Н.К. Рерих «Богатыри проснулись». 1940 год
Холст, темпера 94х 152 см.
Государственный музей искусств народов Востока, Москва, Россия.
В русском эпосе есть загадочная былина "От чего перевелись витязи на Руси?", в которой рассказывается, как семеро русских богатырей одолели несметную татарскую силу и стали похваляться, что могут справиться и с нездешнюю силою, если бы такая вышла против них сила. И не успели они так сказать, как сила небесная тут как тут: явились двое воинов, лица у них светлые, как день, и говорят воины русским витязям: "Давайте померяемтесь с вами силою, но не смотрите на то, что нас двое, а вас семеро". Не угадали рыцари, кто явился перед ними и стали с ними биться. Как разрубят одного - а вместо него появляются двое, вместо двоих - четыре. Страх взял богатырей и в первый раз бросились они бежать от врага...Побежали укрыться в каменные горы, в темные пещеры. Только как подбежит к горе богатырь, так и окаменеет. И все до одного превратились могучие богатыри в белые горючие камушки. И перевелись с той поры витязи на Руси Святой, только не замолкла, не потемнела их слава. На этой картине изображено, как из камней, из пещер выходят русские богатыри. Только на время уснули герои. Подошел срок и снова они пришли на землю русскую. 40 год – время написания этой картины. Совсем недалеко испытание русского духа.
Художник так писал о данной картине: "Богатыри проснулись" сейчас пишется. Посвящается Великому Народу Русскому. Когда-то слагали былину "Как перевелись богатыри на Руси", но тогда не верили, что проснутся они в час сужденный. Выйдут из гор, из пещер и приложатся к строительству народному. Вот и пришел час. Илья Муромец встал. Добрыня побывал в Галиче. Микула начал новую пашню. А зависти-то столько за морями! За морями земли великие. Только нам недосуг до них. Свою целину не объехать, свою скрыню не убрать».
«Русь всегда склонна к мирному преуспеянию, но остерегись разгневать её, остерегись вторгнуться в её священную землю. ''Проснулись богатыри!'' И уже не задремлют на несменном дозоре».
И.И.Шишкин «Дубы». 1887год
Холст, масло. 147 х 108 см.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург. Россия.
Более других деревьев И. Шишкин любил сосны и дубы. Сосны за изящество, дубы за могучую силу, заключенную в них. И. Шишкин был несравненным знатоком и любителем русского леса. Своим творчеством утверждал красоту русской природы, показывал, какими содержательными могут быть ее образы. По мнению современников, никто и никогда еще в России не достигал подобной передачи изображения этих могучих представителей русского леса. Более искушенные ценители изобразительного искусства высказывали мысль, что мастерство и полное овладение предметом достигли в творчестве Шишкина пределов возможного.
Побывавший на ХV передвижной выставке, где экспонировались эти полотна, император Александр третий приобрел картину «Дубы» для своего музея (ныне Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге).
И.И.Шишкин «Рожь». 1878 год
Холст, масло. 107 х 187 см.
Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия
Рожь – сказочной высоты колосья. Посредине – могучие сосны, застывшие на страже, охраняющие покой этой хлебородной земли. Деревья на картине представляются былинными богатырями, охраняющими ржаное поле. Диссонансом выглядит погибшее дерево. Скорее всего, автор, таким образом, постарался обозначить личную трагедию: незадолго до создания этой работы, художник потерял родных и очень близких ему людей (отец, жена и двое детей). Это символическое присутствие автора в работе расширяет драматургические рамки картины, делает ее эмоциональней и ближе зрителю. Работа наполнена летней, знойной атмосферой. Проселок, разрезающий поле на две части, вносит в композицию энергию, присутствие человека в пейзаже – особый ритм. Две крошечные фигурки людей позволяют зрителю оценить всю грандиозность и величие русской природы. Тяжелые, полные живительной влаги облака, едва появившиеся на горизонте, несут с собой обновление и свежесть. Ржаное поле, сосны, трава – все готово впитать летнюю дождевую воду.
Удивительным образом работа заставляет зрителя «слышать» летнюю симфонию русского поля: жужжание шмелей, стрекотание ласточек, шелест ветра… В картине «Рожь» И. Шишкин создал образ изобилия и богатырской мощи русской природы.