Абстракционизм. Кандинский «О духовном в искусстве».
Абстракциони́зм (лат. abstractio — удаление, отвлечение) — направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре.
2 типа абстракционизма: 1) Психологическое. (искусство данного типа интепретировать практически невозможно).абсолютное использование цвета и стремление освободить его от реального цвета. С помощью цвета художник может изображать глубинные ценности бытия, то что скрыто. Считается, что направление разививает из экспрессионизма и фовизма (фр. Дикое живоетное, исп слишком яркие цвета, контрасты, негармоничтные сочетания. Анри Матис). 2) Интеллектуальное. Продолжение творчества Поля Сезанна и кубистов.Рассчитано не на чувственную, а на рациональную оценку. Развивалось по пути создания новых типов художественного пространства, сочетания плоскостей, линий, новых геометрических форм. Чтобы расшифровать идею, заложенную в картину нужно знать язык, который использовал художник. Появилось много ответвлений: супрематизм (Малевич), лучизм, рационализм (Ларионов, Гончарова). Робер Делоне, Гёр Мухэ, Пит Мондерсан
Творчество Василия Васильевича Кандинского- уникальное явление русского и европейского искусства.Именно этому художнику суждено было совершить подлинный переворот в живописи и создать первые абстрактные композиции. До тридцати лет он и не помышлял об, но внезапно изменил свою жизнь. Поводом для этого послужило впечатление от картины «Стог сена» Клода Моне и музыка Вагнера, которая подсказала мысль о синтезе искусств и живопись Рембрандта, с которой он познакомился в Эрмитаже. В начале 10-х гг. ясно определилось главное направление творческих поисков Кандинского: он хотел сосредоточить все средства живописи на передаче сложной системы чувств и ощущений, которые живут в потаённых глубинах души художника и не зависят от материального мира. Теоретически мастер сформулировал эту проблему в книге «о духовном в искусстве» (1911)
По Кандинскому, именно линия и цветовое пятно, а не сюжет являются носителями духовного начала. Все абстрактные произведения Кандинского, по его собственным словам, разделяются на три группы (по степени отдаления от предмета): импрессии, импровизации и композиции. Если импрессия рождается как прямое впечатление от внешнего мира, то импровизация бессознательно выражает внутренние впечатления. Наконец, композиция — это высшая и самая последовательная форма абстрактной живописи. В ней нет прямых связей с реальностью. Цветовые пятна и линии образуют захватывающую дух стихию движения. Композиции Кандинского не имели индивидуальных названий — только номера (из десяти таких работ сохранилось семь).
Создавая абстрактные композиции, Кандинский фактически изменил природу живописи — искусства, тесно связанного с повествованием, — и приблизил её к музыке, которая призвана не изображать, а выражать наиболее сложные душевные состояния.
Кандинский располагает все цвета на основе 2 полярных противпоставлений: светлый и тёмный, теплый и холодный (противопоставление жизни и смерти)
Творчество Кандинского рассчитано на воздействие на зрителя цветовых сочетаний, цветовых плоскостей и пятен различной формы с тем, чтобы ими прежде всего передать внутренние побуждения, субъективные переживания и чувствования художника, «его внутреннюю необходимость». В своем труде «О духовном в искусстве» он пространно говорит о психическом воздействии различных цветов. Например, белый, по его мнению, звучит как молчание, черный — как цвет мертвого молчания, молчания смерти; красный — цвет мужества, триумфа и т. д. Он все время ищет параллели с музыкой. В живописи, как и в музыке, считает он, должны существовать два рода композиций: простая — мелодическая и сложная — симфоническая.
Основной свой труд — «О духовном в искусстве», вышедший на немецком языке еще в 1912 году и переведенный на многие языки, Кандинский готовил в течение многих лет. Он стал чем-то вроде евангелия абстракционизма. Всю духовную жизнь общества Кандинский уподобляет треугольнику. Чем дальше вниз, к основанию этого треугольника, тем более люди являются материалистами. И наоборот — чем ближе к вершине они находятся, тем больше занимаются проблемами духа. Так как количество красок и форм бесконечно, то также бесконечными являются как их комбинации, так и их воздействие. Форма — это не только отграничение одной плоскости от другой. Она вместе с тем представляет «выражение внутреннего содержания», то есть принципа внутренней необходимости. Абстракционизм расширяет бесконечно границы живописи.