Античные представления об искусстве. Античный экфрасис
Расцвет в 5 веке до н.э. , но первые шаги первой истории искусств – в эпоху упадка и кризиса системы греческого полиса. Борьба эстетического и материалистического мировоззрения. Общие черты – созерцательность искусства (Платон -созерцание идеи прекрасного, Аристотель – созерцательность без к-л цели, ради себя самой); при этом, художник – ремесленник. Основная проблема эстетики – отношение искусства к действительности. Платон: высшая реальность – вечные, неизменные идеи, а не чувств.мир. Т.ч. произведения искусства – это копии с копий. Аристотель: критикует и считает объектом познания реальный мир и чувственно познаваемое бытие. Подражание – не копия, а как воспроизведение реальности (+ единство худ.выражения, т.е. допустимость отклонения от натуры), радость узнавания.
Широкое понятие искусства связанное и медицину, и земледелие, и военное дело и т.п. + худ.и тех. мастерство. Противоречие эстетики и ремесла.
Формы литературы: теоретические трактаты, биографические очерки, топографические и поэтические описания, эпиграммы.( «Канон» Поликлета, Эвфранор, Апеллес, Дурис(1ый ист. искусства 4 в. До н.э.), Ксенократ 3.в - эволюционная т.зрения, систематич. изучение совершенствования худ. приемов, ступеней развития греческой живописи, пластики ))
След. Этап – 2 пути:1. Изучение риторики, пышного красноречия в описаниях.(Антигон из Кариста, тяга к классике, а потом и к доклассическому периоду, «открытие» архаики(Аполлодор)) 2. Описание с т.з. сюжета.( 2 ветви – топографические опис. «периэгеты»(Полемон) и литературный жанр(Лукиан –сюжет, псих. выразительность и натуральность художественного образа))
Рим. Лукреций – поэма «О природе вещей», Корнелий Непот пишет биографии знаменитых людей, Варрон создает энциклопедию свободных искусств. Цицерон. (Искусство – едино, но пути достижения индивидуального художественного совершенства бесконечно разнообразны)
^ Плиний Старший, опираясь на Варрона – «Естественная история» закончил в 77 г. н.э. – итог современной ему науки по всем вопросам, сборник разных авторов, каталог художников, много запутанного.
Квинтилиан, и др.1 век – считают вершиной именно 5 век, критикуют современность, говорят об упадке.
^ ДионХризостом, Филострат Ст. – спиритуализм, ск-ра и живопись не могут изображать разум или мудрость, но могут иметь символы и знаки+ воображение, указывающие и воплощающие невидимое и неосязаемое.
Позднеримская эстетическая мысль, то сатира, товосторженные панегирики императорам – Филострат мл. «Образы» уводит от реальности – вымышленная галерея и художники, додумывает идеи мастеров.
Плотин – о мире идей и мир чувственных вещей, божественное первоначало и ступени вниз от него до природы(низшая ступень) материя – тьма. Способ приблизиться к божественному – экстаз.
Архитектура – числа, математика ^ Пифагор, Аристотель, Платон, Сократ. Витрувий – единый источник
4. Представление об искусстве в средние века. Отношение к античности. – аниконическое, иконоборческий нигилизм с позиций запрета образного искусства восточных культов. «Потрептик» Климента Александрийского, 3 век, «идолы ничтожны, но искусство Лисиппа, Праксителя и Апеллеса божественнее, чем созданные ими изо»
Влияние неоплатонизма на ранее христианство, сложный синкретический характер идеологии раннего ср-я. Тертуллиан – выпады против философии и интеллекта вообще, «ученик неба не имеет ничего общего с учеником Греции, однако признает историч. Схеу развития искусств, однакоантичностьв некотором фантастическом виде, миф.
Фидеизм – Августин 4 век «Исповедь», «Трактат о гос-ве Божьем»,о красоте и гармонии, гармония вещей не только согласно месту, но и времени. Бог – источник всякой красоты. И сам – высочайшая красота. Не чувственно воспринимаемая красота искусства и природы, а проводимая них идея.
Византия: Сохраняла знания антично-греческой философии и эстетики. Одновременно с этим ырабатывалась система, противостоящая античности. Идеализм Плотина, период искусствоотрицания- иконоборчества.
Иконоборчество(726-842) зародилось в правящей сфере византийского феодального госва, требование отказа от изо божества, духовно непостижимого и непредставимого. 2 Никейский собор 782 – ряд вопросов. Дуализм, учение о «двойной истине» - двойственное восприятие искусства - с т.з. замысла(«зависит от святых отцов») и с т.з.мастерства(человек). Федор Студит – защищает допустимость художественных недостатков произведении, лишь бы в нем был отражен «первообраз».
В Византии нет связного изложения истории искусства, т к постоянно учитывались теологические интересы. Поздняя Византия – разнообразная лит-ра: описания, например, Константинополя и различных сооружений(Павел Силенциарий о Св. Софии), «эпиграммы» - надписи и подписи к отд. памятникам, «Руководство живописцев» Дионисия Фурнаграфиота – практически-техническое указание, как писать иконы с подробными иконографическими схемами.
^ Западная Европа: Каролингская эпоха – перекликается с искусствопониманием Византии. «Каролингские книги» - иконоборческие споры, то, что относится к художнику и к прообразу. В Византии видение прообраза, откровение предшествует созданию
произведения, то на западе – наоборот, и литературное объяснение истины словами важнее, нежели то, что дается изо. Искусствами.
Описания: ср. строители широко пользовались Витрувием.
^ ПаулинНоланскийобазилика в Ноле 5 век, Ангильберт об аббатстве Сан-Рикье, Сугерий о Сан-Дени.
Не известны источники с единой системой – в основном это узкопрофессиональные технологические трактаты. Гераклий «О красках и искусствах римлян» 10 век – отражение научных знаний, состояние искусств, образованность и традиций. Теофил-пресвитер «Ученьице» («Schedula») – рецептура монументальной живописи, сведения об зготовлении стекла и витражей, пластика, слоновая кость, ювелирное дело + иконография и своеобразная философия истории, начатое с грехопадения.
Франция: 12 и 13 век несколько больше чем просто тех указания. ^ Аббат Сугерий – мемуары «о том, что было сделано при его управлении» (пер. Э. Панофского). – протогуманист и протоабсолютист, о строительном деле, церковном церемониале, против Бернарда Клервосского, который выступал против роскоши и соблазна в церквах и м-рях. Против народного творчества, против золотого убранства.
13 век архитектор Виллар из Оннекура. –руководство для учеников, книга пропорций, строительно-инженерное дело. Попытка найти правильный принцип изо человека.
Бенедикт, каноник Св. Петра «чудеса города Рима» 12 век. Необозримый материал, где фантастические сказания смешаны с точными описаниями.
Теоретическая мысль схоластиков и догматиков, где так же содержалась искусствоведческая мысль. ^ Иоанн Скотт Эриугена, 9 век, натурфилософия неоплатонизма «Зрение есть нечто большее, чем то, что оно видит». Ансельм Кентеберийский, о том, что облик предметов быстро меняется и не надо придерживаться «тленной земной красоты».
Номиналисты – ^ Абеляр – права разума, «познай самого себя», учение об освобождающей силе любви.
Эпоха развитого феодализма: Иоанн Сольсберийский(схоласт), Фома Аквинат – вопросы поэтики и эстетики. 1- вкус к истине и добру через филологию, философию и «филокалию» - познание ценностей и достоинств. 2 – каждое тело имеет свою установленную форму и место. Рационализм. Искусство – взаимодействие с божетством. Поиск иерархизма явлений, причин и качеств. Пропорции и гармония – требование соблюдения норм и принципов. Заменяет учение Августина «о красивом и пригодном» категорическим требованием единства добра и красоты, добро всегда и всюду на первом месте. Идеалистический формализм.
Идеи патриарха Фотия (золото как воплощение идеи света). Программа декорации византийского храма (купол – небеса, апостолы как столпы церкви и т.д. в этом духе).
^ Папа Григорий Великий – искусство в храмах как «Библия для неграмотных».
Латентное иконоборчество (!) всей западной традиции (при этом – роль реликвий!!!!).
7 Вселенский собор: разделение поклонения иконам и иконопочитания.
«Теория искусства»: текст Теофила (ок. 1100 г.) о том, какие бывают искусства.
Схоластика. Идеи, изложенные в текстах ПсевдодионисияАреопагита (10 век) – метафизика света, оказались очень актуальными для сложения готического стиля. «Теоретическая» база – в текстах Суггерия (см. об этом у Панофского).
^ Фома Аквинский (1225-1275). Зрелая схоластика. После 1204 года (разгром Константинополя крестоносцами) Аристотель стал известен на Западе в оригинале, а не в арабской традиции. Развитие его идей. - Творчество подражает Творению - Красота: завершенность+гармония+ясность
Литература об искусстве в эпоху Возрождения
Основное отличие литературы об искусстве в эпоху Возрождения от средневековой – понимание связи исторических событий. Научное исследование с интерпретацией действительности и установлением норм ее изо. Общая трехчастная схема развития искусства – расцвет в э. античности, упадок в средние века и снова расцвет.
Лоренцо Гиберти (1378-1455) «Комментарии» 1. История античного искусства. 2. Описание художников 14 века. Рисунок и пластическая лепка. Чимабуэ, А. Лоренцетти, Джотто, Каваллини. Автобиография(!) 3. Попытка изложения теоретических основ искусства.
Комментарии архиепископа Антонина и КристофороЛандини (переводчик Плиния)
БартоломеусФранциус«О знаменитых людях» до 1457 – первые сведения о нидерландских живописцах.
В 14 веке трехчастная схема становится разнообразнее: в эпоху средневековья находят моменты подъема «Каролингского Возрождения» и «Проторенессанса».
Проблема перелома в 15 веке – трактаты Леон Баттиста Альберти(искусство – наука с правилами, живопись – отражение рельнности, красота – соразмерность и гармония, «о статуе» - пропорции чеовека), Франческоди Джорджо, Филарете, Пьеро дела Франческа о перспективе, Лука Пачоли о «божественной пропорции».
Раннее и Высокое Возрождение: ВВ- искусство больших идей, образ прекрасного, сильного духом человека, тенденция к обобщению, а не только отражение действительности, синтез ее лучших сторон, «превзойти природу»
Леонардо – нет законченного труда об искусстве «Трактат о Живописи» сборник его заметок. Спор о первенстве между искусствами, сравнения, оциальный и идейный смысл этих сравнений. Первенство живописи. Широкий кругозор, универсальность художника, мыслителя
За пределами Италии – также идеи тесной связи искусства и науки, натуральности изо, основанного на учении о перспективе, пропорциях и анатомии.
Жан Пелерен(1505) «О худ.перспективе» итал. и собственные суждения.
Альбрехт Дюрер (1471-1528) - замысел «Книги о живописи» не осущ - но схема – измерение, укрепление городов и пропорции. «Дневник путешествия в Нидерланды»
Венеция: Марк-Антон Микиель «Заметки о произведениях искусства рисунка» иная почва гуманизма в Внеции – вместо неоплатонизма, изучение Аристотеля, Арабской философии, античной натурфилософии, материализма Лукреция.
ПьетроАретино – блестящий писатель и коварный памфлетист, друг Тициана и Сансовино. Поклонник реалистического метод и венецианского колоризма. Борьба против норм и канонов за разнообразие в восприятии действительности, колорит, связь между человеком и окружением.
Паоло Пино«Диалог о живописи»1548 и выступивший против него тосканец А. Ф. Дони«О рисунке» 1549
Людовико Дольче, венецианец «Диалог о живописи» 1557