будет философия. Потому что структура философского знания включает в себяследующие категории( направления);
- онтология ( включает все естественно-научные знания астрономия, математика, физика, химия, биология и др.);
- гносеология –учение о процессе познания в области гуманитарных, общественных наук, культуре, искусстве (музыкальном в том числе);
- диалектика – учение о связях и взаимосвязях в науке, общественной практике и т.п.
- социальная философия – учение об обществе, закономерностях общественного бытия;
- философская антропология – учение о человеке;
этика – учение о морали, нравственности, о нравственных воззрениях учителей человечества (Конфуция, Будды, Моисея, Иисуса Христа, Мухаммеда), а также Сократа, Эпикура, Канта, Ницше, Толстого и Швейцера), категориях морали – добро, зло, идеал, добродетель и порок, счастье, честность, порядочность и др.; не следует забывать что практической частью этики является этикет.
эстетика –учение о формах творчества……..?
- логика – учение о законах правильного мышления;
- история философии
- философия культуры
- философия частных вопросов: философия бизнеса, философия экономики, философия медицины, философия искусства, музыки в том числе.
Как бы в заключении следует иметь в виду, что «Эстетика» является частью или направлением философского знания. А это значит что эстетика философская область знания. Видимо уместно вспомнить и еще один фактор, а именно. Например, что изучает философия. Вспомним. Что философия занимается осмыслением трех направлений познания: природы, общества и человека через или с помощью вышеперечисленных категорий (онтология, гносеология…,этика, эстетика и др.).
2. А чем же занимается «Эстетика»?
Она занимается также как и философия, осмыслением природы, общества и человекано, не с помощью – онтологии, гносеологии, диалектики, социальной философии, логики, этики, эстетики, истории философии, философии культуры, прикладных направлений философия экономики, бизнеса и др, а с посредством своего языка, а точнее категорий – эстетическое, красота, прекрасное, возвышенное, безобразное, игра, трагическое, комическое, ирония, искусство (обратите внимание – искусство, причем все жанры (виды), включая музыкальное).
43Что общего и в чем отличие эстетики от философии или философии от эстетики?
- общее состоит в том что оба эти направления части гуманитарного знания, а точнее философского;
- общее состоит ещ1 в том, что оба эти направления занимаются осмыслениемприроды, общества и человека каждая через свои категории. А именно:
а) философия: через свои категории, «свой язык» – онтология, гносеология, -диале
ктика, социальная философия, философская антропология,
этика, эстетика, логика,история философии,философия культуры,философия
частных вопросов (философия музыки в том числе).
б) эстетика: через свои категории, «свой язык» -эстетическое, красота, прекрасное, возвышенное, безобразное, игра, трагическое, комическое, ирония, искусство (обратите внимание – искусство, причем все жанры (виды), включая
музыкальное).
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Место предмета «Эстетика» в структуре философского знания?
2. В состав какого гуманитарного знания т входит «Эстетика»?
3. Чем же занимается «Эстетика»?
4. Что общего и в чем отличие эстетики от философии или философии от эстетики?
Литература:
Бычков В.В. Эстетика. Учебник., М.: Гардарики, 2002. – Введение – с.11-12..
Добавил к материалу – о понятии культура – круг, и проспект индивидуально-искусствоведческо-художественного роста по эпохам.
След занятие – одна пара. Присутствовала Алексеенкова Люба, выполняла и коментировала ответы на пять вопросов. В целом оценена ее работа на – 8 баллов.
К вопросу о понятии «Эстетика». Или что можно вкладывать в это понятие?
Эстетика – на самом деле т.е. фактически не наука (и не только потому, что она не оперирует цифрами, формулами как математика, физика, астрономия и т.п.), а еще и потому что ее предмет не поддается всестороннему только рациональному осмыслению и вербальному описании. В данном случае здесь уровень более высокий. В этом смысле эстетика – это особая форма бытия-сознания; некоторое специфическое духовное поле (В.В. Бычков), в котором человек обретает одну из форм бытия, и более того причастности к этому духовному полю. Эстетика помогает осознать с помощью этого духовного поля значимость самой духовной материи (субстанции) для него лично, для его жизни и, конечно, в безбрежном океане Универсума в целом. Существенную часть этого же поля-бытия представляет и искусство как деятельность, как результат деятельности сознания, как сфера эстетики и эстетического опыта. В связи с этим и искусство (как и другие категории эстетики) являются основным объектом «поля» самой эстетики.
Не менее интересно и другое представление об эстетике. А именно: эстетика – это наука о гармонии человека с универсумом. В данном случае речь идет о трех компонентах данной «формулировки». А именно. Что такое человек, что такое Универсум и что такое гармония. Любому мыслящему человеку понятно, что понятие человек и Универсум это реальные и существующие копмоненты. Ясно что человек – часть Универсума, и от того как он т.е. человек взаимодействует с Универсуме, а Универсум с человеком зависят их позитивные и негативные (особенно для человека) контакты. Так вот позитивный контакт между ними, максимально благоприятный для бытия того и другого (человека и Универсума), можно представить как гармонию, или позитивный эстетический опыт. Этим и занималась человеческая мысль с глубокой древности, а начиная с ХVIIIв. получила направленность эстетического, а точнееназвание эстетика и, которая сегодня еще сама пребывает в стадии становления. А тем более сегодня: если человек не сумеет пойти по оптимальному контакту с Универсумом, не сбалансирует гармоническое и дисгармоническое во взаимоотношениях с Универсумом, то прежде всего сам окажется перед реальной угрозой уничтожения, исчезновения из структуры Универсума.
Вот и об этой стороне реальности, как и многом другом, идет речь в предмете эстетика.
Философский взгляд на понимание феномена искусство:
Искусство – это некое нейтральное художественное бытие, занимающее «нишу» между желаемым и возможным с помощью художественных средств /стиха, слова, цвета, света, музыки и др./ (Виктор Алексеевич).
В.А. ВОЛОБУЕВ
Эстетика Античности
Москва
В.А. ВОЛОБУЕВ
Эстетика Античности
Для специальностей в области музыкального образования
Конспект лекций
Москва
Рекомендовано к изданию кафедрой общих гуманитарных и социально-экономический дисциплин Московского государственного института музыки
имени А.Г. Шнитке
Рецензенты: М.Н. Афасижев – доктор философских наук, профессор
Л.В. Грекова – кандидат педагогических наук, профессор
Волобуев В.А. Эстетика Античности:Конспект лекций. – М.: МГИМ имени А.Г. Шнитке, 2009. - 72 с.
В конспекте лекций, предлагаемых профессоромВ.А.Волобуевым, очерчен круг основных вопросов по становлению и развитию истории эстетической мысли эпохи Античности и дается их концептуальное изложение. Затронута проблема взаимоотношений восточных и западноевропейских культурологических и эстетических проблем.
Данный курс предназначен для студентов и аспирантов музыкальных, а также гуманитарных вузов, вузов искусств и является одним из разделов предмета «Эстетика».
Волобуев В.А., 2009 г.
Содержание
I. Введение…………………………………………………… 5
III. Эстетика Античности
3.1.Мифология и эстетика ……………………….….. 19
3.2.Эстетика Пифагорейцев……………………….… 27
3.3.Эстетика Сократа……………………………….… 32
3.4.Эстетические воззрения Демокрита………….…. 35
3.5.Философия и Эстетика Платона……………….… 37
3.6.Социальные воззрения Платона и
Греческое искусство………………………………. 47
3.7.Эстетическое воспитание в учении Платона …… 52
3.8.Эстетика Аристотеля…………………………....…. 58
3.9.Эстетика эпохи Эллинизма……………………....… 64
3.10.Заключение ………………………………………… 69
IV. Список использованной литературы……………………….. 71
I. Введение
Эстетика эпохи Античности призвана внести определенный вклад в переосмысление многих вопросов современной эстетической и музыкальной культуры. Эту задачу более глубоко можно понять с позиций соотношения современного уровня художественной культуры и эстетической мысли эпохи Античности, поскольку именно в период формирования античной традиции, космологической эстетики пифагореизма, в частности (VIдо н.э.), - сложилось представление о гармонии «музыки небесных сфер» и семиступенной музыкальной системе европейской традиции. Осмыслению глубинных особенностей эстетики, искусства античности и посвящается данный курс лекций.
Курс лекций является кратким изложением основным проблем Античной эстетической и искусствоведческой мысли, основных ее этапов, концепций, направлений и школ: связи мифологии и эстетики, эстетики пифагореизма, Сократа, Демокрита, Платона, Аристотеля, периода эстетики Античной римско-эллинистической традиции и др.
Мифология и эстетика.
Проф. В.А.Волобуев
Лекция 1-я. Генезис искусства(вариант европейской традиции)
Эстетические воззрения своими историческими корнями уходят в далекое прошлое; ее рождению предшествовал долгий путь господства мифологического сознания, давшего конкретно-образное отражение реальности. Сегодня миф – форма целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов, считающихся самостоятельными явлениями бытия. Мифологическое сознание родилось и функционировало по своим специфическим законам, отличным от логического сознания более поздних эпох. Мифологическое сознание отличается синкретизмом, восприятием картин, рожденных творческим воображением человека, в качестве «неопровержимых фактов бытия» (А.Ф.Лосев). Для мифологии не существует грани естественного и сверхъестественного, объективного и субъективного; причинно-следственные связи подменяются связью по аналогии и причудливыми ассоциациями. Мир мифа гармоничен, строго упорядочен и неподвластен логике практического опыта. С понятием миф в тесной связи находится понятие мифология.
Мифология (греч. mуthos – сказание и Logos – рассказ) – тип функционирования культурных программ, предполагающий их некритическое восприятие индивидуальным и массовым сознанием, сокрализацию их содержания и неукоснительность исполнения. Различают классическую мифологию как тип культуры, тотально представленный сакрализованными программами и базирующийся на архаических формах
ментальности, и современную мифологию как феномен, представляющий собой вкрапливание мифа в немифологическую по своей природе культурную традицию (например, социальная мифология как вариант
политико-идеологической практики).
В эволюции классической мифологии могут быть выделены два этапа: хтоническая мифология(греч. chtonos – земля), характерная для периода выделения человека из природы и связанная с аграрными культами плодородия; оформляется в эпоху матриархата, центральной мифологемой хтонической мифологии выступает Великая Мать в различных ее этновариантах (Астарта, Рея-Кибелла и др.), а также символизирующие природные силы неантроморфные мифологемы (змеи, чудовища и др.); эпическая мифология(греч. epos – слово, сказание) характерная для периода выделения индивида из рода и связанная со знаменующим эпоху матриархата развитием ремесла; в центр мифологической системы выдвигается образ культурного героя или героя-цивилизатора (Гильгамеш, Прометей и др.), осуществляется иерархическая переструктировка пантеона: верховным богом становится, как правило, громовержец, то есть персонификатор мужского начала (стрела как фаллический знак в архаических культурах; молния, бьющая в гладь вод, как символ космогонического брака Неба и Земли): Зевс, Перун и др., в то время как мифологема Великой Матери, напротив, дифференцируется и расслаивается на мозаичный набор частных женских богинь: Афина (на первом этапе связана с обликом змеи; затем понятие Афина Паллада трансформировалось в понимание «организованной» войны), Афродита, Артемида, Гестия (хранительница домашнего очага) и др. Типичным для героического эпоса становится сюжет о герое, побеждающем хтонических чудовищ (змееборческий миф в западной культуре, побеждающий змия Георгий Победоносец у славян и т.п.), что символизирует патриархальную доминаниу в культуре и вытеснение из зоны аксиологического санкционирования хтонических мифологем. И если в хтонической мифологии космогенез интерпретировался как рождение Космоса миф о сакральном браке (Любовь), то в эпосе – как креация («ремесленные» мифы космотворения).
При смене мифологической культуры немифологической классическая архаическая мифология не уходит из содержания ментальной традиции, выступая материалом для переосмысления в процессе становления философских форм мышления, инструментом символического моделирования, художественной, художественно-эстетической, в частности, метафорики и др.
Образные системы мифологии входят в золотой фонд как западной, так и восточной культур, выступая содержательно универсальным и аксиологически общезначимым культурным языком (кодом).
Применительно к современной культуре можно говорить как о переосмыслении и новом толковании мифологических образов (Т.Манн, Дж.Джойс и др.), так и о сознательном мифотворчестве в искусстве, музыке в том числе (Кафка, Маркес, Ф.Супо, С.Дали, Р.Вагнер и др.). Мифотворчество функционирует в современной культуре не только как «проживаемый», и как артистический жанр, и как средство достижения художественной экспрессивности, но и как философско-методологический, философско-эстетический пласты знания и метод.
Постепенно рост влияния человека на социальную и природную среду получал отражение в представлениях о разумной, рациональной упорядоченности мира. Вместо страшных и непонятных сил действуют нимфы – прекрасные покровительницы гор, лесов, морей и рек, а верховная, «централизованная» власть над природой оказывается полностью в руках Зевса.
Однако классика греческой мифологии олицетворяла силы растущей цивилизации, и именно этот период оказал наибольшее влияние на все последующие культурные эпохи. Бессознательно-художественным образом осмыслялась вся действительность: и природа, и общественные формы, поэтому вся мифология, почти все ее образы могут рассматриваться как начало формирования эстетического сознания.
Об эстетическом характере мифологии свидетельствует наличие в ней своеобразного осмысления исконных проблем: генезис красоты, искусства, его видов, родов и жанров.
Интересен в этой связи древний миф об Аполлоне и Музах. Он имеет свою историю. Вначале речь шла об одной единственной Музе, которая в эпоху хтонической мифологии олицетворяла разные стороны активности человека: ремесло, художественное творчество и познавательную деятельность. Вскоре число Муз увеличилось, их стало три, а затем девять. Первоначальное нерасчлененное представление о человеческой деятельности уступает место своеобразной «мифотворческой специализации». Уже после Гесиода каждая из Муз обретает свою роль: Клио – богиня истории, Мельпомена – трагедии, Талия – комедии, Евтерпа – лирической поэзии, Каллиоппа – эпоса, Эрато – любовной поэзии, Терпсихора – музыки и танцев, Урания – Богиня астрономии, Полигимния – гимнов. Музы знали все, господствовали над силами природы и людьми.
Вместе с тем в их деятельности было нечто общее – каждая приносила в мир гармонию, согласованность. Апполон руководитель хора Муз – был наречен Мусагетом за «гармонизацию мира», уничтожение зла и раздора, всего того, что греки называли «amuson» (грубый). Мудрый Апполон – бог света, пасет стада, укрощает гордыню, но главная его функция – прорицать волю Зевса. В Дельфах, под отвесными скалами – святилище пифагорейского Апполона, здесь непрерывно встречались греки из разных концов метрополии и колоний. Они приходили вопрошать бога. Мифы этого времени – истина о мире, которую Музы передают людям и прежде всего поэтам. В поэзии миф свободно развивается, обновляется, интерпретируется. Одно неизменно – поэт, как и Аполлон с его Музами, постигает действительность, ищет смысл человеческой жизни, пытается упорядочить прошлое и будущее, а также подсказать выбор верного решения.
Осознание гармонии мира, смысла действительности, возможность проникнуть в тайны бытия воплотились в древнем греческом мифе об Аполлоне; тем более интересна дифференциация, которая ясно проступает в увеличении числа Муз, их «специализации». Семь Муз – «художественные». Аналитическая сила сознания греков, пусть примитивно, фиксировала некоторые особенности видов, родов и жанров «мусических искусств», оставляя «механические» искусства, ремесло на долю Гефеста – бога огня, кузнеца, строителя и Афины Паллады – не только воительницы, но и покровительницы рукоделия. Кроме «художественных» Муз появились богини истории и астрономии – Урания и Клио, которые олицетворяли практику собирания преданий, легенд о природе и обществе и отличались от Муз, владеющих магией пения и музыки. Не случайно Уранию греки изображали со свертком рукописей как хранительницу зафиксированных фактов и преданий. Однако осознание особой роли Муз истории и астрономии не дает еще достаточного основания говорить о понимании греками специфической функции научного знания. Дифференциация шла в рамках мифологической формы сознания, не стремящейся к точности и строгости постижения бытия. Мифология осваивала мир, осуществляя поступки, оценки, правила поведения людей в конкретных образах, схемах, воспроизводящих определенные фантастические ситуации. Историческое сознание не было историческим знанием. Выделение «научных» Муз не нарушало художественной образности, сакральности сознания. Мифологическое сознание все еще проявляет одну из своих главных черт – способность оперировать типами, изначальными схемами, которые служат для координации и руководства в деятельности людей.
Третий, последний этап жизни мифологического сознания занимает значительный период, почти тысячу лет, его начало можно датировать первой третью первого тысячелетия до н.э., моментом возникновения классового рабовладельческого общества. Еще в эпоху расцвета греческой мифологии появляются тенденции, ведущие к самоизживанию мифологического мышления. Когда Геракл добрался до яблок Гесперид и вывел Цербера на поверхность Земли, его поступки переступили грань обычной силы героя, подчиненного воле богов. Эпид разгадал загадку Сфинкса, и тот бросился в море, Сирены погибли, так как Одиссей сумел превозмочь их; агронавты смелеют, растет их свободное обращение с миром природы и миром богов. Подвиги людей часто одолевают волю богов-олимпийцев. Независимость и власть человека растут. Осознание этого подрывало основы мифологического мышления, но это еще не означало отказа от мифа как такового, он начинал играть служебную роль, трактовался в переносном, метафорическом смысле. Расцвет культа бога Диониса в VIIв. до н.э. также свидетельствует о сложных имманентных процессах в мифологии. Культ Диониса подчеркивал человеческую самодеятельность, свободу от заданных схем деятельности и оценки и если не отрывал существование человека от мира богов, то создавал иллюзию их единства, внутреннего родства. Поэтому трагедия, возникшая из культа Диониса, относилась часто к мифологии как к источнику интересных сюжетов и позволяла себе вольности в их интерпретации, а комедия, рожденная тем же культом, прямо ставила человеческую активность выше всех богов. Кстати в истории философской мысли бытует мнение, что в век древнегреческого мыслителя и поэта Эпихарма (вторая половина шестого и первая половина пятого столетия до н.э.) именно он «…(Эпихарм) «открыл» комедию, то есть он первый сочинил произведение, заслуживающее этого имени …Сюжеты (он) брал из мифологии и из обыденной жизни. Его насмешка над глупостью людей и человеческими слабостями держится области типического, общего. При этом Эпихарм обнаруживает большое знание света и психологии людей» (39, С.341).
В этот период мифология не является уже самостоятельной формой сознания; в реальность описанного в мифе уже никто не верит, он потерял свою регулятивную функцию. Миф более понятен как образное, «символическое» изложение взглядов, которое нуждается в комментарии, специальном анализе, выявляющем общие закономерности бытия, поэтически зашифрованные в персонажах и сюжете того или иного мифа.
На основании вышеизложенного, можно обратить существенное внимание на момент перехода от первой наивной мифологической формы к теоретическому осмыслению мифа, иначе говоря, к действительно первым этапам развития эстетического знания.
По мере расширения и обогащения социального опыта логика развития человечества неумолимо вела ко все большему накоплению реалистических представлений о действительности. Переломным моментом на этом пути был отказ от мифологической формы мышления. Первоначальное отождествление природы и человека, наглядно-образная форма деятельности воображения уступает место систематизированному отражению бытия в форме определенных концептуальных представлений и понятий. «Всякая мифология преодолевает, подчиняет, и формирует силы природы в воображении и при помощи воображения; она исчезает… вместе с наступлением действительного господства над силами природы … (в данном случае под природой понимается все предметное, следовательно, включая и общество)» (16, С.737). В Греции это произошло в момент крушения первобытно-общинного строя, то есть в VIв. до н.э., и повлекло за собой раздвоение того, что ранее было единым, синкретичным: расхождение поэзии и теоретической мысли (прототипа философского мировоззрения – В.В.). В мифе поэзия и мировоззрение, художественное и научное представления слиты воедино. Постепенно они разъединяются. Миф становиться все более и более лишь формой, которая интерпретируется философами как аллегорическое выражение закономерностей бытия, а поэтами, трагиками и художниками – как собрание сюжетов, удобных для выражения вполне мирских (политических, этических и других) проблем. Это и был момент перехода от мифологического к научному осознанию художественных и эстетических проблем. «Античная эстетика имеет в мифологии свою почву, но сама она есть та или иная теория мифа, а не просто миф» (19, C.99).
Таким образом, мифология представляет и сегодня интерес как то культурное образование, которое было непосредственной предпосылкой возникновения научного знания, и как явление, сохранившее свое влияние на всю греческую эстетику вплоть до позднего эллинизма.
В Античной Грециисоциальные проблемы стали предметом интереса достаточно рано. Это связано с тем обстоятельством, что постоянная неудовлетворенность условиями своего социального бытия заставляет людей искать пути совершенствования общественных (экономических и политических) отношений, создавать проекты идеального государственного устройства.
Хотя первые попытки обсуждения социальных проблем были заметны в поэмах Гомера (Y111 в. до н.э.) и у ранних античных философов, по-настоящему проблемы человека и общества стали предметом интереса древнегреческих мудрецов в V в. до н.э., начиная с софистов, которые в центр своего философского учения ставили человека, например, Протагор говорил так: «Человек есть мера всех вещей…» и Сократа убежденного в другом: а именно в том, что существует истина сама по себе, не зависящая от того, что тот или иной человек думает о ней. Позиция Сократа была развита в работах его учеников, наиболее известным из которых был великий древнегреческий философ Платон (ок.428 – 347 гг. до н.э.
Эстетическая концепция Платона не может быть полно освещена без учета ее социально-политического аспекта. Универсальность и широта истолкования эстетического феномена в миросозерцании античного мыслителя несомненны. Государственные уложения обосновываются общим метафизическим построением. Красота, Истина, Справедливость и Благо – исходные принципы законов человеческого общежития. Диалоги Платона актуально ориентированы социальной жизнью. Философия Платона инструментальна – она создается как проект общественного преобразования. В социальной конструкции мыслителя слились воедино критическая оценка действительности и активно-планирующая деятельность фантазии. Открытый мир «разумной» всеобщности стремился к установлению порядка. Бурная история Афин того времени давала для этого все основания.
Противоречия и волнения политической жизни, поражение демократии, нарастание стихийных сил, влиявших на жизнь полиса, естественно, усилили тягу в обществе к не устойчивости. Казалось, что в социальной нестабильности и неуравновешенности гибнет все лучшее, созданное греческим миром. Опору в борьбе за общественную консолидацию Платон нашел в аристократических идеалах. Авторитаризм политической концепции подкреплялся и чисто философским положением о вневременности блага. Государство проектировалось в соответствии с вечным божественным образцом, с минимальными тенденциями к изменениям, управляемое волей философа-мудреца, постигшего благо. Жизни искусства в Афинах не составляла исключения из правил; процессы общего развития были здесь представлены с достаточной полнотой и, что чрезвычайно интересно, осмыслены Платоном в социальных категориях.
Уже первые диалоги Платона об искусстве (См: «Ион») оставляют противоречивое впечатление. Восхищаясь божественной силой, одержимостью художника, мыслитель всячески ограничивает его социальные возможности. Ион – рапсод, певец Гомера и даже сам великий Гомер не управляли городами, не выигрывали войн, не состязались на колесницах; значит, не было у них знания справедливости, силы реального мастерства. Деятельность врача, возницы, ремесленника более оправдана практически, чем деятельность художника, так как в их искусстве есть знание идеальных форм и их достаточно точное воспроизведение, повторение в конкретных предметах. Платон все еще пользуется свойственным греческой эстетике широким значением понятия «искусство», обозначавшим высокую степень мастерства любой человеческой деятельности. Но «…бог нарочно пропел прекраснейшую песнь устами слабейшего из поэтов» (11, С. 139). Что это означает?
Диалоги «Ион» и «Государство» фиксируют противоречие в суждениях Платона об искусстве: поэт не выдерживает конкуренции с врачом, ремесленником, военноначальником, так как их деятельность реально-практически значима и построена на подражании идеальным формам, близким к роду их деятельности. Творчество художника повторяет прежде всего не мир идей, а реальный исторический процесс.
Есть два вида творчества, отмечает Платон, - божественное и человеческое. Божественный созидатель производит два вида вещей: во – первых, реальные предметы – животных, растения, землю, воздух, огонь и воду – и, во-вторых, копии этих оригиналов – «…те (образы) которые бывают во сне и днем и называются самородными представлениями, например, тень, когда при огне является тьма» (34, - C. 571), или отражения, появляющиеся на полированных, блестящих поверхностях. В отличие от этих божественных творений имеются два вида человеческих изделий: во-первых, реальные вещи, такие, как дома, и, во-вторых, изображения этих фактических изделий – например, рисунок дома, как бы своеобразный, созданный самим человеком «сон для бодрствующих» (См.: Там же). Далее, второй вид человеческих изделий тоже, в свою очередь, подразделяется. Есть похожие изображения и такие, которые только кажутся похожими. К первой группе относятся точные копии с оригиналов, ко второй – фантомы, в которых таиться нечто ложное. Именно эта категория подобий или фантомов интересует его в диалоге «Софист», где он выступает с критикой софистов, и стрелы его критики направлены в первую очередь против фантастических, а не похожих изображений.
Как подражание, искусство обращено к видимости и не отвечает критерию «искусности», высокой степени мастерства, в чем проявляется господство человека над материалом – созидание в соответствии с идеальным миром «форм»; поэтому живописец, рапсод занимает нижнюю ступень в иерархии человеческой деятельности, над ними располагаются ткацкое искусство, вышивание, зодчество, изготовление других хозяйственных принадлежностей (См.: 31, кн.II) и многое другое.
Однако искусство рапсода боговдохновленно; мусическое искусство – самое значительное, по мнению Платона, в воспитании. Оно глубоко проникает в человеческую душу, сильней всего захватывает ее. Мусическое искусство – посредник между человеком и истиной. В ряду бог – поэт – рапсод – зритель художник оказывается посредником, через него благо влечет душу зрителя. Мусическое искусство постигает прекрасное вообще, прекрасное само по себе, оно путь к истинному знанию. Последнее в системе Платона имело наивысшее значение. Истина сама по себе не доступна практическим, несамоценным, подражательным ремесленным искусствам, для них важно внешнее сходство с формой, ориентация на практическую, утилитарную потребность. Мусические (музыка, поэзия, танец) и не подражательные, умозрительные искусства (философия, геометрия) причастны к всеобщему и истинному знанию. С этой позиции все практические искусства отступают, пропуская на более высокую ступень боговдохновленное творчество.
Попытка одновременно унизить и возвысить искусство или, во всяком случае, преувеличить значение одних искусств за счет других должна найти свое объяснение. Дело в том, что главным критерием оценки искусства, его роли и места в обществе был у Платона социально-политический принцип единого, целостного социума, своего рода воплощения единого блага. Историческим аналогом и прообразом этой утопии служил мир старого недифференцированного античного полиса, где черты родового единства и общности абсолютно преобладали. Всякое реальное выражение расчлененности, индивидуальности, дифференциации вызывает сопротивление и негативную реакцию, а все, что соответствовало утверждению социально-политического идеала, оказывалось истинным и достойным. Совпадение гносеологических и политических критериев здесь очевидно, но подобная установка и явилась причиной противоречивого отношения к искусству.
Практически полезная деятельность ремесленника, врача поэта, военноначальника признается более высокой, чем искусство поэта, так как она хранит в себе целостно-практические следы искусства как высшей меры всякой деятельности. Труд правителя – философа мудреца занимает высшую ступень в разряде искусств практически жизненно ориентированных: «Пока в городах … не будут философы царствовать или нынешние цари и властители – искренно и удовлетворительно философствовать, пока государственная сила и философия не совпадут в одно … дотоле … человеческий род не жди конца злу …» ( 31, С.284). Искусство мудреца и наиболее истинно, так как философия – это среда, где живущий в мире видимости человек ближе всего подходит к идеальному миру, красоте, благу.
Поэты – мастера лжи, иллюзионисты – достойны изгнания. Платон не приемлет возникшего и к его времени уже набравшего силу «чистого» искусства, не приемлет по социально-практическим соображениям. Цель разумного государства – реставрация целостности, было целостности античного полиса, разрушенной новыми веяниями. Как образованнейший грек, Платон не мог не знать, что искусство скульптуры или трагедии объединяют людей в их мыслях, чувствах и поступках. Сила художественного творчества всегда находила отклик в его душе. Но он не считал это единение истинным. Культ Диониса и выросшая на его основе трагедия лишь иллюзорно, искусственно воссоздает целостность социума, вне тех всеобщих жизненно-практических задач, которыми живет общество. Выделение искусства в самос