Изображение головы на пленэре
В условиях пленэра постановка задачи длительного этюда на пленэре имеет специфические особенности.
Перед началом выполнения каждого длительного задания необходимо выполнить 2–3 этюда по 15–30 мин. В условиях пленэра быстро изменяется освещение, а такие упражнения помогают фиксировать первое, неадаптированное и, как правило, самое верное впечатление от натуры, что помогает увидеть натуру цельно.
Из выполненных этюдов выбирается наиболее удачный в передаче больших цветовых отношений и общего цветового состояния. Этот этюд служит ориентиром в выполнении длительной постановки, при применении освещения цветовые отношения выстраиваются в том диапазоне, на которые указывает этюд.
Работа должна вестись методом пропорциональных цветовых отношений. При солнечном освещении объекты натуры по силе света, цвета и яркости превосходят краски палитры.
Многие объекты, освещённые солнцем, невозможно передать в полную их силу, как это легко сделать в мастерской. В этюде необходимо передавать тоновые и цветовые отношения в пропорциональных натуре отношениях, выдерживая тональный и цветовой масштаб.
Цвет и светлоту объекта невозможно скопировать. Например, цвет неба, его светлота не могут быть равными цвету неба на этюде. На этюде должны быть построены цветовые различия, подобные натурным. Только в этом случае можно добиться правдивого изображения в условиях пленэра.
Часто в процессе работы холст не изолируется студентами от света солнца и рефлексов от окружающих объектов. Ярко освещенный этюд воспринимается на пленэре насыщенным, полным солнца и света, но достаточно перенести его в помещение с ослабленным светом, как он становится черным и бесцветным. Поэтому важно правильно организовать свое рабочее место, чтобы изолировать холст от сильного света и рефлексов, целесообразно использовать специальные зонты.
Задание 9. Этюд головы натурщика в условиях дневного солнечного освещения.
Цель задания – передача свето-теневых характеристик с учетом особенностей (оттенки, рефлексы) освещения позирующего.
Когда голова освещена прямыми солнечными лучами, общая гамма красок высветляется. Локальный цвет головы портретируемого под влиянием прямых солнечных лучей как бы выгорает, становится почти бесцветным. Там, где лучи солнца направлены под углом, освещение слабеет, световая часть головы постепенно приобретает цветовой оттенок, который состоит из суммарного цвета тела и рефлексов. Сверху цвет головы определяется цветом освещения и рефлексов неба, снизу – тела и рефлексов земли, зелени, песка и т.д.
Колористический строй в тени, в контрасте к световой части натуры характеризуется прозрачностью, красочностью и насыщенностью. Тени контрастны цвету светового потока и очень богаты рефлексами, отраженными от окружающих предметов. Рефлекс голубого неба объединяет мозаику рефлексов, создавая общее колористическое единство теневых частей. Рефлексы при дневном солнечном освещении сильно насыщены и светлы по тону. Следует учитывать, что при интенсивном солнечном свете наблюдается чрезмерно слабая цветовая насыщенность в свету и, наоборот, довольно насыщенная рефлексами тень.
Неопытные живописцы в условиях солнечного освещения очень часто делают серьезные ошибки – увеличивают светлоту или в тени пишут слишком темно.
Задание 10. Этюд головы натурщика, расположенного в тени
Цель задания – изображение головы натурщика в тени и в условиях солнечного света. В постановке следует передать состояние натуры в условиях солнечного света. Поэтому, изображая модель, находящуюся в падающей тени, следует помнить, что сама тень обусловлена солнечным светом.
Задачи: определить обобщающее действие тени на цвета и формы натуры; передать масштаб цветовых отношений в данных условиях.
Проанализировать данную живописную закономерность можно перед началом работы на примере картины В.А. Серова «Девушка, освещенная солнцем». Заметим при этом, что освещена солнцем только рука в локтевом сгибе и небольшое пятно на светлой кофточке у пояса. Существенно, что живопись головы и торса модели, находящихся в падающей от листвы дерева тени, слегка смещена теплым зеленоватым рефлексом от освещенной солнцем поляны и рефлексами кофты, отраженными на некоторые части головы. Объемность формы передается средствами рисунка, графически, движением складок, контуром, а в живописи – противопоставлением теплых и холодных плоскостей; большая форма в целом погружена в теплую зеленоватого оттенка полутень, из которой слабым рефлексом выступают выдающиеся вперед части лица – нос, лоб. Внутри большой, падающей от дерева тени, можно увидеть очень слабые контрасты рефлексов.
Задача объема в портрете сведена к минимуму. Общая тень, охватывающая голову, плечи и грудь портретируемой, усиливает впечатление солнечного света, которым залита находящаяся в отдалении лужайка. По темной коре дерева, к которому прислонилась девушка, и её волосам скользят холодные рефлексы от неба. Живописная проблема портрета на пленэре решена с исчерпывающей полнотой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приступая к живописи головы, на первых постановках студент не должен ставить себе задачу написать портрет. Это будет очень сложно, особенно для начинающего. Создание портрета – дело трудное и ответственное. Тут нужно видеть больше того, что может дать модель. Именно эта способность понять сущность изображаемого человека, а не просто верно передать его внешние черты и отличает работы настоящих портретистов.
Практика показывает, что только очень немногие студенты умеют грамотно завершать свой этюд. Одной из причин такого положения является неумение увязать начало своей работы с окончательным её этапом.
По мере углубления в разработку деталей студент всё более запутывается в отношениях, отклоняясь от первой прописки, подчас очень удачной.
Практика также показывает, что успешно заканчивают свою работу лишь те студенты, которые до последнего часа работы придерживались системного подхода поэтапного выполнения.
Желательно, чтобы после завершения всех деталей осталось время обобщить работу, подчиняя целому.
Поэтому, работая над живописью портрета, рекомендуется выполнить ряд заданий и упражнений в живописи головы, внимательное и серьёзное исполнение которых может постепенно подвести к грамотному освоению этой области живописи.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алпатов М.В. Очерки по истории портрета. М.; Л., 1937.
2. Бродский И.А. Репин – педагог. М., 1960.
3. Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников
Под ред. И.С. Зильберштейна и В.А. Салкова: в 2 т. Л., 1971.
4. Венецианов А.Г. Статьи, письма, современники о художнике. Л., 1980.
5. Виппер Б.Р. Проблема сходства в портрете. М., 1917.
6. Востриков А.Н. История обучения портретированию в русской
художественной школе: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1993.
7. Васильев А.А. История и теория художественного образования.
Краснодар: Куб ГУ, 2003.
8. Васильев А.А. Пленэр. Краснодар: Куб ГУ, 2005.
9. Грабарь И.Э. Серов рисовальщик. М., 1961.
10. Гаврилов О.М., Васильев А.А. Рисунок. Живопись.
Краснодар: Куб ГУ, 2005.
11. Данилова И.Е. Искусство средних веков и Возрождения. М., 1984.
12. Даниэль С.М. Искусство видеть. Л., 1990.
13. Дейнека А.А. Учитесь рисовать: беседы с изучающими рисование.
М.,1961.
14. Денисенко В.И. Рисунок, живопись, композиция.
Краснодар: Куб ГУ, 2001.
15. Евдокимов И.Е. Суриков. М., 1940.
16. Ершов Г.В. Активизация процесса формирования умений и навыков
передачи пространства на занятия живописью у студентов
художественно-графических факультетов педагогических вузов:
дис. … канд. пед. наук. М., 1993.
17. Иогансон Б.В. Молодым художникам о живописи. М., 1959.
18. Йогансон Б.В. О живописи. М., 1960.
19. Иогансон Б.В. За мастерство в живописи. М., 1952.
20. Крымов Н.П. – художник и педагог: статьи, воспоминания. М., 1960.
21. Кардовский Д. Н. Об искусстве: воспоминания, статьи,письма. М., 1960.
22. Коробко Ю.В. Методы и приемы живописного восприятия цвета: история
формирования. Краснодар: КубГУ, 2004.
23. Леонардо да Винчи. Книга о живописи мастера Леонардо да Винчи,
живописца и скульптора флорентийского. М., 1934.
24. Лунина И.Т. Композиция. Краснодар: КубГУ, 2002.
Мастера искусства об искусстве: в 7 т. М., 1965 –1970.
25. Машковцев Н.Г. Иван Николаевич Крамской (1837–1887): очерк жизни
и творчества. М.; Л., 1944.
26. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги: кн. для учителя.
2-е изд., доп. М., 1991.
27. Молева Н.М., Белютин Э.М. П.П. Чистяков: теоретик и практик. М., 1953.
28. Мельников А.М. Основы трехслойного метода масляной живописи.
Краснодар: КубГУ, 2003.
29. Очерки по истории русского портрета конца XIX – начала XX века /
под ред. Н.Г. Машковцева, Н.И. Соколовой. М., 1964.
30. Пособие по рисованию / под общ. ред. проф. Д.Н. Кардовского, проф.
В.Н. Яковлева и доц. К.Н. Корнилова. М.; Л., 1938.
31. Пальченков В.Е., Сторчак И.И Взаимосвязь передаваемого
Пространства и структуры живописного изображения в многослойной
масляной живописи. Уч. Пособие. Краснодар, КубГУ, 2005.
32. Советы мастеров: живопись и графика / сост. А.С. Зайцев. Л., 1979.
33. Сокольников М.П. Б.В. Йогансон: жизнь и творчество. М.,1957.
34. Унковский А.А. Живопись фигуры. М., 1968.
35. Саяпина Е.И. Портретная живопись. Краснодар, Куб ГУ, 2004.
36. Фаворский В.А. О рисунке, о композиции. Фрунзе 1966.
37. Фаворский В.А. О художнике, о творчестве, о книге. М., 1966.
38. Фальк Р.Р. Беседы об искусстве. М., 1981.
39. Ченнино Ченнини. Книга об искусстве, или Трактат о живописи. М., 1933.
40. Юон К.Ф. Об искусстве: в 2 т. М., 1959.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Аксёнов Ю.Г., Ливидова М.М. Самодеятельному художнику: учеб. задания для начального курса. М., 1973.
2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция. М., 1981.
3. Беда Г.В. Живопись портрета: начальный этап обучения: метод. указание для студентов ФХТГ. Краснодар, 1981.
4. Вибер Ж. Живопись и её средства. М., 1961.
5. Дейнека А. Учитесь рисовать. М., 1961.
6. Живопись. Учебные постановки. М., 1960.
7. Живопись: практическое руководство для начинающих и самодеятельных художников. М., 1964.
8. Иогансон Б.В. О живописи. М., 1955.
9.Н.П.Крымов – художник педагог. Статьи, воспоминания. М., 1960.
10. Унковский А.А. Живопись фигуры. М., 1968.
11. Школа изобразительного искусства: учеб.-метод. пособие в 10 вып. 3-е изд. исп. и доп. М., 1989.
12. Орловский Г.И. Учитесь смотреть и видеть. М., 1969.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................. 3
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ПОРТРЕТНОЙ
ЖИВОПИСИ И МЕТОДИКИ ЕЕ ПРЕПОДАВАНИЯ.................... 6
2. ФОРМИРОВАНИЕ ШКОЛЫ РУССКОГО
ЖИВОПИСНОГО ПОРТРЕТА........................................................ 19
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЖИВОПИСИ ПОРТРЕТА
В КРАТКОСРОЧНОМ ЭТЮДЕ С НАТУРЫ................................ 46
4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЖИВОПИСИ ПОРТРЕТА В
ДЛИТЕЛЬНОМ ЭТЮДЕ С НАТУРЫ........................................................ 53
4.1. Стадия построения большой формы и
больших цветовых отношений.................................................... 53
4.2. Детализация формы и цвета................................................ 54
4.3. Стадия завершения и обобщения....................................... 57
4.4. Портретная живопись на пленэре....................................... 58
4.5. Копирование и анализ работ мастеров.............................. 59
ЗАДАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КРАТКОСРОЧНЫХ
ЭТЮДОВ............................................................................................... 61
ЗАДАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДЛИТЕЛЬНЫХ
ЭТЮДОВ............................................................................................... 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................... 86
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК................................................. 87
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.................................................. 90
Учебное издание
Ч а л ы й С е м е н А л е к с а н д р о в и ч
ЖИВОПИСЬ ПОРТРЕТА
Учебное пособие
Подписано в печать 11.11.2010. Формат 60´841/16.
Бумага тип. №1. Печать цифровая. Уч.-изд.л.7,5
Тираж 200 экз. Заказ № 10373
Кубанский государственный университет
350040 г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149
Тираж изготовлен в типографии
ООО «Просвещение-Юг»