Многообразие форм декоративно-прикладного искусства Древнего Китая.
Изобразительное искусство, поэзия и философско-религиозные учения Древнего Китая.Население Китая возникло благодаря богине Неойве, она лепила людей и расселяла их. Развитие Китая протекало неравномерно, были периоды активного развития, а были – застоя накануне возникновения конфуцианства и даосизма. Декоративное искусство не отличалось особой прочностью, но имела яркий узор. К 3 тысячелетию до н.э. относится и так называемая Луншаньская культура. Здесь было обнаружено много керамических изделий. Эти черные сосуды, лишенные росписи, очень тонкие и хрупкие, поражают разнообразием форм и изяществом пропорций. Во 2 тысячелетии до н.э. получила дальнейшее развитие древнейшая религия китайцев, зачатки которой можно проследить уже в культуре Яншао. Эта религия выражалась в обоготворении явлений и сил природы: солнца, луны, земли, гор и рек. Керамика заменяется бронзой. Создаются бронзовые ритуальные котлы. Вся поверхность покрывалась тонким рельефным узором. Часто использовались изо животных – таотэ. Гробницы знати были грандиозными по размерам. 1 тыс.днэ. – добавляется лак, лаковые изделия. Чаши, блюда и тд покрывались несколькими слоями лака. Потом вырезали рисунок и опять покрывали лаком. Обнаружены большие общественные курганы . Литра и живопись развивались параллельно. Поэзией увлекались все. 6 вднэ – Даосизм, пусть природы, его нельзя постигнуть разумом, лучше через искусство, поэзию, которая посвещена темам природы. Живопись берет начало у Книги свитка – насколько рисунков по смыслу связанных иероглифами, что тоже фрагмент поэзии, мб горизонт и вертик, их следует воспринимать как текст, а не как картинку. В свитке все картинки используют минимальное количество средств, 2-3 цвета, рисунки не дБ большими. Там много свободного пространства, что соответствует идее Даосизма («ничто»). Позднее появилась техника разбрызгивания туши тукиполо – создание монохрамных пейзажей, 1 цвет, но много его оттенков. В основе лежит принцип внезапного озарения.Прогрессивным было учение Ян Чжоу, отрицавшего существование загробного мира и сверхъестественных сил и утверждавшего, что в природе все совершается с естественной закономерностью. Учение Лао Цзы - мир подчинен закону «дао», то есть законам самой природы, находящейся в постоянном движении и изменении. Человек должен следовать этим законам, как естественной необходимости. Большое значение имела философская система Конфуция, создавшего этико-политическое учение об отношениях между людьми в семье и обществе. Учение Конфуция в дальнейшем было использовано господствующими классами для утверждения незыблемости общественного порядка, обязательности выполнения человеком традиционных обрядов, преклонения перед старшими по чину и возрасту.Период Хань — время блестящего расцвета культуры Древнего Китая. 3 вднэ – звнэ. С середины 2 в. до н.э. конфуцианство утвердилось как официальная религиозно-философская система. Однако в это время продолжали развиваться и другие философские течения. Прогрессивным философским течением, противостоявшим конфуцианству, явилось учение материалиста Ван Чуна, стремившегося к разоблачению конфуцианских идей о небе как верховном божестве, опровергавшего «дао» в его поздней мистико-идеалистической трактовке. Небо и земля, человеческая жизнь рассматривались Ван Чуном материалистически, как естественные явления. Стены погребальных помещений украшались помимо скульптурных рельефов живописью. Многоцветные и яркие, они, так же как и рельефы, изображали жанровые и мифологические сцены. Яркими, живыми образцами ханьского народного искусства являются предметы мелкой терракотовой пластики. Ханьские бронзовые сосуды очень тонкостенны и почти лишены орнамента. Большая часть из них имеет уже чисто утилитарное назначение. Рельефный узор остается только около ручек. Для этого времени характерно изготовление больших глиняных сосудов. Большое распространение получают в период Хань также расписные керамические сосуды, отличающиеся яркостью расцветки, узор наносился на сосуд минеральными красками уже после обжига. Основной мотив ханьского узора — это геометрический орнамент, идущий поясами. В быту, а также для ритуальных целей в период Хань употреблялись бронзовые зеркала. В могилы эти зеркала клались с целью защиты умершего от злых духов. Большим разнообразием отличаются ханьские изделия из нефрита. Изготовлявшиеся из него пряжки, кольца, статуэтки людей и животных и пр. отличаются мягкостью моделировки гладко шлифованной поверхности камня и тончайшими узорами. Китайская лирика изобилует обращениями к историческим событиям и личностям, к обычаям и легендам своей страны. В стихах чётко прослеживается китайская система строения окружающего мира, Небесных Владык и Фей, драконов и других мифических животных, звёзд и небесных светил, времён года, ветра, воды, деревьев, цветов, соответствия цвета различным периодам жизни человека, поклонения государям и уважения к старшим, забота о семье.
Характеристика основных периодов истории искусства Древней Японии.Япония долгое время не переживала нападений и вторжений. 4 тыс.днэ – культура дземон (цвет веревки). Название – от изготовления глиняных сосудов: лепили вручную, без гончарного круга и для прочности обжигали, предварительно обмотав весь сосуд скрученной веревкой. . На всей посуде был рельеф. 1 тыс.днэ – началось возделывание риса. Начало синтацских культов. Религия – на многобожии, более 500 богов, пантеон. Первое время в синтеизме не было попытки представить богов (Ками?) в каком-то обличии. Богиня восходящего солнца – Аматерасу. Широкое распространение – погребальный культ – подземное захоронение с небольшим холмом сверху, вокруг – сооружения, ограда из глиняных горшков – ханива. 6 вднэ – первая столица Нара. Изучается история Китая, тк культура Японии стоилась под влиянием.. к 8в строится новая столица Хейтан. Золотой период. Культурное освобождение от Китая. Трансформируется буддийское учение. Формируется поэзия – появляется форма танка (5стишье). Представитель – Цираюки. Сегунат – тип гос правления, ставка на новое соц сословие, которое выполняет воен обязанности, сословие самураев. Их культура формируется в сер 19в. И сопряжено с появления особого жанра литературы – эпопея Гунка. Формируется культура Цен-буддизма – искусству отводится почетное место, развитие монохромной живописи. Японский сад – территория перед домом, материал – песок и камень. Бонсай – не просто растение, а кусок ландшафта. Чем древней растение, тем особенней. Экибана – традиция цветочной композиции, первоначально создавали для чайных церемоний. Может быть из сухих цветов, камней, коры дерева. Каждый элемент имеет сове значение – ветка с плодами – начало и конец жизни. Нецки – аксессуар к костюму. 10-12 см фигурка из разных материалов. Никогда не раскрашивались, постепенно это искусство становилось популярным.
Особенности крито-микенской художественной культуры. Иррациональные колоны в устройстве дворца,большое внимание обрядам и ритуалам, символы-лабрис-топор на дл черенке с лезвиями,букрания-бычий череп,сложное строени зданий(прообраз амфитеатров)внутр дворы одинак размеров,статуи богов, сокрал растения,морские звезды раковины,равноконечный мраморный крест, богиня обвита змеями,сосуды:кратер-напольный,большой,пифос-хранение зерна,амфора,ойнухой-кувшин,лекиф-д.масла,килик-рюмка для питья,таврокатапсия-ритуальный бой с быком. 8в-эстетические принципы, систематизация мифологии. Упорядч богов, но пантеон богов демократичен,судьбу определяюс слепые старухи мойры,один глаз на троих. Приблизительно с 2300—2200 гг. до н. э. основным центром художественной культуры стал Крит . Искусство Крита расширило влияние на Грецию. Наивысшие достижения критских зодчих — дворцы (открытые в Кноссе), в которых сочетание больших горизонтальных площадей (дворы) и комплексов 2-3-этажных помещений, световых колодцев, пандусов, лестниц создает эффект красочного перетекания пространства, эмоционально богатый, насыщенный бесконечным многообразием впечатлений художественный образ. На Крите был создан своеобразный тип колонны, которая расширяется кверху. В изобразительном и декоративно-прикладном искусстве Крита орнаментально-декоративный стиль сменяется больше конкретною и непосредственной передачей образов растительного и животного мира и человека (фрески дворца в Кноссе, вазы с изображением морских существ, производство мелкой пластики, глиптики). Кносский дворец.
Характеристика основных периодов истории искусства Др Греции. Историю развития культуры Др Греции принято делить на периоды: 1. Гомеровская Греция (11-8 вв. до н. э.). В гомеровский период складываются основы мифологии и эпической поэзии, передавших в образной форме жизнь, духовные стремления и героические подвиги народа. Именно мифы являются основой всего последующего развития греческого искусства. В мифах отражаются представления греков о происхождении мира, устройстве общества. 2. Архаика (VII-VI вв. до н. э.). В период архаики возникают основные типы и формы греческого искусства. В архитектуре - система ордеров и тип храма-периптера, окруженного колоннадой; в скульптуре - статуи стройных обнаженных юношей и прекрасных девушек (куросы и коры), рельефы со сценами битв, игр, состязаний; в росписи сосудов - чернофигурная вазопись с очень разнообразными жизненными сюжетами, изящно и свободно скомпонованными. Процветала знаменитая греческая лирика: поэтесса Сафо слагала гимны страстной любви, Архилох писал насмешливые «ямбы» и басни, в конце VI века до н.э. Гераклит Эфесский положил начало диалектической философии. Изо того времени создало обобщенный человеческий облик. Архаический Аполлон всегда молод - ни старость, ни детство тогда не привлекали ваятелей, ведь только в зрелой молодости жизненные силы находятся в полном расцвете и равновесии. Он всегда стоит прямо, одна нога выдвинута вперед - человек пускается в путь, его тело пронизано готовностью к движению. Лицо не выражает никакого определенного переживания или индивидуальных черт характера. Уголки рта, чуть приподняты, это некая условная «улыбка» - только возможность улыбки, намек на радость бытия. 3. Классика (V и три четверти IV в. до н. э.). Период первого расцвета античного рабовладельческого общества на ранней стадии его развития. Классика — это время высокого расцвета философии, важных естественнонаучных открытий, блестящего развития поэзии и в особенности драмы, высочайшего подъема в архитектуре и полной победы реализма в изо. Центром античной культуры классической эпохи становятся Афины. Театр, спортивные состязания, всевозможные празднества стали доступны не только аристократам, но и простым гражданам. Культ тела и физической красоты. Во всех трагедиях человек зависим от воли богов, и только в трагедиях Софокла, а впоследствии и Еврипида, он является личностью, самостоятельно определяющей свой выбор. С этого началось обращение к человеку как к свободной личности и рост индивидуализма. 4. Эллинистический период (последняя треть IV-I в. до н. э.). Ее искусство характеризуется исключительно интенсивным развитием всех художественных форм, связанных и с греческими, и с «варварскими» принципами культуры, с развитием науки, техники, философии, религии, с расширением кругозора. Бурно развивается архитектура как результат развития старых и строительства новых городов и скульптура, отражающая стремление многих правителей прославить мощь своих государств и себя в памятниках. Расцветают виды искусства, связанные с украшением зданий и интерьеров: мозаика, расписная керамика, декоративная скульптура. Искусство эпохи эллинизма более демократично, лишено жестких норм, канонов, более реалистично и гуманистично.
Ордерная с-ма ДрГреции. Дорический – 1 из 3 ордеров. Не имеет базы, ствол из абака. Антаблемент делится на архитрав, фриз и карниз. Фриз по горизонтали – на метопы и триглифы. Коринфский – высокая колонна с базой, стволом с каннелюрами и пышной капителью из ряда листьев аканфа и небольших волют. Торжественность. Ионический – стройная колонна с базой, стволом, прорезанными вертикальными желобками (каннелюрами). Капитель состоит из 2 крупных завитков – волют. Антаблемент иногда без фриза, часто покрывается рельефом, архитрав – из трех горизонтальных полос.
Важнейшей задачей архитектуры у греков было строительство храмов. Греческие храмы нисколько не походили на храмы Египта и Востока: это были приветливые обиталища человекоподобных богов, устроенные наподобие жилищ простых смертных, но только более изящные и богатые. Первоначально храмы строились из дерева. Греческий храм представлял здание умеренных размеров, стоявшее внутри священной ограды на фундаменте на нескольких ступенях и представлявшее в простейшем своём виде сходство с продолговатым домом, имеющим в плане два сложенные вместе квадрата и двускатную, довольно отлогую крышу; одна из коротких его сторон не выходила наружу стеной, которую здесь заменяли две пилястры по краям и стоящие в пролёте между ними две колонны, несколько отступя в глубь здания, оно было перегорожено поперечной стеной с дверью в середине, так что получались род крыльца и внутреннее, замкнутое со всех сторон помещение — святилище, где стояла статуя божества и куда никто не имел права входить, кроме жрецов. Пилястры и колонны сеней подпирали потолок и крышу, причём последняя образовывала над ними трёхугольный фронтон. Эта простейшая форма в более обширных и роскошных храмах усложнялась некоторыми добавочными частями. В больших храмах, святилище, по направлению своей длины, разделялось двумя рядами колонн на три части; эти колонны поддерживали галереи, устроенные над боковыми нефами и несли на себе другие колонны, меньшей величины, подпиравшие крышу.
Древнегреческая скульптура.Греческая скульптура родилась на стадионах и олимпиадах. Победители игр прославлялись, в их честь воздвигались статуи. Тк выступали обнаженными, то таковыми и изо юношей – куросы. Подчеркивали атлетическое сложение фигуры. Куросы посвящались богам, ставились в храмах. Женские – коры – задапированные. Чаще всего их ставили около Афин. Глаза удлиненные, широко раскрытые, архаическая улыбка. Раскрашивались. Совершенную красоту – вот, что стремились изо греки. В 5 вднэ в Афинах работали скульпторы Поликлет, Фидий и Мирон (Дискобол – атлет, напрягшийся перед броском диска, чувствуется внутренне напряжение фигуры). Поликлет написал трактат «Канон», где рассчитал пропорции размера частей тела исходя из роста человека как единицы измерение – голова 1\7 роста. «Раненая амазонка». Фидий создал 7метровую статую Афины-воительницы с копьем и щитом в руакх. Как и все последующие работы Фидия, она погибла. Выполнил 13метровую статую Зевса на троне (лицо, руки и тело из слоновой кости, глаза – камни, одежда, сандалии, оливковые ветви на голове - золото). Он с учениками исполнил скульптуры главного храма Акрополя.. сделал 13метровую статую Афины-девы, она опиралась на колонну, держа 2метровую крылатую богин Нику. Лицо, руки, - слоновая кость, глаза – камни, одежда – золото. В скульптуре на смену мужественности образов приходит интерес к душевному состоянию человека. Мраморная статуя Гермеса (Пракситель) – юноша, облокотившейся на пень, задумчиво глядит на младенца Диониса, которого держит в руках; приходит красота немного женственная, на статуе Гермеса даже сохранились следы краски – волосы красно-коричневые. Статуя Афины Книдской его же – первая в греческом искусстве статуя обнаженной женской фигуры. В состоянии порыва страсти изображена Скопасом Менада – стремительный танец, волосы упали на плечи, тело изогнуто, сложный ракурс – в отличие от скульптуры 5 в она рассчитана на обозрение со всех сторон.
Вазопись и другие формы прикладного искусства ДрГреции.В 7 вднэ жвопись заполняла всю поверхность сосуда, как ковром, изображали пальметты, цветы лотоса – воздействие Востока. Узор наносился темно-коричневым лаком по светлой глине, детали процарапывались, выделяясь белой и пурпурной красками. В конце 7 вднэ – чурнофигурный стиль. Черным лаком наносили узор на подкрашенную охрой глину сосуда, фигуры располагались не «Ковром», а свободно размещались на стенках. Помимо растительного и животного мира изображали мифические и исторические сюжеты, охоты и пиры. С этого времени подписывают сосуды авторы. С последней трети 6 вднэ сменяет краснофигурный стиль – фигуры естественного цвета глины выступали на фоне, сплошь покрытом лаком.
Древнегреческий театр. Большое место в архитектуре 4 вндэ занимают сооружения для зрелищ. Это знаменитый театр в Эпидавре (архитектор - Поликлет), на каменных скамьях которого помещались 10000 зрителей. Актеры играли на круглой площадке – орхестре. Акустика позволяла слышать все и с последнего ряда, который был на 23 метра выше сцены и на 60м отдален от нее. Агонистичность (состязательность), принцип равенства, сохранение мифологич традиции. Трагедии, мимемсис – подражание искусства природе; столкновение диониссийского (коллект тв-во, динамичность,интуиция) и аполоновского (ясность,четкость,инд). Комедия-песнь космоса, трагедия-песнь козлов; один исполнитель +хор, на ногах актеров катурны - сандали с дощечками. Древнегреческий театр не был местом, куда можно было пойти в любой день и, заплатив за билет, посмотреть выбранную из репертуара пьесу. В театре Диониса играли два раза в год. Трагедии ставились на празднование Великих Дионисий в форме драматического состязания. Три поэта предлагали три трилогии на, как правило, мифологические сюжеты, по окончании которых игралась легкая и забавная «сатировская» драма. Жюри выбирало и награждало лучшую трилогию. Победа была великой честью не только для драматурга и для главного актера, но и для хорега – спонсора постановки, чаще всего одного из городских богачей. Наградой был бронзовый треножник. Трагедии и комедии писались в стихах, а их постановки были примером синтетического искусства, объединяя поэтическое слово, музыку, танец и живопись. Все роли играли только мужчины и только в масках. Посещение театра считалось исполнением важного гражданского долга. В период расцвета греческой демократии государство платило идущему в театр простому народу минимальное дневное жалование, чтобы он не жалел о пропущенной работе. Руководители государств и философы считали, что посещение театра очищает и гармонизирует души, делает граждан лучше и даже здоровее. Эсхил (семеро против Фив), Софокл (царь Эдип) и Еврипид (Финикинянки) написали каждый примерно по сто трагедий. Эсхил и Софокл почти всегда выигрывали в драматическом состязании, а Еврипид проигрывал. Зато Еврипид выиграл в будущем. От Эсхила и Софокла до наших дней дошло по семь трагедий, а от него - семнадцать.
Проблема подражания искусства природе в античной культуре. Миме́сис — один из основных принципов эстетики, в самом общем смысле — подражание искусства действительности. В V веке до н.э. слово «мимесис» из языка культа пришло в философский язык. Для Демокрита это скорее технический, чем эстетический термин: люди в ткачестве подражают пауку, в строительстве – ласточке, в пении – лебедю и соловью. У Платона встречается и старое обрядовое значение термина, но постепенно под влиянием Сократа он начинает применять его по отношению к скульптуре, живописи и поэзии; сначала ограниченно (например, «подражательной» называл лишь трагедию, а эпическую поэзию — описательной), но в конечном счете расширяет его рамки до всех трех искусств полностью. При этом мимесис становится у Платона актом пассивного копирования внешней стороны (видимости) вещей. С его точки зрения, подражание — это не тот путь, котроый ведет к истине. Аристотель трансформировал платоновскую теорию, утверждая, что, подражая вещам, искусство может представить их более красивыми или отвратительными, чем они есть, что оно может (и даже должно) ограничиваться их общими, типичными, необходимыми свойствами. Теория подражания была продуктом классической эпохи в Греции. Эллинистическая и римская эпохи в принципе ее сохранили, но вместе с тем выдвинули против нее возражения и контрпредложения. Например, Филострат Старший считал воображение действием более мудрым, чем подражание, ибо подражание определяет единственно то, что увидено, а воображение то, что не видели.
Сходства и различия в древнегреческом и древнеримском искусствах. Мифология. Космологизм – единый космос, в кот боги и люди существуют как единое целое. Римское – переработка греческого. Три главных бога (влияние этрусков), антропоморфные боги В Риме мифы об истории основания рима - Ромул и Рем, идея великого города (мифы выполняют идеологическую роль). К разряду героев отнесены реальные люди, правители. Греция - нет акцента роли городов. Архитектура. Греция. Храмы были на возвышенности, основное усилие на храмы, гармония. Рим. Трансформирование греческого. Храмы различались размерами, застраивались хаотично. Дороги и акведуки, утилизация, триумфальная арка. Скульптура. Греция. Красота человеческого тела. Концепция мимесис – подражание природе. Высчитали пропорции человеческого тела (ступня – 1/6 роста). Идеализация человека. Юноши обнаженные, девушки – в тогах. Рим. Социальная роль человека. Если человек достигает совершенства в 1 области, то это уже искусство. Архаичная улыбка. Скульптуры в тогах. Конная статуя. Театр. Греция. Постоянное состязание, несение мысли. Больше лавочки вокруг сцены. Рим. Для зрелищ. Колизей. Перед зрелищем раздавали хлеб = PR. В Риме – развитие фресок (египетский стиль, мозаика).
Традиции этрусков и их роль в культуре Др Рима. Римское искусство многое взяло из завоеванной Греции, но так же и из искусства этрусков, на земле которых вырос Рим. Города этрусков были укреплены, соединялись дорогами и мостами. Были язычниками, многобожниками, мрачная религия смерти, загробного мира. Главные божества – Юпитер, Юнана и Минерва (Зевс, Афина и Гера), потому многие интерьеры разделены на 3 части. Архитектура близка греческой, но этруски использовали камень только в фундаментах, а стены – из кирпича. Этруски украшали храмы рельефами и статуями, но из терракоты. О жизни можно много подчерпнуть из росписей гробниц. Их стены расписаны сценами заукопойного культа, изо охот, пиров, битв, мифологических сюжетов. Изо условно и схематично. Керамика близка греческой, но этруски обжигали сосуды до черноты (буккеронеро – черная земля), полировали так, что походили на бронзу, украшали процарапанным рисунком. Искусники ювелирного дела. В 6 вднэ Этрусия попадает под власть Рима. Традиции сказались на формировании искусства Др Рима.
Архитектурные достижения др римлян. Римский гений более всего проявился в организации пространства. Для этого римляне обратились к новым конструкциям - арке и своду. В Риме возводили огромные своды из камня или, чаще, из бетона; связующим веществом служил вулканический пепел. Римляне внесли и некоторые изменения в сами ордера, например, у римских дорических колонн появились базы. Термы (общественные бани, это целый комплекс сооружений, не только для омовения, но и для развлечения). Изобилие воды, доставляемой в римские города акведуками, способствовало сооружению роскошных бань. Триумфальные арки. По возвращении императоров из завоевательных походов в ознаменование одержанных ими побед возводились триумфальные арки. Дом делился на 2 части, центром был атриум с бассейном, в крыше над котором имелось отверстие для наполнения дождевой водой и для освещения.
Скульптура и живопись римской античности. После завоевания Римом Греции началось знакомство с греческим искусством. Во 2 вднэ греческий язык – почти официальный. Многие дома украшались гречес статуями и рельефами. Римское искусство – более утилитарное. Римский скульптурный портрет – передает неповторимую индивидуальность модели в отличие от греческой идеализации. Бронзу как основой материал в 1 вднэ сменил мрамор, и первые мраморные портреты отличаются жестокостью и мелочностью в обработке. В статуе в рост римляне решили другую проблему – образ делового человека, оратора. Его поза проста и естественна, жест полон достоинства. В лице нет идеализации. Фигура облачена в тогу – условное название «тогаус». Первым императором Рима был Октовиан Август. Стали изображать его и других императоров в бесчисленных идеализированных статуях. Полуобнаженная фигура напоминала греческих атлетов, но фигурам придан пафос, модель явно героизирована. Римляне – создатели исторического рельефа. Стена Алтаря мира, установленного на Марсовом поле в Риме, украшена рельефами с изо жертвоприношений богине Мира, в процессе изо император с семьей и приближенными.полы в богатых домах украшались мозаикой – наборной живописью из гальки, горных пород и смальты. В доме Фавна в Помпеях – изо битва Македонского с персидским царем, прекрасно передано возбуждение битвы, даны портретные характеристики. Стены расписывались фресками. В 1 вднэ росписи стали включать разные архитектурные детали – колонны, карнизы, пилястры.
Каждый из императоров стремился украсить Римский Форум. Наиболее грандиозным был Форум Траяна. К площади примыкали 2 библиотеки, на площади стояла колонна Траяна, ствол которой 30 м. внутри – винтовая лестница. Колонна завершалась фигурой Траяна. После смерти императора урну с его прахом поместили в пьедестал колонны. Она облицована плитами мрамора, по которым тянется барельеф, изо в историческом порядке главные события похода Траяна против даков. В рельефах 2500 фигур, 90 раз – Траян. Портретная пластика реалистична. Скульптурный портер имел несколько стадий: интерес к личности, стремление создать идеал, подобный греческому, и сатирический, обличительный пафос. Зрачок со 2 в стали намечать пластически, употреблялась полировка мрамора.Около 170 г – конная статуя Марка Аврелия. В середине 3 в варвары вторглись в Рим, города гибли от эпидемий и голода. Скульптурный портрет полон жестокими и грубыми образами. Скульптурные изо беспощадно разоблачительны, это исторические документы эпохи – портрет Филиппа Аравитянина. С конца 3 в скульптура теряет чувство гармонии. Античность погибала. Во многом, из-за христианства (в античности человек – игрушка в руках богов, но он же и мера всех вещей, в христианстве – презрение к земной жизни).в 476 Рим пал.
Общая характеристика катакомбной культуры.Индоевропейская археологическая культура эпохи раннего бронзового века, представляющая собой развитие ямной культуры. Была распространена в 2000—1250 гг. до н. э. в Северном Причерноморье и Нижнем Поволжье. Выделена в начале XX века Городцовым, родовые поселения и курганные могильники, скотоводством и земледелием, знали металлургию меди и бронзы, вели обмен с соседними племенами, Основным типом погребального сооружения были катакомбы "Т"- или "Н"-образной формы, прямоугольные или овальные ямы. В ямах чаще хоронили детей. Умерших хоронили скорчено на правом боку, руки располагали вдоль туловища, является керамика. Она имеет отличающиеся от других культур устойчивые признаки в виде колоколовидности сосудов. На намеленных стенах рисовали.
Художественно-эстетические особенности византийской храмовой архитектуры. Византийское искусство складывалось на почве культуры Греции, Палестины, Египта. Периоды императора Юстиниана (4-7в), иконоборческий (8-9), македонского возрождения (9-10), Палеологовский ренессанс (с 1361 –Михаил Палеолог отнял у латинян Константинополь – до 1453). Главную особенность составляет центрально-купольная система. Вообще внутренность здания не отличалась богатством и сложностью архитектурных деталей, но зато его стены облицовывались снизу дорогими сортами мрамора, а вверху украшались позолотой, мозаичными изображениями или фресковой живописью. Снаружи здание представляло два яруса продолговатых окон с округленным верхом. Кроме окон в стенах, для освещения здания служили окна в куполе, у самого его основания, или в тамбуре главы. Наиболее своеобразны загородные монастыри, обычно представляющие собой обнесенные стенами укрепленные пункты, внутри которых помимо жилых и хозяйственных построек монахов сооружалась обширная трапезная и доминирующее здание — церковь. Здания и крепостные сооружения, располагаясь чаще всего на возвышенном месте асимметрично, представляли собой ансамбли. Бетонная техника не была воспринята в Византии; стены обычно складывались из кирпича или тесаного камня. Своды делались из кирпича или камня. Перекрытия — по большей части сводчатые. Наиболее существенным конструктивным достижением византийской архитектуры является разработка системы опирания купола на отдельно стоящие четыре опоры с помощью парусного свода. Вначале купол опирался непосредственно на паруса и подпружные арки; позднее между куполом и опорной конструкцией стали устраивать цилиндрический объем — барабан, в стенах которого оставляли проемы для освещения подкупольного пространства.Эта конструктивная система позволила освободить интерьер зданий от громоздких стен и еще более расширить внутреннее пространство. Основными строительными материалами был плоский кирпич толщиной около 5 см. Для облегчения веса в кладку сводов вводились пористые каменные породы, в частности пемза. Купола и своды покрывались черепицей или свинцовыми листами.Основными средствами выразительности служили сами конструктивные элементы — купола, своды, аркады. Стены часто покрывались фресковой живописью или облицовывались разноцветными плитами мрамора. Широко применялась мозаичная живопись, располагавшаяся обычно на изогнутых поверхностях стен, в куполах и сводах. Резная скульптурная обработка стен воспринимается как легкий рельефный рисунок, не разрушающий плоскости стены. В ранневизантийских храмах находит применение тип базилики — удлиненного здания с выделенным по ширине и высоте средним нефом, отделенным от малых нефов аркадой на колоннах. Вершиной развития арочно-сводчатых структур явилась грандиозная купольная базилика собора Софии в Константинополе построенная греческими архитекторами Анфимием из Тралл и Исидором в 537 г. Собор Софии в Константинополе оказал огромное влияние на последующее развитие архитектуры. отличающийся от типа древнехристианских базилик. Главную его особенность составляет центрально-купольная система. Византийцы первые удачным образом разрешили задачу помещения купола над основанием квадратного и вообще четырёхугольного плана, а именно посредством так называемых парусов, для придания куполу характера ещё большей лёгкости начали вместо прямых отвесных стен нижнего сооружения строить полукруглые в плане ниши, оканчивающиеся вверху, у купола, полусферическими поверхностями таким образом, что купол держался на вершинах арок этих ниш и на четырёх массивных столбах, подпирающих паруса. Эта средняя часть регулировала прочие части сооружения. одобная система постройки применялась преимущественно в храмах, представлявших в плане вообще соединение пяти квадратов в виде равноконечного (так назыв. греческого) креста: над средним квадратом находился купол , в боковых квадратах — открывающиеся в это среднее пространство ниши квадраты же , занимающие собой промежутки между оконечностями креста, представляли придаточные части, обыкновенно более низкие, чем сам крест.