Цель, задачи и тематика курсового проекта
Целью курсового проекта является развитие и закрепление навыков проведения самостоятельной работы студентов по созданию художественных проектов трикотажных полотен и изделий в авторской коллекции
Задача курсового проекта – проработать в эскизах коллекцию из трикотажа, разработать трикотажные полотна и оформить их в виде художественного планшета с образцами.
Тема курсового проекта: Художественное проектирование коллекции из трикотажа
Содержание курсового проекта
Результаты представляются в виде пояснительной записки объемом 15–20 с и графической части. Пояснительная записка должна быть оформлена в соответствии с ГОСТ 7.32 – 2001 и содержит следующие обязательные элементы:
Введение (объем 1 – 3 с.). Во введении даются цель и задачи курсового проекта, обоснование разработки проекта в зависимости от назначения: соответствие современным тенденциям стиля, мировой и отечественной моды, условиям эксплуатации проектируемых изделий, предметов; основные требования к разрабатываемому изделию.
1. Выбор источника вдохновения (объем 1 – 3 с).Начальная стадия включает в себя выбор творческого источника для разработки проекта, анализ его стилевых и композиционных решений.
2. Анализ модных тенденций в трикотаже(объем 6 – 8 с). В этом разделе необходимо выявить или подтвердить актуальность темы для разработки, основываясь на анализе модных показов, изучении публикаций модных обзоров и статей, анализе социальных сетей, анализе ассортимента трикотажных изделий розничных и интернет магазинов для планируемого региона представления проекта.
Актуальная тема с творческим источником должны быть художественно оформлены в виде мудборда на листе (формат А-3). Так же приводится описание концепции художественного проекта. Приложение А.
Мудборд (англ. Moodboard – «доска настроения») – визуальное представление дизайн-проекта, состоящее из изображений, раскрывающих основную тему проекта, фотографий прототипов, изображений цветовых ассоциаций, визуального образа потенциального потребителя, образцов трикотажных полотен. Служит для отражения общего настроения и тематики будущей коллекции (модели). Способствует эффекти вной коммуникации между членами креативной команды. Выполняется в виде коллажа и пояснительного текста.
Изображения на мудборде, а также текст в описании концепции проекта должны отвечать на следующие вопросы:
· Для кого предназначен проект (лицо покупателя);
· Для чего нужны эти изделия (для повседневной носки, для торжеств,
для оформления интерьера, в качестве сувенирной продукции и т.д.);
· На какой сезон проектируются модели (осень-зима, весна-лето, круизная коллекция);
· Что послужило творческим источником вдохновения;
· Какие современные тенденции подтверждают актуальность выбранной темы;
· Какие основные силуэты, формы, цветовая гамма и изображения будут фундаментом коллекции.
Примеры оформления мудборда и описание концепции художественного проекта представлены в Приложении А.
3. Обоснование художественного решения авторской коллекции (объем 3 – 5 с).
Автор должен разработать коллекцию из трикотажа. В качестве темы для разработки могут быть выбраны следующие направления:
· художественная разработка коллекции полотен из трикотажа (не менее 5 вариантов);
· художественная разработка коллекции одежды из трикотажа (не менее 3-х законченных образов);
· художественная разработка коллекции аксессуаров из трикотажа: шарфы, шапки, перчаточные изделия, носки, гетры, сумки и пр. (не менее 5 вариантов);
· художественная разработка коллекции изделий из трикотажа для интерьера: пледы, подушки, абажуры, декоративные панно, скатерти, шторы, ширмы и пр. (не менее 3 вариантов)
· .художественная разработка коллекции изделий из трикотажа сувенирного назначения: чехлы для гаджетов, обложки, шарфы, сумки и т.д. (не менее 7 вариантов);
· художественная разработка коллекции игрушек из трикотажа различного назначения: сувенирные, рекламные, детские, тематические, театральные и пр. ( не менее 3 вариантов).
Коллекция (от лат. collectio — собирание, сбор) — систематизированное собрание предметов, объединённое по какому-то конкретному признаку, имеющее внутреннюю целостность и принадлежащее конкретному владельцу — частному лицу, организации, государству. В модной индустрии под этим словом понимают серию моделей одежды, обуви и аксессуаров, которая имеет общую идею (цветовая палитра, тип ткани, форма, тип кроя и шитья) и выпущена одним человеком.
В данном разделе необходимо представить художественное описание авторского проекта, выбор цветовой гаммы, рекомендации по возрастной группе, шкале размеров.
Данный раздел содержит эскизную проработку проекта. Художественные эскизы могут быть выполнены как посредством рисования от руки, так и с помощью графических редакторов. В эскизах должна быть отражена структура и особенности трикотажного полотна. Целесообразно выполнить не менее 3-х фор-эскизов к одному художественному. Художественные эскизы оформляются в виде единой композиции на одном листе (формат А-3).
Фор-эскиз (нем. vor — перед, вперед) – предварительный эскиз, набросок, рисунок, предваряющий подробную эскизную и проектную разработки композиции. В фор-эскизе отображается общая концепция, идея автора. Они выполняются быстро, без привязки к конкретному материалу, с приблизительным изображением основных элементов.
4. Разработка технических эскизов и художественно техническое описание модели (объем не менее 1 с).
Художественный эскиз – изображение объекта проектирования, выполненное на бумаге большого формата с достаточно детальной прорисовкой не только общей формы, но и отдельных ее элементов. Художественный эскиз раскрывает пластические свойства материалов, конструкцию формы, силуэт, функциональное назначение, общее цветовое решение. Художественный эскиз моделей одежды всегда выполняется на стилизованной фигуре в движении.
Также выполняются технические эскизы и дается художественное описание моделей. К каждому проектируемому изделию рисуется технический эскиз (формат А-4). Все технические эскизы одежды помещаются на масштабную линейку, во всех остальных случаях они компонуются на одном листе, с учетом соразмерности. Пример масштабной линейки в Приложении А.
В художественном описании модели автор должен указать применение данного изделия в условиях общественной жизни (одежда: повседневная, для отдыха, домашняя, нарядная, спортивная, форменная и т. д., аксессуары, изделия для интерьера и пр.). Применительно к одежде должны быть описаны композиционные решения: силуэт, пропорции, модельные особенности, дополнительные материалы, внешний вид фактуры, цветовая гамма, перечень фурнитуры.
Рис. 1. Технический рисунок модели:
а) художественный эскиз; б) технический эскиз на фигуре; в) расположение деталей на полотне.
В результате работы над композицией дизайнер выполняет эскизную разработку (фор эскиз и эскиз) изделия, его художественное и техническое описание.
Художественное описание модели – описание внешнего вида.
Описание внешнего вида модели составляется по следующей примерной схеме:
Плечевые изделия
1. Наименование изделия. Например, жакет, свитер, джемпер, жилет, кардиган, платье, сарафан.
2. Назначение изделия: общее целевое, сезонное, пол, возраст и др. Например, женский жакет для повседневной носки в помещении и на улице в весеннее – осенний период и зимой.
3. Используемый материал. Характеристика материалов для изготовления модели даётся с указанием волокнистого состава, колористического оформления, наименования переплетения. Например, джемпер выполняется из смесовой полушерстяной пряжи с жаккардовым орнаментом по линии груди и по низу рукавов. Основное переплетение – двухцветный, неполный жаккард.
4. Общая характеристика формы. В общей характеристике приводится обобщённая характеристика очертания (силуэт), объёма. Например. Жакет небольшого объёма, полуприлегающий по линии талии, с втачными рукавами.
5. Детальная или подробная характеристика формы. Детальная характеристика заключается в подробном описании уровня положения и прилегания по каждому конструктивному поясу или точкам, а именно:
· линия плеч по ширине и высоте (Например: плечевой пояс наклонный, естественной ширины с плавным переходом к линии рукава; со спущенной линией плеча; с завышенной линией плеча);
· линия груди по уровню положения, степени прилегания, пластике формы в области груди и др. (в области груди сделан объем по очертаниям груди, прилегание плотное; свободный объем в области груди; уплощенный объем в области груди и т.д.);
· уровень и ширина проймы (например, пройма по глубине и ширине умеренна с естественным оформлением линии проймы; линия проймы по глубине увеличена; линия проймы по ширине квадратная и т.д.);
· линия талии по уровню положения, наличию членений, степени прилегания, пластики поверхности (например, слегка завышенная линия талии; заниженная линия талии; фигурная линия талии и .д.);
· линия бёдер по уровню положения, степени прилегания и наличия членений (например, плотное прилегание изделия по линии бедер; свободный объем изделия по линии бедер; неравномерное распределение объема по линии бедер: со стороны спинки, бока или переда);
· линия низа по уровню положения (например, линия низа изделия находится в горизонтальной плоскости; ассиметричная линия низа и т.д.);
· рельеф и пластика поверхности по наличию в детали складок, сборок, драпировок и т. д.
6. Способы формообразования. Например, конструктивно форма жакета решена посредством приталивания по боковому шву и припосадке вытачки по линии груди; технологически форма жакета решена способом частичного вязания, либо по участкам с переходом с переплетения на переплетение различных свойств.
7. характеристика конструкции рукавов. Рукав характеризуют:
- покрой рукава (втачной: втачной узкий, втачной прямой, реглан: нулевой, классический и т.д.; рубашечный и цельновыкроенный (кимоно и т.д.).
- длина рукава (длинный, короткий, ¾, 7/8, укороченный, удлиненный);
- оформление низа рукава (с манжетом, без манжета, подгибом, кантом, рюшью, воланом);
- линия оката по ширине, высоте и её пластике (естественная, спущенная, с драпировкой в какой-то ее части);
- ширина рукава по линии локтя и низу, рельеф и пластика его поверхности (узкий, свободный, комбинированный);
Например, рукава втачные одношовные без локтевой вытачки, зауженные, длиной 7/8. Низ рукава оформлен контрастной цветной линией высотой 1 см.
8. Характеристика конструкции горловины, воротника. Например, вырез горловины «V – образный», круглый, каре, лодочка, комбинированный; кроенный, двойной, одинарный, связанный по контуру, отложной плосколежащий и со стойкой: стойка, хомут, апаш, шалька, гольф.
9. Характеристика застёжки (петля пуговица, молния, крючки, пояс, внахлест, встык, без застежки; распашная и нераспашная). Например, застежка - центральная распашная на 6 петель и пуговиц; петли обметанные, вертикально расположенные; пуговицы диаметром 10 мм, гладкие пластмассовые, на ножке.
10. Характеристика подкладки и прокладочных деталей (подборт, нижний воротник, мешковина кармана, листочка кармана, лацкан, нижняя юбка, подкладка брюк, нижнее платье).
11. Наличие отделочных деталей: подкройных бортов и подбортов, лацканов, низа изделия, воротников, карманов, беек, кантов, планок, шнуров, бахромы и т. д. (например, накладной карман, выполнен из трикотажа другой фактуры или цвета).
12. Декоративные элементы: пряжки, ремни, вышивка, аппликация, нашивки, пайетки, бусы и пр.
13. Рекомендуемые размеры, роста, полнотные группы.
Поясные изделия
Поясные изделия (брюки, юбки) следует описывать по силуэту, 'количеству продольных и поперечных швов и вытачек, виду застежки, пояса, карманов, наличию складок и манжет и т.д.
При анализе брюк обращают внимание на их длину и ширину по линии бёдер, колена и низа.
Например: брюки свободного прямого силуэта длиной до щиколотки на отрезном поясе высотой 5 см, расположенном на линии талии с застежкой молния в боковом шве; юбка в складку плессе с глубиной складок 3 см длиной до линии колена с пришивным поясом высотой 4 см со вставленной эластичной тесьмой.