Лев Абрамович Кассиль. Рассказ об отсутствующем.

- Общая беда подняла на борьбу с врагом всех от мала до велика. Имена не всех героев стали известны, но от этого их вклад в общую победу не стал меньше.

- Нужно помнить и чтить память всех защитников Отечества.

- А в Москве даже есть памятник Неизвестному герою, у которого горит Вечный огонь.

И в большом зале тихо поднялись летчики, танкисты, моряки, генералы, гвардейцы – люди славных боев, герои жестоких битв, поднялись, чтобы почтить память маленького, никому неведомого героя, имени которого никто не знал.

РЭЙ БРЕДБЕРИ. 451 градус по Фаренгейту.

– В кон­це кон­цов, мы жи­вем в век, ког­да лю­ди уже не пред­став­ля­ют цен­ности. Че­ловек в на­ше вре­мя – как бу­маж­ная сал­фетка: в нее смор­ка­ют­ся, ком­ка­ют, выб­ра­сыва­ют, бе­рут но­вую, смор­ка­ют­ся, ком­ка­ют, бро­са­ют… Лю­ди не име­ют сво­его ли­ца.

У лю­дей те­перь нет вре­мени друг для дру­га.

Лев Толстой о науке.

«Что та­кое на­ука? На­ука, как это по­нима­лось всег­да и по­нима­ет­ся и те­перь боль­шинс­твом лю­дей, есть зна­ние не­об­хо­димей­ших и важ­ней­ших для жиз­ни че­лове­чес­кой пред­ме­тов зна­ния. Та­ким зна­ни­ем, как это и не мо­жет быть ина­че, бы­ло всег­да, есть и те­перь толь­ко од­но: зна­ние то­го, что нуж­но де­лать вся­кому че­лове­ку для то­го, что­бы как мож­но луч­ше про­жить в этом ми­ре тот ко­рот­кий срок жиз­ни, ко­торый оп­ре­делен ему Бо­гом, судь­бой, за­кона­ми при­роды - как хо­тите. Для то­го же, что­бы знать это, как на­илуч­шим об­ра­зом про­жить свою жизнь в этом ми­ре, на­до преж­де все­го знать, что точ­но хо­рошо всег­да и вез­де и всем лю­дям и что точ­но дур­но всег­да и вез­де и всем лю­дям, т.е. знать, что дол­жно и че­го не дол­жно де­лать. В этом, и толь­ко в этом, всег­да и бы­ла и про­дол­жа­ет быть ис­тинная, нас­то­ящая на­ука. На­ука эта есть дей­стви­тель­ная на­ука, т.е. соб­ра­ние зна­ний, ко­торые не мо­гут са­ми со­бой от­крыть­ся че­лове­ку и ко­торым на­до учить­ся и ко­торым учил­ся и весь род че­лове­чес­кий. На­ука эта во всем ее объ­еме сос­то­ит в том, что­бы знать все то, что за мно­гие ты­сячи лет до нас ду­мали и выс­ка­зыва­ли са­мые хо­рошие, муд­рые лю­ди из тех мно­гих мил­ли­онов лю­дей, жив­ших преж­де нас, о том, что на­до и че­го не на­до де­лать каж­до­му че­лове­ку для то­го, что­бы жить не для од­но­го се­бя, но для всех лю­дей бы­ла хо­рошей.» -

Статья впер­вые опуб­ли­кова­на с сок­ра­щени­ями в "Рус­ских ве­домос­тях" (1909, No 258) и в "Ки­ев­ских вес­тях" (1909, No 300, 301, 302). Пол­ностью впер­вые опуб­ли­кова­на в сб.: Л.Н.Тол­стой "О на­уке". М.: изд-во "Еди­нение", 1917. С. 3-28. См.: ПСС. Т. 38. М., 1936. С. 132-149. Статья на­писа­на Л.Н.Тол­стым в пер­вой по­лови­не и­юля 1909 г. как от­вет на пись­мо сим­бир­ско­го кресть­яни­на Ф.А.Аб­ра­мова, ко­торое пи­сатель по­лучил в кон­це и­юня 1909 г. Ф.А.Аб­ра­мов, ор­га­низа­тор "Об­щи­ны сво­бод­ных хрис­ти­ан", об­ра­тил­ся к Л.Н.Тол­сто­му с прось­бой дать разъ­яс­не­ния по сле­ду­ющим воп­ро­сам: "1) Как вы смот­ри­те на на­уку? 2) Что есть на­ука? 3) Ви­димые не­дос­татки на­шей на­уки. 4) Что да­ла нам на­ука? 5) Че­го дол­жно тре­бовать от на­уки? 6) Ка­кое нуж­но пре­об­ра­зова­ние на­уки? 7) Как уче­ные дол­жны от­но­сить­ся к тем­ной мас­се и фи­зичес­ко­му тру­ду? 8) Как нуж­но учить де­тей млад­ше­го воз­раста? 9) Что нуж­но для юно­шес­тва?" (Цит. по: ПСС. Т.38. С.530). Л.Н.Тол­стой серь­ез­но от­несся к от­ве­ту на пись­мо, ра­ботал над ним в пе­ри­од с 1 по 19 и­юля 1909 г., чи­тал близ­ким, об­суждал. Прось­ба кресть­яни­на Ф.А.Аб­ра­мова со­от­ветс­тво­вала со­дер­жа­нию мно­голет­них раз­мышле­ний Л.Н.Тол­сто­го о нравс­твен­ных прин­ци­пах на­уч­но­го зна­ния, о том, что на­ука есть соз­на­ние об­щес­тва. От то­го, в ка­ком сос­то­янии на­ука, во мно­гом за­висит и со­дер­жа­ние об­ра­зова­ния под­раста­юще­го по­коле­ния. По мыс­ли пи­сате­ля, ос­но­вой вся­кого об­ра­зова­ния дол­жна стать на­ука жиз­ни "зна­ние то­го, что нуж­но де­лать вся­кому че­лове­ку для то­го, что­бы как мож­но луч­ше про­жить в этом ми­ре... т.е. знать, что дол­жно и че­го не дол­жно де­лать". Л.Н.Тол­стой выс­ка­зыва­ет ак­ту­аль­ные для пе­даго­гов мыс­ли о том, что эти зна­ния не мо­гут са­ми от­крыть­ся че­лове­ку, им "на­до учить­ся" так же, как "учил­ся весь род че­лове­чес­кий". Л.Н.Тол­стой выс­ка­зыва­ет мыс­ли о том, что путь при­об­ще­ния каж­до­го че­лове­ка к нравс­твен­но­му опы­ту че­лове­чес­тва дол­жен быть адек­ва­тен то­му пу­ти, ка­ким че­лове­чес­тво соз­да­вало этот опыт, как от­дель­ные вы­да­ющи­еся лю­ди прош­ло­го, фи­лосо­фы, мыс­ли­тели, ре­лиги­оз­ные де­яте­ли ре­шали за­дачи нравс­твен­ных от­но­шений к ок­ру­жа­ющей их дей­стви­тель­нос­ти, тру­ду, жиз­ни, вос­пи­танию и т.д. Эта на­ука, по мне­нию Л.Н.Тол­сто­го, дол­жна быть по­нят­на и дос­тупна уче­ному и че­лове­ку из на­рода.





Лев Толстой об искусстве.

«Нас­то­ящее же ху­дожес­твен­ное про­из­ве­дение, вклю­ча­ющее все три ус­ло­вия, нель­зя де­лать по за­казу, нель­зя по­тому, что сос­то­яние ду­ши ху­дож­ни­ка, из ко­торо­го вы­тека­ет про­из­ве­дение ис­кусс­тва, есть выс­шее про­яв­ле­ние зна­ния, от­кро­вение тайн жиз­ни. Ес­ли же та­кое сос­то­яние есть выс­шее зна­ние, то и не мо­жет быть дру­гого зна­ния, ко­торое мог­ло бы ру­ково­дить ху­дож­ни­ком для ус­во­ения се­бе это­го выс­ше­го зна­ния.» - Лев Толстой об искусстве.

Ес­ли нет сил го­реть и раз­ли­вать свет, то хоть не зас­ти его.

Наши рекомендации