В. К. Тредиаковский. Ода IV. Похвала Ижерской земле и царствующему граду Санкт-Петербургу (отрывок) (1752)

Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1768) - выдающийся поэт, учёный-филолог, теоретик литературы, автор трактата по теории русского стихосложения. Ода, очевидно, была написана им в связи с предстоящим пятидесятилетием со дня основания города.

Приятный брег! Любезная страна!Где свой Нева поток стремит к пучине.О! прежде дебрь, се коль населена!Мы град в тебе престольный видим ныне. Немало зрю в округе я доброт:Реки твоей струи легки и чисты;Студен воздух, но здрав его есть род:Осушены почти уж блата мшисты. Где место ты низвергнуть подалаВрагов своих блаженну Александру,В трофей и лавр там лавра процвела;Там почернил багряну ток Скамандру. Отверзла путь, торжественны вратаК полтавским тем полям сия победа;Великий сам, о! слава, красота,Сразил на них Петр равного ж соседа. Преславный град, что Петр наш основалИ на красе построил толь полезно,Уж древним всем он ныне равен стал,И обитать в нём всякому любезно. Не больше лет, как токмо с пятьдесят,Отнеле ж все хвалу от удивленнойЕму души со славою гласят,И честь притом достойну во вселенной. Что ж бы тогда, как пройдет уж сто лет?О! вы, по нас идущие потомки,Вам слышать то, сему коль граду свет,В восторг пришед, хвалы петь будет громки. Авзонских стран Венеция, и Рим,И Амстердам батавский, и столицаБританских мест, тот долгий Лондон к сим,Париж градам как верьх, или царица,— Все сии цель есть шествий наших в них,Желаний вещь, честное наше странство,Разлука нам от кровнейших своих;Влечет туда нас слава и убранство. Сей люб тому, иному — тот из нас:Как веселил того, другой другого,Так мы об них беседуем мног час,И помним, что случилось там драгого. Но вам узреть, потомки, в граде сем,Из всех тех стран слетающихся густо,Смотрящих всё, дивящихся о всем,Гласящих: «Се рай стал, где было пусто!» Явится им здесь мудрость по всему,И из всего Петрова не в зерцале:Санктпетербург не образ есть чему?Восстенут: «Жаль! Зиждитель сам жил вмале». О! боже, твой предел да сотворит,Да о Петре России всей в отраду,Светило дня впредь равного не зрит,Из всех градов, везде Петрову граду.

М. В. Ломоносов

Оды

Краткое содержание книги

Время чтения: ~8 мин.

Первая ода Ломоносова — «На взятие Хотина» (1739) — посвящена победе над турками. Турецкое войско одержимо адской злобой: «Не ад ли тяжки узы рвёт и челюсти разинуть хочет?». Но россы горят любовью к отечеству и императрице, и потому «чтоб орлов сдержать полёт, таких препон на свете нет». Посрамлённые турки стыдятся самого солнца. Представляется видение Иоанна Грозного и Петра Великого: они гордятся, что Анна Иоанновна продолжает их дело. Поэт призывает турок положиться на великодушие победительницы, но саму злобную Турцию ничто не спасёт: «Дамаск, Каир, Алепп сгорит; Обставят Росским флотом Крит; Ефрат в твоей крови смутится». Россия же под Анниным покровом процветает от Вислы до Китая; враг не смеет топтать полей «с пшеницей, где покой насеян»; мирные пастухи поют песни про воинскую славу.

В оде на день рождения Ивана Антоновича (1741) младенец-император наследует славным предкам, совершая более дивный подвиг, чем Геракл: в колыбели он победил не змей, но злобного «гиганта» (Бирона), который хотел «превысить Вышню власть». Полная мифология российской истории разворачивается в одах, посвящённых императрице Елисавете Петровне.

Россия хранима Богом. Хотя по временам Он насылает на неё Свой гнев, но затем переменяет его на милость: «Я в гневе Россам был Творец, Но ныне паки им Отец» (Ода 1742 г.). Бог, как и в прежних одах, сокрушает злобу, разрушая умыслы врагов России (там же и в других местах). К Нему возносится молитва: «Для толь великих стран покою, / Для счастья множества веков, / Поставь как Солнце пред Тобою / И как Луну престол Петров». (Ода на рождение Павла Петровича)

Великие герои и героини среди российских правителей были с древности и теперь сияют «превыше звёзд» (Ода 1752 г.). Особенно велико было дело царя Алексея: он победил поляков и татар, «он суд и правду положил» (Ода на рождение Павла Петровича). Но ничто не сравнится с деяниями Великого Петра: «Зиждитель мира… послал в Россию Человека, каков не слыхан был от века» (Ода 1747 г.). Пётр уподобляется Спасителю (а мать его, в подражание Матери Божией, называется «в жёнах благословенна» — Ода 1752 г.). Он извлёк Россию из мрака невежества, даровав ей новую жизнь. Он поразил врагов — «войнами укротил войны» (Ода 1761 г.); он устроил флот и отправил на Восток «Росских Колумбов»; при нём «божественны науки в Россию простирали руки» (Ода 1747 г.). Супруга Петра продолжила его дела: «Если б жизнь ея продлилась, давно б Секвана постыдилась своим искусством пред Невой» (там же). Последующие годы — вновь годы мрака, от которых Бог избавил Россию, возведя на трон Елизавету Петровну, «Петрову дщерь», «возлюбленную Тишину» (значение имени Елизавета): «Взглянул в Россию кротким оком, / И видя в мраке ту глубоком, / Со властью рёк: да будет свет. / И бысть. О твари обладатель! / Ты паки света нам создатель, / Что взвёл на трон Елисавет». (Ода 1746 г.)

Тишина при Елисавете нерушима: она сама своих «градов ограда» (Ода 1747 г.); она пресекает войну, не обнажив меча, и при ней «Марс кровавый не дерзает руки своей простёрт к нам» (Ода 1748 г.). Петровой дщерью Россия светло процветает (Ода 1752 г.). Огромны её пространства: Российская держава «простирает ноги» к Китайской стене и «опирается локтем» на Кавказ (Ода 1748 г.). На всём этом пространстве изливаются монаршие щедроты. Земледельцы мирно собирают земные плоды. «Сокровищ полны корабли дерзают в море» за Тишиной (Ода 1747 г.). Воздвигаются строения, несравнимые с древними пирамидами и Семирамидиными садами: те «воздвигали человеки — здесь зиждет само божество». Музы радостно прославляют монархиню и её дела (Ода 1750 г.).

Но главное благодеяние божественной Тишины — покровительство наукам (Оды 1747 и 1750 гг.). От наук Россия должна ожидать множество добра. Науками будут открыты потаённые богатства земли, сокровища, «какими хвалится Индия». Будут исследованы необозримые северные земли. Новые «Российские Колумбы» пройдут через ледяные моря и возвестят о щедрости Елизаветы неведомым народам в сказочных тёплых странах. Огромные богатства проистекут из Уральских гор. Механика пророет каналы и осушит болота; химия «в земное недро… проникнет взора остротой», география покажет Елисавете города и сёла, блаженные в её подданстве; «наука лёгких метеоров» избавит от всех тревог земледельцев и мореплавателей.

Чтобы не иссякло благоденствие России, Бог продолжает Петрово потомство. Бракосочетание великих князей Петра Фёдоровича и Екатерины Алексеевны — повторение прежде бывшего союза «К утехе Росскаго народа / Петра с Екатериной вновь / Счетает счастье и порода, / Пригожсгво, младость и любовь». (Ода на бракосочетание…)

Когда рождается Павел Петрович, Пётр Великий «в правнуке своем дыхает и род в нём восставляет свой». Поэт обращается к новорожденному: «Велики суть дела Петровы, но многие ещё готовы тебе остались напреди» (Ода на рождение Павла Петровича). В будущем же от рода российских царей «родились бы Петры Велики, чтоб просветить всех смертных род» (Ода… на рождение Анны Петровны).

Постоянный предмет человеческого удивления — природа. Человеку неведомо, как Бог «в стройном чине» сотворил её, зажёг светила, «море удержал брегами», создал, многообразие животных и чудовищ («Ода, избранная из Иова»). Чем ближе мы рассматриваем природу, тем больше поражаемся: приблизившись к солнцу, увидели бы, как «огненны валы стремятся и не находят берегов» («Утреннее размышление…»); ночью можем видеть, как «с полночных стран встаёт заря», и не можем объяснить это явление («Вечернее размышление…»). Неудивительно, что одушевлённая природа разделяет все радостные события в жизни России: «Брега Невы руками плещут, Брега Ботнийских вод трепещут» (Ода 1742 г.).

Одним словом, Ломоносов — поэт, в самозабвенном восторге поющий величие Бога в природе и истории.

Использованы следующие оды М. В. Ломоносова (слово «ода» в заглавии опускается):

Императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина (1739). На праздник рождения Императора Иоанна III (1741). На прибытие Елисаветы Петровны из Москвы (1742). Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния (ок. 1743, напечатано в 1748). На день брачного сочетания Петра Феодоровича и Екатерины Алексеевны (1745). На день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны (1746, 1747, 1748, 1752, 1761). За милость, оказанную в Царском Селе (1750). Выбранная из Иова; Утреннее размышление о Божием величестве (напечатаны в 1751). На рожденье великого князя Павла Петровича (1754). На день рождения… Елисаветы Петровны и на рождение великой княжны Анны Петровны (1757).

Наши рекомендации