Стиль модерн в России и Европе.
Модерн – стиль в европ. и америк. Иск-ве, возникший на рубеже 19-20 веков. Модерн переосмысливает и стилизует черты разных эпох. Осн.худ.принципы: -асимметрия –орнаментальность –декоративность –обилие криволинейных очертаний
Объектом стилизации становятся природные формы. Этим объясняется не только интерес к растительным орнаментам, но и сама их композиционная и пластическая структура, т.е. обилие криволинейных очертаний, неровных контуров. Модернизм связан с символизмом. В модернизме исп.символы, которые в этот период разрабатывались символистами. Стиль модернизм был распространен широко и в разных странах получил разные названия:Франция – Арт Нуво, германия – Юлит Стиль, Австрия – Сицесьон, Италия – Либерти, Испания – Мудехар
Стиль формировался в усл.модернизации общества. Большое влияние оказали процессы индустриализации общества, появление новых материалов, развитие промышленного дизайна, а так же повлияли те идеи, кот.основывались на принципах социального преобразования общ-ва.
Модернизм получил развитие во многих видах иск-ва, но приоритетная роль отводилась архитектуре, п.ч. именно в ней художники создавали новую форму не только за счет характерных декоративных приемов, но и меняя конструктивную основу архитектуры. В модерне нельзя отделить конструктивное и декоративное. Большое внимание архитектуры сосредоточено на строительстве деловых, промышленных зданий. Яркий вклад в архитектуру: Мудехар, Гауди, Виктор Орта, Эктар Гилмар. В Росси: декоративная архитектура, элементы большие, приближенные к калссицизму (особняк Рибушинского)
Истоками архитектурного модерна был эклектизм. Для модерна характерны в интерьерах линейные плетения, подвижные растительные узоры, кот.создают при помощи росписи, а могут украшаться литьем.
В живописи модерн сочетает декоративные условности ковровых фонов и натуралистической осязательности отдельных фигур, использ.большие цветовые плоскости (яркие цветовые пятна проступают на неярком фоне). Приемы работы с крупными элементами наблюдаются у Врубеля.
Примером модерна в живописи явл. А.Муха, Обри Бредсией, Россия – Бакст, Сомов, Бенуа, Дабужинский. Для модерна характерен неправильный силует.
Модерн развив.и в декорат-приклад.иск-ве. В модерне изображ.разл.цветы: маки, лилии, цикломенты, розы. Использ.декоративное стекло, в кот.добавляются яркие краски. В рекламной деят-ти модерн так же начинает себя утверждать. Модерн использ.в парфюмерии, при создании афишных плакатов. Представители модерна позже объедин. в сообщество «Мир искусства». Идеи модерна культивируются в балетном иск-ве. За пределами России получ.распространение книжная графика.
34. Авангард. Основные представителиАвангард(-изм) - (франц. avantgardisme, от avant-garde — передовой отряд) Условное наименование художественных движений и объединявшего их умонастроения художников 20 в.. для которых характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с её устоявшимися принципами и традициями (в том числе и с реализмом), поиски новых, необычных по содержанию, средств выражения и форм произведений, взаимоотношения художников с жизнью. В противоречивости движений авангардизма преломились острейшие социальные антагонизмы эпохи, отразились растерянность и отчаяние перед лицом общественных катастроф и стремление отыскать новые способы эстетического воздействия на реальную жизнь. Черты авангардизма в 20 в. проявились в ряде школ и течений модернизма, интенсивно развивавшихся в период 1905— 30-х гг. (фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, абстрактное искусство, ряд рационалистических течений модернизма и др.). Фактически это было движение, совершавшее переворот, но в 30-х годах угасает как популярное течение. Лишь после 2-й мировой войны 1939—45 в искусстве ряда стран Зап. Европы и Лат.
Америки наряду с укреплением позиций реалистически "ангажированного" искусства происходит оживление авангардистских тенденций. Возникает неоавангардизм, теперь уже полностью укладывающийся в рамки модернизма.Основные представители этого течения в России – В. Малевич,В.Кандинский, М. Ларионов, М. Матюшин, В. Татлин, П. Кузнецов, Г. Якулов, А.
Экстер, Б.Эндер и лругие.Русский авангард его цели и устремления.Как и предварившие его направления модернизма, авангард был нацелен на радикальное преобразование человеческого сознания средствами искусства, на эстетическую революцию, которая разрушила бы духовную косность существующего общества, — при этом его художественно-утопические стратегия и тактика были гораздо более решительными, анархически-бунтарскими.Основные направления авангарда.В ХХ в., однако, понятие авангарда приобрело значение термина для обозначения мощного феномена художественной культуры, охватившего практически все ее более-менее значимые явления. При всем разнообразии и пестроте художественных явлений, включаемых в это понятие, они имеют общие культурно- исторические корни, общую атмосферу, породившую их, и многие общие характеристики и тенденции автопрезентации.К характерным и общим чертам большинства авангардных феноменов относятся их осознанный заостренно экспериментальный характер; революционно- разрушительный пафос относительно традиционного искусства (особенно его последнего этапа - новоевропейского) и традиционных ценностей культуры
(истины, блага, святости, прекрасного); резкий протест против всего, что представлялось их создателям и участникам ретроградным, консервативным, обывательским, буржуазным, академическим; в визуальных искусствах и литературе - демонстративный отказ от утвердившегося в XIX в. "прямого"
(реалистически-натуралистического) изображения видимой действительности, или - миметического принципа в узком смысле слова . безудержное стремление к созданию принципиально нового во всем и, прежде всего, в формах, приемах и средствах художественного выражения; а отсюда и часто декларативно-манифестарный и эпатажно-скандальный характер презентации представителями авангарда самих себя и своих произведений, направлений, движений и т. п.; стремление к стиранию границ между традиционными для новоевропейской культуры видами искусства, тенденции к синтезу отдельных искусств (в частности, на основе синестезии), их взаимопроникновению.К основным направлениям и фигурам авангарда относятся фовизм, кубизм, абстрактное искусство, супрематизм, футуризм, дадаизм, экспрессионизм, конструктивизм, метафизическая живопись, сюрреализм, наивное искусство; такие крупные фигуры, не принадлежавшие в целом ни одному из указанных направлений, как Пикассо, Шагал, Филонов, Клее, Матисс, Модильяни, Ле Корбюзье, Джойс, Пруст, Кафка и некоторые другие. Возможна лишь условная классификация, притом только по отдельным параметрам, пестрого множества самых разных во многих отношениях феноменов авангарда.