Основные эстетические понятия модернизма.
Основные эстетические понятия модернизма.
Эстетика – это философская основа искусства, ключ к пониманию искусства. Александр Баумгортен основал первые основы эстетики в 18 веке. Происходит пересмотр всей системы. Самой главной категорией в эстетике была категория красоты. На протяжении всей классической эпохи красота в искусстве не являлась буквальным отражением жизни. Первые изменения в эстетике осуществлялись художниками поэтами.
Шарль Бадлер (фр.поэт) – 1857г. издал цикл «Цветы зла». Его обвинили в оскорблении религии, подвергли гонению. В стихах он усомнился в том, что красота полезна человеку. Стихотворение «Падаль». Поэзия может рождаться из разных вещей. Все искусство модернизма теперь отталкивается от мысли о правде жизни. Абсолютная красота – это красота мертвая. Стирались границы между искусством и не искусством.
Марсель Дюшан считал, что художник должен увидеть образ в бытовых вещах.
Другая категория – категория трагического.
Ницше: искусство является продолжением трагедии жизни. Воплощением трагического является противоборство дианисийского и апполонского начал. Доминирует чувство. С т.з. Ницше искусство базируется на природе. Художник должен находиться во власти своей интуиции.
Последователь Ницше – Мигель де Унамуно: современное искусство должно базироваться на трагическом чувстве как основном мироощущении. Только герой, доведенный до отчаяния, может выйти к новому пониманию жизни. Ницше и Унамуно пришли к необходимости создания экспрессионизма.
В конце 19в. – декаданс: пессимистическое настроение, мистические представления о жизни. Культивируется эстетика, противоречащая с классическими нормами. Трансформация классической эстетики связана с новыми категориями. Категория игры была в творчестве классических писателей (Шиллер, Кант). Особой категорией она становится в эпоху модернизма. Эту категорию сформировал Х. Ортеги-и-Гассет. Он же сформировал категорию дегуманизации – отказа от изображения человеческого в искусстве. Гассет считал, что искусство может носить как дегуманизированный вид (сложный), так и может носить массовый характер. С т.з. Гассета, дегуманизированное – это искусство модернизма. Массовое – это искусство для среднего человека. Понятие «игры» используется для характеристики модернизма и массового искусства. В них используются разные типы игры. Игра в массовом искусстве: базируется на чувствах, требует буквального восприятия. Игра в модернизме: требует работы воображения, того, чтобы у человека была потребность в индивидуальном восприятии. Другая категория – категория сублимации. Эстетика модернизма начинает формироваться через привлечение разл.понятий из др.сфер.
28. Основные художественные характеристики модернизма:
Модернизм – это общее условное обозначение направлений искусства 20 века, для которых характерен отказ от традиционных методов художественного отображения мира. Модернизм был подготовлен декадентством, т.е. особым миропониманием распространенным в конце 19 – начале 20 века и характеризовался чертами: -неприятие реальной жизни- культ красоты- отрицание социальных проблем -восприятие жизни как эстетического процесса. Наиболее ярко декаданс проявился в модерне и символизме. Модернизм был подготовлен авангардизмом, т.е. особо новаторским искусством, представители которого в манифестной форме призывали порвать с наследием прошлого и создать нечто новое, резко противоречащее традиционному искусству. На искусство модернизма оказ.влияние идеи Шопенгауера, Ницше, Фрейда, Камю, Сартра, Бергсона. Черты модернизма:1.Разрыв реалистических традиций2.отказ от изображения социальных и исторических реалий3.Субъективизм4.Индивидуализм5.протест против всякой традиции6.преобладающая роль формы над содержанием7.Синтез искусств8.Опора на иррациональное9.Дегуманизация10.Эстетизм, в т.ч. антиэстетизм
Сюрреализм.
Слово сюрреализм (франц. «сверхреальность») уже давно превратилось в общеупотребительное понятие, которым обозначают всё странно сочетаемое, удивительное, фантастическое, оторванное от реальности. Что же касается сюрреализма как художественного направления, то начало ему положил «Манифест сюрреализма», опубликованный французским поэтом Андре Бретоном в 1924 г. Сюрреалистические группы постоянно обновлялись. Поэтому за всё время существования движения с ним оказалось связано множество художников, определивших развитие искусства XX в: Андре Бритон, Поль Элюар, Супо, Сальвадор Дали, Магритт. Поэты: Гарсия Лорна, Поль Элюар. Начиная с 30-х гг. выставки сюрреалистов стали международными. Сюрреалисты использовали в одном произведении совмещение образов, лишённых логических взаимосвязей. Всё это подкреплялось философией Анри Бергсона, который считал, что суть явлений можно постичь не разумом, а только интуицией. Сюрреалисты взяли на вооружение и теории австрийского психолога Зигмунда Фрейда о бессознательном как важнейшей сфере человеческой психики, о значении сновидений для понимания подлинных вкусов, влечений и причин поступков человека. Так же рождается сюрреалистический образ: он возникает вследствие «чудесной встречи», т. е. произвольного с точки зрения обыденной логики соединения в тексте либо на холсте различных слов или изображений. Считалось, что именно в этих случайных «встречах» могут обнаружиться черты ощущаемой, но скрытой для разума поэтической реальности. Для сюрреалистов характерно коллективное творчество.
Главные принципы сюрреализма:-автоматизм(Случайно возникающие линии и пятна, напоминающие некие образы, кот-ые при последующем движении руки художника изменялись)- сновидческие образы-использование «обманок»
Отличительной особенностью многих полотен стали реальные, подчас доходящие до натурализма изображения персонажей и их окружения, но в фантастических, бредовых сочетаниях. Этот приём называли «обман зрения» или «обманка». Такова скандальная работа «Дева наказывает Иисуса в присутствии А. Б., П. Е. и художника» Маркса Эрнста.
Бельгийский художник Рене Маргритт придавал своим сюрреалистичным работам загадочный характер. На картине «Шедевр, или Мистерия горизонта» (1955 г.) синей лунной ночью на городском пустыре стоят три человека в одинаковых чёрных пальто и чёрных котелках, похожие друг на друга, как близнецы. («Чёрная магия», 1935 г.) или исчезновение лица почтенной дамы за букетом фиалок («Большая война», 1964 г.) — вполне соответствуют ещё одной идее сюрреализма, идее «промежуточности». У Магритта идея бессознательного творчества, алогизма (серия картин, где не соответсвовало название «это не курительная трубка») Литераторы изобретали «промежуточные слова», вроде «облаколенопреклонение». У Магритта в «Красной модели» (1935 г.) на землю перед деревянной стеной аккуратно поставлена пара ботинок-ног. Символом же движения стало творчество испанского художника Сальвадора Дали. –поронаидальный метод –атомарный метод –метод ассоциаций. Обрабатывал известные картины Веласкеса, Рафаэля.
Основные эстетические понятия модернизма.
Эстетика – это философская основа искусства, ключ к пониманию искусства. Александр Баумгортен основал первые основы эстетики в 18 веке. Происходит пересмотр всей системы. Самой главной категорией в эстетике была категория красоты. На протяжении всей классической эпохи красота в искусстве не являлась буквальным отражением жизни. Первые изменения в эстетике осуществлялись художниками поэтами.
Шарль Бадлер (фр.поэт) – 1857г. издал цикл «Цветы зла». Его обвинили в оскорблении религии, подвергли гонению. В стихах он усомнился в том, что красота полезна человеку. Стихотворение «Падаль». Поэзия может рождаться из разных вещей. Все искусство модернизма теперь отталкивается от мысли о правде жизни. Абсолютная красота – это красота мертвая. Стирались границы между искусством и не искусством.
Марсель Дюшан считал, что художник должен увидеть образ в бытовых вещах.
Другая категория – категория трагического.
Ницше: искусство является продолжением трагедии жизни. Воплощением трагического является противоборство дианисийского и апполонского начал. Доминирует чувство. С т.з. Ницше искусство базируется на природе. Художник должен находиться во власти своей интуиции.
Последователь Ницше – Мигель де Унамуно: современное искусство должно базироваться на трагическом чувстве как основном мироощущении. Только герой, доведенный до отчаяния, может выйти к новому пониманию жизни. Ницше и Унамуно пришли к необходимости создания экспрессионизма.
В конце 19в. – декаданс: пессимистическое настроение, мистические представления о жизни. Культивируется эстетика, противоречащая с классическими нормами. Трансформация классической эстетики связана с новыми категориями. Категория игры была в творчестве классических писателей (Шиллер, Кант). Особой категорией она становится в эпоху модернизма. Эту категорию сформировал Х. Ортеги-и-Гассет. Он же сформировал категорию дегуманизации – отказа от изображения человеческого в искусстве. Гассет считал, что искусство может носить как дегуманизированный вид (сложный), так и может носить массовый характер. С т.з. Гассета, дегуманизированное – это искусство модернизма. Массовое – это искусство для среднего человека. Понятие «игры» используется для характеристики модернизма и массового искусства. В них используются разные типы игры. Игра в массовом искусстве: базируется на чувствах, требует буквального восприятия. Игра в модернизме: требует работы воображения, того, чтобы у человека была потребность в индивидуальном восприятии. Другая категория – категория сублимации. Эстетика модернизма начинает формироваться через привлечение разл.понятий из др.сфер.
28. Основные художественные характеристики модернизма:
Модернизм – это общее условное обозначение направлений искусства 20 века, для которых характерен отказ от традиционных методов художественного отображения мира. Модернизм был подготовлен декадентством, т.е. особым миропониманием распространенным в конце 19 – начале 20 века и характеризовался чертами: -неприятие реальной жизни- культ красоты- отрицание социальных проблем -восприятие жизни как эстетического процесса. Наиболее ярко декаданс проявился в модерне и символизме. Модернизм был подготовлен авангардизмом, т.е. особо новаторским искусством, представители которого в манифестной форме призывали порвать с наследием прошлого и создать нечто новое, резко противоречащее традиционному искусству. На искусство модернизма оказ.влияние идеи Шопенгауера, Ницше, Фрейда, Камю, Сартра, Бергсона. Черты модернизма:1.Разрыв реалистических традиций2.отказ от изображения социальных и исторических реалий3.Субъективизм4.Индивидуализм5.протест против всякой традиции6.преобладающая роль формы над содержанием7.Синтез искусств8.Опора на иррациональное9.Дегуманизация10.Эстетизм, в т.ч. антиэстетизм