Одб.11, одб.11, одб.12, одб.12, одб.12 мировая художественная культура
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УМР
___________________ Л. И. Григорьева Директор ГПОУ ДонТЭК
Подпись
________________Ю. Н. Демура
Подпись
«__»_______________2017 г. «__»_______________2017 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ОДБ.11, ОДБ.11, ОДБ.12, ОДБ.12, ОДБ.12 МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
для студентов 1 курса
По профессии 23.02.01 Организация перевозок и управления на транспорте (по видам)
По профессии 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
По профессии 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
по профессии 43.02.06 Сервис на транспорте (по видам транспорта)
По профессии 21.02.18 Обогащение полезных ископаемых
Разработчик: Морозова О.А. преподаватель цикловой комиссии общественных дисциплин, специалист высшей категории.
Рецензент: Морозов Р.Н. преподаватель кафедры Международных отношений ДонНУ, к.и.н.
В учебно-методическом пособии представлены рекомендации для студентов всех специальностей по учебной дисциплине «Мировая Художественная Культура».
Методические рекомендации определяют сущность самостоятельной работы студентов по дисциплине, её назначение, планирование, формы организации и виды контроля, настоящее учебно-методическое пособие может быть использовано преподавателями данного направления подготовки, методистами.
Методическая разработка рассмотрена на заседании
цикловой комиссии общественных дисциплин
и рекомендована к использованию
Протокол № _ от «__» ______ 2017 г.
Председатель __________ /О.А. Морозова/
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение. Цели и задачи, функции внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине«Мировая художественнаякультура».
2. Требования к результатам освоения содержания дисциплины «Мировая художественная культура».
3. Содержание заданий внеаудиторной работы самостоятельной работы. 4. Критерии оценивания. 5. Cписок рекомендованной литературы. Приложения. | |||||
Тема № 1 «Особенности художественной культуры Древнего Египта»
План:
1. Религиозно-мифологические представления древних египтян и отражение их в искусстве.
2. Особенности художественного языка древнеегипетской архитектуры: обелиск, пирамида, храм.
3. Канон изображения человека в круглой скульптуре и на плоскости.
Задания:
1. Составьте таблицу, отражающую религиозно-мифологические представления египтян «Боги египтян и функции, выполняемые ими».
Боги египтян и функции, выполняемые ими
Именование богов | Функции |
Амон
Осирис
Гор
Сет
Исида
Нефтида
Анубис
Сохмет
Пта
2. Выпишите определения терминов. В скобках укажите источник. Выучите термины и их значение:
Обелиск______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ (___________________________________________________________________________). Пирамида_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ _(___________________________________________________________________________). Храм______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ _(___________________________________________________________________________). Ансамбль_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ _(__________________________________________________________________________). Рельеф___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ _(___________________________________________________________________________). Роспись___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ _(___________________________________________________________________________). Сфинкс___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_(___________________________________________________________________________). Пилоны___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_(___________________________________________________________________________).
3. Задание:
Выпишите особенности канона изображения человека в круглой скульптуре и живописи_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_(___________________________________________________________________________).
Сообщения:
1. Развитие торговых отношений в Египте.
2. Влияние египетской культуры на развитие культуры других стран.
3. Идеал женской красоты в Египте.
4. Правление Хатшепсут и ее роль для развития египетской культуры.
5. Храмы в Луксоре и Карнаке.
-
План
Г)Скопас и Лисипп: от типа к характеру (Леохар).
Древнегреческий ордер
Культуры
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
____(Любимов Л.Д. Искусство древнего мира. – М., 1978)
2. Выпишите, опираясь на учебные пособия Емохоновой Л.Г. и Борзовой Е.П. основные черты древнегреческой художественной культуры:
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__(Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура [Текст]: учеб. пособие длясред.учеб.заведений/ Л. Г.Емохонова. - 3-е изд.,испр. - М.: Академия, 1999. - 448 с.; Борзова, Е.П. История мировой культуры [Текст] / Е. П. Борзова. -СПб.: Лань, 2001. - 672 с. - (Мир культуры, истории и философии)).
3. Заполните таблицу«Музы, их атрибуты и род занятий»
Имя музы | Род занятий | Атрибут |
Храм в антах
Простиль
Периптер
Диптер
Толос
9. Нарисуйте схемы ордеров:
Дорический ордер
Ионический ордер
Коринфский ордер
(-Полевой В.М. Искусство Греции.Древний мир. – М., 1970. – С. 114.
- Чечулина Т.М.История искусств: Учебно-методическое пособие. – Ишим,2003. – С. 51.
- Чечулина Т.М. Курс мировой художественной культуры в школе. – Ишим,2004. – С. 126.
- Популярная художественная энциклопедия/ Гл. ред. В.М. Полевой: В 2-х кн.
Кн. 2-ая. – М., 1986. – С. 84-85.
- Энциклопедия для детей Т.7. Искусство. Ч.1. / Гл. ред. М.Д. Аксенова. –
М.,2000. – С.107-108.
- Юный художник. - 1997. - № 6. –С. 47-48.).
10. Творческие задания:
1. Подготовьте мультимедийную презентацию: «Эволюция древнегреческой
пластики: от архаики к эллинизму».
2. Подготовьте мультимедийную презентацию: «Ансамбль Афинского Акрополя»
3. Прочитайте и прокомментируйте басни легендарного поэта Эзопа:
Лисица и виноград
Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела достать ее, но не могла. Ушла она и говорит:
- Он еще не дозрел.
Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай._____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Бедняк
У бедняка была деревянная статуя бога. «Сделай меня богатым», - молился он ей, но молитвы его оставались напрасными, и он сделался еще беднее. Зло взяло его. Схватил он божка за ногу и ударил об стенку головой. Вдребезги разлетелась она, и из нее высыпалась горсть червонцев. Собрал их счастливец и говорит: «Низок же и глуп ты, по моему мнению: почитал я тебя – ты не помог мне, хлопнул об угол – послал великое счастье».
Кто обращается с негодяем ласково – останется в убытке, кто поступает с ним грубо – в барыше.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
11. Заполните таблицу, указав работы скульпторов:
Имя скульптора | Работы, принадлежащие творению скульптора |
Мирон |
Поликлет
Пракситель
Скопас
Леохар
Сообщения.
2. Мода античности: сравнительный срез одежды древних греков и римлян
3.
4. Римская поэзия: Катулл,Тибулл,Проперций.
5. Театр в древней Греции и древнем Риме.
6. Образ Августа в культуре: от биографии к претворению в скульптуре.
7. Фаросский маяк
1. Пергамский алтарь
Рельефы
Скульптуры
Живопись
7. Приведите примеры поэтических текстов, автором которых был Микеланджело:
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
8. Опишите историю создания работы Микеланджело «Давид», включая аналитический элемент:
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
9. Подготовьте аннотированный библиографический список по теме:«Тициан и его творчество»:
1._________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
2._________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
3._________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
4._________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
5._________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
3. Раскройте суть определения «Северное Возрождение», укажите черты отличия от Возрождения в Италии:
Северное Возрождение
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Черты отличия:
Северное Возрождение | Возрождение в Италии |
Творческие задания:
1. Найдите в интернет-источниках загадки, которые любил загадывать
Леонардо да Винчи, выпишите:
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
2. Прочитать причту Леонардо да Винчи и прокомментировать:
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
3. Подготовить мультимедийную презентацию «Графика в творчестве Дюрера».
Сообщения:
1. Утонченность и изысканность творчества Сандро Боттичелли.
2. Лиризм и созерцательность творчества Джорджоне.
3. Гентский алтарь как отражение жизнеутверждающего мировоззрения братьев ванЭйк.
4. Сатира в творчестве Питера Брейгеля.
5. Контраст в творчестве Дюрера.
Тема № 9 «Рембрандт (1606-1669)»
План:
1. Язык барокко в живописи Рембрандта (на примере картины «Автопортрет с Саскией на коленях»).
2. Период творческой зрелости (40-50-ые годы). Формирование творческой системы.«Даная».
3. Портреты позднего периода. «Портрет старика в красном», около 1654; автопортреты.
4. «Возвращение блудного сына» – нравственное завещание художника.
Задания:
1. Составьте словарь терминов, указав источник и полные выходные данные:
Барокко______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_(___________________________________________________________________________). Портрет______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_(___________________________________________________________________________).
Автопортрет__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_(___________________________________________________________________________).
2. Составьте синквейн по теме: «Барокко»:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Составьте сравнительную таблицу: «Даная»: сюжет, композиция, трактовка (на основе полотен Тициана и Рембрандта)»:
«Даная»: сюжет, композиция, трактовка (на основе полотен Тициана и Рембрандта)»
«Даная» Тициана | «Даная» Рембрандта | |
Сюжет: | ||
Композиция:
Трактовка
Место хранения
4. Сопоставьте «вечный сюжет» на тему «блудного сына» в произведениях разных эпох и разных видах искусства: живописи и литературе:
· Изучите сюжет, историю создания картины Рембрандта;
· Прочитайте произведение Л.Андреева«В тёмную даль»:
· Прокомментируйте свои выводы, возникшие у Вас в процессе изучения, изложив в форме эссе-рассуждения:
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________