Билет 3 Три вида испанского театра публичный, придворный, ауто сакраментале.

(жирным курсивом выделены примеры/пьесы/дополнения, которые хорошо прочесть, чтобы лучше понимать и ориентироваться в материале)

Три вида испанского театра золотого века.(С последней трети 16 века 17 век)

Золотой век испанского театра начинается с повсеместного распространения профессиональных трупп. Ранее театральные представления давались лишь по большим праздником, теперь они становятся чуть ли не ежедневным достоянием, едва ли не всех желающих. В литературных рамках Золотой век – завершающий этап творчества Лопе де Веги, маньеризм, барокко. Кальдерон – вершина.

Почти все пьесы из нашего списка литературы шли на сценах публичных театров – корралей в 16 столетии.

Начало века – появление первых барочных и маньериских течений. Сохраняется общая конструкция корралей [см билет 13]. Они становятся постоянными конструкциями-театрами для постоянной работы профессиональных трупп (50е года). Труппы могут сами себя обеспечивать (ранее празднества заказывались городом, церковью, вельможами). Состав труппы 15-20 человек, руководитель автор-режиссер или ведущий актер. Внутри привычной конструкции происходят заметные сдвиги. Уходит в прошлое времена, когда актеры выступали на пустом пространстве, а публика самозабвенно слушала слово.

Усиление зрелищности.

Одна, несколько, или все девять занавесок внутренней сцены открывались, являя что угодно: цветущие деревья и суровые скалы, отрубленные головы, увешанные коврами покои, мрачные пещеры или уставленные свечами алтари, окровавленные постели, корабли. В «Чистилище Святого Патрика» Кальдерона в нише была установлена адская пасть (что не редко), раскрытая на зрителя, из которой валил огонь. В общем театр золотого века удивлял. + пример: ремарки лопе де веги в «притворстве-правда» и «чаще без любви».

Механизмы.

Существовали и для полетов по горизонтали tramoyas ( Ангел и дьявол могли сражаться в воздухе над партером), и подъемные canal это платформа со столбом (которая часто обыгрывалась) с колесиками и противовесами. Пример. Обняв крест, обе подножие скрывает основание подъемной машины, взмывает к небу Юлия в финале «Поклонение Кресту» Кальдерона.

Поворотный механизм bofeton, что согласно современному словарю «театральное приспособление, крепящиеся, как дверь, на коляске и при повороте, позволяющее появляться и исчезать перед глазами зрителей лицам или предметам»

Освящение.

сияние, звезды, блеск, солнце в пьесах не были пустыми. Чудесные явления в театре были богато иллюминированы, озарены светом множества свечей.

Внутренние сцены представляли собой глубокие ниши, и поэтому без их освящения было не обойтись. Во многих произведениях перед лоа есть реплика «Выносите факелы!», что могло символизировать начало действа. Это справедливо для всех видом драм: «драмы о святых», исторические, «драмы чести», «комедии плаща и шпаги».

Костюмы и слово уже не исчерпывали собой сценографию.

Занавески, скрывающие ниши внутренних сцен тоже могли служить как своеобразные расписные задники.

На основной сцене нередко устанавливалась гора, она могла открываться и закрываться, с нее скатывались незадачливые путники (Росаура в «Жизнь есть сон») или раненые, пленные, мертвые. На подмостках разыгрывались сцены сражений. Приставляя лестницы к второму и третьему этажу внутренней сцены, брали штурмом замок.

Костюм не потерял своей пышности. Зрители видели в театре кололей и нищих, рыцарей, слуг, грандов, поселян, солдат, полководцев, негров, амазонок, рабов, немцев, португальцев, врачей – у каждого был свой узнаваемый сценический облик.

Публика могла по костюму определить место и действие: шпоры означали, что действие происходит вне дома, черный плащ и щит были атрибутами ночной прогулки. Даже одежды крестьян отличались нарядностью и могли быть отделаны серебром.

Любой спектакль в публичном театре 16 века был музыкально-драматическим.

Он начинался с выступления музыкантов и завершался карнавальной сценой – мохигангой. Трубы, барабаны предшевствовали появлению королей. Шалмеи (предки гобоя) звучали, когда спускались ангелы, Мария и прочие небожители. Музыка сопровождала возносящихся святых и заглушала шум подъемников. В сценах сражений, на похоронах, на казни, свадьбе, в сельских и придворных эпизодах много пели и танцевали.

В целом, публичный театр Золотого века отличался эмоционально-яркой манерой исполнения, энергией и динамичностью. Правда этого театра была выше бытового правдоподобия – правда праздничного, приподнятого над обыденностью бытия.

Публика театра была невероятно пестрой, вбирающей в себя все слои испанского населения.

Куртуазный театр(Придворный)

Лучшая пора куртуазного театра, это барокко, приходится на правление Филиппа 4 (1621 – 1665)

Спектакли разыгрывались королями, королевами, придворной знатью, фрейлинами.

И для них.

Смена типа театра. Сценические видения возникают не в воображении зрителя, а в котором видения воплощаются на подмостках. Вместо представлений под открытым небом – закрытое помещение, вместо солнечного света – искусственное освещение, вместо подмостков, окруженных зрителем – сцена коробка, от зрителя резко отделенная.

Если на представлении в корралях, пришедшие на «Набережную а Севилье» Лопе де Веги, при виде пустых подмостков представляли огромные корабли, моряков их разгружающих, полноводную реку. В придворном театре зритель увидит это на сцене. В ренессансном театре зритель – это человек, создающий в своем воображении миры, в барочном театре человек нечто внеположженое миру. Публика становится сторонним наблюдателем.

Отчет новой эры можно считать с 80-х годов 16 века. Когда Бернордо Буонталенти впервые применяет для постановок при флорентийском дворе Медичи подвижные декорации. Вращающиеся по бокам треугольные призмы. [вспоминаем декорации Артаксерсова действо в придворном театре Алексея Михайловича].

Музыка в куртуазном театре была существенна и многозначна.

Изредка, она своими диссонансами выявляла неприглядность зла; как правило она уподоблялась «музыке сфер», настраивала на высокий лад.

Роль текста была ведущей во всех куртуазных представлениях (в основном диалоги)

Сюжеты использовались в основном мифологические, исторические.

Наиболее важные постановки на драмы Кальдерона на куртуазной сцене: «Самое большое волшебство – любовь», «Три самых больших чуда», «Зверей укрощает любовь, «Живописец своего бесчестья», «Эхо и Нарцисс», «Статуя Прометея», «Зверь, молния и камень») в общем их 11.

Наши рекомендации