Особенности Византийской культуры. Синтез восточных и греко-римских традиций.
Одним из важнейших центров средневекового ис-ва была Византия – государство, образованное в 395 г. на основе Восточной римской империи и просуществовавшее до 1453 г. На месте старой греческой колонии был основал г-д Константинополь в 330 г.. Провозглашен новой столицей рим. имп., новым Римом. Впоследствии имп-рия. разделилась на 2 части: Западную и Восточную. С падением в 476г. северной Римской империи признана власть Византии. В Византии сохранились античные формы быта и хоз-го уклада. От Рим. империи была унаследована форма централизованного гос-ва. В Конс-поль было привезено множество античных статуй. В 425 г. был основан университет, стекались знаменитые ученые всех стран. Виз. переписчики сохранили миру произведения Гомера, Эсхила, Софокла; вплоть до 7 в. существовал нар. античный театр. Греческий язык оставался разговорным. Античная традиция и в искусстве – в сохранении привязанности к идеальному образу чел-ка. В центре внимания визан. худ-ка, как и античного – человек, воплощенного в образе христианского бога и святых. В его изображении сохранились правильные пропорции фигуры, тонкая пластика форм, точный рисунок. Господство новой религии – христианства. Бедные и бесправные – сторонники новой религии. Основной принцип – равенство всех перед Богом. Перед христианами вставал вопрос об изображении священных лиц и сюжетов. Пожизненные портреты персонажей христианского пантеона встречались редко. Верующие представляли себе их лик по-разному. Поэтому – стали изображать иносказательно, символически – образ юноши-пастуха – Доброго Пастыря. Еще более важным был ? о назначении изображений. Римляне создавали изваяние своих богов, чтобы поклоняться им; они считали что бог может вселиться в собственную статую. Христиане уничтожали такие статуи, называя их идолами, поскольку считали, что бога нельзя представить человекоподобным. Христианство отказалось от скульптуры. Чтили внутренную, душевную красоту, оставляя в стороне красоту телесную. Но они все-таки не могли отказаться от изображения человеческой фигуры. Надо было найти такой способ изображения, который стал бы окончательной победой духа над плотью. Обращаются к надгробному портрету – фаюмский портрет. Лица лишены выражения, плоскость и схематизм форм, отрешенность персонажей. Искусство не могло расцвести в период гонения. В нач. 4 в появился эдикт (имп. указ), запрещавший исповедание христианства.
Константин не стал провозглашать христианство единственной госуд-ной религией, но явно отдавал ему предпочтение, видя в христианстве не только орудие политической борьбы, но и возможность укрепление императорской власти.
Первый подъем Витан. Искусства – 6 в., император Юстиниан1. был одержим утопической мечтой о сохранении рабовладельческой империи, где сочеталось бы высокая античная культура с христианс-кими идеалами. Огромное строительство в Константинополе. Он не похож на другие рим. города. Его основа – прямоугольная сетка (от планировки военных лагерей). Сердце города - большой императорс-кий дворец, размещён в наименее доступной части города. Вблизи – ипподром, центр общественной жизни города. Строились триумфальные арки, термы, аквидуки, дворцы. От врагов город защищён мощными стенами из 3 рядов, и ров с водой. Имелись главные въездные ворота - Золотые. Город расстраивается. Появляются новые общественные здания, театры, пекарни, бани, фонтаны, подземные водохранилища.
Храмы. От античности христианство унаследовало 2 типа построек: центрические и базиликальные. Центрические - восходят к античным мавзолеям, были небольшими и служили для обряда крещения, или для поминания мучеников. В плане представляли квадрат, круг, греческий крест равноконечный – г. Равенна – Мавзолей Галлы Плацидии. Внешний вид храма-церкви мог быть аскетичным, но богато внутреннее убранство - использование мозаики, изображение образа Христа в роли Доброго пастыря. Внешняя красота челов. тела мало что значила, важна красота духовная. Поэтому все усилия визан. мастера сосредотачивали на оформление интерьера. Равенская церковь Сан-Витале (сер 6 в.)– восьмигранник с граненным выступом алтаря. Основа конструкции – 8 высоких опор, несущих купол. Опоры соединяются полукруглыми 2-х этажными арками. Помимо центрических зданий строили базилики (2-ой тип зданий). Базилики служили общественными постройками и представляли собой прямоугольные в плане здания. Потребность в здании, вмещающем массы людей, породила в 5-6 вв. новый тип храма – купольной базилики, наиболее приспособленной к сложному ритуалу богослужения. Архитектура, живопись (мозаика, росписи, иконы), прикладное искусство (драгоценная утварь, облачение священников), зрелищность церковного церемониала – весь этот единый грандиозный худ-ный ансамбль должен был служить целям церкви.Наиболее удачным типом храма для Византийского богослужения оказалась укороченная базилика, ориентированная алтарём на восток и увенчанная куполом. Этот тип распространён в Сирии и Владениях Византии Малой Азии. Главный Собор Кон-ля – Софийский (мастера -Анфимий и Исидор). В основе 3-х нефная базилика. Главное, что поражает в храме – цельное, легкое, свободное внутреннее пространство, образуемое от слияния отдельных объемов. Купольные перекрытия. Средняя часть цент. нефа перекрыта грандиозным куполом (длина храма – 77 м, диаметр купола – 31,5 м). С запада и востока купол поддерживают 2 полукупола, которые опираются на своды. Купол - символизирует небо и подчёркивал центрическую часть. Строгость, великолепие форм. Купол имел 40 продольных окон. Убранство - мозаика. Очевидно убранство имело декоративный характер. В куполе парил гигантский крест. В декорации сводов и куполов – мозаика и символическими изображениями креста. Для украшения были привезены малахитовые и порфировые колонны.
Живопись.Стенные и плафонные росписи. Постепенно складывалась иконография Священного писания – сюжеты, композиции, типы фигур, лиц, атрибуты христианских святых. В дальнейшем все это превратилось в церковные каноны. Излюбленная техника – мозаика. Представление о ранневизантийских росписях – в памятниках Равенны. Там встречаются сюжеты их христ. катакомб .(«Христос –Добрый пастырь», Усыпальница Галлы Плацидии). Появляются черты, которые будут развираться в средне-вековом искусстве – фронтальные композиции, четкий контур, золотой фон. Редкий образец светской живописи – 2 большие мозаики в церкви Сан-Витале в Равенне – император Юстиниан со свитой, императрица Феодора со свитой. В мозаике преобладают плоскостное локальное цветовое пятно, экспрессивная графика, торжественный ритм.