Правописание гласных в корнях слов.
СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ГРАМОТНОСТИ
Пояснительная записка
Данное учебное пособие предназначено как для школьников старших классов, так и для абитуриентов, а также для всех, кто хочет быстро и качественно повысить общий уровень практической грамотности.
Сборник содержит несколько разделов, содержащих теоретические сведения , правила и практические упражнения по наиболее трудным аспектам русской орфографии.
ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЯХ СЛОВ.
Правописание гласных в корнях слов подчиняется трем группам правил:
1. Правописание проверяемых безударных гласных в корнях слов.
2. Правописание чередующихся гласных в корнях слов.
3. Правописание непроверяемых слов ( так называемых словарных слов).
РАЗДЕЛ 1
ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМОЙ БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ В КОРНЯХ СЛОВ
Для правильного написания безударной гласной в корне слова следует подобрать такое однокоренное проверочное слово, в котором на эту гласную падало бы ударение.
Например, увядать – вЯнуть,
увидать – вИдеть,
долина – дОл,
река – рЕки.
Примечание:слова с полногласными сочетаниями проверяются только однокоренными словами сполногласием:
Подголовник – гОловы; деревенька – дЕрево.
Слова с неполногласием проверяются однокоренными с неполногласием:
оглавление – глАвный, охлаждение – хлАдный,прохлаждаться – прохлАда.
Следует обратить внимание на алгоритм последовательности действий : сначала подбираем проверочное слово и только потом вставляем букву.
УПРАЖНЕНИЯ
1.1.Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы в следующие слова:
Загл…денье, огр…ждение, оч…рование, обр…мление, нагр…ждение, насл…ждение,нагр…вательный, г…лодающий, сп…на, уд…вление,раск…яние, прит…гательный, ш…птать, разл…ниться, с…мволизм, см…рение, осв…щение ( электрическое), озл…бление, с…стренка, ст…ронник, сумр…чный, угн…татель, выл…вать, исп…ку, запр…щенный, зар…нить, од…рённый, зар…дить (ружьё), зар…дилось (зерно сомнения), ор…сительная система, сл…мать, ст…жироваться, ш…рстяной, тл…творный, оц…нить, ш…повник, вопл…тить, разм…хнуться, объед…нить, уед…ненный, вл…дения, зам…нить (лампочку).
Определите лексическое значение слов с пропущенными буквами в парах словосочетаний и правильно подберите проверочное слово. Вставьте пропущенные безударные гласные в корни слов.
Зап…вать песню-зап…вать; зав…вать кудри – нав…вать мысли; обв…вать ветром- обв…вается вокруг ; разв…вается в соответствии с возрастом - разв…вается на верхушке башни, пол…скать малыша – пол…скали бельё, починить осв…щение - написать посв – щение, сп…шите, а то опоздаете – сп…шите с образца , стерильная ч…стота – ч…стота сердечных сокращений; ум…лятьо пощаде – ум…лять чей-то вклад, пос..дели волосы –пос…дели на травке, раск..лите полено- раск…лите докрасна, прим…рять недругов – прим…рять одежду, казачья ст…ница – ст…лица государства, отв…рить дверь – отв…рить картофель, зал…зать в дупло- зал…зать рану, разр..дить густые посевы – разр…дить обойму; пл..скалась волна – пл..сала под музыку.
Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Унылая п…ра, …чей оч…рованье.
Приятна мне твоя прощальная кр…са.
Люблю я пышное природы ув..данье,
В багрец и золото одетые леса.
Ярем он барщины ст…ринной
Оброком лёгким зам…нил,
И раб судьбу благосл…вил.
Увы,Татьяна ув…дает,
Бл…днеет, гаснет, но м…лчит.
( А.С. Пушкин)
Тут Сол…вей …влять св…ё искусство стал:
Защ…лкал,засв…стал,
На тысячу л…дов т…нул, перел…вался;
То нежно он осл…бевал и томной вд…леке
Свирелью отд…вался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
( И.А. Крылов).
Д…вишься драгоценности нашего языка: … всё з…рнисто, крупно , как сам жемчуг. В нём все т…на, оттенки…; он беспределен и … может обог…щаться ежеминутно. ( Н.В.Гоголь).
Вспомните правила, которые регламентируют правописание гласных в приведенных ниже корнях, спишите, вставляя буквы.
К…саться, прик…сновение, соприк…снуться , к…сательная, к…снувшись, неук…снительно , предл…гать, предл…жение, соприк…сновение, возл…гать, прик…саться, сл…гаемое, прил…гательное, изл…гать, предпол…жение, сл…жение.
Составьте словосочетания с приведенными ниже словами. Запишите их, вставляя пропущенные буквы.
Обж…чься,заж…гательный, подсч…тали,оп…реться, пробл…сковый ( маячок),
отбл…ск, отч…таться, соч…тание,подн…мать, зам…реть, выд…рать,з…рницы, птичка- з…рянка.
СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ГРАМОТНОСТИ
Пояснительная записка
Данное учебное пособие предназначено как для школьников старших классов, так и для абитуриентов, а также для всех, кто хочет быстро и качественно повысить общий уровень практической грамотности.
Сборник содержит несколько разделов, содержащих теоретические сведения , правила и практические упражнения по наиболее трудным аспектам русской орфографии.
ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЯХ СЛОВ.
Правописание гласных в корнях слов подчиняется трем группам правил:
1. Правописание проверяемых безударных гласных в корнях слов.
2. Правописание чередующихся гласных в корнях слов.
3. Правописание непроверяемых слов ( так называемых словарных слов).
РАЗДЕЛ 1