VII Энкаустические карандаши

Техника работы энкаустическими красками, хотя и значительно усовершенствованная с античных времен, все же и по сей день остается очень трудоемкой и кропотливой. Это, пожалуй, основное препятствие, которое может помешать распространению этой живописи.

В течение длительного времени мы с отцом старались найти состав красок, который позволил бы устранить это препятствие. Таким составом стала энкаустическая краска, послужившая основой для энкаустических карандашей.

Техника работы энкаустическими карандашами и способ их приготовления были разработаны автором книги уже после гибели В. В. Хвостенко. Эти карандаши могут применяться как для монументальной, так и для станковой живописи. Могут они с успехом применяться и в графике. Сохраняя все достоинства восковой живописи, карандаши не требуют никакого дополнительного оборудования и являются наиболее доступной энкаустической техникой.

Картину и рисунок, выполненные энкаустическими карандашами, не нужно закреплять: краски не осыпаются и не мажутся. С одинаковой легкостью ими можно провести и самую тонкую линию, и закрасить большую плоскость.

В общем, энкаустические карандаши лишены досадных недостатков, присущих масляной пастели типа «панда», пастели, цветным мелкам и т. п., и представляют собой перспективный материал, способный обогатить арсенал художников.

Приготовление энкаустических карандашей

В растопленный воск добавляется небольшое количество смолы. После того как полученная смесь снимается с огня, в нее необходимо добавить растительное масло (подобное льняному) и тщательно размешать. Одновременно разогревается термостойкая палитра или дощечка, на которую насыпается сухой пигмент и порошок аэросила или диатомита. В них заливается воско-смоляно-масляная смесь и тщательно перемешивается с сухим порошком до получения однородной массы, консистенции несколько более жидкой, чем сметана. Полученная масса разливается по формам и охлаждается. После ее затвердения формы раскрывают и достают готовые карандаши. Они могут быть любого требующегося цвета и размера.

Здесь описан самый примитивный способ получения энкаустических карандашей, применимый в домашних условиях и не требующий специального оборудования. Промышленное производство позволит упростить эту технологию и получать карандаши лучшего качества за счет более тонкого помола твердых компонентов, невозможного без специальной техники.

Основы и грунты

Энкаустическими карандашами можно рисовать на любой основе, твердой или мягкой, включая бумагу, холст, ацеит, мрамор, дерево. Твердые основы желательно провощивать и грунтовать. Грунт должен быть ровно полированным. Энкаустическими карандашами можно также рисовать по хорошо затертой и просушенной штукатурке и левкасу. Грунты могут быть как белыми, так и тонированными, с поверхностью гладкой и фактурной.

VII Энкаустические карандаши - student2.ru VII Энкаустические карандаши - student2.ru Способ работы

При работе карандашами картон практически не нужен, так как неудавшийся фрагмент живописи можно соскоблить и сделать заново. Сам процесс рисования может протекать по-разному, в зависимости от желания художника. Возможности энкаустических карандашей чрезвычайно многообразны. Ими можно рисовать в традиционном смысле этого слова, можно растереть штрихи рукой, получая мягкие живописные пятна или чередуя пятна с линиями. Можно добиться эффекта живописной манеры Гохуа. Основу можно держать вертикально, так как краска не стекает.

Оплавление

Оплавление рисунка необходимо. Следует это делать слабым пламенем горелки или

положив на любую теплую поверхность. В зависимости от того, какого эффекта хочет добиться художник, горелку держат ближе или дальше от рисунка. Если надо сохранить четкость рисунка, штриховки и первоначальную форму каждой детали, горелку следует держать на большем расстоянии, а если изображение необходимо смягчить, добиться получения легких подтеков, горелку надо подносить совсем близко (на 5 см).

Если рисунок сделан без грунтовки, прямо на основе, то после оплавления работу можно считать законченной, так как на поверхности, как в «фаюмском жирном способе», появляется самообразующийся ганозис. Но если основа загрунтована, то воско-масляной пленки на поверхности живописного слоя не образуется, поскольку масла при оплавлении содержится не VII Энкаустические карандаши - student2.ru достаточно, чтобы насытить грунт и еще образовать поверхностную пленку. Такие работы необходимо покрывать ганозисом дополнительно.

VII Энкаустические карандаши - student2.ru Техника энкаустических карандашей может сочетаться с горячим полированным способом. Иногда всего несколько штрихов, сделанных энкаустическими карандашами по полированной поверхности, прорисовывают детали изображения, а иногда, напротив, лишь в нескольких местах между грунтом и карандашной штриховкой (или рисунком, или пятном) кладут слой полированной горячей живописи.

В качестве иллюстрации разнообразных способов работы энкаустическими карандашами приведу три свои работы. «Туркменка в старинной одежде» (1976) написана в основном горячим полированным способом в три слоя. Глаза, детали орнамента головного убора прорисованы энкаустическими карандашами. Эти участки картины более легкие, прозрачные по сравнению с основным фоном и придают всему изображению особый эффект, четко выявляемый соседством фактурных мазков с прозрачностью лессировок.

В картине «Романс» (1977) грунт нанесен на ацеитовую основу пятью разноцветными вертикальными полосами: голубой, розово-серой, коричневой, белой, розовой. Лишь в двух местах VII Энкаустические карандаши - student2.ru VII Энкаустические карандаши - student2.ru сделана горячая полированная прокладка, остальное же изображение выполнено карандашами. Здесь использованы разнообразные возможности. Контуры сделаны ярче и жирнее, ровными, с утолщениями и утоньшениями, четкими и размытыми. Детали на платке заштрихованы с разной плотностью, штрихи в некоторых местах затерты так, что сливаются в сплошные пятна, в других, напротив, образуют прозрачную сетчатую поверхность. Четыре цвета грунта полированной энкаустики и карандашная прорисовка отлично демонстрируют возможности энкаустических карандашей. В этом случае сочетание полированной энкаустики и энкаустического карандаша

было направлено на создание образа одновременно весомого, осязаемого и вместе с тем таинственного и романтичного. Здесь ясно чувствуется объемность, хотя изображение явно плоскостное.

«Урбанистическая вариация» (1978) выполнена полностью энкаустическими карандашами на ацеитовой фанере, покрытой белым грунтом. Картина представляет собой попытку соединить разнообразные приемы работы карандашами: гладко раскрашенные участки чередуются со штриховыми. Здесь встречаются и белые участки, процарапанные острыми инструментами. На отдельных участках оставлен грунт без красочного слоя. Поскольку композиция построена на сочетании разнообразных форм, то фактурное разнообразие отвлекало бы от восприятия этих противопоставлений.

Штриховка сделана густо, оплавлена, а поэтому воспринимается еще более живописно. Условность композиции подчеркнута условностью цветового решения. Цвет не закрашивает плоскость и не лепит объемы, он просто отмечает, где кончается одна форма и начинается цветовой образ, вызывающий определенные эмоциональные ассоциации. Во всех описанных выше картинах применены энкаустические карандаши. Но разница в их обработке, техниках исполнения порождает существенные различия между ними. Сочетание различных техник обогащает живописное решение.

Наши рекомендации