Петухи давно пропели и играют на рожке.

Петухи давно пропели и играют на рожке.

Читая это предложение, трудно удержаться от улыбки:

получается, что петухи сначала возвестили своим кукареканьем начало дня, а потом они же, а не пастух, заиграли на рожке.

-Какое перед нами предложение?

Отвечают:

-простое предложение с однородными сказуемыми, соединенными союзом и.

- Чего не хватает в этом предложении, чтобы мы всё правильно поняли?

Отвечают:

-не хватает запятой между частями сложного предложения перед союзом и, который будет соединять два простых предложения в составе сложного.

-Правильно. Теперь у нас получилось не простое предложение с однородными сказуемыми, а сложное предложение. И теперь всё понятно.

Петухи давно пропели, и играют на рожке.

-А можете ли вы сказать, какие смысловые отношения выражены между частями в этом предложении?

- Тогда давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.

Формулируют тему урока:

Сложносочиненное предложение. Смысловые отношения между частями ССП.

Определим цели урока по опорным словам:

Повторить

Усвоить

Научиться

· Повторить сведения о сложносочинённом предложении; о сочинительных союзах;

· Усвоить особенности сложносочинённого предложения; чем отличается ССП от ПП с однородными членами предложения;

· научиться различать виды сложносочинённых предложений.

-Правильно! Сегодня мы будем не только повторять уже известные нам сведения, но и познакомимся с тем, какие смысловые отношения могут быть между частями ССП

Запишите тему сегодняшнего урока в тетради

Слово учителя. Углубление понятия о сложносочиненном предложении.

Сложносочиненное предложение – это предложение, части которого связаны сочинительными союзами и интонацией. Рассмотрим это на примере предложения.

Наступила полночь, а Иннокентий всё еще читал.

Менэбупредложениены бала тактагачыгыпязсын, анлатсынмы с моей помощью????

В этом предложении две основы, то есть, две предикативные части. Части связаны между собой сочинительным союзом а. Значит, предложение сложносочинённое (ССП).

Части в сложносочинённом предложении обычно равноправны,то есть, они не зависят друг от друга.

Союз не входит ни в одну из частей сложносочиненного предложения.

Петухи давно пропели и играют на рожке. - student2.ru

Составим схему.

Теоретически, в некоторых сложносочиненных предложениях может быть сколько угодно частей.

Другой бала чыксынмы?????

Солнце светит, и птицы поют, и цветы благоухают, и стрекозы летают, и люди радуются.

Схема будет включать пять предикативных частей, причем все они связаны союзом и.

Петухи давно пропели и играют на рожке. - student2.ru

Что же можно сказать о смысловых отношениях между частями сложносочиненного предложения? Эти отношения выражаются в основном при помощи союзов.

Возьмем предложение, лишенное союзов.

Бала чыксынмы????

Ворона каркает, кошка мяукает.

Если мы подставим между частями союз и – то получается, что два действия происходят одновременно. То есть, между частями возникают отношения одновременности.

Если мы подставим союз а, то получится, что голоса вороны и кошки сопоставляются и противопоставляются. Между частями возникают отношения противопоставления.

Подставим теперь в предложение союз или. Теперь между частями возникают отношения взаимоисключения.

Значит, чтобы разобраться со смысловыми отношениями в сложносочинённых предложениях, нам нужно вспомнить то, что мы знаем о сочинительных союзах.

Балаларгабиримметаблицаны, чтобы они по таблице смогли сделать вывод???

Петухи давно пропели и играют на рожке. - student2.ru

Беседа по тексту. Задания к тексту

- Как можно озаглавить данный текст?

1.Найдите в тексте ССП . Укажите их номера.(2,3,8, 13,14,17)

2..Укажите ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами. Объясните пунктуацию.(9, 12)

3. Определите вид 14 предложения.(ССП с общим второстепенным членом)

4. Почему в нем не стоит запятая перед союзом И?

5. Из предложений 7-13 найдите ССП, состоящее из двух частей, одна из которых является односоставным предложением . Напишите его номер.(8)

6. Подберите синоним к слову новобранцы (новички)

7. Выпишите из 1 абзаца слово, написание которого соответствует правилу: «В кратких именах прилагательных пишется столько же Н-, сколько и в полных». Бу предложение мондакирэкмеикэн????Бутемагатугел узе, но ОГЭда бар

Петухи давно пропели и играют на рожке.

Читая это предложение, трудно удержаться от улыбки:

получается, что петухи сначала возвестили своим кукареканьем начало дня, а потом они же, а не пастух, заиграли на рожке.

-Какое перед нами предложение?

Отвечают:

-простое предложение с однородными сказуемыми, соединенными союзом и.

- Чего не хватает в этом предложении, чтобы мы всё правильно поняли?

Отвечают:

-не хватает запятой между частями сложного предложения перед союзом и, который будет соединять два простых предложения в составе сложного.

-Правильно. Теперь у нас получилось не простое предложение с однородными сказуемыми, а сложное предложение. И теперь всё понятно.

Петухи давно пропели, и играют на рожке.

-А можете ли вы сказать, какие смысловые отношения выражены между частями в этом предложении?

- Тогда давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.

Формулируют тему урока:

Сложносочиненное предложение. Смысловые отношения между частями ССП.

Определим цели урока по опорным словам:

Повторить

Усвоить

Научиться

· Повторить сведения о сложносочинённом предложении; о сочинительных союзах;

· Усвоить особенности сложносочинённого предложения; чем отличается ССП от ПП с однородными членами предложения;

· научиться различать виды сложносочинённых предложений.

-Правильно! Сегодня мы будем не только повторять уже известные нам сведения, но и познакомимся с тем, какие смысловые отношения могут быть между частями ССП

Наши рекомендации