Искусство Голландии и Фландрии Нового времени.
Фламандское.Церковь была наиб крупным заказчиком,а также дворянство и крупная буржуазия. Алтарные картины д/б способствовать пышности убранства храмов и вызывать впечатление торжественности. Монументальная,в частности плафонная живопись не была развита.Для украшения жилищ дворян были уместны мифолог сюжеты, парадные портреты,особое развитие получили натюрморт и сцены охоты. Хар-ны крупные размеры картин, широкий декоративизм, яркая красочность. В 17 в Нидерландское иск-во разделилось на 2 школы:фламандскую и голландскую.Сюжеты из священного писания,античные мифологич сцены,портреты именитых заказчиков,сцены охот,огромные натюрморты – основные жанры иск-ва Фландрии 17в.Фламандское барокко мало проявило себя в арх-ре, зато ярко – в декоратив иск-ве,иск-ве гравюры,особенно в живописи. Питер Пауль Рубенс получает заказы от церкви,двора,бюргерства. Первой большой работой были алтарные образа для Антверпенского собора «Воздвижение креста», «Снятие с креста».Рубенс прославляет нац тип красоты: Дева Мария световолосая, голубоглазая, с пышными формами.Христос даже на кресте выглядит атлетом. Картины Рубенса насыщены движением,в них преобладает диагональное направление расположения объектов. «Персей и Андромеда», «Автопортрет с Изабеллой Брандт», «Портрет Елены Фоурман с детьми»-славит женщину как символ жизни. Рубенс обращается и к природе:широкие равнины,тучные стада,могучие деревья,разбушевавшаяся стихия переданы с чувством реализма.Историч значение Рубенса в том, что он определил пути развития фламандской школы. Антонис ван Дейк. В его портретах и автопортретах всегда подчеркнуты аристократизм модели.В его твор-ве большое место занимают сюжеты мифологические и христианские, которые он трактует с присущим ему лиризмом («Мадонна с куропатками»). Но главным жанром становится портрет. Он пишет богатых бюргеров,своих товарищей по художеству в строго реалистич манере,с тонким психологизмом.По приезде в Италию этот тип портрета меняется:создает парадный,репрезентатив портрет,в кот прежде всего выражена сослов принадлеж модели.Фигура подана несколько снизу, что делает ее более величественной,монументальной,аксессуары богатого костюма и обстановка усиливают впечатление.Затем он уезжает в Англию на службу к королю Карлу I,где получает звание главного живописца короля. Создает галерею парадных портретов англ придворной аристократии. Свои модели он представляет в богатых интерьерах, на лоне природы,чаще в рост,в эффектной позе,в красочной одежде. Для Англии он явился основателем большой школы портретного иск-ва. Якоб Иорданс всегда оставался трезвым реалистом.Излюбленный жанр-бытовой.Национальный «Праздник Бобового короля»:столы ломятся от яств, лица довольные,в улыбках.Художник искал свои образы в христианской среде, внародной толпе. Насыщенность цвета созд праздничность композиции. Живопись сочная,свободная,пластически мощная.Нац колорит,нац тип выражены с наиб полнотой и прямолинейностью.Основным жанром во фламандс иск-ве был натюрморт,знаменитый мастер-Франс Снейдерс.В его картинах грудами на столах лежат дары земли и воды:рыба,мясо,фрукты,дичь. Фламандский натюрморт велик по размеру в отличие от голландского,исп для украшения богатых больших интерьеров. («Рабная лавка», «Фруктовая лавка»).Еще он писал сцены охоты. Адриан Броувер соед в своем твор-ве живость фламанд иск со строгим реализмом голланд школы.Пишет небольшого размера картины на бытовые темы. Его герои:крестьяне,горожане,они играют в карты,пьют, дерутся,горланят песни.Сюжеты драматичны, мимика выразительна.Также пишет разнообразные операции,проводимые деревенским лекарем часто в присутствии свидетеля,наблюдавшего со злорадным интересом. («Операция на плече», «Драка крестьян при игре в карты»)
Голландское.Особенностью явл узкая спец-ция худ по отдельным видам тематики.Она приводит к дифференциации жанров:одни мастера пишут исключительно бытовые сцены жизни средних и высших слоев буржуазии, другие-крестьянский быт;в картинах пейзажистов лишь изображения равнин,каналов,селений,пастбищ,другие пишут лесные массивы,третьи-море.Высокое мастерство передачи света-эмоц содержательность голланд.живописи. Заказчики:бюргеры,магистрат,картины украшали не дворцы,а скромные жилища и общественные здания. Храмы не украшались алтарными образами,ибо церковь отвергала всякий намек на роскошь.Бытовая живопись-один из ведущих жанров,создатели которого получили наименование «малых голландцев» за непритязательность сюжетов и малых размеров картин. Франс Халс работает в жанре группового портрета,изображающие стрелковые гильдии. Бюргеры хотели быть увековечаны на полотне,они вносили опред взнос за право быть изображенными. В них выражены чувство свободы,равноправия,товарищества. Обычно они изображены в дружеской пирушке («Стрелковая гильдия св.Георгия»).В заказных индивидуальных портретах передан живой образ,обращая внимание на главное-лицо,руки,позу-Халс умел раскрыть неповторимые черты индивидуальности. («Портрет молодого чел-ка с перчаткой»). Радостное настроение ранних работ Халса сменяется нотками иронии,разочарования. («Мужчина в широкополой шляпе»). Краски становятся сдержанными,тусклыми,жесты лаконичнее. За 2 года до смерти он пишет портреты регентов приюта для престарелых: нет духа товарищества,мутные взгляды,опустошенные лица. Особую поэтичность у малых голландцев приобретает интерьер.Питер де Хох-его комнаты с полуоткрытым окном,брошенными ненароком туфлями или оставленной метлой изображены без чел-ка, но он незримо присутствует.А если изобр людей,то изобр жизнь как бы застывшую как и сами вещи. («Хозяйка и служанка», «Дворик»). Ян Вермер (Вермер Делфтский-делфтская школа) изображал застылый бюргерский быт: чтение письма,служанки занятые хоз-вом. Главные достоинства-в передаче света и воздуха. Вермер писал пейзажи с натуры-первые образцы пленэрной живописи («Улочка», «Вид Делфта»). Харменс ванн Рейн Рембрандт стал знаменитым благодаря заказной картине «Анатомия доктора Тулпа».Люди объединены действием,все в естественных позах,их внимание обращено на главное действующее лицо – доктора,который демонстрирует строений мышц трупа. «Жертвоприношение Авраама»: от тела Исаака,распростертого на переднем плане и выражающего полную беспомощность жертвы,взгляд зрителя обращается в глубину – к фигуре старца Авраама и вырывающемуся из облаков посланцу Бога – ангелу. Композиция динамична,построена по всем правилам барокко.В 30е годы Рембрандт начинает заниматься графикой,а именно офортом (гравюра на металле, изготовленная посредством травления участков).Это в основном библ и еванг сюжеты. В годы зрелости создает лучшие офорты («Христос перед Пилатом»).Прибавил технику сухой иглы. Групповой портрет стрелковой роты капитана Баннинга Кока «Ночной дозор».Отошел от привыч композ групп портрета, расширил рамки жанра,представив историч картину:по сигналу тревоги отряд выступает в поход. Одни спокойны,уверены,другие возбуждены в ожидании предстоящего.Но на всех выражение патриотического подъема. 50-60 г – пора творч зрелости.Часто обращается к прежним произведениям,чтобы переделать их.Так было,например,с Данаей.Придав Данае новый жест поднытой руки,он сообщил ей большую взволнованность,выражение радости,надежды,призыва. Световой поток как бы окутывает ее,она светится любовью и счастьем. Ремб. умел создавать портрет-биографию:выделяя только лицо и руки,он выражал целую историю жизни («Портрет старика в красном»). «Блудный сын»:сюжет библ притчи о беспутном сыне,который возвратился домой после скитаний.В фигуре упавшего на колени юноши и возложившего руки на его бритую голову старца предельная напряженность чув-в,счастье возвращения и обретения,бездонная родительская любовь,горечь разочарований,потерь,унижений.Никто не мог передать столь широкую гамму чув-в кроме Рембрандта.
Художественно-эстетические характеристики стиля рококо.Рококо́ (фр. rococo, от фр. rocaille — декоративная раковина, ракушка, рокайль, реже рококо) — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты. Первым значительным мастером живописи в стиле Рококо стал Ватто, а дальнейшее развитие он получил в творчестве таких художников, как Буше и Фрагонар. Самым ярким представителем этого стиля во французской скульптуре является, пожалуй, Фальконе, хотя в его творчестве преобладали рельефы и статуи, предназначенные для украшения интерьеров, бюсты, в том числе из терракоты. Кстати, сам Фальконе был управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Челси и Мейсене). В архитектуре этот стиль нашёл наиболее яркое выражение в декоративном украшении интерьеров. Сложнейшие асимметричные резные и лепные узоры, затейливые завитки внутреннего убранства контрастировали с относительно строгим внешним видом зданий, например Малый Трианон, выстроенный в Версале зодчим Габриелем (1763-1769 гг.). Родившийся во Франции, стиль Рококо быстро распространялся в других странах благодаря французским художникам, работавшим за границей, а также публикациям проектов французских архитекторов. За пределами Франции Рококо наибольшего расцвета достиг в Германии и Австрии, где впитал в себя традиционные элементы барокко. В архитектуре церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг.) (архитектор Нёйман), пространственные конструкции, торжественность барокко превосходно сочетаются со свойственным Рококо изысканным скульптурным и живописным внутренним убранством, создавая впечатление лёгкости и сказочного изобилия. Сторонник Рококо в Италии - архитектор Тьеполо - способствовал его распространению в Испании. Что касается Англии, то здесь Рококо оказал влияние в основном на прикладные искусства, например на инкрустацию мебели и производство серебряных изделий, и частично на творчество таких мастеров, как Хогарт или Гейнсборо, у которых утончённость образов и артистическая манера письма полностью соответствует духу Рококо. Стиль Рококо был весьма популярен в Центральной Европе вплоть до конца 18 века, тогда как во Франции и других западных странах интерес к нему ослабел уже в 1860-х гг. К этому времени он воспринимался как символ легковесности и был вытеснен неоклассицизмом.
Искусство Англии Нового времени.В 17 в англ зодчество осваивает принципы ренессансной арх-ры, беря за образец Палладио (напр, твор-во Иниго Джонса- Квинсхаус в Гринвиче-чисто англ холодность, геометризм, строгость. Банкетингхаус в Лондоне).Кристофер Рен (собор св. Павла, Королевский госпиталь в Гринвиче. Церковь Сент-Мари дэ Боу. Шелдонский театр в Оксфорде. множества приходских церквей, дворец Хемптон-Корт – новая часть,перепланировка центра лондона после великого пожара 1666г.) остается верен принципам разумности и рационализма. В духе Палладио строятся городские особняки,обычно 3х этажные, символы англ респектабельности и независимости.Свои собственные нац пути англ неоклассика находит в градостроит деят-ти братьев Адамс, в мебели Томаса Шератона и керамике Джозайи Веджвуда. Джеймс Гиббс. Сент Мартин ин зе Филдс – церковь. Библиотека Рэдклифа в Оксфорде-строгая и монументальная университетская библ. Уильям Чеймберс. Внес китайские мотивы в англ пейз парк. Сомерсетхаус в Лондоне. Даже в архитектуре заимствовали элементы европейской Готики, французского и итальянского Классицизма, голландского и фламандского барокко, перерабатывая все на свой практический вкус. Самое яркое проявление Классицизма в английской архитектуре - английское палладианство А. Джонса, Дж. Уэбба, Дж. Вуда, Дж. Вэнброу, У. Кента, К. Кэмпбелла. А более оригинальное искусство братьев Адам и К. Рена, известных английских классицистов, - ничто иное, как эклектика. Из разных компонентов английские архитекторы на протяжении веков создавали стиль, который почти не менялся вплоть до современности (см. георгианский стиль). Особенно справедливо это в отношении архитектуры «типично английского дома» - коттеджа с элементами Готики и Ренессанса, фахверковой конструкции, планировкой на двух уровнях с внутренними лестницами, дубовыми панелями в интерьерах, витражами, окнами с мелкой расстекловкой и поднимающимися вверх рамами, коврами на полу, обязательным камином в гостиной... Уильям Хогарт. Гравер, живописец. В гравюрах изображал современную жизнь, делая предметом сатиры все отрицательные ее стороны: распущенность нравов, продажность суда. Создает серии гравюр «Карьера проститутки» (из 6 гравюр)(Мэри из деревни приезжает в Лондон, становится богатой содержанкой,попадает в тюрьму и умирает в нищете), «Карьера мота», «Модный брак». Каждая картина Хогарта самостоятельна, изображает узловой момент всей истории, несколько деталей связывают его с предыдущ и последующ событиями.Так. Гусь в корзине Мэри говорит о том, что она из деревни, а сводня и господин у трактира-о ее будущей свадьбе. Его картины достоверны по сюжету и звучат морализаторски. Также он рисовал портреты: групповые (семья строуд), близких людей(энн хогарт),парадные(епископ хоудли),люди мира искусств(элизабет шеридан),автопортрет(с собакой). «Девушка с креветками»:англ тип девушки из простонародья,жизнерадостная,излуч свежесть и здоровье. Свои эстетич взгляды он изложил в трактате «анализ красоты», много сделала для введения в практику худ.выставок.Джошуа Рейнолдс – президент Академии искусств. «Речи»-сторонник классицистич эстетики,но в работах не огранич себя рамками классицизма и чутко улавливал веяния новой эпохи. Много занимался историч живописью, писал на мифологич сюжеты. «Младенец Геркулес удушающий змей»-заказана Ек.II,прослав победы России.Он-основатель англ репрезентативного портрета.Он обладал большой творч активностью,писал до 150 портретов в год. В форме парадного портрета подчеркивал в персонаже не его сословные кач-ва,а личностные заслуги,богатство дух мира. Это портреты полководцев (адмирал лорд Дж.Хитфилд),писателей(лоренс стерн),актеров(сара сиддонс),лондонских красавиц(Нелли о’брайен), детские портреты. В образах подчеркнуто лучшее, ,героически-возвышенное.Томас Гейнсборо. Тонкое чув-во природы, музыкальность,внимание к душевному миру. В своих портретах подчеркивает одухотворенность, мечтательность, задумчивость. Он не подчеркивает той роли, кот. играет модель в обществе. Пейзаж для него имеет огромное значение. Ранние портреты: холмы, долины,дубы(мистер эндрюс с женой),в зрелом возрасте – портреты в рост на фоне пейзажа. Он придает хрупкость и изящество несколько удлиненным женским фигурам(миссис грэхем).Скульптура не имеет самостоят значения,только в связи с арх или приклад иск-вом. Гравюра в технике меццо-тинто. Торцовая гравюра на дереве удешевила книж и журнал графику (создатель Томас Бьюик). На рубеже 18-19 в развив карикатура: бытовая (роулендсон) и политическая (гилрей).
Искусство Италии Нового вр.Арх-ры барокко включают в арх. ансамбль не только отдельные сооружения и площади, но и улицы. Начало и конец улиц отмечены какими-нибудь архитектурными (площади) или скульптурными (памятники) акцентами.Доменико Фонтана впервые применяет трехлучевую систему улиц, расходящ от площади дель Пополо, чем достигается связь главного въезда в город с основными ансамблями Рима. На смену статуи как организующему площадт началу приходит обелиск с его динамичной устремленностью ввысь, а еще чаще – фонтан, обильно украшенный скульптурой. Фонтаны Бернини: фонтан Тритона на пл.Барберини,фонтан четырех рек и мавра на пл.Навона. Интерьер палаццо превратился в пышные покои, усложнился декор порталов,много внимания стали уделять внутреннему двору и дворцовому саду. Особого размаха достигла арх-ра вилл: центральная подъездная дорога, парадный зал виллы,главная аллея парка по другую сторону фасада проходят по одной оси. Гроты, балюстрады, скульптуры, фонтаны обильно украшают парк. Прямые плоскости сменяются выгнутыми. Интерьер церкви как место пышного обряда католической службы: цветные мраморы, резьба по камню и дереву, лепнина, позолота, живопись с иллюзионистическим эффектом – все это расширяло пространство храма. Скульптура украшает фасады и интерьеры церквей,вилл,городских палаццо,сады и парки,алтари,надгробья,фонтаны. Джованни Лоренцо Бернини выполнял заказы и возглавлял все основные арх-ные, скульп-ные и декоративные работы по украшению столицы. В Ватиканском дворце оформил королевскую лестницу, связавшую папский дворец с собором. Колоннада собора св.Петра и оформление площади этого собора. Глубина площади – 280м, в центре стоит обелиск,фонтаны по бокам,сама площадь образована колоннадой из 4х рядов колонн тосканского ордера, составляющей незамкнутый круг, подобно распростертым объятиям. Бернини был и скульпторам, он обращался к сюжетам античным и христианским. Его Давид – это воинствующий плебей, бунтарь. Его тонкие губы упрямо сжаты,глаза зло сузились,фигура динамична. Бернини создал много скульптурных алтарей для римских церквей,надгробия знаменитым людям своего времени, фонтаны главных площадей Рима. Он создал барочный портрет, в котором все черты барокко выявлены в полной мере: изображение парадное,театрализованное,декоративное,но общая парадность изображения не заслоняет реального облика модели (портреты Герцога д’Эсте, Людовика 14).В живописи возникает два глав направления: болонский академизм и караваджизм. Братья Караччо основали «Академию направленных на истинный путь». Братья Караччи – мастера монументально-декоративной живописи. Самое знаменитое их произведение-роспись галереи палаццо Фарнезе в Риме на сюжеты овидиевых Метаморфоз. Аннибале Караччи-создатель т.н. героического пейзажа.т.е. идеализированного, выдуманного,ибо природа, как и человек, несовершенна,груба,требует облагороженности.Это пейзаж с уравновешенными массами деревьев и обязательной руиной,с маленькими фигурками людей.Колорит:темные тени, локальные четко по схеме расположенные цвета,скользящий по объемам свет.
Микеланджело Меризи (Караваджо) черпал темы искусства из действительности.Был против академизма.В его живописи много персонажей таких как картежники,шулеры,гадалки,авантюристы,изображением которой Караваджо положил начало бытовой живописи реалистического духа. Главные темы-религиозные, алтарные образа. В «Евангелисте Матфее с ангелом» апостол похож на крестьянина,у него грубые руки,лицо с морщинами,лицо напряжено от непривычного занятия – чтения. Караваджо одевает своих героев в современные одежды,помещает в простую,знакомую обстановку.Для его зрелого твор-ва хар-ны монументальность,величественность композиций,ясность рисунка.Градации света и тени становятся мягче,пространство-воздушнее. Влияние Караваджо испытали Рембрандт,Веласкес,Сурбаран. Расцвет итал.иск-ва наблюд в 18 в в Венеции.Крупнейшим итал. живописцем 18 в. был Джованни Баттиста Тьеполо.Он умел и любил писать триумфальные шествия,праздничную толпу,разбрасывая при этом только десяток фигур,остальные намечая одной сплошной живописной массой.(«Триумф Сципиона» для палаццо Дольфино в Венеции).Он не стремится передать точностью детали таких событий,ему важнее создать саму атмосферу действия. «Триумф Амфитриты» изображает колесницу Амфитриты в морских волнах в окружении наяд и тритонов,в настроении всеобщего ликования.Декоративные циклы,алтарные образа,станковые произведения на христианские и мофол сюжеты,пиры,триумфы,коронации выходят из-под кисти Тьеполо.Человека и арх-ру на полотне он отделяет большими пространственными паузами,создается ощущение легкости и воздушности.В Мадриде написал плафон Тронного зала королевского дворца. Оказал определенное влияние на графику Гойи. Франческо Гварди, его пейзажи: площади Венеции,ее каналы,улицы созданы легким ударом кисти,голубыми,желтыми,серо-серебристыми тонами,проникнуты лирическим чувством. («Венецианский дворик»). Пьетро Лонги воспевал быт Венеции: маскарады, концерты,уроки танцев. Дамы за туалетом, дамы, пьющие шоколад,в ожидании учителя пения,всякие балы.Мужчины и женщины одеты в венецианское черное домино с белой маской,треуголкой,отделанной серебряным шитьем,белыми чулками.