Этапы развития Римской архитектуры
И- искусство
Сущность искусства- способность человека к образному или художественному мышлению, как части абстрактного мышления, стало основой развития.
Худож. Культура- сфера, отображающая действительность в образах, создается на основе худож. деятельности, творчества и представлена продуктами этой деятельности.
Главное звено в худ. культуре- искусство(«искушение»)
Искусство- худож.- образная форма духовной деят-ти, результат субъективного чувственно- эмоционального отношения человека к миру
Виды: -изобразительное; декоративно-прикладное
Формы освоения мира: наука, религия, искусство и т.д.
Высшая цель искусства- гуманизм и полноценная жизнь человечества, личности в отдельном
Сущность искусства- социализация личности и утверждение ее ценности
Объект И- весь мир
Предмет И- реальность, взятая в свете гуманистических целей искусства, жизнь во всех ее эстетических, общественных и широких значениях и богатстве
Функции И:
1) Общественно-преобразующая:
-идейно-эстетическое воздействие на людей
-процесс социализации личности
-преобразование мировоззрения
2) Компенсаторная. Искусство-утешение
-отвлекающий(игровой, развлекательный)
-утешающий
-духовная гармония
3)Познавательно- эгрестическая(знание и просвещение)
4)Художественно-концептуальная( анализ состояния мира)
5) Предвосхищение-предсказание
6)Коммуникативная- общение
7)Информационная- сообщение- вероятностно, образно
8) Воспитательная- катарсис- высшее проявление чувств
9) Внушающая- суггестия
10) Эстетическая- формирование творческого духа и ценностных ориентаций
11) Генедестическая- наслаждение
Худ.образ- это форма мышления искусстве, выраженная через взаимодействие элементов. составляющих произведение
Характеристика худ.образа:
1.Метафоричность, парадоксальность, ассоциативность
2.Самодвижение, саморазвитие
3. Многозначность, недосказанность
4.Индивидуализированность, типизация
5.Единство мыслей и чувств, рационального и эмоционального
6.Единство объективного и субъективного
7.Оригинальность
Метод- инструмент познания
Худ.метод –исторически обусловленный тип образного мышления, на формирование которого оказывает 3 фактора:
-эстетическое богатство действительности
-мировоззрение художника
-традиции, на которые художник опирается
Худ.стиль- это единство образной системы, включающей все выразительные средства, характеризующие эпоху.
3 фактора:
-особенности исторической эпохи
-этнокультурные особенности страны, региона
-творчество конкретных художников
Лит-ра («написанное ,буква»)- совокупность записанных и имеющих общественную значимость текстов
Признаки лит-ры:
Тезаурусность, символичность, условность, завершенность, бессмертность
Специф-ка лит-ры:
Словесно-письменная форма; способность создания в сознании человека воображаемых миров; сохранение содержания при переводе; авторство; жанровость, интертекстуальность – диалог автора с современниками и писателями предшествующих эпох.
3 источника истории лит-ры:
1. Устное народное творчество: мифы,эпос,фольклор
2. Поэтика как нормативная теория о законах литературного творчества
3. Литературная критика
Предмет лит-ры: мировой литературный процесс
Ключевые категории: направление, течение, худ.метод, жанр, стиль
Лит-ые методы:
Биографический, культурно-исторический, социологический, сравнительно-исторический, формальный, системно-структурный и семиотический
Деконструкция- это особая исследовательская стратегия: положение о невозможности внешней позиции: типологической, историко-функциональной и историко-генетической, историко-теоретической
Лит-ый процесс- историческое существование, функционирование и эволюция лит-ры как целостности, воспринимаемой в контексте лит-ры
Лит-ые тенденции – заметные на общем литер-ом фоне, предваряющие возникновение новых худ. систем
Лит-ый факт- те события и отношения литературной жизни, которые входят в структуру лит-ры эпохи как целого
Теория жанра- одна из главных областей теоретической разработки истории лит-ры
Тезаурусный подход: в культрологии- структурированная по основанию «свое-чужое», совокупность субъективных представлений о мире, человеке, культуре
Теории:
1.Божественная- бог создал человека
2.Религиозная- возникновение религий потребовало образного выражения, священники создают символ идеологии
3.Трудовая- марксистская
4.Игроая- игра-фактор возникновения искусства
5. Эстетическая- стремление к прекрасному, гармония
Каменный век:
-следы изобраз. Искусства
-ариньякские памятники
-контурное изображение, вырезанное, высеченное на камне, кости , роге
-сюжет-животное
-стиль строго реалистичен
Скульптура- женские фигурки
-материальная община- дислокальный брак
Новый каменный век:
-петроглифы-рисунки на скалах
-появление декоративного направления- украшение,арнамент
-Миф.птицы, квадрат, вселенная
-мингиры- первая архитектура- сооружения- длинные камни, силуэты человека
-маски под зверя
-тотемистическое верование
-музыка-ритм, речитатив
Танец- драматический вид действия
-оберег-украшение, защита от магии, тату-знак
Инициация- посвящение -возрастные этапы
Всему И: церемонианизм
Символ- условное обозначение, худ. образ, воплощающий идею.
Первые государства:
Клинопись- идеологическое письмо
-рельефные росписи, ярусные изображения
-глиптика- резьба по драгоценному или полудрагоценному камню, печати- талисман
Зиккурат- ступенчатая пирамида
Мастаба( каменная скамья)- древнеегипетская гробница в виде лежащего бруса с накопленными к центру стенами
Изобр.искусство Египта характ-ется:
--фронтальность
-симметрия
Глаза- зеркало души
Буддисты: ступы, роспись на стенах, каноны изобр.искусства
Китай:- преобладание деревянных конструкций, семиустойчивость, система отопления- керамические трубы
Основная хар-ка античнго изобр. Искусства:
-3-ех мерное искусство
-пластично, скульптурно
-гармоничность, уравновешенно, пропорционально
- относительно небольшие размеры
-гуманистичнотсь искусства и культуры в целом
-человек- мера всего, центр вселенной
Гл.ценность-идеологичность
Классика Греции- храмы, театры, общественные здания
3 стиля в архитектуре: от формы колонны
1.Дарический
2.Ионический
3.Корифский
Периоды:
· Критомекенский( 3-2 тыс. до н.э)
· Гомеровская эпоха(11-9 в до н.э)
Античность- эпоха, особый период развития Древнего Рима и Греции
Канон-образец
Антропоморфизм- подобие человека богам и наоборот
Поликлет- идеальные пропорции человека
Эпоха Эппилизма: мозайка, керамика, декоративная скульптура
Мифологический реализм: утверждение- единство личности и общности, гармония внутреннего мира человека
Греческое искусство утверждает героическую концепцию человека: гуманстичность, фаталистичность
Рим:
-монументальность
-Циркульная арка-основа древнегреческой архитектуры
-многоэтажность
-множество украшений
-строгая симметрия
-пышность
-интерес к утилитарным особенностям
-практические здания
-массивные стены
-Колонна- декоративное значение-композитный вид
Рыцарский романтизм
– светская история: долг, подвиги
-Худ. концепция: деление на доброе и злое, божественное и дъявольское, небесное и земное, духовное и телесное, идеальное и материальное
И- искусство
Сущность искусства- способность человека к образному или художественному мышлению, как части абстрактного мышления, стало основой развития.
Худож. Культура- сфера, отображающая действительность в образах, создается на основе худож. деятельности, творчества и представлена продуктами этой деятельности.
Главное звено в худ. культуре- искусство(«искушение»)
Искусство- худож.- образная форма духовной деят-ти, результат субъективного чувственно- эмоционального отношения человека к миру
Виды: -изобразительное; декоративно-прикладное
Формы освоения мира: наука, религия, искусство и т.д.
Высшая цель искусства- гуманизм и полноценная жизнь человечества, личности в отдельном
Сущность искусства- социализация личности и утверждение ее ценности
Объект И- весь мир
Предмет И- реальность, взятая в свете гуманистических целей искусства, жизнь во всех ее эстетических, общественных и широких значениях и богатстве
Функции И:
1) Общественно-преобразующая:
-идейно-эстетическое воздействие на людей
-процесс социализации личности
-преобразование мировоззрения
2) Компенсаторная. Искусство-утешение
-отвлекающий(игровой, развлекательный)
-утешающий
-духовная гармония
3)Познавательно- эгрестическая(знание и просвещение)
4)Художественно-концептуальная( анализ состояния мира)
5) Предвосхищение-предсказание
6)Коммуникативная- общение
7)Информационная- сообщение- вероятностно, образно
8) Воспитательная- катарсис- высшее проявление чувств
9) Внушающая- суггестия
10) Эстетическая- формирование творческого духа и ценностных ориентаций
11) Генедестическая- наслаждение
Худ.образ- это форма мышления искусстве, выраженная через взаимодействие элементов. составляющих произведение
Характеристика худ.образа:
1.Метафоричность, парадоксальность, ассоциативность
2.Самодвижение, саморазвитие
3. Многозначность, недосказанность
4.Индивидуализированность, типизация
5.Единство мыслей и чувств, рационального и эмоционального
6.Единство объективного и субъективного
7.Оригинальность
Метод- инструмент познания
Худ.метод –исторически обусловленный тип образного мышления, на формирование которого оказывает 3 фактора:
-эстетическое богатство действительности
-мировоззрение художника
-традиции, на которые художник опирается
Худ.стиль- это единство образной системы, включающей все выразительные средства, характеризующие эпоху.
3 фактора:
-особенности исторической эпохи
-этнокультурные особенности страны, региона
-творчество конкретных художников
Лит-ра («написанное ,буква»)- совокупность записанных и имеющих общественную значимость текстов
Признаки лит-ры:
Тезаурусность, символичность, условность, завершенность, бессмертность
Специф-ка лит-ры:
Словесно-письменная форма; способность создания в сознании человека воображаемых миров; сохранение содержания при переводе; авторство; жанровость, интертекстуальность – диалог автора с современниками и писателями предшествующих эпох.
3 источника истории лит-ры:
1. Устное народное творчество: мифы,эпос,фольклор
2. Поэтика как нормативная теория о законах литературного творчества
3. Литературная критика
Предмет лит-ры: мировой литературный процесс
Ключевые категории: направление, течение, худ.метод, жанр, стиль
Лит-ые методы:
Биографический, культурно-исторический, социологический, сравнительно-исторический, формальный, системно-структурный и семиотический
Деконструкция- это особая исследовательская стратегия: положение о невозможности внешней позиции: типологической, историко-функциональной и историко-генетической, историко-теоретической
Лит-ый процесс- историческое существование, функционирование и эволюция лит-ры как целостности, воспринимаемой в контексте лит-ры
Лит-ые тенденции – заметные на общем литер-ом фоне, предваряющие возникновение новых худ. систем
Лит-ый факт- те события и отношения литературной жизни, которые входят в структуру лит-ры эпохи как целого
Теория жанра- одна из главных областей теоретической разработки истории лит-ры
Тезаурусный подход: в культрологии- структурированная по основанию «свое-чужое», совокупность субъективных представлений о мире, человеке, культуре
Теории:
1.Божественная- бог создал человека
2.Религиозная- возникновение религий потребовало образного выражения, священники создают символ идеологии
3.Трудовая- марксистская
4.Игроая- игра-фактор возникновения искусства
5. Эстетическая- стремление к прекрасному, гармония
Каменный век:
-следы изобраз. Искусства
-ариньякские памятники
-контурное изображение, вырезанное, высеченное на камне, кости , роге
-сюжет-животное
-стиль строго реалистичен
Скульптура- женские фигурки
-материальная община- дислокальный брак
Новый каменный век:
-петроглифы-рисунки на скалах
-появление декоративного направления- украшение,арнамент
-Миф.птицы, квадрат, вселенная
-мингиры- первая архитектура- сооружения- длинные камни, силуэты человека
-маски под зверя
-тотемистическое верование
-музыка-ритм, речитатив
Танец- драматический вид действия
-оберег-украшение, защита от магии, тату-знак
Инициация- посвящение -возрастные этапы
Всему И: церемонианизм
Символ- условное обозначение, худ. образ, воплощающий идею.
Первые государства:
Клинопись- идеологическое письмо
-рельефные росписи, ярусные изображения
-глиптика- резьба по драгоценному или полудрагоценному камню, печати- талисман
Зиккурат- ступенчатая пирамида
Мастаба( каменная скамья)- древнеегипетская гробница в виде лежащего бруса с накопленными к центру стенами
Изобр.искусство Египта характ-ется:
--фронтальность
-симметрия
Глаза- зеркало души
Буддисты: ступы, роспись на стенах, каноны изобр.искусства
Китай:- преобладание деревянных конструкций, семиустойчивость, система отопления- керамические трубы
Основная хар-ка античнго изобр. Искусства:
-3-ех мерное искусство
-пластично, скульптурно
-гармоничность, уравновешенно, пропорционально
- относительно небольшие размеры
-гуманистичнотсь искусства и культуры в целом
-человек- мера всего, центр вселенной
Гл.ценность-идеологичность
Классика Греции- храмы, театры, общественные здания
3 стиля в архитектуре: от формы колонны
1.Дарический
2.Ионический
3.Корифский
Периоды:
· Критомекенский( 3-2 тыс. до н.э)
· Гомеровская эпоха(11-9 в до н.э)
Античность- эпоха, особый период развития Древнего Рима и Греции
Канон-образец
Антропоморфизм- подобие человека богам и наоборот
Поликлет- идеальные пропорции человека
Эпоха Эппилизма: мозайка, керамика, декоративная скульптура
Мифологический реализм: утверждение- единство личности и общности, гармония внутреннего мира человека
Греческое искусство утверждает героическую концепцию человека: гуманстичность, фаталистичность
Рим:
-монументальность
-Циркульная арка-основа древнегреческой архитектуры
-многоэтажность
-множество украшений
-строгая симметрия
-пышность
-интерес к утилитарным особенностям
-практические здания
-массивные стены
-Колонна- декоративное значение-композитный вид
Этапы развития Римской архитектуры
1.Время основания-до середины 2 века:
-этрусский характер
-каналы для осинизации города
-Первые мощенные дороги
-Аквидуки- дорога для воды