Проблеме роли литературы 20-ых -30-ых годов
(1)Убыстренный темп современного мира, материальные богатства, накопленные в нем, машины, сумасшедшие скорости, перенаселенные города с их новой архитектурой, непрерывное движение, наконец, власть телевизора и кинематографа - все это порой создает ощущение подмены истинной красоты, замены сущности прекрасного и в реальном мире, и в человеке. (2)Порой нам кажется, что мы познали все, что нас ничем не удивишь. (3)Закат в пролете улицы едва ли заставит нас остановиться на мгновение. (4)Звездное небо уже не кажется нам тайной тайн.
(5)В буднях повседневных забот, в учащенном жизненном ритме, в шуме, суетемы скользим мимо прекрасного. (6)Мы уверены: истины на нашей ладони, они вроде бы так отчетливо видны, так привычны, что мы устали от них. (7)И в итоге обманываем самих себя. (8)Как бы ни господствовала на земле точная наука, мир и человек в нем еще тайна, к которой мы только прикоснулись. (9)Но если бы некто всезнающий появился на земле и раскрыл вдруг все загадки Вселенной, это бы людям мало что дало. (10)Ибо каждому суждено пройти долгий путь познания и роль человеческой памяти на этом пути огромна.
(11)Ведь человеческая память, как известно, связана с комплексом ассоциаций. (12)Маленький толчок извне - и в нашем возбужденном сознании возникают целые исторические картины, характеры, явления. (13)Память может что-то объяснить, она может быть даже орудием исследования. (14)Одним людям память дана как наказание, другим - как ответственность. (15)Человек не может заставить себя не думать, не вспоминать, не обобщать. (16)Процесс познания начинается с прошлого, он не может быть отъединен от настоящего и локализован. (17)Я думаю, что такой памятью-ответственностью и памятью познания были наделены и Шолохов, и Леонов, и Алексей Толстой, и Николай Островский, когда в тридцатых годах писали свои знаменитейшие романы. (18)Это было глубочайшее проникновение в прошлое, а следовательно, открытие, никогда не терявшее своей новизны. (19)Двадцатые, а также тридцатые годы, таким образом, всеобъёмно исследовались советской литературой. (20)Думаю, сейчас в нашем искусстве наступила пора тщательного исследования сороковых и пятидесятых годов. (21)Накоплен огромный жизненный и душевный опыт, связанный с этой эпохой. (22)Это исследование и героического и трагического, исследование мужества народа и его характера. (23)Все, что касается морали, - предмет искусства, а все, что связано с моралью, лежит в социальной сфере. (24)Литература не может быть несоциальной!
По Ю. Бондареву
Сочинение
Сложен и многопланов отрывок из публицистической статьи Ю. В. Бондарева «Моим читателям» (мне известна эта статья, я её читала, изучая творчество Бондарева). Тут и проблема подмены истинно прекрасного, и проблема человеческой памяти, процесса познания, прошлого. Но мне кажется все они подчинены проблеме роли литературы двадцатых –тридцатых годов и литературы сороковых-пятидесятых, творчеству тех писателей, кто честно и правдиво отражал свою эпоху и человека в ней.
Ю. В. Бондарев говорит о том, что в современном мире человек «скользит мимо прекрасного», мимо истины. Человек всё ещё тайна, и познать эту тайну можно в процессе познания, который «начинается с прошлого, он не может быть отъединен от настоящего и локализован». Он уверен, что литература не может быть несоциальной.
Размышляя над понятиями прекрасного и памяти прошлого, Бондарев приходит к выводу, что «памятью-ответственностью и памятью познания были наделены и Шолохов, и Леонов, и Алексей Толстой, и Николай Островский, когда в тридцатых годах писали свои знаменитейшие романы». Их творчество - глубочайшее проникновение в прошлое, а следовательно, открытие, никогда не терявшее своей новизны.
Я согласна с мнением Ю. Бондарева о том, что творчество лучших писателей двадцатых-пятидесятых годов имеет большое значение в развитии нашей литературы. Они сумели, говоря словами Бондарева, показать трагическое и героическое, исследовали мужество народа и его характер. Попытаюсь доказать это, обратившись к творчеству Н. Островского и М. Шолохова.
К сожалению, из школьной программы исключён роман Н. Островского «Как закалялась сталь», а я, по совету отца, его читала. Да, многое в нём кажется несколько политизированным, несовременным, но это история нашей страны. А ещё это учебник мужества: на примере жизни Павки Корчагина можно учиться тому, как не покоряться обстоятельствам, «прожить жизнь, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».
Героическое и трагическое с удивительной силой воплощено в романе М. Шолохова «Тихий Дон» На примере жизни Григория Мелехова мы видим часть драматической истории нашего народа, познаём его характер. Но не только этим прекрасен роман, он показывает, что человек может оставаться человеком в самых сложных обстоятельствах, страдать, мучиться, ошибаться, но быть Человеком!
О литературе советского периода можно говорить ещё много, но, мне кажется, что и чуть-чуть прикоснувшись к этой теме, мы можем убедиться, что это была великая литература!
III.Роль личности в истории
По В. Ганичеву. На берегу реки Мокши сидел старый человек в морском мундире… Проблема исторической памяти
Исходный текст
(1)На берегу реки Мокши сидел старый человек в морском мундире. (2)Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потёртые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3)Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстёгнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4)Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5)О чём думал он?
(6)До недавнего времени он ещё знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей.
(7)Но прошло едва ли десять лет после его отставки, и о нём постарались забыть и в императорском дворце, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ.(8)Вот и заканчивал свой век забытый властью и флотскими командирами здесь, в центре России, на Тамбовщине, Фёдор Фёдорович Ушаков, опальный русский флотоводец. (9)Сорок кампаний провёл он, ни в одном сражении не потерпел поражения. (10)Блестящие победы русского флота под его началом сделали имя Фёдора Ушакова легендарным. (11)Но мало кто помнил об этом тогда в России...
(12)Современники часто не замечают гения, таланта, пророка в своём окружении. (13)Они не могут, а если вспомнить историю, то и не хотят выделять выдающиеся, их превосходящие способности ближнего. (14)С раздражением говорят о таком человеке, возводя его в лучшем случае в разряд чудаков и людей везучих...
(15)3вуки того дня перемешивались в нём, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться. (16)Он вспоминал о дальних походах и сражениях. (17)Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы.
(18)На6ежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать видения прошлого.
(По В. Ганичеву*)
*Валерий Николаевич Ганичев – писатель и ученый, доктор исторических наук, профессор, академик, Председатель Правления Союза писателей России, заслуженный работник культуры, член Общественной палаты Российской Федерации, заместитель главы Всемирного Русского Народного Собора.
Информация о тексте
Основные проблемы | Авторская позиция |
1) Проблема исторической памяти. (Надо ли сохранять в истории, помнить имена и подвиги людей, прославивших себя в какой-либо профессии или при защите Отечества, таких, например, как Фёдор Ушаков?) | 1) История должна сохранять имена людей, прославивших своё Отечество открытиями в какой-либо профессии, в том числе и в военно-морской; особенно бережно должна сохраняться в последующих поколениях память о защитниках Отечества. |
2) Проблема одиночества. (Что заставляет человека чувствовать себя одиноким?) | 2) Человек чувствует себя одиноким, когда он перестаёт приносить пользу людям, когда его открытия и достижения в какой-либо области остаются не оценёнными по достоинству. |
3) Проблема оценки таланта современниками. (Что мешает современникам талантливого человека по достоинству оценить его способности?) | 3) Современники часто поступают жестоко по отношению к гению, наносят душевные раны талантливому человеку, потому что не могут или не хотят признать способности более выдающиеся, чем у них. |
Сочинение
Великие люди, гении… Всегда ли современники в состоянии оценить их деяния, а если нет, то почему? Что им мешает увидеть величие их действий, открытий, достижений? Проблема оценки таланта современниками - вот основой вопрос, решаемый В. Ганичевым в отрывке из его романа «Адмирал Ушаков».
Этот отрывок – начало большого повествования Ганичева о «флотоводце и святом» (так автор называет своего героя) Ф. Ф. Ушакове. Перед нами старый человек, живущий воспоминаниями. Он знал, что его заслуги перед Отечеством велики, что он одержал великие победы, внёс огромный вклад в создание российского флота, воспитал немало выдающихся командиров и экипажей боевых кораблей. Блестящие победы русского флота под его началом сделали имя Фёдора Ушакова легендарным. Но, с горечью пишет автор, прошло всего десять лет, и современники его забыли…
Чётко о неоднозначно формулирует В. Н. Ганичев свою позицию: «Современники часто не замечают гения, таланта, пророка в своём окружении». Автор формулирует и причины этого: современники часто поступают жестоко по отношению к гению, наносят душевные раны талантливому человеку, потому что не могут или не хотят признать способности более выдающиеся, чем у них.
Не могу не согласиться с автором: увы, это , действительно так! Разделяя боль В. Н. Ганичева, я вспоминаю имена людей, заслуги которых не были оценены должным образом при жизни: певца Владимира Высоцкого, писателя Василия Шукшина, композитора и исполнителя своих песен Игоря Талькова. Неужели только после смерти приходит осознание заслуг выдающихся людей?
Примеры того, как несправедливы бываем мы к тем, кто жил во имя Отечества, можно найти и в истории, и в художественной литературе. Великий полководец А. В. Суворов в период правления Павла Первого дважды попадал в опалу, после великих Итальянского и Швейцарского походов император отказывается принять полководца, хотя народ ему готовил торжественную встречу. Гениальный военачальник Великой Отечественной войны маршал Жуков в 1946 году подвергся унизительным расследованиям, был обвинён в незаконном присвоении трофеев и раздувании своих заслуг в деле разгрома Гитлера с личной формулировкой И. В. Сталина «присваивал себе разработку операций, к которым не имел никакого отношения».
У А. С. Пушкина есть стихотворение «Полководец», оно посвящено М. Б. Барклаю-де-Толли. Современники относились к нему с недоверием. Западная фамилия заставляла их сомневаться во всём, к чему имела отношение его "тёмная" личность. Стихотворение "Полководец" можно считать одой, песнью о доблести и самоотверженности человека, не оценённого современниками.
Даниил Гранин в повести «Зубр» рассказывает о трудной судьбе учёного Н. В. Тимофеева-Ресовского. Главные черты его - честность, стойкость, преданность науке, умение помогать людям. Во время войны он спасает людей, бежавших из плена. Он понимал, что за работу во время войны в Германии в СССР его могут осудить, но не уехал на Запад из Берлина перед тем, как туда вошли наши. Зубр попадает в лагерь, но это не может сломить его. Затем его отправляют в ссылку в Миасово. Верный себе, он и там создает неофициальный центр, в который стекались ученые всей страны для обсуждения проблем генетики. Такие занятия могли в то время быть приравнены к государственным преступлениям. Но это не останавливает Зубра. В Германии он спасал бежавших из плена, теперь учёный спасает молодежь от плена духовного. Кончилось время Лысенко и ему подобных. Росла слава Тимофеева. Но официального признание современников он так и не дождался.
Размышляя над судьбами исторических личностей и героев книг, невольно проникаешься сочувствием к этим людям и надеешься на справедливый суд времени. Истинную цену великим деяниям и людям может определить лишь сама История!
IV. Человек и животные
По А. Морозову( с досрочного ЕГЭ 2011 года)… Друг, ты чей? О преданности собак
(1)- Друг, ты чей?
(2)Пара грустных преданных глаз взирает на тебя снизу вверх.
(3)- Ты, наверное, голодный? (4)И где же твоя семья?
(5)Лохматый хвост неистово заметает пыль на асфальте. (6)Ненавистный холодный ветер, взлохмачивая грязную шерсть, продувает насквозь, но какое это теперь имеет значение! (7)Вот хозяин, они так долго друг друга искали!
(8)- Эх, как жалко, что даже нечего дать тебе перекусить... (9)Ну, мне пора. (10)Ты не грусти, всё будет хорошо. (11)Давай, пока!
(12) "Что такое, ты уходишь? А как же...» (13)Лохматый хвост замирает в недоумении.
(14)- Прости, не могу тебя сейчас взять. (15)И не смотри так - квартира маленькая, я постоянно на работе. (16)Да и вообще, с тобой заниматься нужно…
(17)Удаляющийся силуэт скрывается за поворотом, оставляя живое существо наедине со своими надеждами и переживаниями...
(18)Знакомая ситуация? (19)Вот только концовка бывает разной. (20)Иногда - как описано выше, а порой кто-то после подобной встречи находит друга.
(21)О преданности и любви собаки по отношению к человеку написаны книги, сняты фильмы, но даже они не в силах передать ту жажду отдавать и быть необходимым, которая у них в крови. (22)Служение человеку для собаки - это жизнь. (23)Быть рядом - предназначение. (24)Отнимите это у собаки, и жизнь потеряет для неё всякий смысл, останется лишь поиск хозяина, друга, собственной необходимости.
(25)В последние несколько лет психологи, ветеринары и владельцы собак в полной мере осознали ценность контактов между человеком и собакой. (26)Теперь собаки не только помогают «видеть» слепым, «слышать» глухим, но и выполняют важные обязанности «развлекать» старых и больных людей, нетрудоспособных и душевно надломленных взрослых и детей. (27)Было обнаружено, что само присутствие собаки оказывает огромное оздоровительное воздействие на таких людей, оживляя их обычно унылый быт. (28)Собак приводят в детские дома или дома престарелых, и их обитатели с благодарностью ощущают на себе благотворное воздействие тепла и расположения, которое оказывают им собаки. (29)Самое важное для них - быть другом для человека. (ЗО)Преданным, готовым на любые лишения, подчас с риском для жизни, и хранящим свою верность при любых условиях.
(31)Так что ситуации, похожие на описанную в начале статьи, - это не просто разговор на уровне «взять - не взять». (32)Быть может, попытавшись хотя бы раз помочь живому существу найти своё место в жизни и начать жить в соответствии со своим (в данном случае «собачьим») законом, мы с вами научимся жить в соответствии со своим законом - человеческим, который известен с самых давних времён как Кодекс Чести.
По А. Морозову
*Морозов Александр Владимирович – современный публицист, психолог, педагог.
Сочинение
Помните детский мультфильм о том, как женщина приручает диких животных?. Одним из первых был приручён дикий пёс, но с тех пор он перестал быть диким, он стал самым преданным другом человеку. Проблему гуманного отношения к собаке, к тому существу, которое ты приручил, которое верит тебе безоговорочно, любит тебя, поднимает А. В. Морозов.
Он рассказывает типичный случай, который может произойти с каждым из нас. Бродячий пёс, который ещё не потерял веру в людей, доверчиво отзывается на ласку прохожего, а тот уходит, обманывая доверие собаки. Морозов размышляет о том, что собака играет в жизни человека огромную роль: она преданна хозяину, собаки «помогают «видеть» слепым, «слышать» глухим, развлекают старых и больных, взрослых и детей. Самое важное для них - быть другом для человека. А человек иногда может стать предателем.
А. Морозов делает важный для нас вывод: «попытавшись хотя бы раз помочь живому существу найти своё место в жизни и начать жить в соответствии со своим (в данном случае «собачьим») законом, мы с вами научимся жить в соответствии со своим законом - человеческим, который известен с самых давних времён как Кодекс Чести». Я понимаю это так: если ты взял на себя обязанность заботиться о животном, делай это до конца, не выгоняй любимую собаку или кошку, когда она тебе надоест или станет старой.
«Мы всегда будем в ответе за тех, кого приручили», - говорит Лис в сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Человек должен помнить это. А вот помнит ли? В рассказе Л. Андреева «Кусака» бездомную собаку сначала приручили, а потом бросили одну на даче, потому что девочке Леле пообещали нового, породистого щенка. Какой тоскливо. Щемящей душу нотой заканчивается рассказ: «Собака выла…»
Повесть К. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» - это книга не просто о верном и до конца жизни преданном сеттере Биме, но и о злых и добрых людях, а также о взаимопонимании «двух миров»: человека и природы. Бим, оставшись без хозяина, бросается искать его, встречая на своём пути добрых и злых, расчётливых и бескорыстных людей. Бим до последнего вздоха продолжал искать Иван Иваныча… В свои последние минуты жизни пёс царапался в дверь железного фургона, в последнюю дверь долго-долго. Царапался до последнего дыхания. И как мало он просил! Свободы и доверия – больше ничего. Бим погиб… Совершенно безнаказанно, ни за что…
Это знает всякий. Это не слова.
Преданней собаки нету существа!
Преданней собаки, ласковей собаки,
Веселей собаки - нету существа! –
поётся в детской песенке. Слова к ней написал поэт-песенник Ю. Энтин. И как же точно определил он отношение собаки, этого верного друга, к человеку! Давайте же уважительно относиться к нашим чудесным животным, которые готовы на любые лишения, подчас с риском для жизни, и которые хранят свою верность при любых условиях.
Ещё материал для аргументации
1. По материалам «Википедии»
В городе Тольятти установлен памятник четвероногому другу человека – собаке. В1995 году неподалёку от города возле трассы жители стали замечать собаку, овчарку немецкой породы. Пёс всегда находился на одном и том же месте и бросался на проезжающие автомобили. Выяснилось, что летом здесь произошла авария, молодая пара погибла, девушка сразу, а парня уведи в больницу, где через пару часов он скончался. Чудом выжил только пёс . В народе его прозвали Верный. Собаке построили конуру, его пытались забрать к себе домой, но Верный всегда возвращался на место. Люди кормили собаку, его история стала легендой. В 2002 году Верный умер. Он ждал своего хозяина до последней минуты. Сначала у дороги горожане поставили мемориальный щит, А потом на деньги спонсоров и пожертвования простых людей установили памятник.
Псу строили конуру и даже пытались забрать его к себе домой, но ни одна попытка не увенчалась успехом. Пёс всегда возвращался обратно, с нетерпением ожидая своих хозяев. И в снег и в дождь, в любую погоду и время года он неизменно находился на своём месте.[2] От сочувствующих горожан он принимал только еду. В любую погоду он постоянно ждал и бежал ко всем рядом проезжающим автомобилям. Все, кто ездил по каким-либо делам в «новый» или «старый» город, постоянно видели Константина бегающим у обочины дороги либо спокойно отдыхающим на травке. Горожане очень полюбили Константина и превратили его историю в «живую легенду».
2. Всем известна история собаки из Японии по кличке Хатико. Он всегда сопровождал хозяина на железнодорожную станцию, в три часа дня прибегал туда же, чтобы встретить хозяина.
Хозяин умер от инфаркта. Его собаке было тогда всего 18 месяцев. Он ежедневно продолжал ходить на станцию, ожидая хозяина до позднего вечера. Его пытались забрать себе друзья профессора, но Хатико упорно уходил на станцию, а ночевал на крыльце профессорского дома. Так продолжалось 9 лет до самой смерти собаки. История преданного пса стала известна всей Японии после статьи в газете.
К. Троепольский. «Белый Бим, Черное Ухо». «Белый Бим Чёрное ухо» - это книга не просто о верном и до конца жизни преданном сеттере Биме, но и о злых и добрых людях, а также о взаимопонимании «двух миров»: человека и природы. Бим, оставшись без хозяина, бросается искать его, встречая на своём пути добрых и злых, расчётливых и бескорыстных людей. Бим до последнего вздоха продолжал искать Иван Иваныча… В свои последние минуты жизни пёс царапался в дверь железного фургона, в последнюю дверь долго-долго. Царапался до последнего дыхания. И как мало он просил! Свободы и доверия – больше ничего. Бим погиб… Совершенно безнаказанно, ни за что…
3. С. Есенин, Стихи о животных. Поэт ощущает себя частицей природы и видит в животных "братьев наших меньших". В его стихах о животных ярко выражено сочувствие ко всему живому на земле. Так, в "Песне о Собаке" автор показывает материнскую любовь суки к своим щенятам, а затем ее боль от потери их. Чувства этой собаки похожи на чувства женщины. И когда месяц над "хатой" показался ей "одним из ее щенков", она умирает от тоски.
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
4. Расскажи о своём любимом животном.
5. Аргументируй свою позицию, вспомнив материалы телепередач, газет. Например, передача Андрея Малахова «Пусть говорят» о подростке, который нарушил человеческий кодекс чести – отрубил голову собаке и выставил этот материал в интернет, «потому что умирал от скуки». Расскажи, что собаки мстят человеку за предательство: бездомные псы сбиваются в стаи и нападают на людей.
Когда-то в «Литературной газете» рассказывалось о собаке, оставленной хозяином в аэропорту. Её подкармливали многие люди, многие хотели взять её домой, но пёс верно ждал своего хозяина, встречая каждый самолет.