Эстетические принципы и достижения искусства эллинизма.
К концу 4 в. до н. э. на развалинах громадной державы Александра Македонского возникли государства нового типа - деспотические монархии, которые вступили в новый период исторического и культурного развития, получивший условное название эллинизма. Этот этап в развитии античного общества характеризуется сочетанием восточной и греческой форм общественного устройства, контрастом между колоссальным богатством рабовладельческой верхушки и нищетой народных масс, безраздельной властью монарха и, по существу, полным бесправием граждан. Греция утратила былое экономическое и политическое значение. На первое место выдвинулись большие эллинистические государства: Египет, царство Селевкидов в Сирии, Пергам в Малой Азии, Родос и др. Для культуры эллинизма характерно широкое распространение традиций греческого искусства на грандиозную по размерам территорию эллинистического мира: от Сицилии на западе до Средней Азии и Индии на востоке, от Северного Причерноморья до Нубии в Экваториальной Африке. Важным моментом было и органическое объединение элементов греческой культуры с восточными традициями, с древними элементами местной культуры. Причем в различных областях соотношения между местной культурой и античной были разными.
В искусстве эллинистической Греции сильнее всего сохранилась связь с классическими традициями. Преимущественно на основах греческой культуры развивалось искусство государства Селевкидов, Пергамского царства и Родоса. В эллинистическом Египте заметнее черты слияния форм греческого искусства с местными. На территории Ирана и ранее освободившейся от греко-македонского подчинения Армении античные традиции были переработаны в духе самобытной местной культуры.
Основные достижения эллинистического искусства связаны с дальнейшим развитием образа человека в монументальном искусстве. Обобщенный образ идеального героя - гражданина греческого полиса был вытеснен образами более индивидуализированными, в которых подчеркивалось преувеличенное героическое начало, утрата душев-ного равновесия и самообладания. Возник интерес к социальным мотивам, лирически-интимным и будничным сторонам жизни.
Эпоха эллинизма была отмечена крупными научными открытиями, развитием точных и естественных наук, материалистической философии, глубоким интересом к моральным и эстетическим проблемам. Бурные подъемы и кризисы, грандиозные военные битвы, восстания рабов и угнетенных народов способствовали зарождению в искусстве новых тем и образов. Эллинистическое искусство значительно шире, чем искусство классики, отражало различные стороны жизни. Расширилась тематика, разрабатывались разнообразные художественные жанры. Архитектура и монументальная пластика тяготели к колос-сальным масштабам, многофигурным группам, огромным рельефным композициям. Получила широкое развитие мелкая пластика бытового содержания, а также садово-парковая скульптура. Наряду с мифологи-ческими темами распространялись аллегорические, исторические, жанровые, портрет и пейзаж. Сильнее проявился интерес к повсед-невной жизни, к натуралистическим деталям и подробностям.
В это время сложились новые принципы градостроительства. Если в классическую эпоху главным городским сооружением был храм, то теперь выделился административный и торговый центр города. Две пересекающие его улицы служили основными парадными магистралями. Наряду с храмами возводилось большое число гражданских, общественных и инженерных сооружений. В архитектурные ансамбли включались произведения монументальной скульптуры.
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ГРЕЦИЯ
Среди произведений монументальной скульптуры эллинистической Греции, утратившей свою ведущую экономическую и политическую роль, выделяется один из самых замечательных памятников эпохи - «Ника Самофракийская» (ок. 190 г. до н. э.). Статуя была воздвигнута на острове Самофракия в честь морской победы над флотом сирийского царя. Поражает огромная жизненная сила. Весь ее облик, стройная мощная фигура, уверенно устремленная навстречу порывистому ветру, могучим волнам, каждая складка трепещущей одежды полны ликующего чувства победы.
Мраморный нос корабля, на который как бы «летела Ника, служил ей постаментом. В древности статуя стояла на вершине скалы. Неразрывно связанная с окружающим пейзажем, статуя требовала обхода ее со всех сторон. Глубоко патетический, жизнеутверждающий образ.
Наиболее близкая к традициям искусства высокой классики статуя Венеры Мелосской (ок. 120 г. до н. э.) приписывается Александру (или Агесандру).Возвышенная красота Венеры Мелосской, поразительное мастерство обработки мрамора - прогрессивные традиции классики. Но богатство пластического решения, контраст обнаженного тела и драпировок ее одежды, усиливающих впечатление монументальности, и, главное, сама постановка фигуры в винтообразном движении с легким наклоном торса порождены новым временем.
Важный шаг по сравнению с классикой делает искусство эллинизма в области портрета. Сохраняя свойственные классическому периоду принципы типизации, в некоторых случаях отличаются подлинным психологизмом. (портреты гр. Философов).
АЛЕКСАНДРИЯ
Прочнее других эллинистических держав был Египет, столица которого Александрия стала крупнейшим центром эллинистического мира. Город славился беломраморными храмами, высокими зданиями в несколько этажей, замечательной библиотекой. Здесь находился грандиозный Фаросский маяк, который называли среди семи чудес света. Его огонь мореплаватели видели на расстоянии более ста миль. Прославленные парки Александрии были украшены декоративной скульптурой.
Традиции классического искусства нашли продолжение в статуе Афродиты Киренской (конец 4—3 вв. до н. э.).
Александрийские мастера работали в жанре портрета. Они достигли совершенства в обработке камня, в мелкой пластике, в рельефе. К числу самых известных относится «Резной камень с портретами Птолемея Филадельфа и Арсинои» (т. н. «Камея Гонзага», 3 в. до н. э.). Скульпторы обращались к бытовому жанру, к образам людей разных возрастов - «Мальчик с гусем», разных народностей - «Мальчик-нуби-ец», появились изображения, посвященные трудовой деятельности - «Старый рыбак». В них резко подчеркивалось все характерное и индивидуальное.
ПЕРГАМ
Среди других центров эллинизма выделялось Пергамское царство (в Малой Азии). В его столице Пергаме, на Акрополе, был возведен «Алтарь Зевса» (180-160 гг. до н. э.), представляющий собой грандиозное сооружение, словно символизирующее могущество Пергама. Цоколь алтаря был опоясан гигантской лентой скульптурного фриза, где с беспримерной силой запечатлена грандиозная эпопея легендарной битвы между богами и гигантами. Он создавался после победоносной борьбы пергамцев с варварскими племенами галатов. Это событие вызвало особый интерес к патриотической и героической теме.
На всем протяжении фриза (длина 120 м, высота 2,3 м) развертываются эпизоды сказания об усмирении богами-олимпийцами восставших против них гигантов: на восточной стороне алтаря изображены в бою главные боги: Зевс, Афина, Аполлон. Сцены боя - звенья неразрывной цепи, в которой вплетены различные эпизоды. Здесь - гнев и страдание, предельное напряжение сил, ярость и отчаяние, душевные движения, выраженные с пластическим совершенством. Все очень драматично. Динамичная композиция. В пергамском фризе с наибольшей полнотой проявиласьприсущая эллинистическому искусству грандиозность образов, их сверхчеловеческая мощь, бурная динамика, драматизм. Если композиции классической эпохи вызывали в человеке спокойную уверенность в своей силе, то грандиозные образы Пергамского алтаря призваны потрясти человека, заставить его почувствовать свою слабость перед высшими силами.
РОДОС
Образцы поздней эллинистической пластики (2-1 вв. до н. э.) дает искусство Родоса, самого восточного из островов Архипелага в Эгейском море. Для родосской скульптуры чрезвычайно характерны многофигурные группы, остродраматические по сюжетам.Но родосские мастера не стремились к раскрытию внутренней патетики героического образа. Они воплощали сложные драматические коллизии во внешне манере. Таково самое прославленное произведение родосской школы - группа «Лаокоон», выполненная Агесандром, Полидором и Афинодором около 40 г. до н. э. Страшная гибель троянского жреца и его двух сыновей, задушенных змеями, показана с преувеличенной патетикой. Несмотря на тяжесть ситуации – Лаокоон сохраняет благородство и величие. Анатомия человека передана с невиданной ранее тщательностью, доходя до натурализма, правда фигуры детей не очень убедительны (дети – уменьшенные взрослые).
На протяжении последующих веков многое из ценнейшего художественного наследия Др. Гр. и эллинизма было утрачено. Но все равно художники всегда обращались к памятникам греческого искусства, так как в них дух гражданственности, утверждение ценности человека. Искусство Древней Греции многие века было образцом для подражания.