Средневековый китай (4-19 вв.)
Эпоха Средневековья в китае продолжалась гораздо дольше, чем в европейских странах – с 4 в. до серед. 19 в. Средневековье – пора духовного подъема Китая, всеря строительства больших городов, великолепных садово-парковых ансамблей. В первых веках новый эры появилась пейзажная живопись. Был изобретен фарфор, книгопечатание, появилась каллиграфия. Утвердился буддизм. От древнего буддизма оно отличалось менее суровыми требованиями, верой во многих божеств-спасителей - бодхисаттв.
Архитектура и скульптура.По всей стране началось сооружение грандиозных монастырей,
высеченных прямо в скалах, наземных деревянных храмов и пагод-башен в честь буддийских святых и паломников. Самыми ранними из буддийских монастырей были: Храм заоблачных высей (4-6 вв.), Ворота дракона (6-9 вв.) и Пещеры тысячи Будд (заложенный в 4 в., строительство которого велось вплоть до 14 в.).Буддийские пещеры высекались без определенного плана в толще диких, порой почти неприступных скал, при этом и архитектура, и скульптура, и природа выступали в неразрывном единстве. Огромные скульптуры Будды и его учеников, массивные столбы в виде пагод. Фигуры Будд раннего средневековья похожи больше на статуи индийских богов. Архитектура и скульптурное оформление этого и других монастырей также решительно отличаются от древних пещер Китая, связанных с погребальным культом. Центральное место в пещерах занимали огромные статуи буддийских божеств. Рельефы с изображением небесных музыкантов, сцен из жизни царевича покрывали потолки и стены, расписывались нежными минеральными красками. Помимо пещерных храмов, большое распространение приобретают и буддийские мемориальные памятники-пагоды. Ранние пагоды мягкой кривизной и округлостью линий напоминают индийские башнеобразные храмы.
Вв. (периоды Тан и Сун)
Этап развитого феодализма и наивысшего расцвета всех областей китайской средневековой культуры - времени образования двух крупных государств — Тан и Суп, которые поддерживали широкие торговые и культурные связи с другими державами. Городская культура и строительство дворцов и храмов в этот период достигли высокого уровня.
Архитектура. Монументальной архитектуре Танского государства присущ дух ясной гармонии, праздничности, классической простоты и спокойного величия форм. Города представляли собой мощные крепости, окруженные стенами и рвами, четкие по прямоугольному плану. Огромные сады окружали раскинувшиеся на несколько километров дворцы, покрытые яркими черепичными крышами с загнутыми вверх углами. В городах и за их пределами строились также величественные кирпичные и каменные башни - пагоды, отличавшиеся геометрической строгостью и ясностью членений. Пагоды возводились преимущественно на возвышениях и даже, если строились в черте города, обрамлялись кольцам зелени. Самая знаменитая из танских пагод - Большая пагода диких гусей, выстроенная в 652-704 гг. в Сиани. Квадратная в плане, 60-тиметровая кирпичная башня напоминает крепость. Ее благородная простота повествует о величавом духе зодчества этого времени. Наружные украшения, состоявшие из строгих ступенчатых кирпичных карнизов, крайне скромны.
При Супах архитектура постепенно утратила монументальную мощь, но приобрела более изысканный и интимный характер, тяготея к гармоническому слиянию с природой. Строгая четкость форм пагод сменилась большей вытянутостью, легкостью. Начали возводиться комплексы маленьких декоративных садов, воспроизводившие мир естественной скромной природы и состоявшие из искусственных тихих водоемов, заросших лужаек и скал с будто случайно приютившимися легкими деревянными беседками.
Скульптура. Высокого подъема в период Тап достигла скульптура. Статуи буддийских святых в пещерных монастырях приобрели большую пластичность. На стенах храмов появилось много бытовых сюжетов, исполненных в старинной технике рельефа, но более земных и полнокров-ных по восприятию мира. Погребения императоров, как и монастыри, вмещали в себя скульптуру, украшались рельефами на темы реальной жизни. Глиняные фигуры людей и животных, которые по-прежнему составляли непременную принадлежность погребения, в отличие от наивной грубоватости древней скульптуры более совершенны по передаче движений, красоты форм. Скульптура 10-13 вв. отличается от танской пластики большей вытянутостью пропорций фигур, образы божеств отмечены хрупкостью и утонченной грацией. Вместо камня и глины часто применялись сухой лак, сандаловое дерево, металл и т. п.
Живопись. Высшим достижением искусства этого периода была живопись. Картины природы и городской быт того времени. Художники создавали картины на длинных шелковых, а потом и бумажных свитках вертикальной или горизонтальной формы, хранившихся в специальных ящиках и вывешивавшихся только на время. На горизонтальных свитках обычно изображались жанровые мотивы, сцены легенд. Они служили своеобразной живописной книгой. На вертикальных свитках по большей части исполнялись пейзажи. Часто картина дополнялась стихотворными текстами, написанными красивым каллиграфическим почерком, соответствовавшим стилю изображения.
В средневековом Китае получил распространение также своеобразный жанр «цветы-птицы». Обычно это написанные на веерах, ширмах, свитках и альбомных листах сценки, воспроизводящие с пристальным вниманием жизнь животных, растений, рыб и насекомых. Художники не писали с натуры, но, руководствуясь длительными наблюдениями, наносили тушью на бумагу или шелк точный и быстрый рисунок, который нельзя было ни стереть, ни поправить. Линия и пятна туши, весьма разнообразные и тонкие по своим нюансам, составляют основу китайской средневековой живописи. В ней не применялась светотень, перспектива была построена по разработанным условным законам, как театральная декорация.
Именно в это время природа стала важным объектом живописи. Наиболее известными танскими пейзажистами были Ли Сысюнь (651-716), Ли Чжаодао (670-730) и Ван Вэй (699-759) - поэт и художник. Их творчество показывает, насколько разнообразными были пути пейзажной живописи. Пейзажи Ли Сысюня и Ли Чжаодао ярки и насыщены по цвету. Пейзажи Ван Вэя, написанные черной тушью по золотистому шелку, мягче и воздушнее. Дали в них едва прорисованы, они как бы тают в далеком тумане, а вся природа кажется спокойной и тихой. Его картины были очень поэтичны. Манеру Ван Вэя восприняли как основную сунские живописцы, которые главным образом стремились к передаче лирической красоты и гармонии природы.
Пейзажи 11-12 вв. грандиозны и величественны. Одни из них суровы и просты, как бы бесконечно отдалены от человека, словно прекрасный сказочный мираж. Другие при этом включают множество тонко выписанных мельчайших подробностей из жизни природы.
Настроение и стиль пейзажей Китая мосле завоевания страны кочевниками в 12-13 вв, изменились. Боль и страдание, горькие думы как бы усиливали любовное внимание художников к природе отечества, вносивших в произведения лирические оттенки. Настроение пейзажей этого времени часто грустно и тревожно; гордая мощь природы меньше привлекала художников, которые писали небольшие картины, лишенные былой торжественности.
Продолжал развиваться жанр цветов и птиц, достигший в сунское время как пейзаж высокого расцвета.
Вв. (периоды Юань и Мин)
Нашествие монголов в 13-14 вв. - сокрушительный удар культурной жизни Китая. В конце 14 в. Китай сбросил с себя монгольское иго. Однако во многих областях культуры, в частности в поэзии и живописи, высокий уровень 12-13 вв. был утрачен.
Живопись. Хотя жив-сь на долгие века продолжала оставаться веду-щим видом искусства и 13-14 вв. изобиловали тонкими и лирическими произведениями, постепенно индивидуальность худ-ков начинала сти-раться, в пейзажах и бытовых сценах зачастую повторялись одни и те же образы и приемы. Начиная с периода Мин основой живописи стало считаться не изучение природы, а подражание старинным образцам.
Архитектура. Более благоприятно в 15-18 вв. сложилась судьба архитектуры. После изгнания монголов вместе с волной национального самоутверждения - пора интенсивного строительства. Были сооружены замечательные дворцы и храмы, отстроены такие крупные города, как Пекин и Нанкин. Пекин, столица государства с 1421 г. отличался правильностью и ясностью, основан на единой системе; ансамбли храмов и дворцов отмечены печатью строгих традиций, сложившихся в древности (все сооружения были обращены фасадом к югу, а весь город с юга на север пересекала широкая прямая магистраль). Однако растущая столица мыслилась уже и как мощная крепость. Массивные кирпичные стены с высокими башнями окружили город со всех сторон.
Самый значительный ансамбль, выстроенный в 15-17 вв., расположенный в центре Пекина Императорский дворец, так называемый Запретный город, окруженный глухими стенами с могучими воротами, куда допускались только избранные. Этот дворец представлял собой не одно здание. Он состоял из соединенных между собой широких площадей, мощенных белым камнем, парадных помещений с террасами и лестницами, украшенными резьбой, и тенистых садов. Это город в городе.
Храмы Пекана также располагались большими комплексами - Величественный Храм Неба, состоит из нескольких здании, раскинувшихся в строгом порядке на обширном пространстве, среди густой зелени. Конические крыши, крытые ярко-синей черепицей, в сочетании с красным лаком колонн и белым мрамором террас создавали радостное впечатление.Пространственный размах, который свойствен китайскому зодчеству с древности, проявился в 15-17 вв. в архитектурном ансамбле царских погребения Минской династии близ Пекина. К погребениям ведет Дорога духов, обрамленная с двух сторон массивными фигурами животных и людей.
Зодчество 15-17 вв. в целом полно величия. В конце 18 и в 19 вв. в архитектуре, как и в других видах искусства, все более нарастала тяга к пышности, вычурности и причудливости форм.
Прикладное искусство. Широкой известностью пользуется прикладное искусство средневекового Китая - изделия из фарфора, резного камня, дерева, кости. Сосуды 7-10 вв. по своим формам ок-руглы и массивны. Славились 3-хцветные яркие сосуды, белоснежные фарфоровые кувшины и чаши. Керамика 11-13 вв. изысканна и многообразна. Как и в живописи, яркость красок заменяется изящной простотой, мягкой текучестью цветовых переходов, спокойных и неярких. Изготовлялись белоснежные сосуды с гравированным тонким узором цветов, и желтоватые вазы и амфоры с черным рисунком. Делали инкрустированную мебель, вышивки, ткани. В 15-19 вв. вместе с ростом городов и торговли увеличился и выпуск художественных изделий. Большого мастерства достигла pрезьба по камню. Начал производиться многоцветный фарфор. Часто на вазах и блюдах, как на картинках, воспроизводились пейзажные и жанровые сцепы. Вплоть до конца 18 в. художественный уровень фарфора оставался высоким. Средневековая китайская культура конца 18-19 вв. все больше угасала