Из истории возникновения проектного метода
После первой мировой войны первоочередной задачей педагогической науки в демократических странах стала разработка модели воспитания и образования нового человека, содержания, организации и методов формирования его личности. Для подготовки такого человека требовались развивающие самостоятельность мышления методы обучения, помогавшие бы ему уверовать в свои возможности. В этой связи популярная в разных странах социально-педагогическая теория Д. Дьюи о решающем воспитательном значении специально организованного детского опыта, основанном на самостоятельном «делании», приобрела новое звучание. Ее реализация в практике воспитания и обучения потребовала разработки соответствующих методов, одним из которых стал «метод проектов», предусматривающий такую систему обучения, когда учащиеся получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы постепенно усложняющихся и заранее спланированных практических заданий. Основоположником метода проектов стал американский педагог У.Х. Кильпатрик. По его мнению, проект предполагает «энергетическую, от всего сердца деятельность».
У.Х. Кильпатрик полагал, что весь учебный процесс в школе должен представлять собой ряд опытов, связаны таким образом, чтобы знания, приобретаемые в результате одного опыта, служили развитию и обогащению ряда последующих опытов.
Обучение поэтому должно осуществляться через организацию целевых актов, включающих в себя:
- постановку проблемы;
- составление плана ее реализации;
- оценку ее выполнения.
Руководство самостоятельной деятельностью учащихся при решении этих проблем оставалось за учителем.
У.Х. Кильпатрик выделял 4 вида проектов:
· Созидательный (производительный);
· Потребительский (рассчитанный на изготовление предметов потребления);
· Проблемный (преодолевающий интеллектуальные затруднения);
· Проект-упражнение.
Использование этих проектов, по мнению У.Х. Кильпатрика, не только
подготавливает ребенка к жизни его по окончании школы, но и помогает ему организовать жизнь в настоящем.
Примером обучения ребенка по «методу проектов» может служить выполнение такого задания, как изготовление бумажного змея: намерение ребенка состоит в том, чтобы змей летал; это намерение, переходя в цель, определяет выбор плана его изготовления, подборки материала и т.д. Успех в работе закрепляет в уме ребенка все удачные ступени деятельности, которые в дальнейшем он будет использовать как собственный опыт, собственные «открытия». Ребенок заинтересован в результатах своих действий и несет за них ответственность. В обязанности же учителя входит, опираясь на индивидуальные интересы и особенности каждого ученика, вывести его на путь более серьезных интересов
|
|
«Метод проектов» нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 20-х гг. Б.В. Крупениной. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.
Е.Г. Кагаров считал, что:
- исходным пунктом обучения должны служить интересы сегодняшнего дня;
- проект должен осуществляться поэтапно;
- школьные проекты могут быть как бы копиями различных сторон хозяйственной жизни страны;
- ведущим становится принцип самодеятельности: учащиеся сами себе намечают программу занятий и активно выполняют одно задание за другим;
- проект – есть слияние теории и практики, это не только постановка умственной задачи, но и практическое выполнение ее.
М. Крупенина полагала, что метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективно позиции ребенка в
педагогическом процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой.
По М. Крупениной проектный метод состоит из 5-ти этапов:
- постановка задачи;
- разработка самого проекта принятого задания;
- организация общественного мнения об осуществляемом мероприятии;
- непосредственно трудовая деятельность;
- учет проделанной работы.
Метод проектов по М.В. Крупениной
|
Российские ученые в 20-х гг. ХХ века выделяли следующие учебные проекты:
- по составу участников – коллективные и индивидуальные;
- по целевой установке – игровые, общественно-полезные и производственные;
- по срокам реализации – большие и малые.
В 30-х гг. данный метод в России был запрещен, т.к. в его использовании были
допущены перегибы (полностью подменялась классно-урочная система, не выполнялась программа обучения).
Трактовка сущности метода проектов с учетом расширения сферы применения метода от обучения до воспитания, развития личности ребенка – способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника между собой и окружающей средой в ходе реализации проекта
- поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Педагогический процесс накладывается, на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, освоения ребенком окружающей среды (природной и социальной), педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на собственный опыт ребенка. Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.
Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это – метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, это – звено в системе воспитания, в цели развивающей личность программы.
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, не следует ставить пред ними слишком отдаленные задачи, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности. Но индивидуальные кратковременные проекты могут быть объединены в определенную систему – сложные длительные проекты или программы. Спецификой проекта является его комплексный интегрированный характер (например: взаимосвязь экологического воспитания с эстетическим, экономическим воспитанием; практическая направленность, включение ребенка в творческую деятельность, организация взаимодействия ребенка социальной городской средой).
Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, разведки, встречи с людьми разных профессий, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела).
Проект может быть реализован в любом объединении дошкольников (в группе, подгруппе, одновременно в нескольких группах, по всему учреждению, между несколькими учреждениями, с привлечением родителей дошкольников, посещающих ДОУ, в социуме микрорайона и т.д.), может быть разделен на несколько возрастных уровней их реализации.
Литература
1. Иванова Н.В. и др. Социальное развитие детей в ДОУ (Текст) Методическое пособие / Н.В. Иванова, Е.Ю. Бардинова, А.М. Калинина. – М: ТЦ СФЕРА, 2008 – 128с. (приложение к журналу «Управление ДОУ»). (6).
2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения (Текст) Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ авт. – сост. Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова – М: АРКТИ, 2006-96с.
3. Управление ДОУ, 2007, № 6 (Текс) Научно-практический журнал – М: ТЦ СФЕРА, 2007 – 129c.