Ритмические ритуальные движения

Насколько мне известно, Гурджиев был одним из великих "Учителей Ритуальных Танцев", пришедшим на Запад. Впервые я наблюдал его упражнения в 19й0 году, а позже - его преподавание классов в Париже в течение двух или трех недель, предшествовавших его смерти в 1949 году. Из всего того, чему он учил, его удивительные и почти неповторимые по разнообразию упражнения, или "движения", в сопровождении музыки, несомненно, были очень апеллирующими и притягательными. Гурджиев утверждал, что провел четверть столетия в путешествиях по Европе, Африке и особенно Азии в поисках секретов храмовых танцев и методов тренировки, применяемых в традиционных школах.

Подобно релаксации, ритуальные танцы работают на всех уровнях. Первой стадией является достижение тело-осознания. Движения, производимые автоматически и бессознательно, могут быть искусными и даже грациозными, но в них нет потенциала для трансформации. Гурджиев (и другие) описывали длительный процесс, с помощью которого храмовые танцоры Центральной Азии приобретали абсолютную ритмическую точность жеста и движения, начиная осознавать ту тончайшую, едва уловимую гармонию основных поз, из которых строятся ритуальные движения. Такое совершенство требуется только от тех, кто намеревается посвятить себя храмовым танцам как центральной теме самореализации. Однако бесполезно пытаться делать что-либо в этой области, пока позы, жесты и промежуточные движения не осуществляются прямым контактом - через посредство сознательной энергии - между волей и телом.

Той же цели служат абсолютно противоположные процедуры исполнения очень трудных и усложненных движений и преодоления усталости и боли посредством продолжающегося точного ритма до крайнего предела, который может выдержать тело.

Гармония инстинктивно-моторного, эмоционального и интеллектуального центров достигается с помощью танцев и ритуалов, которые выражают одновременно эмоциональное состояние и универсальные законы. Гурджиев имел поразительный репетруар таких движений, и они были успешно развиты его главным истолкователем в этой области - мадам Жанной де Зальцман.

На более глубоком уровне ритуальные танцы и движения используются для обеспечения канала для потока творческой энергии. Здесь легко впасть в ошибку из-за связи между творческой энергией и сексуальной жизнью. То, что поверхностному взгляду может показаться оргиальным самодовольствием, в действительности может быть в высшей степени контролируемым высвобождением творческой энергии – не для удовольствия или экстатического переживания, но для пробуждения души.

Лучшим известным примером этого является Дерв, или вращающийся ритуал Мевлеви - дервишей, кружащихся в вихре. Впервые я наблюдал их ритуал в 1919 году, когда суфийский Мевлевский Орден все еще находился в расцвете в последние дни Оттоманской империи, и властители этой страны не только гордились своей принадлежностью к Ордену, но и принимали активное участие в ритуальных танцах каждый вечер по четвергам. Я имел возможность лично убедиться, что не было места неконтролируемому экстазу, но лишь адепты определение входили в сознательную коммуникацию с невидимым миром. Один из суфиев, взявший на себя обязанность инструктировать меня, объяснил, что целью ритуала было отделение души от тела, чтобы таким образом осознать состояние, в которое душа войдет после смерти. Он добавил, что уверенность в бессмертии и рае, порождаемая этим упражнением, объясняет беззаветную храбрость, выказываемую дервишами в битвах.

Я наблюдал - как, возможно, сделали это уже большинство читателей – многие индийские, китайские, японские, африканские и другие ритуальные танцы и ритмические движения. Я сомневаюсь, направлены ли какие-либо из них на контролирование потока сознательной энергии и освобождении вещества души от ее зависимости от тела. Разумно, конечно, позволить зрителям видеть, по крайней мере, некоторые из ритуалов, но публичное их исполнение несовместимо с полным отделением, которое должны испытать участники ритуалов.

Ритуальные движения могут использоваться для многих целей, помимо развития тела и его способностей. Существуют регулярные дневные действия - например, обязательная молитва мусульман, требующая 50 или более прострации каждый день. Специальные позы - такие как коленопреклонение, сидение на пятках, сидение со скрещенными ногами или в позе лотоса - все они предназначены помочь удержать внимание во время молитвы и медитации. Пренебрежение этими традиционными практиками составляет вакуум, в который могут проникнуть многие вредные привычки.

Особым видом являются ритуальные омовения как предваряющие все виды духовных упражнений. В главе второй я ссылался на важность кожи и необходимость держать кожу в состоянии максимальной активности. Вероятно, чувствительная энергия загрязняется дневной деятельностью и каким-либо сильным эмоциональным или сексуальным переживанием, и оно выводится из тела через кожу. Я не помню, где я услышал такое объяснение, но оно хорошо согласуется с тем, что я наблюдал. Наша кожа - особенно её чувствительные и обнаженные части - покрыта этой выведенной энергией, которая удаляется посредством трения холодной водой. Это, как мне сказали, является первоначальной причиной ритуальных обливаний, используемых в религии. Другие обычаи, которые теперь кажутся суеверными пережитками, вероятно, имели такую же здоровую основу, известную тем, кто вводил их.

Помимо таких традиционных практик, которым может обучиться каждый, работа над позами и ритмами требует специального обучения, а таких учителей очень трудно найти в любой области мира. К сожалению, существует тенденция, рассматривать специальное знание как эзотерическое, и те, кто обладает им, часто не хотят делиться им вне своего избранного круга. Это не только ограничивает способности тех, кто мог бы извлечь пользу - и тем подготовиться к трудной работе, - но имеет и другой, менее очевидный недостаток. Это тенденция - тех, кто изучает специальные танцы и движения без намерения стать профессиональными храмовыми танцорами - продолжать работать над ними еще долгое время после того, как они прекратили свое прогрессирующее или трансформирующее действие.

Гурджиев предпринимал большие усилия, обучая своей системе движений ритуальных танцев в периоды 1918-24 и 1924-29 годы. В оба эти периода его целью было в основном подготовить учителей и демонстраторов, и лишь во вторую очередь - преподать метод студентам. Возможно, это привело к неправильному представлению о том, что интенсивную работу над этими упражнениями можно с пользой для себя продолжать до конца. Мадам Успенская, одна из самых преданных учениц Гурджиева, которая ввела тот метод в группе своего мужа в Англии примерно в 1933 году, сделала оговорку, что никто не должен работать над движениями больше двух лет. Я слышал, что в суфийских общинах упражнения, связанные с развитием телесных способностей, практикуются интенсивно самое большее в течение года и впоследствии используются только для обновления. Если это правильно, то было бы очень желательным, если бы те, кто способен обучать ритмическим движениям и ритуальным танцам, широко бы открыли свои классы, так, чтобы выиграло максимально возможное число людей.

СТОП-УПРАЖНЕНИЕ

Ритуал дервишей Мевлеви, или "мукайеле", состоит из трех частей. Первая - это ментальная подготовка, выполняемая в сидячей позе. Она состоит из "зикр", или повторения объединяющего призыва или просто одного из имен Бога. За ней следует процессия перед шейхом под музыкальный аккомпонимент. "Сема Хане", или Зал Аудирования /слушания/, расположен смежно с могилами самых почитаемых шейхов и святых монастыря, и каждый дервиш, проходя, останавливается и отдает низкий поклон, прежде чем продолжить свой путь. Затем слышится музыкальный сигнал - он может быть громким и резким или едва различимым - и все дервиши застывают на своих местах на полу этого Зала. Всё в мертвом молчании. Затем музыка возобновляется в сильном ритме, и начинаются хорошо известные вращающиеся движения. Мне объяснили, что сигнал "стоп" символизирует момент смерти, когда душа начинает осознавать Истину. Говорят, что этот "момент Истины" вскрывает всю прошлую жизнь, и от дервиша требуется взглянуть на самого себя, как если бы он только что умер, и его способность выбора отнята у него. Дерв, или вращающиеся движения, которые затем следуют, представляют райское блаженство, когда душа входит в новую размерность "кругооборота".

Несколько месяцев спустя после того, как я наблюдал мукабеле Мевлеви, я был приглашен Гурджиевым посмотреть класс учеников, которые изучали его "храмовые танцы", и опять я наблюдал "стоп", но совершенно в другой форме, поскольку учеников заставляли стремительно пробежать по полу и застыть в полу-движении. Некоторые останавливались как вкопанные, другие перекувыркивались и оставались в негнущихся позах, где их застал сигнал. В то время Гурджиев не давал никаких объяснений.

Через несколько лет я не только видел, но и участвовал в упражнении на остановку в его Институте в Фонтенбло. Тогда нас инструктировали использовать "стоп" для наблюдения наших поз, мыслей и чувств, без допущения какого-либо внутреннего или наружного движения. Мне удалось спросить Гурджиева, который в то время хорошо говорил по-турецки, преследует ли его "стоп" ту же цель, что и у Мевлевиев: дать искателю вкус отделения от физического тела. Он заверил меня, что это как раз тот случай, но что в Центральной Азии использование "стоп" - упражнения имеет градации в соответствии со способностями учеников. Гурджиев добавил, что ему рассказали внутренний смысл упражнения только потому, что он не участвовал в нем; для тех, кто подвергался тренировке, упражнение было другим, и они должны были выучить его и практиковать во время "момента истины".

Примерно через 30 лет после этого опыта и разговоров я начал преподавать гурджиевские ритмические упражнения моим собственным ученикам в Кумб Спрингс и тоже использовал "стоп" -упражнение в том его виде, как мне объяснил Гурджиев, во время физической работы учеников на площадках. Из моего личного опыта я могу свидетельствовать, что это упражнение оказывает очень мощное воздействие не только на тренируемых, но также и на учителя. Но им можно заниматься только при условиях, позволяющих правильно использовать энергию, которую это упражнение высвобождает. По этой причине существует широко признанное правило, что никому не следует практиковать стоп-упражнение без руководства руководителя четвертой ступени.

7. "РАБОТАТЬ ИЗНУТРИ"

В качестве заглавия я взял выражение из книги "О Субуде" чтобы провести различие между действием, производимым без какого-либо сознательного усилия с нашей стороны, и упражнениями, базирующимися на борьбе или намерении.

Латихан Субуда - замечательный пример действия такого рода. Он инициируется "открытием" или "контактом", которое осуществляет помогающий или посвященный, и всё, что требуется, - это ответная пассивность или, лучше, - "допускаемость" со стороны лица, получающего контакт. У меня нет никаких сомнений в том, что нечто происходит между дающими и принимающими контакт, а также в том, это действие обратимо: то есть нечто проходит в обоих направлениях. В соответствии с объяснениями Пак Субуха, контакт устанавливается с Великой Жизненной Силой, или энергией /Daja Hidup Besar / - то есть животворящей силой Всемогущего Бога. Взаимообратное действие - высвобождение загрязненных энергий - примесей - от того, кто "открыт". Должен сказать, что мой опыт присутствия при тысячи "открытий" - часто в роли единственного помощника - согласуется этим объяснением. Работает большая сила, и она действительно высвобождает, или выводит, нечто из "открываемой" личности. Это "нечто" может быть таким неприятным, что вызовет рвоту у помогающего, или же он может почувствовать в себе крайне сильное повреждение. Оно может быть также легким, прекрасным и даже вызывать восторг.

Сначала я был готов принять возможность того, что действие Латихана Субуда является полностью духовным и плодотворным, но опыт более чем десяти лет показал, что ситуация намного более сложна. Некоторые люди получают благо с самого начала и продолжают получать его многие годы; другие, и я один из них, получили невероятно много от Латихана в течение двух или трех лет, а затем наступали болезненные явления. В моем собственном случае это была потеря инициативы, плохое здоровье и крайняя усталость - в сочетании с чувством пренебрежения моим истинным долгом. Другие имели очень мощные переживания, которые захватывали их целиком, но вскоре повергали в беду. Для многих это закончилось психиатрическим случаем, очень многих привело к самоубийству. Еще одна большая группа людей испытала очень мало или вообще ничего и вскоре они отказались от Латихана. Наконец, было большое множество тех, кто имел продолжительный выигрыш, но через несколько лет перестали что-либо испытывать и утратили интерес, продолжая практиковать Латихан от случая к случаю и забросив затем его окончательно.

По моему мнению, из всех этих наблюдений следует тот вывод, что без различения нельзя рекомендовать действия, которые "работают изнутри". В реальности они требуют в большей степени специального руководства, чем упражнения, зависящие от произвольных усилий.

Остается объяснить, почему я включил Латихан Субуда в "нужды тела". Причина в том, что действие имеет место, по крайней мере, в начальных стадиях, в пределах и внутри физического тела. Существует спонтанное движение всех видов: танцы, пение, крик и жестикуляция, а также различные странные и интересные позы, спонтанно /непроизвольно/ принимаемые участниками. Большая часть известных благотворных результатов относится к телесному организму: улучшение здоровья, прекращение нежелательных привычек тела, и безусловное "омоложение". Намного трудней сказать, вызывает ли Латихан Субуда благотворные и прогрессивные изменения в уме и душе. Я твердо уверен в том, что мои собственные ментальные способности пострадали в течение времени, когда я регулярно практиковал Латихан, и насколько я могу судить, с другими было примерно то же самое.

Эти наблюдения могут вызвать отрицательное отношение к моему опыту с Латиханом Субуда - он начался в 1956 году. Я могу только еще раз подтвердить свою уверенность в том, что я выиграл и продолжаю испытывать его благотворное действие. Объяснение этому кажется мне довольно простым /очевидным/: спонтанное действие Латихана - "работа изнутри" - не отличается от какого-либо другого упражнения в отношении своей благотворности, если оно практикуется в правильное время личностью, достигшей соответствующей ступени развития, и его благотворность продолжается только в течение ограниченного времени. Если продолжать делать его сверх положеного срока, эффект либо прекращается, либо становится вредным.

Беда в том, что существует три детерминанты /определяющие условия/:

1. Выбор для "открытия" правильных людей на нужной стадии их развития.

2. Нахождение правильного времени и условий для их открытия.

3. Распознание момента, когда этих ладей следует остановить и направить на какой-либо другой опыт, или сочетать Латихан с какой-либо другой формой работы.

Все три детерминанты требуют специального понимания, которым никто – включая Пак Субуха – не обладает. Это сказано не для того, чтобы преуменьшить замечательное достижение Субуда во всем мире или бросить тень на его основателя. Пах Субух уникален среди всех людей, с которыми я встречался, по простоте и завершенности его веры. Он верит, что на него возложена миссия на Благо Человечества, и он отдавал себя без остатка этой миссии в течение 40 лет. Кроме того, это самый любвеобильный и разумный человек, и он правильно управляет привязанностью тысяч своих последователей во всем мире.

УПРАЖНЕНИЯ НА ДЫХАНИЕ

Я оставил эту тему в качестве предпоследней в этой главе, поскольку респирация есть деятельность организма, дыхание же есть переносчик высших энергий чувствительности и сознания. Упражнения на дыхание, следовательно, в строгом смысле слова не являются телесными упражнениями.

Существует, однако, неправильная концепция, которую необходимо здесь откорректировать. Правильно говорят, что упражнения на дыхание могут быть опасными и что их нельзя выполнять без опытного руководства. Это справедливо, когда касается упражнений, связанных с изменением ритма и характера дыхания в сравнении с нормой. Большинство людей, однако, не дышат нормально, и они нуждаются в помощи упражнений. Неправильное дыхание ослабляет тело и может даже укоротить жизнь.

Дыхание и поза тесно связаны. Необходимо осознавать позвоночный столб и научиться распознавать свободный поток энергии, входящий при правильной позе. Необходимо также осознавать пользу глубокого и ритмичного дыхания, в котором максимально используется вся способность легких. Мы слишком охотно признаем, что поскольку некая органическая функция обычно контролируется бессознательными инстинктами, она не может - или во всяком случав не должна - быть внесена в нашу ментальную осведомленность. Полезно осознавать свое дыхание и удостоверяться в том, что оно продолжает быть свободным, глубоким и ритмическим. Эти атрибуты респирации необходимы для здоровья, и они являются ценной подготовкой к упражнениям, в которых дыхание питает высшие энергии по направлению к психическому.

Тело снабжено резервуарами психической энергии. Гурджиев называл их "аккумуляторами". Они, вероятно, связаны с эндокринными железами и нервными узлами, называемыми чакрами в индусской терминологии. Мы ссылаемся на эти "аккумуляторы", говоря о каждом виде психической деятельности: инстинктивной, моторной, чувствительной, эмоциональной, интеллектуальной и сексуальной.

СЕКС И ВЕЛИКИЙ АККУМУЛЯТОР

Я убежден, что сексуальная энергия - вид творческой энергии, именно поэтому он занимает такое экстраординарное место в жизни человека и оказывает влияние на всю нашу деятельность. Если бы секс являлся исключительно физиологической функцией, не было бы причин увязывать его с психическими переживаниями, и он не играл бы такую большую роль в творческой жизни человека, Здесь мы рассматриваем секс только в силу его воздействия на наше тело и его возможности.

Физиологи показали, что гормоны оказывают доминирующее влияние на химию крови и, следовательно, на все функции тела. Гурджиев говорил нам, что сексуальные железы - Великий Аккумулятор психической энергии, и что когда какой-нибудь центр становится связанным с этим центральным резервуаром, его работоспособность увеличивается в несколько сот раз. На некоторых тропах трансформации искателю даются упражнения и задачи, которые ведут непосредственно к раскрытию резервуара сексуальной энергии, на том основании, что если можно произвольно регулировать поток творческой энергии в какой-нибудь форме, то и все другие функции можно взять под контроль.

Я никогда не имел прямого контакта с этим способом; но еще в 1923 году я имел опыт раскрытия Великого Аккумулятора и необычных способностей, которые он дает. С тех пор я имел несколько возможностей изучения способов, которыми можно достичь этого раскрытия. Я наблюдал также печальные последствия, если делать это искусственно и преждевременно. В первый раз я столкнулся с этим в 16 лет в школе в Годсберге на Рейне, где учеников вдохновляли много пить, чтобы подготовить себя к излишествам Боннского университета, поскольку это было перед войной 1914 года. Наш американский соученик напился однажды до бредового состояния - и десять сильных молодых людей не могли удержать его. Сверхчеловеческая физическая сила, которую он обнаружил, произвела на меня неизгладимое впечатление. Следующее подобное же явление я наблюдал во время войны 1914 года, когда смертельно раненый человек с распоротым животом атаковал германскую армию с демонической энергией.

Высвобождение творческой энергии под влиянием очень интенсивных переживаний порождает результаты, сходные с результатами сексуального акта. Такие неконтролируемые состояния имеют мало ценности. Я наблюдал, как человек отсекал себя от всех своих духовных возможностей - и, очевидно, необратимо, - сочетая сексуальное сношение с приемом алкоголя, пытаясь достичь особенно интенсивного состояния сознания. Подобных вещей следует избегать как чумы всем, кто надеется достичь истинного состояния существования.

До сих пор остается открытым вопрос о сексуальной деятельности как телесной функции. Постоянно спрашивают, полезно ли сексуальное воздержание и необходимо ли оно для тех, кто ищет совершенствования в трансформации. В христианской традиции безбрачие рассматривается как более предпочтительное на пути к духовности, чем семейное положение, при условии, конечно, что оно не приводит к отклонениям от нормы или состоянию перенапряжения. В Исламе придерживаются противоположного убеждения: все великие святые ислама были женаты, в то время как великие святые христианства оставались безбрачными.

Какой вывод должны мы сделать перед лицом таких противоречивых свидетельств? Общим здесь является согласие в том, что сексуальный акт священен и его не следует проституировать для самоудовольствия. Истина в том, что сексуальный акт, подобно всему другому, управляется условиями времени, места и личности. Не может быть общего правила, управляющего сексуальным поведением, и позволяющего вещи, которые иногда вредны, или запрещающего вещи, которые иногда правильны и даже необходимы. По своей сексуальной природе люди очень различаются во всех своих аспектах, и не может существовать каких-либо жестких моральных и социальных правил, справедливых для всех.

Тем не менее, воздержанность необходима, особенно для тех, кого я назвал "зависимой" группой общества /Иждивенцы/[18], поскольку они не могут принимать свои собственные решения.

На мой взгляд, существует четыре стадии в трансформации сексуальной жизни мужчины и женщины.

Первая – это стадия незрелости, когда необходимо приобрести хорошие привычки путем подчинения дисциплине. Молодые люди очень нуждаются в советах, но, к сожалению, их невозможно давать в виде какой-либо зафиксированной формулы. Ключом различение, а совет и дисциплина полезны только как вехи на пути к различению. Настоящая книга не рассматривает "подготовительный возраст", а имеет дело с жизнью взрослых; поэтому мне здесь нечего добавить.

Вторая стадия - экспансия. Сексуальная жизнь раскрывается, или должна раскрыться, спонтанно и невинно. Молодой человек или девушка еще не знают, как регулировать сексуальную деятельность - если только он или она не были так удачливы, чтобы приобрести различение в раннем возрасте, - и поэтому правила необходимы. Главенствующим правилом должно быть уважение к сексуальному акту как высвобождению священной, творческой энергии, то есть благороднейшим из всего, чем обладает человек. Если соотноситься с этим единственным правилом и принимать его в силу внутренней убежденности, то вторая стадия сексуального развития прогрессирует с полной свободой.

Третья стадия подразумевает сочетание различения и опыта. Искатель приобрел знание о себе, способность наблюдения над собой, и он может начинать - регулировать свою сексуальную жизнь в соответствия с результатами, которые она дает. Я ссылаюсь здесь исключительно на органический аспект секса: активизирование сексуальных органов, наблюдаемое обычно при сексуальных сношениях мужчины и женщины. Психологические и личные аспекты рассмотрены в другом месте[19]. Регулирование физического акта - это вопрос самодисциплины; но он является также, как указано ранее, очень важной формой жертвы. Мужчина или женщина, способные отдавать себя полностью и неэгоистично в сексуальном акте и все же испытывать экстаз творческой свободы, способны перейти в четвертую стадию своего развития. Сексуальный акт специфичен постольку, поскольку он должен быть спонтанным и все же намеренным, чтобы соответствовать природе или паттерну воли вовлеченной личности. Нормальность - его знак сексуальной зрелости.

Четвертая стадия отмечена пониманием истинного значения сексуального акта. Его структура кроется в глубине: то есть он интегрирован на всех уровнях человеческого опыта. На этой стации физический акт интегрирован со сплавлением вещества души и единением воль.

Надеюсь, мне удалось передать мою убежденность в том, что наш телесный организм - благородный и удивительный инструмент и что он играет существенную роль в нашей внутренней трансформации, так же, как и в нашей внешней жизни. Мы должны научиться любить наше тело как зависимую часть нашей природы. Тело не может быть ответственным существом и ему никогда нельзя позволять доминировать над рациональной частью, то есть нашим умом.

Я полагаю, что существует стадия в нашей трансформации, когда тело принимает свою истинную роль и позволяет действовать в нем энергии сознания, не являющейся телесной энергией. Это приводит к регенерации /духовному возрождению/ тела, которое в другом месте[20] я назвал воскресением тела в обстановке его земного существования. Особая радость сопровождает эту перемену. Шивапури Баба назвал её Сукха - одной из трех правильных целей навего существования. Если я прав в своем понимании Сукхи, тогда следует добавить, что это не постоянное условие и что приобретенное однажды, оно может быть и потеряно; скорее это удивительный индикатор "правильности". Его присутствие есть знак того, что человек правильно позаботился о своем теле. Его отсутствие есть предостережение о том, что чем-то пренебрегли. Сукха подобна органическому сознанию, которое позволяет нам с уверенностью различать между тем, что полезно для тела и, следовательно, для всей нашей целостности, и тем, что плохо для него. Вероятно то, что Гурджиев назвал "органическим стыдом", есть состояние чувствительности к присутствию или отсутствию Сукхи.

"Я уверен, что возможно глубокое обучение характера. Это не столько вопрос изменения, сколько трансформации. Одна и та же черта может быть положительной или отрицательной. Например, существует истинная гордость и ложная гордость. Мы должны быть горды тем, что называемся Сынами Бога. Но приписывать себе качества, которыми мы не обладаем, есть ложная гордость и безнравственность. Истинная гордость то же самое, что смирение".

("Духовная психология")

Глава 6

ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ

КАК УСТОЕН ЧЕЛОВЕК

Одна из ошибок, допускаемая часто искателями трансформации, это предположение, что они могут начать этот процесс, как только найдут нужный метод или нужного учителя. Это могло бы быть приблизительно верным, если бы мы проживали наши жизни нормально от момента зачатия до момента, когда решили искать собственный идеал за пределами существующих условий нашей жизни. К сожалению, ни одна жизнь не соответствует предназначенному ей паттерну, и все мы нуждаемся в том, чтобы многое поставить с головы на ноги, прежде чем сможем надежно начать путь трансформации.

Если мы хотим улучшить работу сложного механизма, мы должны знать, как его собирать воедино, и каким целям служат все его различные части. Нам необходимо также иметь средства для распознавания дефектов и диагностики причин неэффективной работы. Человек - самая сложная организация, с какой мы когда-либо сталкиваемся в своей жизни, и нам необходимо знать всё, что в наших силах, об этой организации, если мы хотим улучшить её работу.

В настоящей главе я рассмотрю некоторые из основных дефектов человеческой природы, которые должны быть откорректированы для достижения гармоничного развития, и покажу, как путем их изучения мы приходим к познанию самих себя, и как через борьбу с ними мы можем приобрести силу.

Мы начнем с разграничения того, откуда мы и что мы приобрели.

Мы должны научиться различать между тем, с чем мы родились, и тем, что пришло к нам под влиянием нашего окружения. Это различие должно быть более четким и более явным. Мы не рождаемся "готовыми" но лишь со сложным паттерном возможностей, которые должны быть реализованы в течение нашей жизни. Этот паттерн состоит из трех частей: независимой, сформированной и развитой.

Во-первых, мы имеем телесный организм, сформированный наследственностью и развившийся под влиянием природных процессов, подобно любому другому животному. Этот организм имеет удивительную анатомическую структуру и физиологический динамизм. Мы не можем узнать его, как мог бы знать специалист, но вполне достаточно, чтобы изучить его работу. В большой степени это зависит от характеристики химии крови и структуры нервной системы и мозга, которые мы можем изменять лишь в ограниченной степени, и то с серьезным риском ущерба. Это оказывает глубокое влияние на то, как мы способны видеть, слышать, думать и чувствовать - то есть на все состояния и процессы нашей ментальной жизни. Мы не можем отделить себя от структуры наших предков и наследственности, которую получаем от своих родителей.

Во-вторых, мы имеем собственную долю человеческого вещества души; в соответствии с представлением, разработанным мною[21], существует огромный резервуар чувствительной энергии - частично обогащаемый сознательной, а возможно даже и творческой энергией, - скопленный из прошлого опыта человеческой расы. Я называю это Резервуаром /Вместилищем/ Вещества Души, и полагаю, что существует обширнейшее и постоянное повторение циклов /рециклизация/ этого материала. Он входит в момент зачатия, чтобы произвести "вещество души" нового человеческого существа. Это объясняет то, почему существуют ментальные склонности и слабости и даже воспоминания в уме ребенка, которые не могут быть объяснены наследственностью. Я думаю, что вполне вероятно, что доля, или "квант", вещества души зависит от точного расположения в пространстве и времени моментов зачатия и рождения - и именно это является причиной, почему возможно предсказывать некоторые характеристики человека, разбирая его гороскоп.

В-третьих, каждое человеческое существо имеет определенный и уникальный паттерн воли. Этот паттерн является его Индивидуальностью, и он определяет тот способ, которым "Я" в каждом из нас способно успешно действовать. Паттерн воли устанавливает нашу Судьбу-Предназначение, то есть ту роль в жизни, которую мы наиболее призваны осуществить и которая даст нам максимальную меру исполнения.

Из трех частей паттерна третья часть - наиболее истинно человеческая реальность, но она не может действовать и даже осознать себя без ума и тела. Воля есть способность выбирать, но практикование этой способности зависит от ума. Во второй главе я объяснил свою убежденность в том, что связь между волей и умом осуществляется посредством сознательной энергии и становится постоянной, когда мы приобретаем душу. До этого момента воля полностью зависит от случайных сочетаний, которые связывают её с различными частями ума. Иногда она связана с мыслью, в другие моменты - с чувством, и в следующие - с инстинктивно-моторным центром. Ниже я опишу способы, с помощью которых можно изучать и проверять для себя все эти связи.

Три части - тело, ум и воля - рождаются вместе и составляют нашу Сущность /Эссенциальное/. Им не хватает опыта, то есть содержания памяти, и вначале развиты только инстинктивные механизмы, необходимые для жизни: дыхание, еда и пр. Всё остальное должно постепенно приобретаться под влиянием контакта с окружением. Главными средствами являются имитация и повторение. Они дополняются намеренными действиями обучения и тренировки, исходящих от более старших.

Нет гарантии, что что-либо приобретенное от окружения будет соответствовать природным тенденциям и склонностям вещества души или паттерну воли. В действительности даже совершенно невероятно, чтобы все три паттерна подходили бы друг другу, или же чтобы мы развивали личность. совершенно не соответствующую тому, чем мы в реальности являемся. Но это означает, что воля вынуждена использовать инструмента, которые не соответствуют её способностям, а ум не может развить свои полные возможности. Вот почему в начале этого раздела я говорил, что прежде чем благополучно встать на путь трансформации, нам нужно сначала установить дисгармонию, существующую между четырьмя частями нашей природы, телом, умом, волей и личностью Легче всего подвергается изменению личность, поскольку она не является врожденной, но будто "привитой" к нам внешними влияниями.

Наши рекомендации