По отношению к категориям «утилитарное» и «эстетическое»
Уровень | Аспект | |||
Приоритет утилитарного начала | Гармония утилитарного и эстетического | Приоритет эстетического начала | ||
Деятельностный (стратегии, программы, отношения) | ||||
Нон - дизайн | Системный дизайн | Арт - дизайн | ||
Процессуальный (процессы и функции объектов) | ||||
Инженерный дизайн | Художественное конструирование | Стайлинг | ||
Предметный (формы объектов) | ||||
Нон-дизайн (non-design) – исследование и программирование структур отношений между людьми, их действий, разработка стратегий, программ деятельности для тех или иных предприятий, организаций, ориентированных, например, на задачи реконструкции производства для освоения новой продукции; выработки концепций новых семейств промышленных товаров; проведения длительных рекламных компаний, деловых мероприятий; применения новых методов и средств в профессиональном обучении; организации и проведения выставок товаров и услуг; повышения эффективности торговых операций, благодаря методам дизайн-маркетинга и т. п.
В термине «не-дизайн» подчеркивается отличие этого чрезвычайно широко трактуемого вида проектной дизайн-деятельности от
традиционного дизайна, использующего проектно-графические (или макетно-модельные) методы визуализации результатов разработок. В нон-дизайне итогом проектирования, выработки программ, отношений, действий являются тексты, содержащие, например, сценарии, нормы, правила, программы, отражающие те или иные стратегии деятельности, позволяющие наиболее эффективными методами добиться желаемых результатов. Это вербальная, текстовая, словесно-логическая форма проектирования.
Системный дизайн –это целостное смысло- и структурообразование предметных комплексов, систем (включающих изделия разных видов и типов, совместно обслуживающие в той или иной сфере определенный комплекс потребностей людей в сфере производства, общественного быта или индивидуально-семейного быта). Дизайнеры, реализующие этот вид дизайн-деятельности, совместно с другими специалистами одновременно и взаимосвязанно разрабатывают предметно-структурные элементы и управляющие моменты системы.
На основе решения утилитарных задач и в единстве с ними посредством методики системного дизайна формируется художественно-проектный образ предметно-технической системы. Таким образом, в сложных комплексных предметно-процессуальных объектах системного дизайна достигается гармония утилитарного и эстетического начал.
Арт-дизайн («дизайн-искусство»)– это вид дизайна с приоритетом эстетического начала, направленного на организацию художественного впечатления, получаемого от воспринимаемого объекта. Это – «проектирование эмоций», цели которого сближаются с задачами декоративного или даже изобразительного искусства. Чаще всего – это выставочный, демонстрационный дизайн, в котором функционируют не произведения изобразительного или прикладного искусства, а обычные по видовым визуальным признакам вещи. Но это образы вещей - артефактов, например, посуды, одежды, шляп, обуви, мебели, светильников и т. п. Обычно такие арт-объекты не рассчитаны на практическое использование, поскольку их утилитарные функции завуалированы, отстранены или, вообще, «сняты» авторами произведений арт-дизайна.
По существу, это – декоративные уникальные композиции из тех или иных материалов (дерева, керамики, стекла, металлов, тканей, трикотажа, кожи, меха и т. п.) на тему преобразованных фантазией художника определенных видов вещей. Арт-дизайн сознательно отходит от критериев, определяющих сущность промышленного дизайна, пополняя собой ряды новых разновидностей декоративного выставочного искусства или новых стилевых направлений авангардизма в области пластических или пространственных искусств.
Инженерный дизайн −это рациональное структурообразование объекта как носителя и выразителя идей взаимодействия физических сил, направленных на выполнение определенной работы, выявляемой в тектонике структуры и формы объекта дизайна. Эстетическая выразительность таких технических конструкций, как фюзеляж самолета, корпус судна, фермы моста, крана, опоры линий электропередач, обусловлена математическими расчетами. В этих объектах дизайна «форма» действительно «следует за функцией» (и ее воплощением в точно рассчитанной конструкции), по известному выражению Луиса Салливена.
Подчеркивая в объемно-пространственной структуре и тектонике объекта его утилитарно-техническую ценность, его функциональность и конструктивность, дизайнер стремится выявить красоту целесообразности технически обусловленной формы вещи.
Ошибочны попытки распространения понятия «инженерный дизайн» на объекты чисто инженерного проектирования (отличающиеся рациональностью, оригинальностью, изобретательностью технических решений), в процессе разработки которых эстетические цели обычно специально не преследуются. Сама собой «техноформа» только вследствие рациональности ее структуры, остроумного инженерного решения не преобразуется в «антропоформу», т. е. очеловеченную методами дизайна эстетически выразительную форму [4].
Художественное конструирование – это классический «индастриал-дизайн» отдельных изделий (или их наборов, комплектов, коллекций, ансамблей), рассчитанный на мало-, средне- и крупносерийное промышленное производство, при котором дизайнер (художник-конструктор) одновременно и взаимосвязанно разрабатывает все присущие конкретному объекту утилитарные и эстетические аспекты, определяющие его структуро- , формо- и смыслообразование, в целях достижения гармонии утилитарного и эстетического начал в целостной форме объекта дизайнерского творчества.
Безусловно, весомость утилитарной и эстетической сторон сущности объекта дизайн-проектирования различна в разных группах, видах и типах изделий (см. подразд. 2.3), что находит отражение в характере их композиционно-стилевого решения, особенностях объемно-пространственной структуры, тектоники и колорита, выборе средств и приемов достижения их образности и выразительности, преобладании технического или декоративного начала в художественном образе объекта.
Но, несмотря на все эти различия, данный вид дизайна ориентирован на синтез, гармонию эстетического и утилитарного начал как необходимое условие достижения целостности формы и сущности, гармонической организованности всех элементов структуры и формы объекта дизайна.
Стайлинг (styling) –особый тип формально-эстетической модернизации объекта разработки, при которой изменению подвергается исключительно внешний вид изделия, что связано со сменой модели, выпускаемой в продажу вместо прототипа, при незначительном изменении функционально-эксплуатационных характеристик и технологии изготовления (или даже отсутствии таких изменений). Стайлинг придает изделию формальную новизну, внешнее отличие от прототипов и аналогов, способствуя моральному устареванию тех изделий, которые новая модель должна заменить, вытесняя с рынков сбыта.
Побуждение покупателей к приобретению новых, стилистически модных изделий взамен еще пригодных, аналогичных по назначению, но уже сознательно «морально состаренных», выходящих из моды, коммерчески выгодно промышленным и торговым предприятиям, осуществляющим массовое производство и сбыт различных групп, видов и типов товаров бытового назначения.
Поэтому стайлинг, способствующий увеличению сбыта изделий, созданных в первую очередь для успешной продажи, а не для эффективного потребления, называется также «коммерческим дизайном».