Раздел 2. Искусство Древнего мира
Студент должен знать:
· Искусство Древнего Египта
· Искусство государств
· Месопотамии.
· Искусство Древней Греции.
· Искусство Древнего Рима.
· Искусство Древнего Китая и Японии.
Содержание учебного материала:
Историческая справка. Искусство Древнего Египта яркий пример художественной культуры древнего востока. Религия. экономика. Быт и нравы населения. Периодизация. Влияние на искусство культовых обрядов. Монументальность, статичность, идеализация. Искусство Додинастического периода и Древнего царства Древнего Египта. Архитектура. Её роль как основного вида искусства. Пирамиды- гробницы фараонов. Скульптура- каноничность. Статичность. Монументальность.
Искусство Среднего и Нового царств Древнего Египта. Распад на номы. Спад монументальности. Храмы. Их характеристика. Скульптура. Сохранение основных канонов.
Историческая справка. Влияние культуры Древнего Египта. Архитектура, её связь с другими видами искусства. Искусство Ассирии. Назначение искусства- прославление воинских подвигов. Строительство дворцов. Крепостей. Дворец царя Саргона 2. Мистические персонажи.Искусство Вавилона. Росписи дворца в Мари. Висячие сады Семирамиды
Историческая справка. Древнегречесая мифология. Периодизация древнегреческой культуры. «Темные века» и эпоха Архаики. Становление греческой культуры. Возникновение греческих полисов. Рост городов. Храм – воплощение идеи единства. Величия. Архитектурные формы греческих храмов. Возникновение периптера. Характеристика ордеров. Искусство Классического периода.5-4 вв. Политический строй. Население, его быт, нравы. Ранняя классика 1 половина 5 века. Архитектура. Ордера. Их окончательное завершение. Скульптура. Её характер. Преодоление скованности. Классика зпохи расцвета.2 половина 5 века. Общая характеристика событий. Расцвет культуры. Образ человека в греческой скульптуре. Архитектура. Акрополь – идейный замысел и значение постройки.Парфенон – вершина дорического ордера в греческой архитектуре. Поликлет его творчество.
Поздняя классика и Эллинистический период.изменение тенденций в искусстве. Отход о т гражданских идеалов. Рост индивидуализма, потеря простоты. Строгости. Скульптура – отказ от гражданского идеала. Скопас – патетический характер его работ. Леохар – представитель идеализирующего направления. Пракситель – выразитель новых общественных идеалов. Лисип – крупнейший представитель реалистического направления. Эпоха эллинизма. Преобладание светского строительства. Портрет. его развитие по сравнению с клкссикой.
Римское государство как последний этап рабовладельческого общества. Быт и нравы населения. Связь с греческим искусством. Назначение искусства. Периодизация. Царский Рим и искусство Римской республики. Конец 4 начало 1 века до нашей эры. Рим – аристократическая рабовладельческая республика, могучая держава. Углубление классовых противоречий. Архитектура – использование Греческого наследия. Типы римской архитектуры. Оборонная стена Рима. Инженерные сооружения. Рост индивидуальных построек. Появление новых архитектурных форм – купола. Вода. Римский бетон. Использование греческих ордеров в качестве декора. Стремление к грандиозности, полезности. Театр Марцелла. Арки. Скульптура. Портрет – лучшее из художественного наследия римской скульптуры.
Искусство Римской Империи. Смена государственного строя. Правление Августа. «золотой век» Архитектура. Широкое строительство общественных зданий. Рост декоративного убранства. Создание грандиозных архитектурных комплексов. Колизей. Храм Пактеон. Фаюмские портреты.
Искусство Древнего Китая и Индии.
Задания для самоконтроля:
1. Дайте краткую историческую справку о Древнем Египте (географическое положение, периодизация искусства Древнего Египта, религия, быт и нравы населения).
2.Опишите основные особенности архитектуры Древнего Египта (идейное содержание, масштабы, методы сооружения).
3.Объясните, что привело к прекращению строительства пирамид в Среднем царстве.
4.Опишите особенности архитектуры Дворца Сартона II в Ассирии (планировка, декор).
5.Перечислите главные памятники искусства Вавилонии.
6.Определите историческое значение Древней Греции как основного источника современной культуры человечества
7.Укажите периодизацию древнегреческой культуры
8.Дайте характеристику ордеров Древней Греции и зарисуйте ионический, дорический и коринфский ордеры.
9.Обозначьте периоды Древнеримской культуры.
10.Перечислите характерные особенности трактовки римского республиканского портрета.
11.Дайте сравнительную характеристику скульптуры Древней Греции и Древнего Рима