Значение культов Древнего Египта

Оглавление

Введение. 3

Культы Древнего Египта. 5

Значение культов Древнего Египта. 7

Загробная жизнь в представлении древних египтян. 9

Религиозная реформа фараона Эхнатона. 11

Искусство времени Эхнатона. 14

1. Изменение в иконографии. Скульптура. Росписи. Рельефы.. 14

2. «Мастерская скульптора Тутмеса». Портреты царицы Нефертити. 15

3. Новая столица Ахетатон. 16

4. Новоегипетский язык. Литература. 17

Религия после Амарны.. 19

Заключение. 20

Список использованных источников. 21

Введение

Тайны древнего Египта привлекают внимание профессиональных египтологов и обычных любителей истории уже множество веков. Огромное влияние на историю цивилизации оказали религиозные представления о сотворении мира древних египтян.

Особенность религиозных представлений древних египтян сложилась из-за географического положения государства. Примерно в 4 – 5 тысячелетии до н.э. в устье реки Нил несколько городов – номов объединились в Верхний и Нижний Египет под руководством первого провозглашенного фараона Немеса. Отмечалось влияние африканской культуры – поклонения и жертвоприношения идолам, изображаемым в виде животных.

В религии Древнего Египта были отражены представления о мироздании жителей долины Нила. История возникновения культов восходит к тысячелетиям в первобытные времена. Попытки объяснить явление смерти и поиски Бога дали толчок для развития культуры.

Из древнеегипетских мифов стало известно о духовном развитии цивилизации, а также повседневных обычаях: быте, политике, устройстве общества.

Религиозные представления древних египтян пережили несколько этапов развития: от примитивного поклонения идолам к приходу к моноистической трактовке во времена правления фараона Эхнатона.

Теория о вечности души и суде Осириса позволяла соблюдать порядок в обществе, предотвращала от разграбления гробницы.

Религиозные постулаты в течение всей истории цивилизации претерпевали изменения. Например, самым ярким событием стал приход к власти царя Эхнатона, который провозгласил единственным божеством культ Атона. По его приказу были разрушены храмы, где превозносили Амона. Власти запретили совершение обрядов, посвященных иным культам среди населения.

На протяжении многих лет известных египтологов и простых людей, интересующихся историей Древнего Египта, увлекала и притягивала своей безмолвной неизвестностью тема фараона, о жизни которого так много было сказано, но загадок осталось не меньше. Аменхотеп IV, чьё имя означало "Амон доволен", должен был стать одним из великих правителей, которым из года в год покровительствовал и обеспечивал власть вечный бог солнца Амон.

Но фараон не пожелал подчиниться принятому ещё тысячи лет назад закону, и преклонил колени всей страны перед солнечным диском Атоном, взошедшим над горизонтом "чёрной земли" всего на 17,5 лет и пропавшим во тьме ночи после гибели своего верного посланника, имя которого вошло в историю, как Эхнатон - "угодный Атону". Его называют фараоном - еретиком и святым, деспотичным тираном и человеком, старающимся улучшить жизнь своего народа.

Реформа не была внезапной, культ Атона был известен и раньше, и, тем не менее, признание его официальным культом повлекло за собой очень заметные изменения: в общежитии и традициях, в заметной демократизации царской власти и во всех областях литературы и искусства. Этот фараон XVIII династии запретил все старые культы, единственным истинным богом провозгласив Атона - бога солнца. Эхнатон основал новую столицу - Ахетатон. Яркий, но недолгий период царствования Эхнатона принято называть амарнским периодом и началом царствования XVIII династии фараонов. Одним из ее представителей стал получившийся всемирную известность благодаря находке его нетронутой гробнице Тутанхамон.

Небывалые успехи завоевательных походов фараонов ХVШ династии привели к расширению границ Египта и притоку богатств из завоеванных областей, оседавших, большей частью, в храмах Амона в Фивах. Это способствовало возрастанию власти Амона, т.е. власти фиванского жречества, и в то же время противопоставляло их царской власти.

В результате началось новое обострение отношений между фараоном и рабовладельческой знатью, разбогатевшими жрецами, особенно жрецами главного египетского храма бога Амона-Ра в Фивах.

Так в период сорокалетнего правления Аменхотепа III Египет достиг зенита своего могущества. Однако деспоти­ческая власть фараона вызывала явное противодействие со стороны фиванского жречества, значительно обогатившегося за счет пожертво­ваний храму Амона, и рабовладель­ческой знати, окрепшей в результате военных походов. Эти силы активно сопротивлялись фараону.

Аменхотеп III, желая противостоять своим противникам, опирается на поддержку военного сословия. В то же время он использует непопуляр­ность египетской религии в среде по­коренных народов, входивших в со­став Египта после азиатских походов Тутмоса III. Фараон стремится су­зить сферу влияния фиванского жре­чества, подготавливая, очевидно, тем самым почву для более универ­сальной религиозной системы, кото­рая бы отвечала общегосударствен­ным интересам.

Однако реформу в этом направлении осуществил преемник Аменхотепа - Аменхотеп IV. Изменив вере своих предков, этот фараон-реформатор на двенадцатом году своего царствования окон­чательно порывает с традиционным египетским многобожием и учреж­дает культ солнечною диска— Атона.

Культы Древнего Египта

Центральное место в религии Древнего Египта занимал Ра, именуемый в период Среднего и Нового царства «Амон-Ра», «Атон», «Гор». Он ассоциировался с солнечным диском: он всходил на заказе («умирал») и каждый день рождался («восходил») на востоке. Считался, что фараон является его воплощением на Земле и бессмертен. За счет этого обеспечивался нерушимость и долговечность государственного строя под управлением династических царей. Ра воплощал также нравственный порядок – его дочь Маат взвешивала в потустороннем мире сердца людей с его добрыми поступками. Ее образ стал прототипом Фемиды – «Истины». От солнца, сезонности, зависела урожайность.

Огромное значение придавали египтяне хранителям Нила (Себек, Хапи и Сотис) и царства мертвых (Осирис, Сокарис и Анубис).

Супруга Ра – Мут – хранила ночное небо, она была матерью Солнца на восходе. На рельефах Мут всегда изображалась с двумя коронами: белой и красной – Нижнего и Верхнего Египта. На ее короне присутствовал символ ястреба – материнства. В Древнем Египте считалось, что все ястреба – только самки, отсюда и возник хнак.

Тот присутствовал на барельефах со сценами суда справедливости в царстве мертвых. Его образ соседствовал с культом Сехмет (Пахт) с туловищем человека и головой льва, редко — кошки. Для грешников она становилась яростной и агрессивной как лев, для хороших людей – ласковой как кошка. В книге мертвых описано, что Тот был прародителем всей египетской религии.

После смерти души попадали в царство, охраняемое Осирисом. Они проходили на суд Маат, которая взвешивала их добрые дела и с другой стороны – ее перо. Если перо перевешивало, душу съедало огромное чудовище с головой крокодила. В случае, если добра в сердце было больше, то он получил право на собственный надел в загробном мире.

Суд приходил при участии нескольких судей, в числе которых был Осирис. Они выносили и оглашали конечный приговор. Могло быть назначено наказание в форме превращения в животное, например, свинью. В этом образе душа оставалась навечно, не имея возможности искупить свои грехи. Вечная жизни или смерть в царстве Осириса были результатом поведения на земле.

Хотя Гор, Исида и Осирис считались главными культами поклонения, в Мемфисе и Фивах, долгое время считавшихся политическими и культурными центрами отдельных царств, имели собственные обряды поклонения, которые стали частью египетской мифологии.

Главным хранитилем сокровищниц Мемфиса являлся Птах. Его изображали в виде мумии с красивыми чертами лица.На голове он носил скарабея – символа жизни и процветания, стоящего на крокодиле – олицетворении мрака. Древние египтяне верили, что даровал новую жизнь. Он даровал Ра, создавшему Вселенную, все элементы его существования.

В Фивах на юге Египта царствовал Амон. Его образ соответствовал Юпитеру в мифологии Древней Греции. Под его руководством проходят все явления в природе — цикличность и закономерность процессов, обновление жизни. В Карнакском храме и других постройках современного Луксора можно встретить аллеи, ведущие к главным воротам святынь. На них установлены статуи баранов – олицетворение Амона. Это животное чаще всего приносили в жертву.

Главным воплощением могущества Амона стал Нил, который дал Египту воду и урожай. Существовало другое наименование культа – «Кнуфис», что означало «Амон-Нил». В храме Дендеры можно увидеть барельеф с изображением «Кнуфиса» – голова барана украшена перьями, он держит в одной руке ключи от Нила, а в другой – парусник. Считалось, что Амон отвечает за разлив Нила. В храме Филе (ныне — Асуан) сохранился рисунок со сценой жертвоприношения Птолемеем III Евергетом в честь Амона-Кнуфиса. Традиционно на картинах культ изображался в голубых тонах, обязательный элемент – баранья голова с завитыми рогами,

которые символизировали размножение. Важным аттрибутом являлся солнечный диск с расходящимися лучами. Одеждой Амона служила подпоясанная туника. На голове – красная корона правителя Верхнего Египта с перьями.

Также Амон символизировал солнце. В этой форме он изображался как солнечный диск в лодке. Посредине парусника находился тайник, где прятался от потосторонних глаз бог, закрытый занавесками и дверцами. Его помощники и исполнители воли находились на карме. Лодки перевозили души из земного мира в потусторонний. На процессиях священство использовало точные копии нарисованных на стенах суден. Они изготавливались из благородных пород дерева, часто ливанского кедра. Украшались серебром и золотом, инкрустировались слоновой костью. Их принадлежность определялась по нанесенным на карму эмблемам. Одна из таких лодок была обнаружена совсем недавно под основанием пирамиды Хеопса. Экспонат был полностью восстановлен и увидеть его сегодня можно в Музее древностей на плато Гизы.

В храме Исиды в городе Филе встречается рисунок с изображением священной лодки. Она погружена на плечи жрецов, на носу и корме – символы Исиды. А над ней возвышается диск с лучами, отражающий движение солнца по небу. В храме Карнак (Луксор) такая же лодка нанесена плывущей по Нилу. По символам бараньи головы видно, что она принадлежит главе Фив – Амону. Тянет лодку другая, меньшая по величине, с цветами лотоса. На ее карме изображена голоса ястреба – знак восходящего солнца.

Искусство времени Эхнатона

Естественно, что не менее резкий перелом должен был произойти и в искусстве, столь тесно связанном в Египте с религией. И действительно, уже памятники, созданные в начале правления Эхнатона, очень сильно отличаются от всего предшествующего сознательным отказом от канонических форм.

Лучшие произведения амарнского периода отличаются проникновенностью, овеяны подлинным дыханием жизни, полны внутреннего обаяния. Угловатым изображениям стали предпочитать закругленные, а жестким каноническим позам - более свободные, живые образы.

Утвердившиеся новые идеалы в искусстве вскоре превращаются в своеобразные каноны, порождая определенную манеру.

Новая столица Ахетатон

Изме­нения в стиле ярче всего сказались после шестого года правления Амен­хотепа IV, ознаменованного откры­тым разрывом фараона с фиванским жречеством и переносом столицы из древних Фив в наскоро отстроенный на новом месте город Ахетатон — «Горизонт Атона» (близ современ­ной деревушки Телль эль-Амарны, давшей название всему периоду). Фараон теперь стал именоваться Эхнатоном - «Угодным Атону». Памятники архитектуры Амарнско-ю периода почти не сохранились. По раскопкам Ахетатона удалось в об­щих чертах восстановить его облик, особенностью которого является единый четкий план, объединявший культовые и дворцовые сооружения. Это объяснялось тем, что город был выстроен не более чем за десять лет. Течение Нила дало направление трем основным магистралям, пере­секавшимся перпендикулярными к ним малыми улицами. Центральным сооружением являлся храм, называемый «дом Атона», к которому примыкал царский дворец, состоявший' из парадных и жилых помещений. Фасад его официальной части был обращен в сторону храма Атона. Трехпролетный мост соединял обе половины дворцового комплекса. В центре крытого перехода находилось «окно явлений», у которого в торже­ственных случаях появлялся фараон со своей супругой и дочерьми. Парадные помещения и личные по­кои фараона были обильно декориро­ваны росписями, фрагменты кото­рых обнаружены при раскопках го­рода. Местоположение новой столицы оп­ределялось пограничными стелами, на которых имелись тексты и релье­фы, повествующие о закладке города. На рельефах изображена царская семья во главе с фараоном, покло­няющаяся Атону. Все фигуры реше­ны в новой иконографической ма­нере, причем характерные приемы трактовки образа Эхнатона распро­страняются и на изображения чле­нов его семьи. Композиционным новшеством является показ всех фигур в строгом профиле, что по правилам канона обычно не допус­калось для изображения царствую­щих особ. Во избежание букваль­ного совпадения левой и правой групп мастер, не нарушая впечатле­ния симметрии, вносит едва замет­ные изменения в интервалы и разме­ры фигур принцесс, сохраняя при этом ритмическое равновесие про­порций всей композиции. Другим нововведением является воз­никновение некрополя приближен­ных фараона на восточном берегу Нила, рядом с Ахетатоном, а не на западном, как это было принято по традиции. Изображения в гробницах царедворцев содержат ценнейший материал о разрушенном вскоре городе.

Храмы, как и раньше, были ориентированы с востока на запад, их территории обнесены стенами, вход оформлен в виде пилона с мачтами. Однако они имели ряд новых черт, которые были обусловлены особенностями нового культа, совершавшегося под открытым небом, и необходимостью сооружения храмов, как и всего города в кратчайший срок. Храмы Атона не имели характерных для Египта колонных залов и, построенные наспех, в основном из кирпича, с невысокими пилонами, они не отличались ни монументальностью, ни художественным качеством. Колоннады были сведены лишь к павильонам перед пилонами. Чередование же пилонов и огромных открытых дворов, лишенных портиков и наполненных рядами бесчисленных жертвенников, придало храмам сухость и однообразие.

Насколько своеобразны дворцы Ахетатона, судить трудно, так как дворцы предшествующих периодов почти не сохранились. Именно поэтому амарнские дворцы особенно интересны: они дают представление о характере гражданской архитектуры Египта. Дворцы строились из кирпича, и только колонны и обрамления дверей были из камня. Главный дворец состоял из двух частей – частной, где находились жилые комнаты, и официальной, предназначенной для приемов и других церемоний. Обе части соединялись крытым переходом, перекинутым через разделявшую их дорогу. Главный вход в каждую часть дворца был с севера. Оформление входа официальной части не вполне ясно; твердо установлено только, что за ним находился большой двор, вдоль стен, которого стояли статуи. Южная стена этого двора и служила фасадом официальной части дворца; посередине фасада находился павильон с колоннами, а боковые стороны фасада были прорезаны пандусами. За павильоном был расположен колонный зал, из которого три пандуса вели во внутренние дворы и расположенные за ними помещения. Колонны дворца отличались большим разнообразием. Здесь были и колонны со стволами в виде связок папирусов с изображениями висящих вниз головами уток под капителями в форме цветов папируса, и колонны с необычными сочетаниями листьев пальм, и, наконец, колонны, пальмовидные капители которых были сплошь покрыты инкрустациями из блестящих цветных фаянсов с позолоченными перегородками. Несколько комнат в официальной части дворца были отведены для отдыха фараона, его семьи и приближенных. Эти помещения, так же как комнаты частной половины и комнаты загородных дворцов, группировались вокруг внутренних садов с водоемами и были украшены чудесными росписями, содержавшими изображения растений и сцены из дворцового быта. В некоторых помещениях стены были покрыты фаянсовыми изразцами также с изображениями растений. При загородных дворцах находились большие сады с прудами и озерами, иногда с особыми помещениями для зверинца.

Раскопки Ахетатона знакомят нас и с жилищами знати, которые также строились из кирпича, из камня же делались лишь базы колонн и обрамления дверей. Такой дом обычно стоял посреди обнесенного стеной участка размером около 70x55 м. В стене были два входа – главный и особый для слуг; от главного входа к двери дома вела дорожка. Дом был размером около 22x25 м. Правую его часть составляла центральная комната и две-три другие – приемные. Жилая часть состояла из спальни хозяина с умывальной, женских помещений и кладовых. Все комнаты имели окна под потолком, вследствие чего центральная комната всегда строилась выше других. Стены и полы покрывались росписями. Вокруг дома располагались дворы, колодец, службы, а также сад с прудом и беседками. Дома низшего городского населения значительно отличались от усадеб знати как размерами (10x8 м), так и полным отсутствием служб и садов. Так же малы были и дома строителей гробниц фараона и знати. Эти дома составляли особый поселок за городом по дороге к гробницам. Поселок был обнесен стеной и занимал участок в 69x69,5 м, на котором вплотную друг к другу было расположено семьдесят четыре дома, разделенных пятью улицами. В каждом доме имелся небольшой дворик, общая комната, спальня и кухня.

Новоегипетский язык. Литература

Амарна явилась переломным мо­ментом в истории новоегипетского языка, и со времени правления Эхнатона он становится языком письменным. Новоегипетский язык в гораздо большей степени отли­чался от среднеегипетского чем среднеегипетский от староегипет­ского. Несомненно. Амарна была стимулом и для появления множе­ства рукописей светской литерату­ры на новоегипетском языке, и среди них — любовная лирика «песни услаждения сердца». Не­культовая лирика Египта — уникальное явление на древнем Востоке, где любовная поэзия це­ликом подчинена сакральным це­лям и. как правило, включена в ритм жизни храма. Египетская лю­бовная лирика, а также реалисти­ческий скульптурный портрет зна­чительно отличаются от традици­онного искусства древнего Восто­ка. напоминая, по нашему пред­ставлению. скорее светское искусство Западной Евпопы.

Религия после Амарны

Значительно усилив реалистиче­ское светское направление в ис­кусстве и литературе, реформа Эхнатона в то же время вызвала негативную реакцию со стороны традиционной сакральной культу­ры одним из наиболее стойких приверженцев, которой являлось фиванское жречество, В религии Амона Фиванского, ставшей целым этапом в истории развития культу­ры страны, ярко сказалась могучая сила египетской традиции, ибо фиванская теология впитала в себя идеи жреческих школ, возникших еще на заре египетской цивилиза­ции.

Под влиянием идей имперского единовластия в религии Амона осо­бенно проявились черты солярного монотеизма. В некоторых текстах. носящих явный отпечаток Амарны, Амон, подобно Атону. величается даже «единственно-единым со мно­жеством рук» (Атон представлялся в виде солнечного диска с лучами-руками). Органично впитав в себя наследие древних жреческих школ и Амарны, фиванская теология тем не менее явилась новым шагом в развитии египетской религиозно-философской мысли. В гимнах пос-леамарнского периода Амон все бо­лее воспевается как бог единый, предвечный, сущность которого не­ведома и непостижима и проявле­ние которого—все боги. В то же время Амон все чаше предстает в гимнах как бог. милосердный к убогому и угнетенному. И в этом нельзя не видеть воздействие изме­нившейся социально-политической ситуации, когда на смену внешней несокрушимости империи пришли годы испытаний. Постепенная ут­рата завоеванных территорий, ра­стущие внутренние противоречия, усиление коррупции заставляли об­щество вновь обращаться к всемо­гущим богам, и прежде всего к Амону, недавнему воинственному владыке мира. теперь же всеблагому судье, «приходящему на зов того, кто пребывает в утеснении».

Расцвету, искусства Ахетатона внезапно был положен конец. Реформы Эхнатона не могли закрепиться, Тутанхамон, был вынужден пойти на примирение со знатью и жречеством, восстановив прежний порядок, а спустя четверть века после смерти Эхнатона, жрецы объявляют его еретиком, разрушают его город, а вычеркивают его имя из списков «законных» фараонов - в официальных египетских хрониках после Аменхотепа III значится Хоремхеб. Однако разрыв с традициями при Эхнатоне вызвал столь решительные сдвиги во всех областях культуры, что полный возврат к старому был уже невозможен. Значение искусства Амарны не ограничилось временем ближайших преемников Эхнатона; оно сыграло существенную роль и в сложении искусства периода XIX династии, а тем самым и всего искусства второй половины Нового царства в целом.

В целом искусство Амарны не было стилистиче­ски однородным. Несмотря на крат­ковременность этого периода, длив­шегося всего семнадцать лет, насле­дие его не исчерпывалось ни в культуре ближайших преемников Эхнатона, ни в последующие века. Что касается бога Атона, то культ его существовал уже в Среднем и даже в Древнем царстве. Но в эпоху Амар­ны Эхнатон воцарил солнце как еди­ное божество, уподобив храм «дому солнца». Воспевание царствующего бога и поклонение ему нашли отра­жение в гимне, сочинение которого приписывают самому фараону. Ре­форма, произведенная Эхнатоном, не смогла все же прочно удержать свои позиции в общественной и госу­дарственной жизни страны. Это объ­яснялось во многом тем, что ее со­циальная сторона не встретила ши­рокой поддержки в кругу средних слоев населения. Стремясь прибли­зить к себе людей незнатного проис­хождения, Эхнатон не обеспечил этому сословию необходимой жиз­ненной базы - экономической и иде­ологической, в то время как фиванское жречество и господствующий класс рабовладельческого общест­ва, несмотря на временное пораже­ние, имели за собой прочные эконо­мические позиции и глубокие идео­логические корни. Вследствие этого при преемниках Эхнатона наступает процесс реставрации культа Амона. В области культуры амарнские тра­диции проявили исключительную стойкость.

Заключение

Внутреннее и внешнее положение Египта при последних фараонах XVIII династии заметно ухудшилось. Религиозно-политическая реформа Эхнатона и ее крах вызвали обострение социальной напряженности в египетском обществе. Занятый проведением религиозной реформы и решением возникших при этом внутренних задач фараон Эхнатон не мог проводить активную внешнюю политику в Восточном Средиземноморье, и влияние Египта здесь стало катастрофически падать. Как показывают документы, найденные в дворцовом архиве Ахетатона (Телль-эль-Амарне), многие палестинские, финикийские и сирийские князья, ранее безоговорочно исполнявшие все повеления египетского владыки, стали вести себя независимо и игнорировать его распоряжения. Великая держава, созданная первыми фараонами XVIII династии, развалилась.

Время Нового царства и религиозная реформа фараона Эхнатона является одним из ключевых событий не только собственно древнеегипетской истории, но и всей цивилизации Древнего Востока. Почти за полторы тысячи лет до возникновения христианства предпринимается попытка утверждения монотеистической по характеру религии. Процессы, развивающиеся в древнеегипетском государстве в период правления фараона Аменхотепа IV, вполне справедливо могут быть охарактеризованы как "религиозная революция". Особый интерес в связи с этим вызывает социально-политическая практика реформирования такой важнейшей для нормального функционирования и поддержания целостности традиционного общества, которым, без сомнения, являлось и древнеегипетское, сферы, как духовно-религиозная. С научной точки зрения, безусловно, актуально исследование контекста преемственности и разрыва с прежней традицией, глубины разрыва, степени готовности и реакции социальных структур на радикальные сдвиги в жизни общества.

Чаще всего смена культов имела экономические причины и объяснялась экономической ситуацией в стране. Но религиозная реформа Эхнатона имела политические корни и явилась результатом открытого конфликта фараона и жреческой верхушки.

Таким образом, как мы видим, мир, экономическая и политическая стабильность обеспечивали устойчивое положение верхушки египетского пантеона; поколебать его смогли лишь междоусобные войны, внешний враг, внутриполитические конфликты и экономическая неустойчивость.

Религиозно-философскую концепцию переворота, сложившуюся в амарнский период, великолепно иллюстрирует гимн солнечному божеству Атону, сохранившийся в гробнице вельможи Эйе. Особенная ценность этого памятника состоит в том, что он происходит из среды, близкой к фараону, а возможно авторство гимна принадлежит и самому Эхнатону. Гимн, с одной стороны, позволяет охарактеризовать важнейшие новации нового солнечного культа, степень разрыва с прежней религиозной традицией (космогонию, универсальный характер атонизма, представления о загробном мире), с другой - умонастроения солнцепоклоннической элиты Ахетатона (Амарны), их представления о новой религии, готовность идти на конфликт с многобожием.

Оглавление

Введение. 3

Культы Древнего Египта. 5

Значение культов Древнего Египта. 7

Загробная жизнь в представлении древних египтян. 9

Религиозная реформа фараона Эхнатона. 11

Искусство времени Эхнатона. 14

1. Изменение в иконографии. Скульптура. Росписи. Рельефы.. 14

2. «Мастерская скульптора Тутмеса». Портреты царицы Нефертити. 15

3. Новая столица Ахетатон. 16

4. Новоегипетский язык. Литература. 17

Религия после Амарны.. 19

Заключение. 20

Список использованных источников. 21

Введение

Тайны древнего Египта привлекают внимание профессиональных египтологов и обычных любителей истории уже множество веков. Огромное влияние на историю цивилизации оказали религиозные представления о сотворении мира древних египтян.

Особенность религиозных представлений древних египтян сложилась из-за географического положения государства. Примерно в 4 – 5 тысячелетии до н.э. в устье реки Нил несколько городов – номов объединились в Верхний и Нижний Египет под руководством первого провозглашенного фараона Немеса. Отмечалось влияние африканской культуры – поклонения и жертвоприношения идолам, изображаемым в виде животных.

В религии Древнего Египта были отражены представления о мироздании жителей долины Нила. История возникновения культов восходит к тысячелетиям в первобытные времена. Попытки объяснить явление смерти и поиски Бога дали толчок для развития культуры.

Из древнеегипетских мифов стало известно о духовном развитии цивилизации, а также повседневных обычаях: быте, политике, устройстве общества.

Религиозные представления древних египтян пережили несколько этапов развития: от примитивного поклонения идолам к приходу к моноистической трактовке во времена правления фараона Эхнатона.

Теория о вечности души и суде Осириса позволяла соблюдать порядок в обществе, предотвращала от разграбления гробницы.

Религиозные постулаты в течение всей истории цивилизации претерпевали изменения. Например, самым ярким событием стал приход к власти царя Эхнатона, который провозгласил единственным божеством культ Атона. По его приказу были разрушены храмы, где превозносили Амона. Власти запретили совершение обрядов, посвященных иным культам среди населения.

На протяжении многих лет известных египтологов и простых людей, интересующихся историей Древнего Египта, увлекала и притягивала своей безмолвной неизвестностью тема фараона, о жизни которого так много было сказано, но загадок осталось не меньше. Аменхотеп IV, чьё имя означало "Амон доволен", должен был стать одним из великих правителей, которым из года в год покровительствовал и обеспечивал власть вечный бог солнца Амон.

Но фараон не пожелал подчиниться принятому ещё тысячи лет назад закону, и преклонил колени всей страны перед солнечным диском Атоном, взошедшим над горизонтом "чёрной земли" всего на 17,5 лет и пропавшим во тьме ночи после гибели своего верного посланника, имя которого вошло в историю, как Эхнатон - "угодный Атону". Его называют фараоном - еретиком и святым, деспотичным тираном и человеком, старающимся улучшить жизнь своего народа.

Реформа не была внезапной, культ Атона был известен и раньше, и, тем не менее, признание его официальным культом повлекло за собой очень заметные изменения: в общежитии и традициях, в заметной демократизации царской власти и во всех областях литературы и искусства. Этот фараон XVIII династии запретил все старые культы, единственным истинным богом провозгласив Атона - бога солнца. Эхнатон основал новую столицу - Ахетатон. Яркий, но недолгий период царствования Эхнатона принято называть амарнским периодом и началом царствования XVIII династии фараонов. Одним из ее представителей стал получившийся всемирную известность благодаря находке его нетронутой гробнице Тутанхамон.

Небывалые успехи завоевательных походов фараонов ХVШ династии привели к расширению границ Египта и притоку богатств из завоеванных областей, оседавших, большей частью, в храмах Амона в Фивах. Это способствовало возрастанию власти Амона, т.е. власти фиванского жречества, и в то же время противопоставляло их царской власти.

В результате началось новое обострение отношений между фараоном и рабовладельческой знатью, разбогатевшими жрецами, особенно жрецами главного египетского храма бога Амона-Ра в Фивах.

Так в период сорокалетнего правления Аменхотепа III Египет достиг зенита своего могущества. Однако деспоти­ческая власть фараона вызывала явное противодействие со стороны фиванского жречества, значительно обогатившегося за счет пожертво­ваний храму Амона, и рабовладель­ческой знати, окрепшей в результате военных походов. Эти силы активно сопротивлялись фараону.

Аменхотеп III, желая противостоять своим противникам, опирается на поддержку военного сословия. В то же время он использует непопуляр­ность египетской религии в среде по­коренных народов, входивших в со­став Египта после азиатских походов Тутмоса III. Фараон стремится су­зить сферу влияния фиванского жре­чества, подготавливая, очевидно, тем самым почву для более универ­сальной религиозной системы, кото­рая бы отвечала общегосударствен­ным интересам.

Однако реформу в этом направлении осуществил преемник Аменхотепа - Аменхотеп IV. Изменив вере своих предков, этот фараон-реформатор на двенадцатом году своего царствования окон­чательно порывает с традиционным египетским многобожием и учреж­дает культ солнечною диска— Атона.

Культы Древнего Египта

Центральное место в религии Древнего Египта занимал Ра, именуемый в период Среднего и Нового царства «Амон-Ра», «Атон», «Гор». Он ассоциировался с солнечным диском: он всходил на заказе («умирал») и каждый день рождался («восходил») на востоке. Считался, что фараон является его воплощением на Земле и бессмертен. За счет этого обеспечивался нерушимость и долговечность государственного строя под управлением династических царей. Ра воплощал также нравственный порядок – его дочь Маат взвешивала в потустороннем мире сердца людей с его добрыми поступками. Ее образ стал прототипом Фемиды – «Истины». От солнца, сезонности, зависела урожайность.

Огромное значение придавали египтяне хранителям Нила (Себек, Хапи и Сотис) и царства мертвых (Осирис, Сокарис и Анубис).

Супруга Ра – Мут – хранила ночное небо, она была матерью Солнца на восходе. На рельефах Мут всегда изображалась с двумя коронами: белой и красной – Нижнего и Верхнего Египта. На ее короне присутствовал символ ястреба – материнства. В Древнем Египте считалось, что все ястреба – только самки, отсюда и возник хнак.

Тот присутствовал на барельефах со сценами суда справедливости в царстве мертвых. Его образ соседствовал с культом Сехмет (Пахт) с туловищем человека и головой льва, редко — кошки. Для грешников она становилась яростной и агрессивной как лев, для хороших людей – ласковой как кошка. В книге мертвых описано, что Тот был прародителем всей египетской религии.

После смерти души попадали в царство, охраняемое Осирисом. Они проходили на суд Маат, которая взвешивала их добрые дела и с другой стороны – ее перо. Если перо перевешивало, душу съедало огромное чудовище с головой крокодила. В случае, если добра в сердце было больше, то он получил право на собственный надел в загробном мире.

Суд приходил при участии нескольких судей, в числе которых был Осирис. Они выносили и оглашали конечный приговор. Могло быть назначено наказание в форме превращения в животное, например, свинью. В этом образе душа оставалась навечно, не имея возможности искупить свои грехи. Вечная жизни или смерть в царстве Осириса были результатом поведения на земле.

Хотя Гор, Исида и Осирис считались главными культами поклонения, в Мемфисе и Фивах, долгое время считавшихся политическими и культурными центрами отдельных царств, имели собственные обряды поклонения, которые стали частью египетской мифологии.

Главным хранитилем сокровищниц Мемфиса являлся Птах. Его изображали в виде мумии с красивыми чертами лица.На голове он носил скарабея – символа жизни и процветания, стоящего на крокодиле – олицетворении мрака. Древние египтяне верили, что даровал новую жизнь. Он даровал Ра, создавшему Вселенную, все элементы его существования.

В Фивах на юге Египта царствовал Амон. Его образ соответствовал Юпитеру в мифологии Древней Греции. Под его руководством проходят все явления в природе — цикличность и закономерность процессов, обновление жизни. В Карнакском храме и других постройках современного Луксора можно встретить аллеи, ведущие к главным воротам святынь. На них установлены статуи баранов – олицетворение Амона. Это животное чаще всего приносили в жертву.

Главным воплощением могущества Амона стал Нил, который дал Египту воду и урожай. Существовало другое наименование культа – «Кнуфис», что означало «Амон-Нил». В храме Дендеры можно увидеть барельеф с изображением «Кнуфиса» – голова барана украшена перьями, он держит в одной руке ключи от Нила, а в другой – парусник. Считалось, что Амон отвечает за разлив Нила. В храме Филе (ныне — Асуан) сохранился рисунок со сценой жертвоприношения Птолемеем III Евергетом в честь Амона-Кнуфиса. Традиционно на картинах культ изображался в голубых тонах, обязательный элемент – баранья голова с завитыми рогами,

которые символизировали размножение. Важным аттрибутом являлся солнечный диск с расходящимися лучами. Одеждой Амона служила подпоясанная туника. На голове – красная корона правителя Верхнего Египта с перьями.

Также Амон символизировал солнце. В этой форме он изображался как солнечный диск в лодке. Посредине парусника находился тайник, где прятался от потосторонних глаз бог, закрытый занавесками и дверцами. Его помощники и исполнители воли находились на карме. Лодки перевозили души из земного мира в потусторонний. На процессиях священство использовало точные копии нарисованных на стенах суден. Они изготавливались из благородных пород дерева, часто л<

Наши рекомендации