Элементы актерского мастерства

. Основной целью первого этапа обучения студентов - хореографов по курсу «Основы актерского мастерства и режиссуры» является последовательное овладение элементами системы К.С. Станиславского.

Элементы, о которых идет речь (внимание, эмоциональная память,

воображение, чувство веры и правды и т.д.) в работах К.С. Станиславского и его последователей, называются по-разному: элементами внутреннего самочувствия, элементами актерского мастерства и актерской психотехники, элементами сценического действия. В педагогической практике мы называем их элементами актерской психотехники.

Комплексное освоение элементов необходимо для того, чтобы подвести

актера к овладению органическим процессом действия на сцене, имея ввиду действие как обобщающий элемент актерского мастерства. Выполнением этой задачи служат упражнения и этюды.

«Разрабатывая упражнения для актеров, новая театральная =~-=агогика всегда будет иметь в виду один очень важный принцип. Она 5:-.=ет помнить, что суть игры актера в том, чтобы с помощью своего тела и з: е:х своих внешних выразительных средств передать факты и события з.:-:.--утреннеЙ, духовной жизни. Для достижения этого нужно, чтобы внешние з::оrразительные средства актера были пронизаны живой духовной силой. 3-=:-11:\1 я хочу сказать, что они должны быть развиты с помощью таких упражнений, которые совершенствуют тело актера, одновременно развивая его душу. Это означает, что каждое физическое упражнение должно быть

1 -=:- 2кже и упражнением для развития души» .

По нашему мнению, основными задачами начального этапа обучения

ЯКIЯются:

а) развитие эмоционального аппарата через движенческую основу. Ь) развитие музыкальности и пластической выразительности.

с) умение жить ситуацией (событием) с примыкающим к ней «если бы». d) воспитание чувства действенной природы сценического поведения. Все физические действия и упражнения начального этапа должны быть

направлены на достижение именно этих задач.

«Жестовое и мимическое действование фиксирует, по преимуществу, однозначно - простые, порой даже элементарные реакции человека. «Высшие», как их называют психологи, мировоззренческие чувства в жестах воплощаются с меньшей конкретностью и полнотой, чем в речи». Но «в отличие от речевого поведения поведение телесно - физическое ... часто

оказывается незаторможенным, ничем не скованным: оно воплощает не

u 2 О

контролируемые разумом и волеи душеные движения». тсюда - поиск

упражнений с жестовой, движенческой основой должен стать одной из

первых методических задач начального этапа.

1 Чехов М. Об искусстве актера // М. Чехов: Литературное наследство. Т. 2., с. 322. 2 Хализев В. Драма как явление искусства. - М., 1978, с. 128-129.

Вторым

методическим

направлением

должна

стать

эмоциональная сторона упражнений. Здесь нужно избегать упражнений, которые носят «физкультурный» характер, где отсутствует установка на

творчество.

Перевод упражнений в творческую плоскость, на наш взгляд

совершается

благодаря

особой роли

отl-iошеl-iИЯ,

своего

рода

«вчувствования» в вымысел, при этом «моторная активность субъекта при наличии нереально воображаемого, заменяет другая, не моторная, специфически человеческая целостно-личностная активность в переживании

3 представляемого» .

Установка на воображаемую ситуацию является главным механизмом переключения психофизического аппарата актера из реальных жизненных условий в обстоятельства вымысла.

Знаменитое, магическое «если бы» Станиславского начинает работать буквально с первых минут занятий по актерскому мастерству. Именно поэтому тренирующий эффект создают те упражнения, которые несут в себе элементы образности, событийности, динамичности, пространственно -

временных

различий,

внешней

выразительности

и

внутренней

насыщенности действия.

Урок актерского мастерства состоит из трех частей. Первая часть носит настроечный характер. Безусловной находил Станиславский необходимость настоечных упражнений при первых же подступах к подсознанию. «В

полную противоположность некоторым преподавателям, я полагаю, что

начинающих учеников, делающих ... первые шаги на подмостках, надо по возможности стараться сразу доводить до подсознания. Надо добиваться этого на первых же порах, при работе над элементами, над внутренним сценическим самочувствием во всех упражнениях» 4. Первые 15 - 20 занятий

3 Натадзе Р. Воображение как фактор поведения. - М., 1972, с. 101. 4 Станиславский К.С. Соч. в 8 т. - М., 1954, с. 357.

-' ~:: ,::жнения настроечного цикла занимают большую часть урока-

=~~ трети времени. Постепенно их доля становиться меньше и к концу :-:::-::зо:-о года составляет не более одной шестой урока.

~ ~ пражнения настроечного цикла должны меняться, но никогда не =~.::.::~зать в принципе. Примеры ряда упражнений даны здесь как бы по

~ ::-::ТПКа.1И, Т.е. показана их потенция в развитии от первого курса к

:-:~'::.1 е.J)'ЮЩИМ.

Условия:

1) Сосредоточение на внутреннем внимании.

2) Все упражнения должны быть эмоционально и логически оправданы (вселение в «душу» предмета).

3. Все упражнения делаются

сосредоточено, заинтересованно и

увлекательно.

4) После упражнения, связанного с большими физическими нагрузками, необходимо про водить кратковременные расслабления.

5 . УПРАЖНЕНИЯНАСТРОЕЧНОГО ЦИКЛА

«Бабочка»

Легкий бег, развивающийся до среднего и быстрого темпа с отведенными назад прямыми руками (кисти расслаблены) - «бабочка». Голова приподнята кверху, грудь «разрезает» воздух. Ощущение плавного полета в воздушной среде. Условия (предлагаемые обстоятельства) можно усложнять по линии изменения среды (воздух, вакуум, тяжелыи туман, вода, клей .. .) и по линии оправдания положения рук.

«Гусь»

Ходьба на полусогнутых ногах с широко отведенными в _'тарану коленями (ощущать амортизацию коленных суставов). Руки на ;шлсе, корпус прямо, взгляд вперед.

«Каракатица»

Руки обхватывают низ щиколоток ног (самое узкое место перед :"~.', 'ставами) и как бы переставляют поочередно каждую ногу. Колени разведены в стороны. Темпо-ритм меняется в зависимости от логики поведения в данных предлагаемых обстоятельствах.

«Рыбы»

Тело собрано в узкую вытянутую линию, руки вытянуты вперед, (лежа на полу на животе). Ноги вместе лежат на полу. Одновременный «всплеск» Р.1 хами и ногами вверх на прогиб в области поясницы. Периодичность ({ всплесков» зависит от предлагаемых обстоятельств (данного предмета, в .70гике которого работает актер). Захват ног и прогиб «качалка»

«Шары»

В положении сидя на полу свести ноги (ступни) друг к другу и закрепить руками в «замою>. Колени разведены в стороны, голова положена на грудь. Постепенно раскачиваясь, перекатываться с боку на бок, создавая вращательные движения (<<волчок»), не меняя позу.

Условие: Точно определить источник, приводящий в движение ((волчок».

«Монолит»

Лежа на полу на животе, руки по швам, подбородок в пол, собрать все тело в одну прямую, неделимую линию (одним куском) и перекатываться с

оок}' на бок (через живот, а не через спину) - «дрова», «деталь на -:,:онвейере», «ручка» и т. д.

Условие: Переворот всего тела делать одновременно, не

отталкиваться ни ногами, ни руками, а всем телом.

«Мячик»

В положении стоя у стула (30 см.) запрыгнуть на него. При этом

I\.О.7ени по возможности как можно меньше сгибать, соскок на прямых ;·югах (но не закрепленных в коленных суставах, иначе без амортизации прыжка возможна твердая опора и перелом). Заскок и соскок чередуются в вОЗ.110ЖНО быстром темпе.

Условие: Стул должен быть закреплен. Упражнение оправдывается

.70гическим вымыслом (мячик, комок, вата, снежинка и т.д.)

«Кенгуру»

в положении присед руки на коленях, голова на груди, делается в прыжке вверх с максимальным раскрытием тела и рук, поднятых кверху и разведенных в стороны. Корпус в полете отводиться назад. Возвращение в

~ исходное положение.

Условие: Прыжок энергичный, как бы задержанный в наивысшеи точке отсчета, целенаправлен и логически оправдан. (<<Погоня», ((Опасность, ((Аркаш>, ((Дерево»)

«Бабочка»

Положение присед (глубокий), руки стягивают колени, голова опущена к коленям. Заполнение воздухом всех мышц - влет вверх с разведением рук в стороны и выпрямлением корпуса, голова вверх. Необходимо задержаться на несколько секунд в воздухе и (топорхать» (руками).

I

Условие: Разлет мягкии, полет по возможности как МОЖНО

до.7ьше, приземление мягкое.

«Большой полет»

Положение как в упражнении Бабочкаочень медленное, постепенное наполнение тела, рук, головы воздухом. Тело, обретая легкость, мягко приподнимается и почти отрывается от пола, руки в стороны, вверх гО.-юва, полет в пространстве легко, радостно, свободно и весело.

Условие: Наполнение воздухом последовательное,

проследить

:\lягкость и упругость коленеи, стоп, локтевых суставов и плеч.

«Волна»

Из положения, как и в упражнении «Шар», наполняясь воздухом, приподниматься. Сначала пальцы рук, потом кисти и сами руки, наконец гО.-юва, ноги. Ступни как бы вливаются в волну и мягко раскачиваются в ео.1l-tообразных движениях, постепенно увеличивая амплитуду колебаний. В один из кульминационных моментов волна разбивается о стену и падает, распластывается на колени. Падение приготавливается.

Условие: Падение выполнять в момент мышечного расслабления, .Нblсленно оправдывая толчок извне, который принуждает к падению.

«Отдых»

Поза отдыха выполняется в моменты максимального напряжения физических и духовных сил. Исходное положение - лежа на животе или на спине, мысленно обтекаемый мягкой, чистой водой. Ощущение полного спокойствия и блаженства. Отдых можно сменить активной опорой с партнером «в воде» (брызги, подныривания и т.д.), а затем снова полное расслабление.

«Соединить несоединимое»

ВыпОЛl-lяется всей группой одновременно, но индивидуально. Надо i70пытаться соединить смех и плач вместе! Задачу необходимо решать тО.7ЬКО через физические действия. Именно лежа на полу - кисти рук

(}О.7ЖНЫ «сеяться», а стопы ног «плакаты).

«Точка опоры»

Находясь в любом положении (стоя, сидя, лежа и т.д.) наити .1lаксимальную площадь соприкосновения с полом - «точку опоры» и держать эту позу до логического оправдания ее конца.

Условие: Поза должна сохранять устойчивость без изменения

,i-шпряжения всех мышц.

«Шар»

Положение стоя на корточках, голова и руки сложены коленям.

Определив точку надува шара, начинать наполняться воздухом с разведением рук в стороны - медленный вздох. Достигнув максимального

наполнения воздухом, «спуститы) шар так же медленно и плавно с

~ соответствующим звуком «фу-у-у ... » Пред спуском сделать задержку

дыхания на 4 - б тактов.

Условие: Точно определить источник и ритм накачивания, мысленно прослеживая заполнение воздухом всех мышц.

«Тяжесть»

Передвигаясь в среднем темпе в полный рост ощутить сзади (на спине, на плечах) тяжесть, как будто кто-то тянет назад и вниз. Медленно <тогружаться» в затягивающее «болото», но до конца оказывать сопротивление, пока тело безжизненно и расслаблено не упадет. Ощущение полного бесчувствия. Постепенно начинают оживать глаза,

.мышцы лица, губы, шея, плечи, ключицы, кончики пальцев и т. д. до

полного «Оживления» всего тела. Поднимается вверх легкое, радостное тело и «летает» без всякого ощущения тяжести напряжения.

«Цветы»

Положение закрытого бутона (сидя на коленях), свернутое состояние.

Постепенно «соки» начинают заполнять кровь и мышцы, цветок распускается, постепенно открывает «Лепестки» (руки, голову, корпус, ноги). Распустившиеся цветки тянутся к солнцу, ветру. Ощущение восторга.

Условие: Оправдание условии замкнутого и распустившегося состояния.

На первых занятиях почти всегда сталкиваемся с зажатостью, стеснением, внутренним сопротивлением. Задачи педагога убрать эту скованность, помочь студенту обрести веру в свои силы. Данные упражнения помогают преодолеть эти трудности.

~ Сбросить голову на грудь, ощутив реальную тяжесть, затем поднять

вверх.

Оправдание:

а) голова - «одуванчик», вращается вокруг стебля, знакомиться с окружающим миром (пространством предметGJl;tи и т. д.)

б) включается фактор отношения: интересно, красиво, смешно и т. д.

Поднять правую руку вверх, мысленно зафиксировать точное ощущение тяжести всеи руки.

а) кисть руки HGJl;tambleaem тонкую нить, веревку, канат, проволоку. б) изменяем скорости вращения.

Сбросив тело (до пояса) вниз, ощутив его реальную тяжесть. а) «маятник» - раскачивающийся в разные стороны.

б) «маятник» - старый, новый, тяжелый, легкий.

Студент находиться в группировке с опущенной головой, касаясь, пола руками. Затем он резко отталкивается ногами и руками от пола и прыгает вверх с активным возгласом «ХА!» и оказывается на носках с поднятыми

вверх головои и руками, чувствуя напряженным все тело от концов пальцев ног до концов пальцев рук. Он весь натянут как струна, стремиться ввысь, к солнцу, к небу.

Руки:

- утомленные

- вялые

- беспомощные

- энергичные

- сильные

- угрожающие

- приказывающие

- заЩищающиеся

- просящие

- требующие

Разнообразными могут быть и форма выражения жестом.

Тренированная рука актера должна действовать активно, движение должно быть эмоционально окрашено.

Наши рекомендации