Изображение формы головы гризайлью
Передача тональных отношений натуры является одной из составных элементов реалистической живописи. В живописи цветом тональные отношения в единстве с цветовыми по- прежнему остаются фундаментом построения убедительного, жизненно достоверного цветового строя, основой лепки объемной формы и передачи материальности объектов. Поэтому умение изображать голову в технике гризайль способствует более быстрому и эффективному овладению студентами лепкой формы, что в дальнейшем даст возможность успешно перейти к решению этой задачи живописными средствами.
Задание 1. Этюды головы натурщика на светлом и темном фонах (1 ч).
Цель задания – научиться передавать большие тональные отношения натуры, акцентировать внимание студентов на роли фона и взаимосвязи с ним головы натурщика.
Для выполнения упражнения модель ставят так, чтобы она освещалась спереди, без резких контрастов светотени. Голова должна восприниматься силуэтно. Отношение головы к фону варьируется: в одном случае фон светлее головы, в другом – темнее. Упражнение выполняется на одном холсте в двух-трех вариантах.
Методическая значимость этого упражнения диктуется необходимостью научить студентов передавать прежде всего большие тональные отношения пятен головы и фона. Как правило, они пишут отдельно голову, отдельно фон, что в конце-концов приводит к тональной путанице, дробности изображения, дилетантскому копированию натуры «в лоб». От правильного решения этой основной для первого этапа обучения задачи зависит успех дальнейшей работы над портретом.
Этюды гризайлью лучше выполнять умброй натуральной и белилами, можно пользоваться также умброй жженой, марсом коричневым или костью жженой с белилами.
Задание 2. Этюд головы натурщика с четко выраженной анатомической формой (1 ч).
Цель задания – передать тональные отношения теневых и световых частей головы (между собой и с фоном) и вылепить форму головы тоном.
Для выполнения этого упражнения выбирается натурщик с четким и ясным анатомическим строением лица. Модель помещается вблизи окна с таким расчетом, чтобы создать сильное, контрастное освещение. Тональные отношения между световой и теневой частями головы и между фоном должны читаться ясно. Для фона можно использовать серую драпировку, тональность которой воспринимается со стороны световой части головы темнее, а теневой – светлее. С теневой стороны модели для более четкого выявления формы устанавливается белая отражательная плоскость. В таких условиях лучше читаются собственные тени, подчеркивающие анатомическое строение черепа.
Выполнение этого упражнения представляет для студентов определенную сложность: они не умеют воспринимать модель цельно, увлекаясь деталями, упускают большую форму и в результате пишут натуру по частям, переходя от одной детали к другой, а голова в целом не имеет связи с фоном.
На данном этапе обучения, когда студент еще не умеет воспринимать и передавать натуру общо и цельно, от педагога требуется максимальная активизация внимания учащихся именно на этой задаче. Преподаватель должен сразу же указать на ошибки в работах, направить учащихся на работу отношениями и сравнениями световых частей головы между собой и к фону. Четкое осознание цели упражнения избавит студента от преждевременного желания выписывать морщины лица, рисовать глаза, одним словом, делать «портрет». Ему следует объяснить, что не пересчет деталей, а изображение характера больших тональных отношений и общих пропорций головы могут открыть путь к освоению портретной живописи.
В ходе выполнения этого упражнения студент должен верно передать характер светотени и тональные различия отдельных частей головы. Лицевые части – глазные яблоки, передние и боковые поверхности носа, скуловые кости – следует лепить с учетом большой формы, не прибегая при этом к излишней детальной проработке. Правильное решение задачи возможно при условии постоянного сравнения пропорциональных отношений отдельных частей головы при целостном их восприятии.
Последовательность лепки формы головы такова: целесообразно начинать писать с теневой части головы; тень сразу же определяет большую форму и дает тональный камертон для определения последующих отношений. Следом за теневой частью головы решается фон. Начинающие художники часто не придают ему значения и, прописав всю голову, только потом «закрашивают» фон. В результате – нарушение больших отношений, путаница в тональных отношениях отдельных частей головы к фону.
После нахождения больших тоновых отношений фона и теневой части головы можно приступить к поискам отношений головы и фона с освещенной стороны. Такая последовательность в работе позволяет воспринимать изображение объемно и в пространстве.
На этом этапе обучения следует обратить особое внимание студентов на передачу касаний головы и фона. Начинающие живописцы нередко чрезмерно затемняют фон со стороны освещенной части лица и, наоборот, смягчают касания теневой стороны лица с фоном, высветлив последний. При отсутствии контрастного освещения модели формы, находящиеся в свету и закругленные к границам с фоном, несколько затемнены. С теневой стороны головы на границе с фоном также имеются закругления, и под влиянием рефлексов они высветляются, а рефлексы к границе с фоном усиливаются. Смягчая границы касаний, рефлексы способствуют передаче объемной формы и пространства, «отрывают» изображение головы от фона. Более темные места – на границе изломов формы, в местах, где лучи, падая под острым углом, не отражаются, а скользят по поверхности. Другие отражательные плоскости, находясь на значительном расстоянии от натуры, слабо освещают её теневую часть.
После того как решена теневая часть головы по отношению к освещенной части и фону, необходимо выявить конструкцию головы и её характер, перейти к конкретизации и уточнению большой формы, но еще без проработки деталей. Форму следует понимать как объем, образованный многочисленными плоскостями. Каждая из этих плоскостей воспринимается под разным углом и отражает световые лучи, поэтому она имеет свою тональную характеристику. Для передачи формы необходимо лепить ее, не заглаживая границ плоскостей, а для постепенного перехода одной плоскости формы в другую членить их в более мелкие.
Части лица – глазные впадины, нос, губы и т.д. – тоже поначалу передаются обобщенной формой посредством верно выдержанных тональных отношений между основными плоскостями.