Средневековый китай (4-19 вв.)

Эпоха Средневековья в китае продолжалась гораздо дольше, чем в европейских странах – с 4 в. до серед. 19 в. Средневековье – пора духовного подъема Китая, всеря строительства больших городов, великолепных садово-парковых ансамблей. В первых веках новый эры появилась пейзажная живопись. Был изобретен фарфор, книгопечатание, появилась каллиграфия. Утвердился буддизм. От древнего буддизма оно отличалось менее суровыми требованиями, верой во многих божеств-спасителей - бодхисаттв.

Архитектура и скульптура.По всей стране началось сооружение грандиозных монастырей,

высеченных прямо в скалах, наземных деревян­ных храмов и пагод-башен в честь буддийских святых и паломников. Самыми ранними из буддийских монастырей были: Храм заоблачных высей (4-6 вв.), Ворота дракона (6-9 вв.) и Пещеры тысячи Будд (заложенный в 4 в., строительство которо­го велось вплоть до 14 в.).Буддийские пещеры высекались без определенного плана в толще диких, порой по­чти неприступных скал, при этом и архитекту­ра, и скульптура, и природа выступали в не­разрывном единстве. Огромные скульптуры Будды и его учеников, массивные столбы в виде пагод. Фи­гуры Будд раннего средневековья похожи боль­ше на статуи индийских богов. Архитектура и скульптурное оформление этого и других мо­настырей также решительно отличаются от древних пещер Китая, связанных с погребаль­ным культом. Центральное место в пещерах занимали огромные ста­туи буддийских божеств. Рельефы с изображением небесных музыкантов, сцен из жизни ца­ревича покрывали потолки и стены, расписывались нежными минеральными красками. Помимо пещерных храмов, большое распро­странение приобретают и буддийские мемориальные памятники-пагоды. Ранние пагоды мягкой кривизной и округлостью линий напоминают индийские башнеобразные храмы.

Вв. (периоды Тан и Сун)

Этап развитого феодализма и наивысшего рас­цвета всех областей китайской средневековой культуры - времени об­разования двух крупных государств — Тан и Суп, которые поддер­живали широкие торговые и культурные связи с другими державами. Городская культура и строительство дворцов и храмов в этот период достигли высокого уровня.

Архитектура. Монументальной архитектуре Танского государства присущ дух ясной гармо­нии, праздничности, классической простоты и спокойного величия форм. Города представля­ли собой мощные крепости, окруженные стена­ми и рвами, четкие по прямоугольному плану. Огромные сады окружали раскинувшиеся на несколько километров дворцы, покрытые яркими черепичными крышами с загнутыми вверх уг­лами. В городах и за их пределами строились так­же величественные кирпичные и каменные баш­ни - пагоды, отличавшиеся геометрической строгостью и ясностью членений. Пагоды воз­водились преимущественно на возвышениях и даже, если строились в черте города, обрамля­лись кольцам зелени. Самая знаменитая из танских пагод - Большая пагода диких гу­сей, выстроенная в 652-704 гг. в Сиани. Квадратная в плане, 60-тиметровая кирпичная башня напоминает крепость. Ее благородная простота повествует о величавом духе зодчества этого времени. Наружные украшения, состояв­шие из строгих ступенчатых кирпичных карни­зов, крайне скромны.

При Супах архитектура постепенно утратила мону­ментальную мощь, но приобрела более изысканный и интимный характер, тяготея к гармоническому слиянию с природой. Строгая четкость форм пагод сменилась большей вытянутостью, легкостью. Начали воз­водиться комплексы маленьких декоративных садов, воспроизводившие мир естественной скромной природы и состоявшие из искусствен­ных тихих водоемов, заросших лужаек и скал с будто случайно приютившимися легкими деревянными беседками.

Скульптура. Высокого подъема в период Тап достигла скульптура. Статуи буддийских свя­тых в пещерных монастырях приобрели большую пластичность. На стенах хра­мов появилось много бытовых сюжетов, исполненных в старинной технике рельефа, но более земных и полнокров-ных по восприятию мира. Погребения императоров, как и монастыри, вме­щали в себя скульптуру, украшались рельефа­ми на темы реальной жизни. Глиняные фигу­ры людей и животных, которые по-прежнему составляли непременную принадлежность по­гребения, в отличие от наивной грубоватости древней скульптуры более совершенны по пере­даче движений, красоты форм. Скульптура 10-13 вв. отличается от танской пластики большей вытянутостью пропорций фигур, образы божеств отмечены хрупкостью и утонченной грацией. Вместо камня и глины ча­сто применялись сухой лак, сандаловое дерево, металл и т. п.

Живопись. Высшим достижением искусства этого периода была живопись. Картины природы и городской быт того времени. Художники создавали картины на длинных шелковых, а потом и бумажных свитках верти­кальной или горизонтальной формы, хранив­шихся в специальных ящиках и вывешивав­шихся только на время. На горизонтальных свитках обычно изображались жанровые моти­вы, сцены легенд. Они служили своеобразной живописной книгой. На вертикальных свитках по большей части исполнялись пейзажи. Часто картина дополнялась стихотворными текстами, написанными красивым каллиграфическим по­черком, соответствовавшим стилю изображения.

В средневековом Китае получил распростра­нение также своеобразный жанр «цветы-пти­цы». Обычно это написанные на веерах, шир­мах, свитках и альбомных листах сценки, воспроизводящие с пристальным вниманием жизнь животных, растений, рыб и насекомых. Художники не писали с натуры, но, руководствуясь длитель­ными наблюдениями, наносили тушью на бумагу или шелк точный и быстрый рисунок, который нельзя было ни стереть, ни поправить. Линия и пятна туши, весьма разнообразные и тонкие по своим нюансам, составляют основу китай­ской средневековой живописи. В ней не при­менялась светотень, перспектива была построе­на по разработанным условным законам, как теат­ральная декорация.

Именно в это время природа стала важным объектом живописи. Наиболее известными танскими пейзажистами были Ли Сысюнь (651-716), Ли Чжаодао (670-730) и Ван Вэй (699-759) - поэт и художник. Их творчество показывает, насколько разнооб­разными были пути пейзажной живописи. Пей­зажи Ли Сысюня и Ли Чжаодао ярки и насы­щены по цвету. Пейзажи Ван Вэя, написанные черной тушью по золоти­стому шелку, мягче и воздушнее. Дали в них едва прорисованы, они как бы тают в далеком тумане, а вся природа кажется спокойной и ти­хой. Его картины были очень поэтичны. Манеру Ван Вэя восприняли как основную сунские живописцы, которые главным образом стремились к передаче лирической красоты и гармонии природы.

Пейзажи 11-12 вв. грандиозны и величест­венны. Одни из них суровы и просты, как бы бесконечно отдалены от человека, словно пре­красный сказочный мираж. Другие при этом включают множество тонко выписанных мель­чайших подробностей из жизни природы.

Настроение и стиль пейзажей Китая мосле завоевания страны кочевниками в 12-13 вв, изменились. Боль и страдание, горькие думы как бы усиливали любовное внимание худож­ников к природе отечества, вносивших в произ­ведения лирические оттенки. Настроение пей­зажей этого времени часто грустно и тревож­но; гордая мощь природы меньше привлекала художников, которые писали небольшие карти­ны, лишенные былой торжественности.

Продолжал развиваться жанр цветов и птиц, достигший в сунское время как пейзаж высо­кого расцвета.

Вв. (периоды Юань и Мин)

Нашествие монголов в 13-14 вв. - сокрушительный удар культурной жизни Ки­тая. В кон­це 14 в. Китай сбросил с себя монгольское иго. Однако во многих областях культуры, в част­ности в поэзии и живописи, высокий уровень 12-13 вв. был утрачен.

Живопись. Хотя жив-сь на долгие века продолжала оставаться веду-щим видом искус­ства и 13-14 вв. изобиловали тонкими и лири­ческими произведениями, постепенно индиви­дуальность худ-ков начинала сти-раться, в пейзажах и бытовых сценах зачастую повторя­лись одни и те же образы и приемы. Начиная с периода Мин основой живописи стало счи­таться не изучение природы, а подражание старинным образцам.

Архитектура. Более благоприятно в 15-18 вв. сложилась судьба архитектуры. После изгнания монголов вместе с волной националь­ного самоутверждения - пора интенсив­ного строительства. Были сооружены замеча­тельные дворцы и храмы, отстроены такие круп­ные города, как Пекин и Нанкин. Пекин, сто­лица государства с 1421 г. отличался правильностью и ясностью, основан на единой системе; ансамбли хра­мов и дворцов отмечены печатью строгих тра­диций, сложившихся в древности (все сооружения были обращены фасадом к югу, а весь город с юга на север пересекала широкая прямая магистраль). Однако растущая столица мыслилась уже и как мощная крепость. Массивные кирпичные стены с высокими баш­нями окружили город со всех сторон.

Самый значительный ансамбль, выстроенный в 15-17 вв., расположенный в центре Пекина Императорский дворец, так называемый За­претный город, окруженный глухими стенами с могучими воротами, куда допускались только избранные. Этот дворец представлял собой не одно здание. Он состоял из соединенных между собой широких площадей, мощенных белым камнем, парадных помещений с террасами и лестница­ми, украшенными резьбой, и тенистых садов. Это город в городе.

Храмы Пекана также располагались больши­ми комплексами - Величественный Храм Неба, состоит из несколь­ких здании, раскинувшихся в строгом порядке на обширном пространстве, среди густой зелени. Кони­ческие крыши, крытые ярко-синей черепицей, в сочетании с красным лаком колонн и белым мрамором террас создавали радостное впечат­ление.Пространственный размах, который свойствен китайскому зодчеству с древности, проявился в 15-17 вв. в архитектурном ансамбле царских погребения Минской династии близ Пекина. К погребениям ведет Дорога духов, обрам­ленная с двух сторон массивными фигурами животных и людей.

Зодчество 15-17 вв. в целом полно величия. В конце 18 и в 19 вв. в архитектуре, как и в других видах искусства, все более нарастала тяга к пышности, вычурности и причудливости форм.

Прикладное искусство. Широкой известностью пользуется прикладное искусство средневекового Китая - изделия из фарфора, рез­ного камня, дерева, кости. Сосуды 7-10 вв. по своим формам ок-руглы и массивны. Славились 3-хцветные яр­кие сосуды, белоснежные фарфоровые кувшины и чаши. Керамика 11-13 вв. изысканна и многообраз­на. Как и в живописи, яр­кость красок заменяется изящной простотой, мягкой текучестью цветовых переходов, спокой­ных и неярких. Изготовлялись белоснежные сосуды с гравированным тонким узором цветов, и желтоватые вазы и амфоры с черным рисунком. Делали инкрустированную ме­бель, вышивки, ткани. В 15-19 вв. вместе с ростом городов и тор­говли увеличился и выпуск художественных изделий. Большого мастерства достигла pрезьба по камню. Начал производиться многоцветный фарфор. Часто на вазах и блю­дах, как на картинках, воспроизводились пей­зажные и жанровые сцепы. Вплоть до конца 18 в. художественный уровень фарфора оставался высоким. Средневековая китайская культура конца 18-19 вв. все больше угасала

Наши рекомендации