На последнее, к сожалению, часто не обращают должного внимания.
в) Всадник-троеборец выбирает лошадь, в значительной степени соединяющую хорошие качества лошадей, выступающих по выездке и конкуру. Особое внимание уделяется умению идти галопом, силе и выносливости. Цель подготовки такой лошади - участие в соревнованиях по троеборью (вершине верховой езды) - виде конного спорта, который входит в программу олимпийских игр.
г) Готовя прогулочную лошадь, всадник хочет, чтобы она была легка в управлении на любом аллюре, осаживалась и умела идти коротким галопом. Поэтому прогулочная лошадь должна быть хорошо выезжена, хотя может быть не очень сильной и выносливой. Не последнее место здесь отводится и экстерьеру.
д) Предназначенная для охоты лошадь должна хорошо идти галопом, уверенно преодолевать препятствия и быть выносливой, чтобы ее не нужно было постоянно посылать. В данном случае речь, скорее всего, идет о врожденных качествах, а не качестве выездки. Меньше всего у таких лошадей ценится красота и элегантность.
е) Для участия в скачках нужна лошадь, обладающая высокой резвостью. На скачках, конечно, может выступать только хорошо тренированная лошадь. В этом случае главную роль играет племенной отбор и тренировка, развивающая скаковые способности.
ж) Цирковая лошадь - особая статья. Здесь наезднику важна не гармония между ним и лошадью, а умение показать публике, которая не очень-то и разбирается в верховой езде, эффектные элементы выездки и аллюры. Поскольку цирковым лошадям не приходится выступать в соревнованиях, их подготовка значительно короче, чем выездка спортивных лошадей.
Разные цели диктуют и разные методы выездки. При этом часто довольствуются незначительной степенью повиновения или тренировки, чтобы сократить время выездки и вложить поменьше труда.
Все лошади, которые выступают в соревнованиях по выездке, конкуру и троеборью, а также прогулочные и охотничьи, должны быть выезжены на основе принципов, изложенных в последующих разделах. Первоначальный этап выездки един, потом же, в зависимости от назначения лошади, начинается специализация.
Если тренер не жалеет времени и сил, хорошая выездка принесет только пользу и любой всадник получит удовольствие от езды на такой лошади. Если же выездка неправильна, что бывает, когда всадник и тренер слишком спешат или не очень чутки, а это, к сожалению, встречается весьма часто, то можно испортить лошадь. Трудность заключается в понимании того, правильно ли проводится выездка. А главным критерием в этом случае служат результаты выступления на соревнованиях.
Основные взгляды на выездку
Принято полагать, что в различных странах взгляды на выездку в течение многих лет сильно отличались друг от друга. Говорят о классическом искусстве верховой езды, о германской и романской школах.
Классическое искусство верховой езды не состоит из отдельных научных положений так же, как стиль ренессанс или барокко не исчерпывается определенными орнаментами или отдельными линиями. Так и классическое искусство верховой езды представляет собой цельную систему, охватывающую все методы обучения верховой езде. Классическое искусство верховой езды - способ выездки, когда на основе опыта и знаний физиологических и психических особенностей лошади всадник устанавливает гармоничное единение с лошадью. Все неестественное, всякий аллюр, не соответствующий природе лошади, ведет по неверному пути.
Германская и романская школы придерживаются этой точки зрения. Различия соответствуют несхожим темпераментам и характерам народов. Немец основателен и педантичен, француз несколько легкомыслен, с ярко выраженным стремлением к элегантности. В Англии и Италии выездке лошади придают меньше значения.
Различия во мнениях есть всюду. Эксперты-юристы и медики очень редко приходят к одинаковым выводам. Невозможно это и в искусстве верховой езды, где речь идет не о таких постоянных величинах, как числа в математике, а о чувстве, темпераменте и наклонностях всадника, тренера и лошади, где все решают переменные величины. Трудность единомыслия часто заключается в том, что у спорящих даже нет единого мнения по поводу концепции, из которой исходят, применяя понятия, девизы и термины, значения которых различны. И все же со времен Ксенофона, написавшего первые известные наставления по верховой езде, полагают, что выездка лошади должна определяться намеченной целью, наличием времени для тренировки, особенностями лошади, а также умением и характером всадника.
Процесс выездки
При правильном ходе выездки различают три стадии.
Первая стадия: совершенно невыезженную лошадь приучают ходить под всадником.
Вторая стадия: лошадь приучают к посылам.
Третья стадия: приученную к посылам лошадь а) обучают повиновению, б) тренируют.
Первую и вторую стадии должны пройти все лошади, предназначенные для верховой езды.
Сначала лошадь обучают повиноваться посылам. Если она освоит это, то ее можно считать готовой к любому виду верховой езды. Непонимание этого принципа зачастую вызывает его нарушение.
Третья стадия охватывает собственно тренировочную работу. Ее место в случае применения лошади для других целей занимает соответствующая специальная тренировка.
Итак, после второй стадии выездки подготовка и тренировка лошади определяется поставленными целями.
Мюзлер В.