Основные исторические и современные стили.
Стиль – устойчивое единство образной системы и средств выразительности, характерное для определенного художественного направления, творческой школы, автора. Термин (понятие) употребляется в разных значениях, но чаще в широком смысле слова. В более узком смысле, как совокупность средств выразительности, – стилистика. Намеренная имитация того или иного стиля – стилизация.
Первобытное:
Египет
Месопотамия
Китай
Америка
Индия
Ислам
Корея
Япония
Античность:
Эгейское
Этруски
Греция
Рим
Европа 2-19вв:
Византия
Романский стиль
Готика
Возрождение
Маньеризм
Барокко
Pококо
Сентиментализм
Классицизм
Ампир
Неоклассицизм
Романтизм
Реализм
Модерн
Импрессионизм
Постимпрессионизм
Cимволизм
Модернизм:
Абстракционизм
Футуризм
Кубизм
Дадаизм
Сюрреализм
Фовизм
Экспрессионизм
Вортицизм
Cупрематизм
Конструктивизм
Постмодернизм:
A.экспрессионизм
Ready made
Поп-арт
Пpимитивизм
Кинетическое
Оп-арт
Минимализм
Концепт
Боди-арт
Энвайнромент
Медиа
Флюксус
Видео-арт
Гиперреализм
Интернет
Перформанс
Инсталяция
Хэппенинг
АБСТРАКЦИОНИЗМ, беспредметное искусство, модернистское течение, принципиально отказавшиеся от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике. Абстрактное искусство возникло в 1910—13 в ходе расслоения кубизма, экспрессионизма, футуризма.
АВАНГАРДИЗМ – художественные направления ХХ в., для которых характерно обновление традиций, поиски новых средств и форм воплощения. Виды: фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, абстрактное искусство и др.
АМПИР (фр. Empire – империя) – стиль в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, завершивший развитие классицизма. Термином “ампир” первоначально определяли искусство Франции периода империи Наполеона I (1804-1815) в соответствии с существовавшей традицией именовать периоды художественного развития стили искусства по именам королей и формам правления. Сохраняет общую ориентировку классицизма конца 18 века на образцы и формы классического искусства античности. Ампир через посредство многочисленных атрибутов и символов утверждал идею императорского величия.
БАРОККО - Слово “барокко” итальянского происхождения, буквально означает “странный”, “причудливый”. Такое название весьма соответствует особенностям основного стилистического направления в европейском искусстве с конца 16 века - середины 18 века. В истории искусства 19 и особенно 20 века термином “барокко” начинают обозначать все европейское искусство 17-18 веков. Барокко было связано с дворянско-церковной культурой эпохи расцвета абсолютизма. Был призван прославлять могущество церкви и светской аристократии, тяготел к парадной торжественности и пышности.
ГОТИКА - искусство цветущих торговых и ремесленных городов коммун, добившихся известности и самостоятельности внутри феодального мира. Между романским и готическим стилем трудно провести хронологическую границу. 12 век - расцвет романского стиля, вместе с тем с 1130 года появляются новые формы. Готический стиль в Западной Европе достиг вершин (высокая готика ) в 13 веке .
Угасание приходится на 14-15 века (пламенеющая готика). Готический стиль - это художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средних веков искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой 12 и 16 веков).
ВОЗРОЖДЕНИЕ, Ренессанс – эпоха в европейской культуре 14 – 16 вв. Светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античности. После Средневековья с его религиозным спиритуализмом и аскетичной догматикой – стремление к красоте и гармонии, чувственному богатству и многообразию мира, образу человека как венца природы.
ИМПРЕССИОНИЗМ (фр. impressionisme, от impression - впечатление) - художественный стиль в искусстве последней трети XIX - начала XX вв., оказавший огромное влияние на все последующее искусство. Представители его стремились передать непосредственное впечатление от окружающего мира, изменчивые состояния природы живописными средствами. Импрессионизм зародился в 1860-х годах во Франции, когда Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега внесли в живопись многообразие и сложность городского быта, свежесть и непосредственность восприятия мира. Для их произведений характерны изображение случайных ситуаций, смелость композиционных решений, кажущаяся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур рамой.
КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль европейского искусства XVII-XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения. Искусство классицизма отражало идеи гармонического устройства общества, но во многом их утрачивало по сравнению с культурой Возрождения. Конфликты личности и общества, идеала и реальности, чувства и разума свидетельствуют о сложности искусства классицизма. Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов.
КУБИЗМ – модернистское течение 1-й четверти 20 в. Деформированные, огрубленные фигуры без светотени, перспективы, комбинация разложенных на плоскости объемов (куб, шар, цилиндр, конус). Геометризация предметов и фигур, сдвинутых, пересекающих друг друга. Аскетичность цвета, элементарные мотивы. Возможен коллаж.
МОДЕРН - стиль в eвpoпeйcкoм и aмepикaнcкoм иcкyccтвe нa pyбeжe XIX-XX вeкoв. Мoдepн пepeocмыcливaл и cтилизoвaл чepты иcкyccтвa paзныx эпox, и выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы, ocнoвaнныe нa пpинципax acиммeтpии, opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocти.
Объeктoм cтилизaции мoдepнa также cтaнoвятcя и пpиpoдныe фopмы. Этим oбъяcняeтcя нe тoлькo интepec к pacтитeльным opнaмeнтaм в пpoизвeдeнияx мoдepнa, нo и caмa иx кoмпoзициoннaя и плacтичecкaя cтpyктypa - oбилиe кpивoлинeйныx oчepтaний, oплывaющиx, нepoвныx кoнтypoв, нaпoминaющиx pacтитeльныe фopмы.
МОДЕРНИЗМ – обобщающее наименование ряда художественных течений 20 в., провозглашающих разрыв с традициями и утверждение новых принципов. Преимущественно авангардистские направления: фовизм, кубизм, футуризм, абстрактное искусство, сюрреализм, поп-арт, минимализм, концептуальное искусство, гиперреализм. Экспериментальные поиски в области “чистой” формы, колорита. Иррационализм, работа подсознания. Акцент на новизне манеры “во что бы то ни стало”. Во 2-й половине 20 в. – постмодернизм.
НАТУРАЛИЗМ – преувеличенная достоверность. 1. Направление в литературе и изобразительном искусстве Европы и США конца 19 в.: точное и бесстрастное воспроизведение реальности, акцент на критической задаче художника. 2. Художественный метод в живописи 20 в., в основе которого внешне жизнеподобное воспроизведение реальности со всеми подробностями, возможно, с их идеализацией. Другая тенденция – гипертрофированное изображение мрачных, теневых явлений жизни. Отмечается также в сюрреализме, гиперреализме.
НЕОКЛАССИЦИЗМ – направление в искусстве конца 19 – 20 вв., которому присуще обращение к традициям античного искусства, искусства Возрождения и классицизма. Некоторая идеальность, “очищенность” стиля. Некие “вечные” эстетические ценности противостоят тревожной и противоречивой реальности.
ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ – направление в живописи Франции на рубеже 19-20 вв. Новые выразительные средства бывших импрессионистов помогают перейти от фиксации мгновений жизни к воплощению ее длительных состояний. Синтез разных творческих направлений.
ПОСТМОДЕРНИЗМ – направление в живописи, скульптуре и архитектуре 2-й половины 20 в. Единого определения нет. Обычно так называют произведения, тяготеющие к предметно-натуральному восприятию жизни. Провозглашает возвращение искусства к зрителю, опирается на обыденные массовые вкусы, взгляды и настроения. Часто прибегает к театрализованной эклектике разных направлений, сопоставляя их необычным способом, с иронией и гротеском.
ПРИМИТИВИЗМ – сознательное опрощение средств выразительности, обращение к первобытному, средневековому искусству, детскому творчеству. Стремление к ясности, чистоте мировосприятия. Элементы неопримитивизма в фовизме, кубизме, дадизме. Термин также применяется по отношению к “наивному” искусству, то есть творчеству мастеров, не имеющих профессиональной подготовки.
РЕАЛИЗМ – в искусстве: объективное отражение действительности. Проявление реалистических тенденций характерно для многих направлений и течений искусства. Они проявляются более или менее отчетливо, или вообще отсутствуют.. Формы и приемы реалистического отражения действительности также разнообразны. В эстетике нет установившегося определения этого понятия. Не всякое внешне достоверное изображение является реалистическим (натурализм, гиперреализм). О реализме можно говорить, когда художественный образ выступает в единстве с другими сторонами окружающего мира.
РОКОКО – стиль в европейских пластических искусствах 18 в. Манерно-изящный, изысканный, декоративно-усложненный. В архитектуре и интерьере: прихотливо-изогнутые формы мебели, резные и лепные узоры плафонов, живописные панно, зеркала. В живописи, графике и скульптуре: камерные галантные сцены, эротико-мифологические и пасторальные сюжеты, небольшие статуэтки, группы из терракоты, фарфора, ювелирных материалов. Вытеснен классицизмом.
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ – стиль в европейской архитектуре, живописи и скульптуре 10-13 вв. Социальная основа – феодализм и католицизм. Главные распространители стиля – монастырские ордена, а исполнители – монахи и некоторые миряне. Церкви, монастыри, замки возводились в сельской местности и господствовали над ландшафтом. Материал – местный камень. Облик зданий исполнен спокойной и торжественной силы, массивность, узкие проемы окон, башни, простые объемы. В живописи и скульптуре – темы безграничного и грозного божьего могущества, строгая симметрия целого, орнаменты, отклонения от реальных пропорций человеческих тел. Романский стиль подготовил готику.
РОМАНТИЗМ – направление в культуре конца 18 – 19 вв. Искусство, в котором сочетаются оптимизм и пессимизм, традиции и новаторство, восхищение и горькая насмешка, трагическое и комическое, высокое и низменное, мечта и разочарование. Впервые ярко проявилось осознание собственной творческой личности, провозглашение свободы творчества, индивидуальности. Романтизм охватил литературу, музыку, театр, философию и т.д. и стал началом развития более поздних крупных направлений (импрессионизм, экспрессионизм) и течений (символизм, бидермейер, натурализм и др.). Во многих странах приобрел яркое национальное своеобразие. В живописи: классицизм в сочетании с динамикой композиции, контрастами цвета и света, драматизм. В пейзаже – мощь природы, одухотворенность мироздания.
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ - (от лат. “sentiment” - чувство) – направление западного искусства второй половины XVIII., выражающее разочарование в “цивилизации”, основанной на идеалах “разума” (идеологии Просвещения). С. провозглашает чувство, уединенное размышление, простоту сельской жизни “маленького человека”. Идеологом С. считается Ж.Ж.Руссо.
СИМВОЛИЗМ – направление в искусстве рубежа 19-20 вв. Мир видений и грез, ключом к которому является знак-символ или аллегория (смерть, любовь, страдание, ожидание, экстаз, воля и др.). Художник как посредник между реальным и сверхчувственным. Символизм не обладает собственной стилистикой и объединил творчество разных по манере авторов – поэтов, писателей, композиторов, художников.
СЮРРЕАЛИЗМ – направление в авангардизме 20 в. Опирается на интуитивизм, теорию психоанализа Фрейда, метафизику. Фантастические видения, ассоциирующиеся с материальным миром. Сочетание абсолютно реальных, но органически несовместимых природных элементов, в том числе человеческого тела.
УРБАНИЗМ – направление в градостроительстве и живописи 20 в., утверждающее главенство города в современной цивилизации. Проектирование максимально крупных зданий. В живописи – образ города, индустриального “монстра”.
ФОВИЗМ – “дикое” течение во французской живописи 20-х гг. Лапидарные образные формулы, контрасты цвета, острые композиционные ритмы. Поиски в области “примитивного” народного творчества, в средневековом и восточном искусстве. Яркие, но простые эмоции. Фовизм не имел нравственно-философской окраски.
ФУТУРИЗМ – общее название авангардистских художественных течений 1910-20-х годов в Италии и России. Прокламирование идей “искусства будущего”, отрицание традиций, выбор соответствующей тематики и средств. Будущее принимается с экзальтированным оптимизмом, цивилизация видится как источник новых эстетических ценностей. Апология техники, урбанизма. Культ нового героя. Динамика жизни выражалась в оптических эффектах, нагромождении и деформации фигур, хаотичности цвета. В скульптуре, архитектуре – предвосхищены некоторые признаки “города будущего”. В России футуризм в основном – в “левой” литературе и живописи, которые участвовали в новых начинаниях Советской власти.
ЭКСПРЕССИОНИЗМ – авангардистское направление в искусстве 1900-1920-х годов как отклик на Первую мировую войну и революции. Настроение апокалипсиса, катастрофы, возможен социально-критический пафос. Обостренное самовыражение (экспрессия), всеохватывающая анархия, бунтарство, иногда мистика, гротеск. Острые контрасты, пространственные смещения, гиперболы.
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО – искусство Древней Греции, стран Средиземноморья, Египта, западных районов Средней Азии 4-1 века до нашей эры, сложившееся под воздействием греческой культуры. В архитектуре - освоение больших открытых пространств, грандиозность, величие, мастерство. Царские дворцы, театры, святилища. В скульптуре – экспрессия и гармоничность. В живописи - активное воздействия на зрителя, внутренняя напряженность образов, трагичность ситуаций, эффектность, контрасты света и тени. Портреты мифологических героев, простых людей, монархов. Медальерное искусство, глиптика, фрески, мозаики. Много копий древнегреческих творений