Особенности изобразительного искусства эпохи палеолита и мезолита.
Первобытное искусство как неотъемлемый элемент ритуально-обрядовых действий.
Сравнительная характеристика искусства Итальянского и
Художественно-эстетические характеристики стиля рококо.
Рококо́ (раковина) — стиль, возникший во Франции в первой половине XVIII века как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям, личному комфорту. Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо не внёс в архитектуру никаких новых конструктивных элементов, но пользовался старыми, не стесняя себя при их употреблении никакими традициями и имея в виду, главным образом, достижение декоративной эффектности. Архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой во что бы то ни стало. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или замаскировываются фигурной отделкой; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами; высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают выступы. Всюду пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов.В тематике преобладают пастушеские мотивы, где персонажи не обременены тяготами жизни, а предаются радостям любви на фоне красивых ландшафтов в окружении овечек. Впервые черты этого стиля проявились в творчестве Антуана Ватто, у которого главной темой были галантные празднества. Другой, характерной чертой того времени, была эротика. Создано много картин, изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Крупнейший представитель рококо во Франции — Франсуа Буше, работавший в жанре портрета и пейзажа. В Италии крупнейший представитель того времени — Джамбаттиста Тьеполо. Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. В «чистом виде» музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве «великих французских клавесиниста Жана Филиппа Рамо. Поскольку музыка звучала на светских приёмах и во время еды, особо приветствовались разные выдумки, карнавальные имитации и остроумные развлекательные приёмы для увеселения аристократических слушателей.
Первобытное искусство как неотъемлемый элемент ритуально-обрядовых действий.
Особенности изобразительного искусства эпохи палеолита и мезолита.
Своеобразие неолитической архитектуры. Мегалиты.Первобытное искусство1)скульптура(женские фигурки-не индивидуальность, а символ плодородия,не эстет а символ ф-ции) 2)изоб.животных-анималистика,ритуал.искусство-элемент первоб ритуала,осн форма культурн поведенияИскусство синкретично.
Палеолит-1-30тлднэ(в пещерах,черная,красная краска,нет деталей) 2-18-15тлднэ(внимание к деталям,оттенки,желтый цвет,штрихи-реалист и объемно) 3-15-12тлднэ(пропорции,пластика,движение,перспектива,цвета)испания пещ альтамира,фр пещ ласко.период деградации 12тлднэ изменение климата.
Мезолитчеловек-объект изображения(мужчина)символично,условно в движении,фикс-соц.полезное действие,краски-белая, +мед и желток
6-5тлднэ-таяние ледников-эмиграция на новые тарритории
Неолитическая архитектура Сложные орудия труда, внимание на доме.характер живописи более абстракный,появление арнамента,декорат-прикладн иск.-потребность украшать.мегалитические постройки:1)менгиры-верт. Стоящ камни,религиозн и информ ф-ции 2)дольмены-2 вертикально,один-сверху 3)кромлехи-круговые ограды,в основном форма подковы 4)стоунхендж-англия.Мегали́ты доисторические сооружения из больших каменных блоков, соединённых без применения цемента или известкового раствора.Назначение мегалитов не всегда можно установить. Большей частью они, по мнению некоторых ученых, служили для погребений или были связаны с погребальным культом. Есть и другие мнения. По-видимому, мегалиты — общинные сооружения (функция — социализирующая). Их возведение представляло для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей.
Мифология Древнего Египта и «Книга мёртвых».Слово "египет" - грецизированное. Сами египтяне называли свою страну "Та-Кемет" - "Черная земля" (плодородная) в противоположность "Красной земле" (пустыне). Древние египтяне селились на восточном берегу Нила. Западный берег был отдан "вечности" - потусторонней жизни: там строили пирамиды, мастабы и гробницы. Обычай имел в основе символику - Солнце рождается на восточном берегу небесной реки и умирает на западном, - люди, "скот Ра", проводят свою земную жизнь на востоке, а после смерти переселяются на запад, в "Поля Камыша" - загробный "рай", место вечной жизни. В каждом номе (административном округе) страны вырабатывались собственные версии одних и тех же сказаний. Главное содержание составляют не события, а философский подтекст. Египетский миф прославляет не воинскую доблесть, а творца, хранителя и защитника стабильности в мире. Господство богов в большинстве случаев зависело от веры правящего фараона. Наряду с богами, аналоги которых существуют в античной мифологии, в религии египтян существовало множество абстракций - Ху, Сиа, Сихем, Хех ("воля", "разум", "энергия", "вечность"). Египетские боги в меньшей степени заняты ,какой бы то ни было деятельностью и почти никогда не вмешиваются в людские споры.«Книга мёртвых»— сборник гимнов и религиозных текстов, помещаемый в гробницу с целью помочь умершему преодолеть опасности потустороннего мира и обрести благополучие в посмертии. Представляет собой ряд из 160-190 (в разных вариациях) несвязанных между собой глав, различного объема, начиная от длинных поэтических гимнов и кончая однострочными магическими формулами. В125 гл описывается посмертный суд Осириса над умершим. Он сидит на троне со знаками царской власти (с короной, с жезлом и плетью). Наверху 42 бога. В центре зала стоят весы, на которых боги Гор и Анубис взвешивают сердце покойного (символ души у древних египтян). На одной чашечке весов находится сердце, то есть совесть усопшего, а на другой Правда в виде статуэтки богини Маат. Если человек вел на земле праведный образ жизни, то его сердце и статуэтка весили одинаково, если грешил, то сердце весило больше. Оправданного покойного отправляли в загробный рай, грешника поедало чудовище — лев с головой крокодила.
Каноны древнеегипетского искусства.Главной из стилистических особенностью Древнего Египта была строгая система композиционных и иконографических правил, получивших название “канона”. В древнеегипетском искусстве каноны не менялись на протяжении многих столетий. Яркой особенностью искусства Древнего Египта явилась преданность традициям предков. Причина этого заключалась в том, что религиозные воззрения приписали священный смысл художественному облику первых, древнейших памятников египетского искусства. Поэтому в искусстве Египта сохранялся и ряд условностей, восходящих нередко ещё к первобытному искусству и закреплённых затем в образцах, ставших каноническими. Примерами этого являются изображения предметов и животных, невидимых ни зрителю ни художнику, но которые определённо могут присутствовать в данной сцене (например, рыбы и крокодилы под водой); изображение предмета с помощью схематического перечисления его частей (листва деревьев в виде множества условно расположенных листьев или оперение птиц в виде отдельных перьев); сочетание в одной и той же сцене изображений предметов, сделанных в разных ракурсах (у фигуры человека — голова в профиль, глаз в фас, плечи и руки в фас, а ноги — в профиль). Создание канонов означало сложение строгой и разработанной системы художественных взглядов. Необходимость следовать канонам вызвала создание письменных руководств для художников. Известно о существовании «Предписаний для стенной живописи и канона пропорций». Мумифицирование, зооморфный характер изображения-человек с телом животного(сохлет-богиня войны, тело женское, голова льва). Канопы - сосуды с крышкой в виде лица животного для органов, ущебти - фигурки людей с мотыгами. Женщины-светлые, мужчины-темные, умерщие со скрещенными руками, живые с опущенными. Однако позднее соблюдение канонов сыграло консервативную, тормозящую роль, мешая развитию реалистических тенденций.