Перечень элементов содержания, включенных в контрольно-измерительные материалы
Кодификатор
элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся 8 класса общеобразовательных школ по русскому языку
Кодификатор элементов содержания сформирован на основе «Обязательного минимума содержания основных образовательных программ», являющегося составной частью Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку и учитывает элементы содержания программы М.М. Разумовской, изучаемые в 8 классе.
Перечень элементов содержания, включенных в контрольно-измерительные материалы
В первом столбце таблицы указан номер раздела, во втором - элемент содержания, для которого создаются проверочные задания. Жирным курсивом указаны крупные блоки содержания, которые ниже разбиты на более мелкие элементы. Раздел «Речь» изучается параллельно с другими разделами в течение учебного года; в «Кодификаторе» темы раздела указаны под номером 5.
Номер раздела | Элемент содержания |
I учебная четверть | |
Орфография и морфология (на основе изученного в 5-7 классах), орфоэпические нормы | |
1.1 | Буквы Н – НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий |
1.2 | Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи |
1.3 | Употребление дефиса |
1.4 | Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи |
2 | Синтаксис и пунктуация |
2.1 | Словосочетание |
Простое предложение. Главные члены предложения | |
3.1 | Подлежащее и способы его выражения |
3.2 | Сказуемое и способы его выражения |
3.3 | Тире между подлежащим и сказуемым |
Второстепенные члены предложения | |
4.1 | Определение |
4.2 | Дополнение |
4.3 | Обстоятельство |
Речь (повторение и обобщение изученного в 5-7 классах) | |
5.1 | Стили речи |
5.2 | Типы речи |
5.3 | Способы и средства связи предложений в тексте |
II учебная четверть | |
5.4 | Репортаж как жанр публицистики |
Односоставные предложения | |
6.1 | Определённо-личные предложения |
6.2 | Неопределённо-личные предложения |
6.3 | Безличные предложения |
6.4 | Назывные предложения |
6.5 | Неполные предложения |
Простое осложнённое предложение | |
7.1 | Однородные члены предложения. Пунктуация при союзной и бессоюзной связи |
III учебная четверть | |
7.2 | Однородные и неоднородные определения |
7.3 | Обобщающие слова при однородных членах |
Предложения с обращениями, вводными, вставными конструкциями и междометиями | |
8.1 | Предложения с обращениями |
8.2 | Предложения с вводными конструкциями |
8.3 | Предложения с вставными конструкциями |
Предложения с обособленными членами | |
9.1 | Обособленные определения и приложения |
Речь | |
5.5 | Статья в газету |
5.6 | Портретный очерк |
IV учебная четверть | |
9.2 | Обособленные обстоятельства |
9.3 | Уточняющие члены предложения |
Прямая и косвенная речь | |
10.1 | Оформление прямой речи на письме |
10.2 | Цитаты и их оформление на письме |
Спецификация
Контрольно-измерительных материалов к учебнику русского языка для 8 класса под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта
Контрольно-измерительные материалы позволяют установить уровень освоения учащимися 8 класса Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования.
Структура контрольно-измерительных материалов
Материалы базируются на системе поэтапной проверки умений учащихся воспринимать и анализировать языковые явления, предполагают повторение учащимися орфографии, изучение синтаксиса словосочетания и простого предложения, что определено нормативными документами по предмету. Комплекс заданий для определения уровня подготовки учащихся по русскому языку разделён на 2 части: часть А – задания с выбором ответа; часть В – задания с кратким ответом.
Синтаксис и пунктуация
Односоставные предложения
1. Односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица называются:
1) неопределенно-личные
2) определенно-личные
3) безличные
4) назывные
2. Односоставные предложения со сказуемым — глаголом в форме 3-го лица множественного числа в настоящем или будущем времени или в форме множественного числа в прошедшем времени называются:
1) неопределенно-личные
2) определенно-личные
3) безличные
4) назывные
3. Односоставные предложения, имеющие один главный член — подлежащее, называются:
1) неопределенно-личные
2) определенно-личные
3) безличные
4) назывные
Обособленные обстоятельства
- Найди и отметь предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки. Исправь их:
а) Снег сошёл, оставшись кое-где грязными клочками в лощинах.
б)Воробьи стаями обсыпав придорожные ветлы кричали громко и не переставая.
в) Благодаря его рекомендациям и замечаниям наша работа была выполнена успешно и вовремя.
г) Все окружающие молчали, задумчиво опустив головы.
д) Невзирая на разыгравшуюся к ночи метель обоз тронулся в путь.
е) Я долго сидел у открытого окна, не зажигая огня и задумчиво глядел в тёмное пространство, перебирая в памяти прошедшие годы.
ж) Оглянувшись по сторонам, и , никого не обнаружив, он осторожно стал пробираться к дому.
з) Оттолкнув, одолев баграми ледяную махину, разметав её взрывом, люди радостно кричали.
- Укажи предложения, в которых верно расставлены знаки препинания:
а) Большой хищник, вернувшись с юга, летел мне навстречу и , разглядев, кто я, повернул обратно.
б) Он прошёл через двор, вошёл в садик и дойдя до дощатого сарая, по выступам забрался на крышу.
Предложения с прямой речью
1. Укажи схемы, которые составлены неверно:
а) «П,- а, - п».
б) А: «П!»
в) «П? – а. – п».
г) «П, - а. – П».
д) «П, - а. – п»
2. Отметь предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки. Исправь эти ошибки:
а) «Вновь я захандрил без меры и границ, - писал Левитан Чехову из Финляндии. – Здесь нет природы». (Паустовский)
б) «А как же поезд?» - подумала Наташа и удивилась, что эта мысль не вызвала у неё никакой тревоги. (Паустовский)
в) После нескольких минут молчания я сказал ей, приняв самый покорный вид: «Я слышал, княжна, что я имел уже несчастье заслужить вашу немилость». (Лермонтов)
г) «Полно тебе, болтунья,» - полусердито сказала бабушка. – «Поди к Верочке и узнай, что она». (Гончаров)
д) «Идите за мной – сказала она, взяв меня за руку, и мы стали спускаться». (Лермонтов)
е) «Скажи, пожалуйста, Вера, - спохватился Райский, - зачем она вызвала меня?»
ж) «Дядя, не бейте его, он – старик» - со слезами отчаяния закричал Гаврик, бросаясь к приставу. (Катаев)
з) Он спросил у мальчика о том, где до войны проживали его родственники?
Прямая и косвенная речь
1. Укажи схемы, которые составлены неверно:
а) «П? – а. – П».
б) «П! – а. – п».
в) «П». – а.
г) А: «П?»
д) «П, - а, – п».
2. Отметь предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки. Исправь эти ошибки:
а) «Компас изучаешь?» - спросил Басов, придавая голосу общительное выражение. – «Я сам давно собираюсь заняться навигацией».
б) «Это дикие голуби», - сказал пожилой лесничий.
в) «Друг мой, Аркадий Николаевич!» - воскликнул Базаров. – «Об одном прошу тебя: не говори красиво».
г) «Откуда ты? Как сюда попал? Куда идёшь? – засыпал я его своими вопросами.
д) «Тихо, товарищи! – крикнул из прикрытия связист. – Сообщают, что под Москвой враг остановлен».
е) Он спросил девушку, будет ли она участвовать в новогоднем карнавале?
ж) «Где, - сказал художник с тоской, - где я возьму красок, чтобы изобразить это зимнее безмолвие?»
з) Я подошёл к нему и спросил: «Как ты попал сюда?»
и) «Слышал ли ты, чтоб где-нибудь ещё так пели?» - спросила Изергиль, поднимая голову и улыбаясь
Цитаты и способы их оформления
- Какой знак препинания не используется при оформлении цитат?
а. двоеточие и кавычки;
б. запятая и тире;
в. многоточие;
г. скобки
- Цитата – это:
а. пословица или поговорка;
б. чужая речь, переданная без изменения;
в. дословная выдержка из какого-либо произведения, пословица или поговорка, приведённая в подтверждение собственных мыслей;
г. отрывок из стихотворения
- Когда при оформлении цитат не используются кавычки?
а. если цитируется несколько слов;
б. если цитируется одно слово;
в. если цитируемое стихотворение записано без соблюдения авторских строк
г. если цитируемое стихотворение записано с соблюдением авторских строк
Примерные тестовые задания для проведения контрольных работ по итогам учебных четвертей и года
I четверть
Вариант I
Правильные ответы обводи кружком
А2 НН – пишется
1) мыши…ый
2) ветре…ик
3) свежемороже…ый
4) линова…ый
5) гости…ица
А3 В каком сочетании слов пишется ни?
1) н…сколько удивимся
2) н…кого не терпел
3) н…где ступить
4) н…кому рассказать
II четверть
Вариант I
Правильные ответы обводи кружком
А2 НН – пишется
1) купирова…ый
2) толоко…ый
3)реше…ые задачи
4) жела…ый
III четверть
Вариант I
Правильные ответы обводи кружком
А2Нн – пишется
1)труже…ик
2) соле…ые огурцы
3) моното…ый
4) отчая…ый поступок
5) златокова…ый
IV учебная четверть
Вариант I
Правильные ответы обводи кружком
А2 В каком слове пишется Н?
1) Нужно поступать обдума…о.
2) Решение тщательно обдумо..о.
3) Ответы продума..ы и точны.
4) Непридума..ые истории всем интересны.
Вариант II
Правильные ответы обводи кружком
А2 В каком слове пишется Н?
1) Группа организова…а и серьёзна.
2) Спотсменынеорганизова…ы, поэтому проигрывают.
3) Ведите себя организова…о!
4) Группы организова…ы для начала занятий.
Кодификатор
элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся 8 класса общеобразовательных школ по русскому языку
Кодификатор элементов содержания сформирован на основе «Обязательного минимума содержания основных образовательных программ», являющегося составной частью Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку и учитывает элементы содержания программы М.М. Разумовской, изучаемые в 8 классе.
Перечень элементов содержания, включенных в контрольно-измерительные материалы
В первом столбце таблицы указан номер раздела, во втором - элемент содержания, для которого создаются проверочные задания. Жирным курсивом указаны крупные блоки содержания, которые ниже разбиты на более мелкие элементы. Раздел «Речь» изучается параллельно с другими разделами в течение учебного года; в «Кодификаторе» темы раздела указаны под номером 5.
Номер раздела | Элемент содержания |
I учебная четверть | |
Орфография и морфология (на основе изученного в 5-7 классах), орфоэпические нормы | |
1.1 | Буквы Н – НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий |
1.2 | Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи |
1.3 | Употребление дефиса |
1.4 | Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи |
2 | Синтаксис и пунктуация |
2.1 | Словосочетание |
Простое предложение. Главные члены предложения | |
3.1 | Подлежащее и способы его выражения |
3.2 | Сказуемое и способы его выражения |
3.3 | Тире между подлежащим и сказуемым |
Второстепенные члены предложения | |
4.1 | Определение |
4.2 | Дополнение |
4.3 | Обстоятельство |
Речь (повторение и обобщение изученного в 5-7 классах) | |
5.1 | Стили речи |
5.2 | Типы речи |
5.3 | Способы и средства связи предложений в тексте |
II учебная четверть | |
5.4 | Репортаж как жанр публицистики |
Односоставные предложения | |
6.1 | Определённо-личные предложения |
6.2 | Неопределённо-личные предложения |
6.3 | Безличные предложения |
6.4 | Назывные предложения |
6.5 | Неполные предложения |
Простое осложнённое предложение | |
7.1 | Однородные члены предложения. Пунктуация при союзной и бессоюзной связи |
III учебная четверть | |
7.2 | Однородные и неоднородные определения |
7.3 | Обобщающие слова при однородных членах |
Предложения с обращениями, вводными, вставными конструкциями и междометиями | |
8.1 | Предложения с обращениями |
8.2 | Предложения с вводными конструкциями |
8.3 | Предложения с вставными конструкциями |
Предложения с обособленными членами | |
9.1 | Обособленные определения и приложения |
Речь | |
5.5 | Статья в газету |
5.6 | Портретный очерк |
IV учебная четверть | |
9.2 | Обособленные обстоятельства |
9.3 | Уточняющие члены предложения |
Прямая и косвенная речь | |
10.1 | Оформление прямой речи на письме |
10.2 | Цитаты и их оформление на письме |
Спецификация