Ознакомление с предметным окружением
Продолжать обогащать представления детей о мире предметов. Объяснять назначение незнакомых предметов. Формировать представление о предметах, облегчающих труд человека в быту (кофемолка, миксер, мясорубка и др.), создающих комфорт (бра, картины, ковер и т. п.). Объяснять, 79 что прочность и долговечность зависят от свойств и качеств материала, из которого сделан предмет. Развивать умение самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены предметы, характеризовать свойства и качества предметов: структуру и температуру поверхности, твердость – мягкость, хрупкость – прочность, блеск, звонкость.
Побуждать сравнивать предметы (по назначению, цвету, форме, мате- риалу), классифицировать их (посуда – фарфоровая, стеклянная, керамическая, пластмассовая).
Рассказывать о том, что любая вещь создана трудом многих людей («Откуда пришел стол?», «Как получилась книжка?» и т. п.). Предметы имеют прошлое, настоящее и будущее.
Ознакомление с социальным миром
Обогащать представления детей о профессиях.
Расширять представления об учебных заведениях (детский сад, школа, колледж, вуз), сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство, сельское хозяйство). Продолжать знакомить с культурными явлениями (цирк, библиотека, музей и др.), их атрибутами, значением в жизни общества, связанными с ними профессиями, правилами поведения.
Продолжать знакомить с деньгами, их функциями (средство для оплаты труда, расчетов при покупках), бюджетом и возможностями семьи.
Формировать элементарные представления об истории человечества (Древний мир, Средние века, современное общество) через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), реконструкцию образа жизни людей разных времен (одежда, утварь, традиции и др.). Рассказывать детям о профессиях воспитателя, учителя, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, торговли, связи др.; о важности и значимости их труда; о том, что для облегчения труда используется разнообразная техника. Рассказывать о личностных и деловых качествах человека-труженика.
Знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства; с результатами их труда (картинами, книгами, нотами, предметами декоративного искусства). Прививать чувство благодарности к человеку за его труд.
Расширять представления о малой Родине. Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край. Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.). Воспитывать любовь к Родине.
Формировать представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная, многонациональная страна. Рассказывать детям 82 о том, что Москва — главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна.
Расширять представления детей о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам отечества. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Приглашать в детский сад военных, ветеранов из числа близких родственников детей. Рассматривать с детьми картины, репродукции, альбомы с военной тематикой.
Перспективный план по ознакомлению с предметным и социальным окружением
Таблица
Дата | Тема | Цель | Методическое обеспечение |
Сентябрь | «Предметы, облегчающие труд человека в быту» | Формировать представление детей о предметах, облегчающих труд человека в быту. | См. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» старшая группа, ав. О.В. Дыбина, с.20. Тема № 1 |
Сентябрь | «Моя семья» | Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи. | См. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» старшая группа, ав. О.В. Дыбина, с.22. Тема № 2 |
Октябрь | «Что предмет расскажет о себе» | Побуждать детей выделять особенности предметов: размер, форму, цвет, материал, части, функции, назначении. | См. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» старшая группа, ав. О.В. Дыбина, с.24. Тема № 3 |
Октябрь | «О дружбе и друзьях» | Расширять знания о сверстниках, закреплять правила доброжелательного отношения к ним: поделись игрушкой, разговаривай вежлево. | См. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» старшая группа, ав. О.В. Дыбина, с.25. Тема № 4 |
Ноябрь | «Коллекционер бумаги» | Расширять представления детей о разных видах бумаги и ее качествах. | См. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» старшая группа, ав. О.В. Дыбина, с.27. Тема № 5 |
Ноябрь | «Детский сад» | Поговорить с детьми о том, почему детский сал называется именно так. | См. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» старшая группа, ав. О.В. Дыбина, с.28. Тема № 6 |
Декабрь | «Наряды куклы Тани» | Познакомить детей с разными видами тканей, обратить внимание на отдельные свойства тканей. | См. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» старшая группа, ав. О.В. Дыбина, с.31. Тема № 7 |
Декабрь | «Игры во дворе» | Знакомить детей с элементарными основами безопасности жизнедеятельности. | См. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» старшая группа, ав. О.В. Дыбина, с.32. Тема № 8 |
Январь | «В мире металла» | Познакомить детей со свойствами и качествами металла. | См. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» старшая группа, ав. О.В. Дыбина, с.34. Тема № 9 |
Январь | «В гостях кастелянши» | Познакомить детей с деловыми и личностными качествами кастелянши. | См. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» старшая группа, ав. О.В. Дыбина, с.35. Тема № 10 |
Февраль | «Песня колокольчика» | Закреплять знания детей о стекле, металла, дереве, их свойствах. | См. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» старшая группа, ав. О.В. Дыбина, с.37. Тема № 11 |
Февраль | «Российская армия» | Продолжать расширять представления детей о Российской армии. | См. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» старшая группа, ав. О.В. Дыбина, с.38. Тема № 12 |
Март | «Путешествие в прошлое лампочки» | Познакомить детей с историей электрической лампочки. | См. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» старшая группа, ав. О.В. Дыбина, с.41. Тема № 13 |
Март | «В гостях у художника» | Формировать представления об общественной значимости труда художника, его необходимости. | См. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» старшая группа, ав. О.В. Дыбина, с.43. Тема № 14 |
Апрель | «Путешествие в прошлое пылесоса» | Вызвать у детей интерес к прошлому предметов. | См. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» старшая группа, ав. О.В. Дыбина, с.45. Тема № 15 |
Апрель | «Россия-огромная страна» | Формировать представления о том, что наша огромная, многонациональная страна называется РФ, в ней много городов и сел. | См. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» старшая группа, ав. О.В. Дыбина, с.46. Тема № 16 |
Май | «Путешествие в прошлое телефона» | Познакомить детей с историей изобретения и совершенствования телефона. | См. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» старшая группа, ав. О.В. Дыбина, с.49. Тема № 17 |
Май | «Профессия-артист» | Познакомить детей с творческой профессией актера театра. | См. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» старшая группа, ав. О.В. Дыбина, с.50. Тема № 18 |