Отличие станковой и декоративной композиции.
Станковое искусство- название происходит от станка на котором создаются произведения ( станок у скульптора, мольберт у живописца). Произведение станкового изобразительного искусства, в отличие от монументального, всегда имеют самостоятельное значение, так как не бывают заранее, в процессе создания, предназначены для определенного места или декоративных целей.
В силу этого им нередко свойственна большая камерность и интимность. Их часто отличает более тонкая и подробная моделировка форм. Для произведений станкового искусства обычно характерна также и более глубокая, многогранная психологическая трактовка образов.
Декоративная композиция - декоративное изображение любой натуры, выделение нарядности, красочности, соблюдение определенной меры условности изображения.
Стилизация в декоративной композиции.
Каждая декоративная композиция придается определенному стилю. Например, росписи хохлома и гжель, русские одежды в деревнях, кокошники.
Типы композиций: открытие и закрытие.
Для передачи образа чего то неподвижного, устойчивого – замкнутая, закрытая, статичная композиция. Основные направления линий стягиваются к центру. Построение ее идет по формам круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии дает необходимое решение.
Если нужно нарисовать панорамный пейзаж, показать большой простор – это тип открытой композиции. Основные направления лежат из центра.
Двухмерная и трехмерная композиция.
Двухмерная- нарисованная картина.
Трехмерная - скульптура.
Закон цельности.
Законы композиции:
Первый закон любой композиции – ЗАКОН ЦЕЛОСТНОСТИ – приведение всех элементов произведения к единому целому, непрерывному во времени и пространстве.
Для достижения цельности композиции следует выделить центр внимания, где будет расположено главное, отказаться от второстепенных деталей, приглушить отвлекающие от главного контрасты. Композиции цельности можно добиться , если объединить светом, тоном или колоритом все части произведения..
Орнамент.
Орнамент –узор,обычно отличающийсяритмическим расположением одних и тех же декоративных мотивов. Создается путем переработки и стилизаций изображений возможных предметов реального мира или из сочетаний геометрических форм. Орнамент может быть выполнен в различной технике. Он всегда служит украшением предметов, интерьеров и т. д.
Контраст и нюанс.
Контраст – распространенный художественный прием, представляющий собой сопротивление каких-либо противоположных качеств, способствующих их усилению. Наибольшее значение имеют цветовой и тональный контрасты. Цветовой контраст обычно состоит в сопоставлении дополнительных цветов или цветов, отличающихся друг от друга по светлоте. Тональный контраст - сопоставление светлого и темного. В композиционном построении контраст служит приемом, благодаря которому сильнее выявляется главное и достигаются большая выразительность и острота характеристики образов.
Нюанс – очень тонкий оттенок или очень легкий переход от света к тени и т. п.
Симметрия и асимметрия.
Симметрия.
Симметрия – (греч. Соразмерность) – обеспечивает равновесие композиции. Считалось одним из условий красоты.
Это наглядно проявляющееся средство композиции. Под ней понимают построение, отражение левого в правом, верхнего в нижнем и т. д. Как средство композиции симметрия используется очень давно. В разные времена она понималась по-разному – от строгих канонов до канонов до такой свободной трактовки, когда за симметрией сохранялась лишь роль организующего начала. В природе абсолютной симметрии нет. Отступления от симметрии неизбежны в технике, что обуславливается функциональными и конструктивными факторами. Такое отступление вполне допустимо, так как само по себе не дезорганизует форму. Однако в этом случае асимметричный элемент необходимо органически увязать с остальным объемом, композиционно уравновесить и тогда симметричная в своей основе композиция может стать еще более оригинальной.
Симметрия – такое строение предмета или композиции произведения, при котором однородные части располагаются на одинаковом расстоянии от центральной оси любого объекта, занимающего центральное положение по отношению к ним. Подобная композиция чаще всего встречается в декоративно-прикладном искусстве. Нарушение симметричного строения у объектов, которым свойственно наличие симметрии, называется асимметрия.
Асимметрия.
Асимметрия – принцип организации, который основывается на динамической уравновешенности элементов, на впечатлении движения их в пределах целого.
Использование асимметрии в симметрично развивающейся форме часто встречается при проектировании отдельных изделий мебели и особенно интерьеров. Поэтому художнику-конструктору важно научиться хорошо разбираться в особенностях соподчинения, которые действуют при отступлениях от симметрии. Асимметрия как свойство – состояние формы имеет принципиальное отличие от симметрии. При организации асимметричной композиции используются многие закономерности, так как отдельные элементы лишены своей связующей – оси симметрии. Работа над асимметричной формой сложнее, чем над симметричной. Здесь необходимо тонкое понимание композиционного равновесия, так как соподчинение формы обычно и сводится именно к нему.
4. Скульптура и лепка.
Материалы для скульптуры.
СКУЛЬПТУРА (латинское sculptura, от sculpo - вырезаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются (высеканием, вырезанием, лепкой, ковкой, литьем и др.) из твердых или пластических материалов (камень, металл, дерево, глина и др.). Художественно-выразительные средства скульптуры: построение объемной формы, пластическая моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры, иногда цвета. Основные виды скульптуры - круглая (статуя, группа, бюст) и плоская (рельеф), монументальная (памятники, монументы) и монументально-декоративная (архитектурный декор, садово-парковая), станковая (т.е.. выполняемая на специальном станке).
Главные жанры скульптуры — портрет, исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический жанр (изображение животных).
Материалы скульптуры — металл, камень, глина, дерево, гипс и др.; методы их обработки — лепка, высекание, литьё, ковка, чеканка и др.
Лепка, создание скульптуры из мягких пластических материалов (глина, воск, пластилин) путём наращивания или срезания массы.
Выдающимися мастерами русской реалистической скульптуры были Ф. Шубин, М. Козловский, И. Мартос, М. Антокольский, А. Опекушин и др. В последующие годы разнообразные пластические качества скульптуры, психологические образы человека создали С. Коненков, А. Голубкина, А. Матвеев, В. Мухина, Н. Томский, Е. Вучетич и др.