Лев Абрамович Кассиль. Рассказ об отсутствующем.
- Общая беда подняла на борьбу с врагом всех от мала до велика. Имена не всех героев стали известны, но от этого их вклад в общую победу не стал меньше.
- Нужно помнить и чтить память всех защитников Отечества.
- А в Москве даже есть памятник Неизвестному герою, у которого горит Вечный огонь.
И в большом зале тихо поднялись летчики, танкисты, моряки, генералы, гвардейцы – люди славных боев, герои жестоких битв, поднялись, чтобы почтить память маленького, никому неведомого героя, имени которого никто не знал.
РЭЙ БРЕДБЕРИ. 451 градус по Фаренгейту.
– В конце концов, мы живем в век, когда люди уже не представляют ценности. Человек в наше время – как бумажная салфетка: в нее сморкаются, комкают, выбрасывают, берут новую, сморкаются, комкают, бросают… Люди не имеют своего лица.
У людей теперь нет времени друг для друга.
Лев Толстой о науке.
«Что такое наука? Наука, как это понималось всегда и понимается и теперь большинством людей, есть знание необходимейших и важнейших для жизни человеческой предметов знания. Таким знанием, как это и не может быть иначе, было всегда, есть и теперь только одно: знание того, что нужно делать всякому человеку для того, чтобы как можно лучше прожить в этом мире тот короткий срок жизни, который определен ему Богом, судьбой, законами природы - как хотите. Для того же, чтобы знать это, как наилучшим образом прожить свою жизнь в этом мире, надо прежде всего знать, что точно хорошо всегда и везде и всем людям и что точно дурно всегда и везде и всем людям, т.е. знать, что должно и чего не должно делать. В этом, и только в этом, всегда и была и продолжает быть истинная, настоящая наука. Наука эта есть действительная наука, т.е. собрание знаний, которые не могут сами собой открыться человеку и которым надо учиться и которым учился и весь род человеческий. Наука эта во всем ее объеме состоит в том, чтобы знать все то, что за многие тысячи лет до нас думали и высказывали самые хорошие, мудрые люди из тех многих миллионов людей, живших прежде нас, о том, что надо и чего не надо делать каждому человеку для того, чтобы жить не для одного себя, но для всех людей была хорошей.» -
Статья впервые опубликована с сокращениями в "Русских ведомостях" (1909, No 258) и в "Киевских вестях" (1909, No 300, 301, 302). Полностью впервые опубликована в сб.: Л.Н.Толстой "О науке". М.: изд-во "Единение", 1917. С. 3-28. См.: ПСС. Т. 38. М., 1936. С. 132-149. Статья написана Л.Н.Толстым в первой половине июля 1909 г. как ответ на письмо симбирского крестьянина Ф.А.Абрамова, которое писатель получил в конце июня 1909 г. Ф.А.Абрамов, организатор "Общины свободных христиан", обратился к Л.Н.Толстому с просьбой дать разъяснения по следующим вопросам: "1) Как вы смотрите на науку? 2) Что есть наука? 3) Видимые недостатки нашей науки. 4) Что дала нам наука? 5) Чего должно требовать от науки? 6) Какое нужно преобразование науки? 7) Как ученые должны относиться к темной массе и физическому труду? 8) Как нужно учить детей младшего возраста? 9) Что нужно для юношества?" (Цит. по: ПСС. Т.38. С.530). Л.Н.Толстой серьезно отнесся к ответу на письмо, работал над ним в период с 1 по 19 июля 1909 г., читал близким, обсуждал. Просьба крестьянина Ф.А.Абрамова соответствовала содержанию многолетних размышлений Л.Н.Толстого о нравственных принципах научного знания, о том, что наука есть сознание общества. От того, в каком состоянии наука, во многом зависит и содержание образования подрастающего поколения. По мысли писателя, основой всякого образования должна стать наука жизни "знание того, что нужно делать всякому человеку для того, чтобы как можно лучше прожить в этом мире... т.е. знать, что должно и чего не должно делать". Л.Н.Толстой высказывает актуальные для педагогов мысли о том, что эти знания не могут сами открыться человеку, им "надо учиться" так же, как "учился весь род человеческий". Л.Н.Толстой высказывает мысли о том, что путь приобщения каждого человека к нравственному опыту человечества должен быть адекватен тому пути, каким человечество создавало этот опыт, как отдельные выдающиеся люди прошлого, философы, мыслители, религиозные деятели решали задачи нравственных отношений к окружающей их действительности, труду, жизни, воспитанию и т.д. Эта наука, по мнению Л.Н.Толстого, должна быть понятна и доступна ученому и человеку из народа.
Лев Толстой об искусстве.
«Настоящее же художественное произведение, включающее все три условия, нельзя делать по заказу, нельзя потому, что состояние души художника, из которого вытекает произведение искусства, есть высшее проявление знания, откровение тайн жизни. Если же такое состояние есть высшее знание, то и не может быть другого знания, которое могло бы руководить художником для усвоения себе этого высшего знания.» - Лев Толстой об искусстве.
Если нет сил гореть и разливать свет, то хоть не засти его.