ГЛАВА I. Теоретические основы обучения вышивке лентами учащихся средних классов в процессе внеурочной деятельности

1.1. Психолого-педагогические особенности деятельности учащихся средних классов во внеурочное время …………………….……………….…...6

1.2. Вышивка лентами как вид современного декоративно-прикладного искусства…………………………………………………….…………….….….13

1.3. Значение обучения вышивке для организации внеурочной деятельности школьников…………….………………………………………………………...16

ГЛАВА II. Методические основы обучения вышивке лентами учащихся средних классов в процессе внеурочной деятельности

2.1. Анализ учебных программ по декоративно-прикладному искусству по теме исследования………………………………………………………….…....20

2.2. Анализ полученных результатов в экспериментальной работе……….... 24

2.3. Методические рекомендации по обучению вышивке лентами учащихся средних классов в процессе внеурочной деятельности…………………...…..30

Заключение………………………………...………………………..…………..36

Литература…….………………………………………………….……………..40

Приложения……………………………………………………………..............43

ВВЕДЕНИЕ

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания, дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор. В настоящее время один из важных путей в развитии творческих способностей и одаренности учащихся может считаться организация процесса внеурочной деятельности. Педагог ставит целенаправленные задачи в обучении во внеурочное время таким образом, чтобы у учащихся было желание в приобретении навыков и знаний. Таким образом, первым делом формируется интерес, затем ситуация, в которой на основании уже приобретённых знаний и умений учащиеся приобретают умения, а далее наглядно смогут продемонстрировать полученные результаты, а педагог сможет осуществить контроль знаний и умений ребёнка. Это возможно в результате приобщения учащихся средних классов во внеурочное время, организация которого при соблюдении ряда психолого-педагогических условий может позволить включить ребят в деятельность, где нет готовых ответов, рафинированных знаний. Учащиеся самостоятельно смогут добывать необходимые знания, работая с разнообразными источниками информации, проводя их анализ, сопоставления, обобщения, подтверждения теоретических материалов, а также опытно-экспериментальных методов.

Учебные занятия, которые проводятся в школах, имеют ограничения определёнными временными рамками, тем самым не могут раскрыть всё многообразие обучения. Процесс организации во внеурочное время учащихся средних классов помогает в получении более глубоких знаний области учебного предмета, так как организация деятельности способствует развитию самостоятельности, инициативности, формированию умений более интенсивно осуществить труд, включаясь в творческий процесс в разнообразных сферах деятельности. Важно грамотно организовать процесс во внеурочное время и вызвать способность естественного стремления ребёнка к изучению окружающего мира. Её главная цель – формировать у учащихся готовность и способность самостоятельно творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Эти умения необходимы для создания качественно нового и оригинального, в этом и объясняется актуальность выбранной темы.

Актуальность заключается в том, что уроки декоративно-прикладного искусства строятся на поддержании интереса учащихся к рукодельным видам деятельности. Проведение уроков рукоделия основано на использовании современных средств и материалов. Это модельное и достаточно распространенное сегодня направление, которое высоко ценится и осваивать эту деятельность на уроках учащиеся смогут сами без лишних затрат получить красивые и хорошо выполненные изделия, научится выполнять декоративную вышивку, оформлять уже готовые швейные изделия и т. д.

В связи с этим нами выбрана тема «Обучение вышивке лентами учащихся средних классов в процессе внеурочной деятельности».

Объект исследования– декоративно-прикладное искусство на уроках изобразительного искусства.

Предмет исследования – процесс обучения вышивке лентами учащихся средних классов.

Цель исследования – разработать методические рекомендации, дидактические таблицы, способствующие успешному обучению вышивке лентами учащихся средних классов в процессе внеурочной деятельности.

В ходе исследования нами были разработаны следующиезадачи:

1) анализ психолого-педагогической литературы с целью выявления особенностей обучения вышивке лентами;

2) изучить литературу по искусствоведению, а именно по теме декоративно-прикладного искусства;

3) выполнить творческую работу «Сирень» в технике вышивка лентами;

4) экспериментальный анализ программ для разработки методических рекомендаций.

Методы исследования:

- анализ психолого-педагогической и искусствоведческой литературы по теме исследования;

- изучение искусствоведческой литературы декоративно - прикладных техник;

- структурирование и анализ программ по урокам изобразительного искусства.

Теоретическую и методическую основу исследования составили труды известных ученых и методистов: Л.С. Выготского [2], В.С. Кузина [16], Б.М. Неменского [19], Н.Н. Ростовцева [21], Н.М. Сокольниковой [23], Т.Я. Шпикаловой [31].

Практическая значимость ВКР заключается в том, что разработанные методические рекомендации, дидактические пособия могут быть использованы педагогами и студентами-практикантами во внеурочной деятельности обучения вышивке лентами учащихся средних классов.

Структура работы:

- рукопись: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения;

- дидактические таблицы;

- художественно-творческий проект «Сирень», техника вышивка лентами.

Наши рекомендации