Перечень элементов содержания, включенных в контрольно-измерительные материалы

Кодификатор

элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся 8 класса общеобразовательных школ по русскому языку

Кодификатор элементов содержания сформирован на основе «Обязательного минимума содержания основных образовательных программ», являющегося составной частью Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку и учитывает элементы содержания программы М.М. Разумовской, изучаемые в 8 классе.

Перечень элементов содержания, включенных в контрольно-измерительные материалы

В первом столбце таблицы указан номер раздела, во втором - элемент содержания, для которого создаются проверочные задания. Жирным курсивом указаны крупные блоки содержания, которые ниже разбиты на более мелкие элементы. Раздел «Речь» изучается параллельно с другими разделами в течение учебного года; в «Кодификаторе» темы раздела указаны под номером 5.

Номер раздела Элемент содержания
  I учебная четверть
Орфография и морфология (на основе изученного в 5-7 классах), орфоэпические нормы
1.1 Буквы Н – НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий
1.2 Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи
1.3 Употребление дефиса
1.4 Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи
2 Синтаксис и пунктуация
2.1 Словосочетание
Простое предложение. Главные члены предложения
3.1 Подлежащее и способы его выражения
3.2 Сказуемое и способы его выражения
3.3 Тире между подлежащим и сказуемым
Второстепенные члены предложения
4.1 Определение
4.2 Дополнение
4.3 Обстоятельство
Речь (повторение и обобщение изученного в 5-7 классах)
5.1 Стили речи
5.2 Типы речи
5.3 Способы и средства связи предложений в тексте
  II учебная четверть
5.4 Репортаж как жанр публицистики
Односоставные предложения
6.1 Определённо-личные предложения
6.2 Неопределённо-личные предложения
6.3 Безличные предложения
6.4 Назывные предложения
6.5 Неполные предложения
Простое осложнённое предложение
7.1 Однородные члены предложения. Пунктуация при союзной и бессоюзной связи
  III учебная четверть
7.2 Однородные и неоднородные определения
7.3 Обобщающие слова при однородных членах
Предложения с обращениями, вводными, вставными конструкциями и междометиями
8.1 Предложения с обращениями
8.2 Предложения с вводными конструкциями
8.3 Предложения с вставными конструкциями
Предложения с обособленными членами
9.1 Обособленные определения и приложения
Речь
5.5 Статья в газету
5.6 Портретный очерк
  IV учебная четверть
9.2 Обособленные обстоятельства
9.3 Уточняющие члены предложения
Прямая и косвенная речь
10.1 Оформление прямой речи на письме
10.2 Цитаты и их оформление на письме


Спецификация

Контрольно-измерительных материалов к учебнику русского языка для 8 класса под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта

Контрольно-измерительные материалы позволяют установить уровень освоения учащимися 8 класса Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования.

Структура контрольно-измерительных материалов

Материалы базируются на системе поэтапной проверки умений учащихся воспринимать и анализировать языковые явления, предполагают повторение учащимися орфографии, изучение синтаксиса словосочетания и простого предложения, что определено нормативными документами по предмету. Комплекс заданий для определения уровня подготовки учащихся по русскому языку разделён на 2 части: часть А – задания с выбором ответа; часть В – задания с кратким ответом.

Синтаксис и пунктуация

Односоставные предложения

1. Односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица называются:

1) неопределенно-личные

2) определенно-личные

3) безличные

4) назывные

2. Односоставные предложения со сказуемым — глаголом в форме 3-го лица множественного числа в настоящем или будущем времени или в форме множественного числа в прошедшем времени называются:

1) неопределенно-личные

2) определенно-личные

3) безличные

4) назывные

3. Односоставные предложения, имеющие один главный член — подлежащее, называются:

1) неопределенно-личные

2) определенно-личные

3) безличные

4) назывные

Обособленные обстоятельства

  1. Найди и отметь предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки. Исправь их:

а) Снег сошёл, оставшись кое-где грязными клочками в лощинах.

б)Воробьи стаями обсыпав придорожные ветлы кричали громко и не переставая.

в) Благодаря его рекомендациям и замечаниям наша работа была выполнена успешно и вовремя.

г) Все окружающие молчали, задумчиво опустив головы.

д) Невзирая на разыгравшуюся к ночи метель обоз тронулся в путь.

е) Я долго сидел у открытого окна, не зажигая огня и задумчиво глядел в тёмное пространство, перебирая в памяти прошедшие годы.

ж) Оглянувшись по сторонам, и , никого не обнаружив, он осторожно стал пробираться к дому.

з) Оттолкнув, одолев баграми ледяную махину, разметав её взрывом, люди радостно кричали.

  1. Укажи предложения, в которых верно расставлены знаки препинания:

а) Большой хищник, вернувшись с юга, летел мне навстречу и , разглядев, кто я, повернул обратно.

б) Он прошёл через двор, вошёл в садик и дойдя до дощатого сарая, по выступам забрался на крышу.

Предложения с прямой речью

1. Укажи схемы, которые составлены неверно:

а) «П,- а, - п».

б) А: «П!»

в) «П? – а. – п».

г) «П, - а. – П».

д) «П, - а. – п»

2. Отметь предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки. Исправь эти ошибки:

а) «Вновь я захандрил без меры и границ, - писал Левитан Чехову из Финляндии. – Здесь нет природы». (Паустовский)

б) «А как же поезд?» - подумала Наташа и удивилась, что эта мысль не вызвала у неё никакой тревоги. (Паустовский)

в) После нескольких минут молчания я сказал ей, приняв самый покорный вид: «Я слышал, княжна, что я имел уже несчастье заслужить вашу немилость». (Лермонтов)

г) «Полно тебе, болтунья,» - полусердито сказала бабушка. – «Поди к Верочке и узнай, что она». (Гончаров)

д) «Идите за мной – сказала она, взяв меня за руку, и мы стали спускаться». (Лермонтов)

е) «Скажи, пожалуйста, Вера, - спохватился Райский, - зачем она вызвала меня?»

ж) «Дядя, не бейте его, он – старик» - со слезами отчаяния закричал Гаврик, бросаясь к приставу. (Катаев)

з) Он спросил у мальчика о том, где до войны проживали его родственники?

Прямая и косвенная речь

1. Укажи схемы, которые составлены неверно:

а) «П? – а. – П».

б) «П! – а. – п».

в) «П». – а.

г) А: «П?»

д) «П, - а, – п».

2. Отметь предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки. Исправь эти ошибки:

а) «Компас изучаешь?» - спросил Басов, придавая голосу общительное выражение. – «Я сам давно собираюсь заняться навигацией».

б) «Это дикие голуби», - сказал пожилой лесничий.

в) «Друг мой, Аркадий Николаевич!» - воскликнул Базаров. – «Об одном прошу тебя: не говори красиво».

г) «Откуда ты? Как сюда попал? Куда идёшь? – засыпал я его своими вопросами.

д) «Тихо, товарищи! – крикнул из прикрытия связист. – Сообщают, что под Москвой враг остановлен».

е) Он спросил девушку, будет ли она участвовать в новогоднем карнавале?

ж) «Где, - сказал художник с тоской, - где я возьму красок, чтобы изобразить это зимнее безмолвие?»

з) Я подошёл к нему и спросил: «Как ты попал сюда?»

и) «Слышал ли ты, чтоб где-нибудь ещё так пели?» - спросила Изергиль, поднимая голову и улыбаясь

Цитаты и способы их оформления

  1. Какой знак препинания не используется при оформлении цитат?

а. двоеточие и кавычки;

б. запятая и тире;

в. многоточие;

г. скобки

  1. Цитата – это:

а. пословица или поговорка;

б. чужая речь, переданная без изменения;

в. дословная выдержка из какого-либо произведения, пословица или поговорка, приведённая в подтверждение собственных мыслей;

г. отрывок из стихотворения

  1. Когда при оформлении цитат не используются кавычки?

а. если цитируется несколько слов;

б. если цитируется одно слово;

в. если цитируемое стихотворение записано без соблюдения авторских строк

г. если цитируемое стихотворение записано с соблюдением авторских строк

Примерные тестовые задания для проведения контрольных работ по итогам учебных четвертей и года

I четверть

Вариант I

Правильные ответы обводи кружком

А2 НН – пишется

1) мыши…ый

2) ветре…ик

3) свежемороже…ый

4) линова…ый

5) гости…ица

А3 В каком сочетании слов пишется ни?

1) н…сколько удивимся

2) н…кого не терпел

3) н…где ступить

4) н…кому рассказать

II четверть

Вариант I

Правильные ответы обводи кружком

А2 НН – пишется

1) купирова…ый

2) толоко…ый

3)реше…ые задачи

4) жела…ый

III четверть

Вариант I

Правильные ответы обводи кружком

А2Нн – пишется

1)труже…ик

2) соле…ые огурцы

3) моното…ый

4) отчая…ый поступок

5) златокова…ый

IV учебная четверть

Вариант I

Правильные ответы обводи кружком

А2 В каком слове пишется Н?

1) Нужно поступать обдума…о.

2) Решение тщательно обдумо..о.

3) Ответы продума..ы и точны.

4) Непридума..ые истории всем интересны.

Вариант II

Правильные ответы обводи кружком

А2 В каком слове пишется Н?

1) Группа организова…а и серьёзна.

2) Спотсменынеорганизова…ы, поэтому проигрывают.

3) Ведите себя организова…о!

4) Группы организова…ы для начала занятий.

Кодификатор

элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся 8 класса общеобразовательных школ по русскому языку

Кодификатор элементов содержания сформирован на основе «Обязательного минимума содержания основных образовательных программ», являющегося составной частью Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку и учитывает элементы содержания программы М.М. Разумовской, изучаемые в 8 классе.

Перечень элементов содержания, включенных в контрольно-измерительные материалы

В первом столбце таблицы указан номер раздела, во втором - элемент содержания, для которого создаются проверочные задания. Жирным курсивом указаны крупные блоки содержания, которые ниже разбиты на более мелкие элементы. Раздел «Речь» изучается параллельно с другими разделами в течение учебного года; в «Кодификаторе» темы раздела указаны под номером 5.

Номер раздела Элемент содержания
  I учебная четверть
Орфография и морфология (на основе изученного в 5-7 классах), орфоэпические нормы
1.1 Буквы Н – НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий
1.2 Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи
1.3 Употребление дефиса
1.4 Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи
2 Синтаксис и пунктуация
2.1 Словосочетание
Простое предложение. Главные члены предложения
3.1 Подлежащее и способы его выражения
3.2 Сказуемое и способы его выражения
3.3 Тире между подлежащим и сказуемым
Второстепенные члены предложения
4.1 Определение
4.2 Дополнение
4.3 Обстоятельство
Речь (повторение и обобщение изученного в 5-7 классах)
5.1 Стили речи
5.2 Типы речи
5.3 Способы и средства связи предложений в тексте
  II учебная четверть
5.4 Репортаж как жанр публицистики
Односоставные предложения
6.1 Определённо-личные предложения
6.2 Неопределённо-личные предложения
6.3 Безличные предложения
6.4 Назывные предложения
6.5 Неполные предложения
Простое осложнённое предложение
7.1 Однородные члены предложения. Пунктуация при союзной и бессоюзной связи
  III учебная четверть
7.2 Однородные и неоднородные определения
7.3 Обобщающие слова при однородных членах
Предложения с обращениями, вводными, вставными конструкциями и междометиями
8.1 Предложения с обращениями
8.2 Предложения с вводными конструкциями
8.3 Предложения с вставными конструкциями
Предложения с обособленными членами
9.1 Обособленные определения и приложения
Речь
5.5 Статья в газету
5.6 Портретный очерк
  IV учебная четверть
9.2 Обособленные обстоятельства
9.3 Уточняющие члены предложения
Прямая и косвенная речь
10.1 Оформление прямой речи на письме
10.2 Цитаты и их оформление на письме

Спецификация

Наши рекомендации