Психолого-педагогические особенности деятельности учащихся средних классов во внеурочное время
Средний школьный возраст может рассматриваться в возрастной психологии как важный развития в силу того, что происходящие в этом возрасте изменения являются существенными для правильной оценки закономерностей развития в более позднем периоде [13].
В рассматриваемый период интенсивно может происходить развитие самосознания, что выражается в возникновении чувства взрослости.
Сущность его состоит в том, что подросток может испытывать огромнейшее стремление к самоутверждению себя как личности равной взрослому, требуя, чтобы с ними считались, а также мнение его было уважаемо.
Ощущая себя взрослым, подросток имеет стремление отмежевания от всего, что кажется ему детским [10].
Взрослость может выражаться в стремлении к самостоятельности и быть полным независимым, имея желания ограждения некоторых сфер своей жизни от вмешательства родителей и других взрослых. На основании выше изложенного, подросток усваивает взрослую атрибутику поведения в манере одеваться, говорить, начинает курить, употреблять спиртные напитки.
Для мальчиков характерно стремление обладания качествами «крутого» парня, чей имидж постоянно демонстрирует с экранов телевизоров их кумиры.
Отсюда стремление экстравагантно одеваться, демонстрировать физическую силу, мужественность, раскованность, употребление жаргона или молодёжного сленга. Потребность самоутвердиться и самоопределиться, найти самого себя, очень сильно для подростков, что меняет картину их поведения. Но наравне с социально одобряемыми способами завоевания достойного положения в классе, семье, дворовой компании нередко случаи, когда подростки имеют стремление добиться авторитета с помощью отрицательных форм поведения.
В связи с развитием самосознания психологи отмечают у подростков среднего школьного возраста большую душевную ранимость, чем у старших школьников [3].
Существенная психологическая особенность подростков среднего школьного возраста выражается в потребности в общении, которая удовлетворяется в самых разнообразных видах общественно-полезной деятельности.
Однако в случае конфликтов и осложнений в социальной ситуации развития потребность в общении может удовлетворяться и путём антиобщественной деятельности.
Многие психологи предполагают о том, что подростковое общение является особой, специфической сферой деятельности, с помощью которой могут реализовываться чувства взрослости и усваиваться моральных норм общения. Не случайно ведущая деятельность в подростковом возрасте является общением в разнообразных формах [10].
Психическое развитие личности подросткового возраста определяется периодом жизни человека от 11-12 до 14-15 лет – периодом между детством и юностью. Это один из наиболее кризисных возрастных периодов, который связывается с бурным развитием всех ведущих компонентов личности и физиологическими перестройками, обусловленными половым созреванием.
Контингентом школьников подросткового возраста являются ученики средних классов. Обучение и развитие в средней школе может специфическим образом иметь отличия от младшей школы (появление разнообразных новых предметов, учителей). К тому же специфичность может придавать и сама «кризисность» возраста.
По внешним признакам социальная ситуация развития в подростковом возрасте ничем не отличается от таковой в детстве.
Социальный статус подростка остаётся прежним. Все подростки продолжают учиться в школе и находятся на иждивении родителей или государства. Отличия отражаются скорее всего во внутреннем содержании. Таким образом могут быть расставлены акценты: семья, школа, сверстники, которые приобретают новые значения и смыслы [13].
Сравнивая себя со взрослыми, подросток считает, что между ними и взрослым никакой разницы быть не может. Он претендует на равноправие в отношениях со взрослыми и идёт на конфликты, тем самым отстаивая свою «взрослую» позицию. Само собой, подросток далек до истинной взрослости – и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но имеет стремление к ней и претендует на равные с взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего – во внешнем облике, в манерах.
Одновременно, с внешними, объективными проявлениями взрослости может возникнуть чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста [24].
К старшему подростковому возрасту взрослый для ребёнка играет роль помощника и наставника. В учителях ребята начинают ценить не только личностные качества, но и другие качества: профессионализм, требовательность. Стремление к взрослости и самостоятельности подростка часто сталкивается с неготовностью, нежеланием или даже неспособностью взрослых понять и принять это.
Для рассматриваемого возраста часто является отчуждение от взрослых и усиление авторитета группы сверстников. Такое поведение имеет смысл глубокого психологического характера.
Чтобы лучше понять себя, необходимо сравнивать себя с подобными.
Активные процессы самопознания вызывают огромнейший интерес подростков к своим сверстникам, авторитет которых на определённы период времени становится очень сильным. Стиль взаимоотношений подростка с родителями, которые существуют в семье, может оказывать огромнейшее значение для развивающей личности и формировать стиль отношения подростка к другим сверстникам [20].
Авторитарный тип семейного воспитания может привести к тому, что подросток, где, как ему кажется, он ненаказуем, жестко общается со сверстниками, явно демонстрирует свою свободу, тем самым нарушая нормы поведения в общественных местах. С посторонними людьми такой подросток может быть застенчивым, дурачиться или быть неуважительным к другим людям.
Подросток из семьи, где преобладает попустительский стиль воспитания в своём поведении со сверстниками зависим от других, от явлений внешнего характера. Если ребёнок попадает в асоциальную группу, возможны наркомания и другие формы социально неприемлемого поведения.
Демократический тип воспитания самым наилучшим образом может влиять на формирование отношений со сверстниками. Этот стиль в большей степени может способствовать воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности [28].
К старшему подростковому возрасту, расстановка акцентов вновь может измениться. Так, подросток к 13-15 годам уже становится более взрослым и ответственной личностью. Начинает иметь разрушение внутригруппового общения со своими друзьями, происходит углубление и дифференциация дружеских связей на основе эмоциональной, интеллектуальной близости подростков.
В начале отрочества меняется внутренняя позиция по отношению к школе или к учению. Так, если в детстве, в младших классах, ребёнок был психологически поглощён самой учебной деятельностью, то в настоящее время подростка в большой степени может занимать собственные взаимные отношения со своими сверстниками. Именно эти отношения между собой являются основой внутреннего интереса в отрочестве. Однако, придавая особое значение общению, подросток не игнорирует и учебную деятельность.
Подросток, взрослея, готов к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. Такая готовность может быть одним из мотивов учения. Для подростка становятся привлекательными самостоятельные формы занятий. Подростку это нравится и ему намного легче осваивать способы действия, когда учитель лишь помогает ему [30].
В старшем отрочестве многие подростки могут испытывать потребность в профессиональном самоопределении, что связывается с общей тенденцией этого возраста найти своё место в жизни. В связи с этим стимулом к учению у них может выступать и истинный интерес к предмету, и прагматическая цель – необходимость знания определённых предметов для поступления в другие учебные заведения.
Учебная деятельность, а также трудовая и общественно-организационная объединяются в общественно значимую деятельность, которая, по мнению, В. В. Давыдова, становится ведущей в подростковом возрасте.
Осознавая социальную значимость собственного участия в реализации этих видов деятельности, подростки вступают в новые отношения между собой, тем самым развивая средства общения друг с другом.
Активное осуществление общественно значимой деятельности может способствовать удовлетворению потребности в общении со сверстниками и взрослыми, признанию у старших, самостоятельности, самоутверждению и самоуважению, согласно выбранному идеалу.
В деятельности общения, а также общественно значимой деятельности происходят и возрастные психологические изменения у подростка.
В подростковом возрасте может происходить развитие интересов. Однако они еще неустойчивы и разноплановы. Для подростков характерным является особое стремление к новшеству, к потребности в получении новейших ощущений [13].
Принято считать, что лишь у незначительного числа учащихся средних классов интересы могут перерастать в увлеченность, которые затем развиваются в старших классах в период профессионального самоопределения. Часто виной тому является поведение родителей, которые не могут способствовать развитию более стойких интересов у своих детей: они могут подтрунивать над ними, когда у тех что-то не получается, внушают ребёнку, что у него нет никаких способностей к интересному делу.
Эмоциональная сфера подростков может характеризоваться поношенной чувствительностью.
Типичные характерные черты подростков – раздражительность, возбудимость, эмоциональность, которые являются глубокими и сильными. Особенно сильные эмоции могут вызывать у подростков их внешность. Повышенный интерес подростков к своей внешности составляет часть психосексуального развития ребёнка в этом возрасте.
Если подвести заключительный вывод возрастных особенностей, то можно отметить, что подростковый возраст является периодом активнейшего формирования мировоззрения человека – системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте может совершенствоваться самооценка и самопознание, что может оказывать сильнейшее влияние на развивающую личность в целом [21].
Многие психологи считают, что самооценка является центральным новообразованием подросткового возраста, а ведущей деятельностью является общение и общественно-значимая деятельность.
И из-за непонимания родителями детей возникают конфликты в общении. В связи с этим возникает неудовлетворенность в общении, которая может компенсировать в общении со своими сверстниками, авторитет которых играет очень значимую роль. Возникает потребность в достойном положении в коллективе сверстников, стремление обзавестись верным другом, отвращение к необоснованным запретам. Подросток становится восприимчивым к промахам учителя. Кроме того, у него ярко выражена эмоциональность. Подросток ищет ответ на вопрос: каков он среди других, насколько он является похожим на них. Эффективность усвоения трудовых действий во многом может зависеть от характерных возрастных особенностей учащихся.
Принято считать, что у детей десятилетнего возраста и старше костно-мышечная и нервная системы очень хорошо развиты, что становится возможным систематическое и трудовое обучение учащихся в школьных мастерских. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное физическое и психологическое развитие детей, но развитие различных органов неравномерно.
Исходя из, проанализированной психолого-педагогической литературы, мы можем сделать следующие выводы: специфика социальной ситуации развития заключается в том, что подросток находится в положении между взрослым и ребёнком – при сильном желании стать взрослым, что определяет многие характерные особенности его поведения. Подросток имеет стремление к отстаиванию своей независимости, приобретает право голоса. Он целенаправленно хочет избавиться от родительской опеки. Это не столько путь от зависимости к автономии, сколько движение к все более дифференцированным отношениям с другими. Всё, к чему подросток привык с детства – семья, школа и сверстники – подвергаются оценке и переоценке, тем самым обретая новое значение и смысл. Важно отметить, что изучив психологические особенности развития школьников подросткового возраста, мы убедились, что данный период сложный в жизни учащихся. Ребенок начинает осознавать себя как личность и индивидуальность, появляется потребность в самостоятельности, признания их сверстниками, взрослыми. Обучающиеся стремятся самоутвердиться в той социальной среде, с которой связана их деятельность. У подростков формируется развитие интересов, они начинают проявлять стремление к новшеству, в получении новых ощущений, а также увлеченность к какому-либо интересному делу. На основании вышеизложенного, на наш взгляд, подросткам необходимо делать упор на развитие и обогащение общетрудовых знаний и умений, которые будут способствовать к проявлению самостоятельности, инициативы, познавательной и творческой активности. Учителю необходимо хорошо понимать психологические особенности развития подростков. Следует чутко относиться к проявлениям самоутверждения учащихся, не высказывать недоверия, а тактично помогать им в преодолении трудностей, внушать уверенность в своих силах.