Стили современной хореографии
Хореографический стиль – это стойка система художественно-образных средств, приемов танцевального творчества, характерная для определенного исторического периода и авторского стиля в пределах общего направления. На сегодня каждое направление современной хореографии имеет по несколько стилей. Например: направление джазовой хореографии делится за такими стилями: бродвей-джаз, классический джаз, афро-джаз, флешь, стрит-джаз, слоу (лирический) -джаз, соул-джаз. Надо заметить, что современный танец имеет большую базу движений с возможностью собственной импровизации. Поэтому такие направления современной хореографии, как модерн, джаз и контемпорари используют термин«техника» который обозначает индивидуальный стиль или манеру выполнения, или методические аспекты индивидуального стиля от конкретного хореографа. Например: в направлении модерн танца определяются такие техники.
• «Техника» Грем (Graham Technique) - техника танца модерн, созданная американской танцовщицей и хореографом Мартой Грем (1894-1991);
• «Техника» Хамфри-Вейдман (Humphrey-Weidman Technique) - техника танца модерн, в основе которой состоит теория действия падения что была усовершенствована танцовщицей Дорос Хамфи и Чарлзом Вейдманом в 1930-и гг..;
• «Техника» Лимон (Jose Limon Technique) - техника танца модерн, созданная танцовщиком и хореографом Хосе Аркадіо Лімоном (1908 - 1972) в I половине XX столетие;
• «Техника» Хортон (Lester Horton Technique) - техника танца модерн, созданная американским танцовщиком, хореографом и преподавателем танца Лестером Хортоном (1906 - 1953);
• «Техника» Хоукинс (Hawkins Technique) - техника танца модерн, созданная американским танцовщиком и хореографом Ериком Хоукинсом (1909 - 1994);
• «Техника» Канигхейм (Cunningham Technique) - техника танца постмодерн, разработанная американским танцовщиком, хореографом и преподавателем Мерсом Каннингхемом (нар. 1919).
• «Техника» релиз (Release based Technique) - техника танца, основанная на освобождение (релиз) некоторых групп мышц с целью получения привычек использования только тех групп мышц, которые необходимые в процессе выполнения тех или других движений.
В последние годы наблюдается все большее объединение (микс) танцевальных техник. Хореографы в своих постановках стараются найти что-то новое, необыкновенное, независимо от стилистической принадлежности. Хореограф свои мысли и желания отображает с помощью движений. А поскольку профессиональные хореографы владеют разнообразием танцевальных техник, то процесс заимствование и соединение неминуемый. Например: с появлением постмодерной, как определенной эстетики, возник срок - контемпорари, что означает направление танца, который невозможно отнести к какого-нибудь стилю, который возник раньше. И это естественный процесс развития в хореографическом искусстве.
Таким образом можно заметить, что современное хореографическое искусство в данное время находится еще в развитии. Пройдет не мало времени, когда оно окончательно сформируется в определенный культурный слой хореографии со своими канонами и законами. Выявление стилей и направлений современной хореографии, предоставляет возможность лучше ориентироваться в разнообразия современного хореографического искусств и определиться в путях решения задач, которые будут становиться перед будущими балетмейстерами.
Введение
Конспект лекций из курса „Искусство балетмейстера” рассчитан для студентов иностранных граждан с целью усовершенствования профессиональной подготовки бакалавров-иностранцев в области хореографического искусства. Этот конспект объединяет знание многих дисциплин учебного плана кафедры современной хореографии, предоставляя им новых качеств, которая поможет иностранным студентам адаптироваться к восприятию комплексных знаний из курса „Искусство балетмейстера” и определиться в будущем, как профессиональному специалисту.
Курс “Искусство балетмейстера” последовательно изучает деятельность хореографов по созданию законченного танцевального номеру – от возникновения замысла, к показу законченного танца на зрителя.
Целью данного курса – есть подготовка студентов к самостоятельному созданию репертуара в детских и взрослых хореографических коллективах, с учетом специфических задач, условий и контингента участников коллектива разных типов и видов танцевального искусства ( хореографических коллективов современных направлений, студия или ансамбль классического танца, народного танца и др.), подготовка высококвалифицированных преподавателей хореографических дисциплин в новейших художественных учебных заведениях, средней и высшей школе.
Курс “Искусство балетмейстера” составляется с 11 лекций, которые содействуют усвоению теоретических знаний:
1. значение понятия “балетмейстер”; сферы его творческой деятельности;
2. танец - как вид искусства; из видов хореографического искусства; танцевальных форм и жанров; национальных особенностей танца;
3. значение музыки в рождении хореографического произведения; как осуществляется работа балетмейстера с композитором, концертмейстером , музыкальной фонограммой; работа с художником;
4. законов драматургии в постановке танцевального номеру; пониманию что такое композиция танца, рисунок и хореографический текст;
5. создании хореографических образов;
6. из процесса создания хореографических этюдов;
7. как создаются хореографические произведения для детей;
8. как осуществляется работа по созданию сюжетного танца;
9. танцев малых форм;
10. создание классической хореографии;
11. стилизация народной хореографии к современным танцевальным направлениям.
Методическая задача курса – студенты должны уметь рационально использовать методы и приемы работы с людьми, уметь вести планомерную и репетиционную работу; применять приобретенные в процессе обучения знанию на практике.
Практическая задача– студенты должны научиться создавать собственные этюды и танцевальные номера которые бы отвечали всем нормам и законам драматургии.
Итогами изученного курса являются такие формы контроля: практические показы, зачеты, дифференцированные зачеты, экзамены, выпускные испытания.
Лекция №1.