Искусство как художественное отражение действительности.

Искусство как художественное отражение действительности.

Искусство – одна из форм общественного сознания, в основе которой лежит образное отражение явлений действительности, прежде всего жизни человека, всей совокупности человеческих отношений, характеров, переживаний и прочего. При этом художественное отражение действительности может совершаться в зрительских образах (изобр. искусство), в звуковых (музыка), в слове (худ. литература), а также посредством синтеза отдельных видов искусства (театр, кино).

Искусство – сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. Искусство – прежде всего воспитание души, чувств, уважения к духовным ценностям. Оно не только отражает жизнь, но и формирует ее.

Искусство зародилось в глубокой древности как художественное отображение существенных сторон человеческой жизни (труда, охоты, войны). Оно сопровождало человека на протяжении всей его истории, изменяясь от эпохи к эпохе, принимая разные формы в разных регионах мира (Европа, Восток, Африка и т.д.), но всегда при этом оно запечатлевало окружающий мир, общественную жизнь, особенности сознания и облик самого человека, было средством активного формирования мировоззрения людей.

Отображая мир, художник одновременно воплощает в произведении искусства свои мысли, чувства, стремления и идеалы. Он воспроизводит явления жизни и одновременно дает им свою оценку, объясняет их сущность и смысл, выражает свое понимание мира. Искусство может создаваться не только на основе точного воспроизведения натуры, но и с помощью воображения, вымысла, фантазии. Эти качества необходимы художнику, без них он не может достичь композиционной целостности и образной выразительности картины или скульптуры.

Искусство отображает мир целостно. Главным предметом искусства является человек, общественная жизнь. Но оно способно отобразить любые доступные восприятию и интересные для людей явления окружающего мира, всегда воссоздавая их соотносительно с человеком, словно пропуская их через призму его жизни (например, вещи в натюрморте говорят о человеке, пейзаж воплощает его чувства).

Как одна из форм общественного сознания, искусство взаимосвязано с другими его формами: наукой, философией, политикой, моралью и т.д. Как и наука, оно, верно, отражает мир, из искусства мы черпаем сведения о жизни и быте людей различных эпох и стран, оно является своеобразной летописью человеческой истории. Как и философия, искусство имеет мировоззренческое значение, ставит философские проблемы. Подобно политике, искусство связано с общественной и идеологической борьбой. Как и мораль, оно оценивает человеческие поступки.

Искусство – единственная область в жизни человека, где он передает эмоциональный опыт поколений.

Каждое истинное произведение искусства является глубоко индивидуальным, уникальным. Прежде чем принять конкретную форму, художественный образ развивается, вынашивается в замыслах автора. Все то, что пережито, осмыслено творцом, его понимание мира и духовные ценности проявляются в произведении искусства.

ДРЕВНИЙ КИТАЙ

Искусство Древнею Китая слагается из ряда этапов и охватывает длительный период, начи­ная с 4 тыс. до н.э. вплоть до 3 в.н.э.

Культура расписной керамики. От этого времени сохранились тонине, правильной и благородной формы глиняные сосу­ды, выполненные на гончарном круге. Они была искусно расписаны узорами в виде ромбов, сет­ки, спиралей или зигзагов черных, красных, белых и фиолетовых тонов. Узоры имели магический смысл и связывались с представлениями о хорошем урожае, громе и молниях, пожарах. Изображали и зверей. Многие формы этих предметов древнего гончарного искусства сохранились в Китае в течение последующих веков.

Период Чжаньго

В это время заклады­ваются основы последующей китайской культу­ры. Расширился круг сюжетов и тем искусства.

Прикладное искусство.Широкое распростра­нение получают бронзовые зеркала, отполированные с одной стороны и инкрустированные серебром и золотом с другой, а также украшения из нефрита. Бронзовые сосуды, приобрета­ющие все более утилитарный смысл, отличают­ся от древних упрощением форм, нарядностью и богатством орнамента. Их тонкие стенки инкрустируются драгоценными камнями и цвет­ными металлами. Появляется множество изы­сканных бытовых изделий: подносы, музыкаль­ные инструменты, мебель, посуда, утварь, покрытая слоями естественного сока лакового дерева, а затем расписанная легкими серебри­стыми, красными и черными узорами в виде за­витков, напоминающих оперение птицы либо перистые облака.

К периоду Чжаньго принадлежит обнаружен­ная в одном из погребений первая картина на шелке, изображающая молодую женщину, над которой летают дракон и феникс, олицетворяю­щие стихийные силы жизни и смерти. Несмот­ря на условность изображения человека, эта картина со своим строгим линейным рисунком, нейтральной поверхностью шелка, осмысленной как пространство неба, определила многие дальнейшие особенности китайской живописи тушью.

Вв. (периоды Тан и Сун)

Этап развитого феодализма и наивысшего рас­цвета всех областей китайской средневековой культуры - времени об­разования двух крупных государств — Тан и Суп, которые поддер­живали широкие торговые и культурные связи с другими державами. Городская культура и строительство дворцов и храмов в этот период достигли высокого уровня.

Архитектура. Монументальной архитектуре Танского государства присущ дух ясной гармо­нии, праздничности, классической простоты и спокойного величия форм. Города представля­ли собой мощные крепости, окруженные стена­ми и рвами, четкие по прямоугольному плану. Огромные сады окружали раскинувшиеся на несколько километров дворцы, покрытые яркими черепичными крышами с загнутыми вверх уг­лами. В городах и за их пределами строились так­же величественные кирпичные и каменные баш­ни - пагоды, отличавшиеся геометрической строгостью и ясностью членений. Пагоды воз­водились преимущественно на возвышениях и даже, если строились в черте города, обрамля­лись кольцам зелени. Самая знаменитая из танских пагод - Большая пагода диких гу­сей, выстроенная в 652-704 гг. в Сиани. Квадратная в плане, 60-тиметровая кирпичная башня напоминает крепость. Ее благородная простота повествует о величавом духе зодчества этого времени. Наружные украшения, состояв­шие из строгих ступенчатых кирпичных карни­зов, крайне скромны.

При Супах архитектура постепенно утратила мону­ментальную мощь, но приобрела более изысканный и интимный характер, тяготея к гармоническому слиянию с природой. Строгая четкость форм пагод сменилась большей вытянутостью, легкостью. Начали воз­водиться комплексы маленьких декоративных садов, воспроизводившие мир естественной скромной природы и состоявшие из искусствен­ных тихих водоемов, заросших лужаек и скал с будто случайно приютившимися легкими деревянными беседками.

Скульптура. Высокого подъема в период Тап достигла скульптура. Статуи буддийских свя­тых в пещерных монастырях приобрели большую пластичность. На стенах хра­мов появилось много бытовых сюжетов, исполненных в старинной технике рельефа, но более земных и полнокров-ных по восприятию мира. Погребения императоров, как и монастыри, вме­щали в себя скульптуру, украшались рельефа­ми на темы реальной жизни. Глиняные фигу­ры людей и животных, которые по-прежнему составляли непременную принадлежность по­гребения, в отличие от наивной грубоватости древней скульптуры более совершенны по пере­даче движений, красоты форм. Скульптура 10-13 вв. отличается от танской пластики большей вытянутостью пропорций фигур, образы божеств отмечены хрупкостью и утонченной грацией. Вместо камня и глины ча­сто применялись сухой лак, сандаловое дерево, металл и т. п.

Живопись. Высшим достижением искусства этого периода была живопись. Картины природы и городской быт того времени. Художники создавали картины на длинных шелковых, а потом и бумажных свитках верти­кальной или горизонтальной формы, хранив­шихся в специальных ящиках и вывешивав­шихся только на время. На горизонтальных свитках обычно изображались жанровые моти­вы, сцены легенд. Они служили своеобразной живописной книгой. На вертикальных свитках по большей части исполнялись пейзажи. Часто картина дополнялась стихотворными текстами, написанными красивым каллиграфическим по­черком, соответствовавшим стилю изображения.

В средневековом Китае получил распростра­нение также своеобразный жанр «цветы-пти­цы». Обычно это написанные на веерах, шир­мах, свитках и альбомных листах сценки, воспроизводящие с пристальным вниманием жизнь животных, растений, рыб и насекомых. Художники не писали с натуры, но, руководствуясь длитель­ными наблюдениями, наносили тушью на бумагу или шелк точный и быстрый рисунок, который нельзя было ни стереть, ни поправить. Линия и пятна туши, весьма разнообразные и тонкие по своим нюансам, составляют основу китай­ской средневековой живописи. В ней не при­менялась светотень, перспектива была построе­на по разработанным условным законам, как теат­ральная декорация.

Именно в это время природа стала важным объектом живописи. Наиболее известными танскими пейзажистами были Ли Сысюнь (651-716), Ли Чжаодао (670-730) и Ван Вэй (699-759) - поэт и художник. Их творчество показывает, насколько разнооб­разными были пути пейзажной живописи. Пей­зажи Ли Сысюня и Ли Чжаодао ярки и насы­щены по цвету. Пейзажи Ван Вэя, написанные черной тушью по золоти­стому шелку, мягче и воздушнее. Дали в них едва прорисованы, они как бы тают в далеком тумане, а вся природа кажется спокойной и ти­хой. Его картины были очень поэтичны. Манеру Ван Вэя восприняли как основную сунские живописцы, которые главным образом стремились к передаче лирической красоты и гармонии природы.

Пейзажи 11-12 вв. грандиозны и величест­венны. Одни из них суровы и просты, как бы бесконечно отдалены от человека, словно пре­красный сказочный мираж. Другие при этом включают множество тонко выписанных мель­чайших подробностей из жизни природы.

Настроение и стиль пейзажей Китая мосле завоевания страны кочевниками в 12-13 вв, изменились. Боль и страдание, горькие думы как бы усиливали любовное внимание худож­ников к природе отечества, вносивших в произ­ведения лирические оттенки. Настроение пей­зажей этого времени часто грустно и тревож­но; гордая мощь природы меньше привлекала художников, которые писали небольшие карти­ны, лишенные былой торжественности.

Продолжал развиваться жанр цветов и птиц, достигший в сунское время как пейзаж высо­кого расцвета.

Вв. (периоды Юань и Мин)

Нашествие монголов в 13-14 вв. - сокрушительный удар культурной жизни Ки­тая. В кон­це 14 в. Китай сбросил с себя монгольское иго. Однако во многих областях культуры, в част­ности в поэзии и живописи, высокий уровень 12-13 вв. был утрачен.

Живопись. Хотя жив-сь на долгие века продолжала оставаться веду-щим видом искус­ства и 13-14 вв. изобиловали тонкими и лири­ческими произведениями, постепенно индиви­дуальность худ-ков начинала сти-раться, в пейзажах и бытовых сценах зачастую повторя­лись одни и те же образы и приемы. Начиная с периода Мин основой живописи стало счи­таться не изучение природы, а подражание старинным образцам.

Архитектура. Более благоприятно в 15-18 вв. сложилась судьба архитектуры. После изгнания монголов вместе с волной националь­ного самоутверждения - пора интенсив­ного строительства. Были сооружены замеча­тельные дворцы и храмы, отстроены такие круп­ные города, как Пекин и Нанкин. Пекин, сто­лица государства с 1421 г. отличался правильностью и ясностью, основан на единой системе; ансамбли хра­мов и дворцов отмечены печатью строгих тра­диций, сложившихся в древности (все сооружения были обращены фасадом к югу, а весь город с юга на север пересекала широкая прямая магистраль). Однако растущая столица мыслилась уже и как мощная крепость. Массивные кирпичные стены с высокими баш­нями окружили город со всех сторон.

Самый значительный ансамбль, выстроенный в 15-17 вв., расположенный в центре Пекина Императорский дворец, так называемый За­претный город, окруженный глухими стенами с могучими воротами, куда допускались только избранные. Этот дворец представлял собой не одно здание. Он состоял из соединенных между собой широких площадей, мощенных белым камнем, парадных помещений с террасами и лестница­ми, украшенными резьбой, и тенистых садов. Это город в городе.

Храмы Пекана также располагались больши­ми комплексами - Величественный Храм Неба, состоит из несколь­ких здании, раскинувшихся в строгом порядке на обширном пространстве, среди густой зелени. Кони­ческие крыши, крытые ярко-синей черепицей, в сочетании с красным лаком колонн и белым мрамором террас создавали радостное впечат­ление.Пространственный размах, который свойствен китайскому зодчеству с древности, проявился в 15-17 вв. в архитектурном ансамбле царских погребения Минской династии близ Пекина. К погребениям ведет Дорога духов, обрам­ленная с двух сторон массивными фигурами животных и людей.

Зодчество 15-17 вв. в целом полно величия. В конце 18 и в 19 вв. в архитектуре, как и в других видах искусства, все более нарастала тяга к пышности, вычурности и причудливости форм.

Прикладное искусство. Широкой известностью пользуется прикладное искусство средневекового Китая - изделия из фарфора, рез­ного камня, дерева, кости. Сосуды 7-10 вв. по своим формам ок-руглы и массивны. Славились 3-хцветные яр­кие сосуды, белоснежные фарфоровые кувшины и чаши. Керамика 11-13 вв. изысканна и многообраз­на. Как и в живописи, яр­кость красок заменяется изящной простотой, мягкой текучестью цветовых переходов, спокой­ных и неярких. Изготовлялись белоснежные сосуды с гравированным тонким узором цветов, и желтоватые вазы и амфоры с черным рисунком. Делали инкрустированную ме­бель, вышивки, ткани. В 15-19 вв. вместе с ростом городов и тор­говли увеличился и выпуск художественных изделий. Большого мастерства достигла pрезьба по камню. Начал производиться многоцветный фарфор. Часто на вазах и блю­дах, как на картинках, воспроизводились пей­зажные и жанровые сцепы. Вплоть до конца 18 в. художественный уровень фарфора оставался высоким. Средневековая китайская культура конца 18-19 вв. все больше угасала

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ГРЕЦИЯ

Среди произведений монументальной скульп­туры эллинистической Греции, утратившей свою ведущую экономическую и политическую роль, выделяется один из самых замечательных па­мятников эпохи - «Ника Самофракийская» (ок. 190 г. до н. э.). Статуя была воздвигнута на острове Самофракия в честь морской победы над флотом сирийского царя. Пора­жает огромная жизненная сила. Весь ее облик, стройная мощная фигура, уверенно устремлен­ная навстречу порывистому ветру, могучим вол­нам, каждая складка трепещущей одежды пол­ны ликующего чувства победы.

Мраморный нос корабля, на который как бы «летела Ника, служил ей постаментом. В древ­ности статуя стояла на вершине скалы. Не­разрывно связанная с окружающим пейзажем, статуя требовала обхода ее со всех сторон. Глубоко патетический, жизнеутверждающий образ.

Наиболее близкая к традициям искусства вы­сокой классики статуя Венеры Мелосской (ок. 120 г. до н. э.) приписывает­ся Александру (или Агесандру).Возвышенная красота Венеры Мелосской, поразительное мастерство обработки мрамора - прогрессивные тради­ции классики. Но богатство пластического решения, контраст обнаженного тела и драпи­ровок ее одежды, усиливающих впечатление мо­нументальности, и, главное, сама постановка фигуры в винтообразном движении с легким на­клоном торса порождены новым временем.

Важный шаг по сравнению с классикой де­лает искусство эллинизма в области портрета. Сохраняя свойственные классическому периоду принципы типизации, в некоторых случаях отличаются подлинным психологизмом. (портреты гр. Философов).

АЛЕКСАНДРИЯ

Прочнее других эллинистических держав был Египет, столица которого Александрия стала крупнейшим центром эллинистического мира. Город славился бе­ломраморными храмами, высокими зданиями в несколько этажей, замечательной библиотекой. Здесь находился грандиозный Фаросский маяк, который называли среди семи чудес света. Его огонь мореплаватели видели на расстоянии бо­лее ста миль. Прославленные парки Александ­рии были украшены декоративной скульптурой.

Традиции классического искусства нашли про­должение в статуе Афродиты Киренской (конец 4—3 вв. до н. э.).

Александрийские мастера работали в жанре портрета. Они достигли совершенства в обработ­ке камня, в мелкой пластике, в рельефе. К числу самых известных относится «Резной камень с портретами Птолемея Филадельфа и Арсинои» (т. н. «Камея Гонзага», 3 в. до н. э.). Скульпторы обращались к бы­товому жанру, к образам людей разных возра­стов - «Мальчик с гусем», разных народностей - «Мальчик-нуби-ец», появились изображения, посвященные трудовой деятель­ности - «Старый рыбак». В них резко подчеркивалось все ха­рактерное и индивидуальное.

ПЕРГАМ

Среди других центров эллинизма выделялось Пергамское царство (в Малой Азии). В его сто­лице Пергаме, на Акрополе, был возведен «Ал­тарь Зевса» (180-160 гг. до н. э.), представ­ляющий собой грандиозное сооружение, словно символизирующее могущество Пергама. Цоколь алтаря был опоясан гигантской лентой скульп­турного фриза, где с беспримерной силой запе­чатлена грандиозная эпопея легендарной битвы между богами и гигантами. Он создавался после победонос­ной борьбы пергамцев с варварскими племенами галатов. Это событие вызвало особый ин­терес к патриотической и героической теме.

На всем протяжении фриза (длина 120 м, высота 2,3 м) развертываются эпизоды сказания об усмирении богами-олимпийцами восставших против них гигантов: на восточ­ной стороне алтаря изображены в бою главные боги: Зевс, Афина, Аполлон. Сцены боя - звенья неразрывной цепи, в которой вплетены различные эпизоды. Здесь - гнев и страдание, предельное напряже­ние сил, ярость и отчаяние, душевные движе­ния, выраженные с пластическим совершен­ством. Все очень драматично. Динамичная композиция. В пергамском фризе с наибольшей полнотой проявиласьприсущая эллинистическому искус­ству грандиозность образов, их сверхчеловече­ская мощь, бурная динамика, драматизм. Если композиции классической эпохи вызывали в че­ловеке спокойную уверенность в своей силе, то грандиозные образы Пергамского алтаря призва­ны потрясти человека, заставить его почувство­вать свою слабость перед высшими силами.

РОДОС

Образцы поздней эллинистической пластики (2-1 вв. до н. э.) дает искусство Родоса, самого восточного из островов Архипелага в Эгейском море. Для родосской скульптуры чрезвычайно характерны многофигурные группы, остродра­матические по сюжетам.Но родосские мастера не стремились к раскрытию внутренней патети­ки героического образа. Они воплощали слож­ные драматические коллизии во внешне манере. Таково самое прославленное произве­дение родосской школы - группа «Лаокоон», выполненная Агесандром, Полидором и Афинодором около 40 г. до н. э. Страшная гибель троянского жреца и его двух сыновей, задушенных змеями, показана с преувеличенной патетикой. Несмотря на тяжесть ситуации – Лаокоон сохраняет благородство и величие. Анатомия человека передана с невиданной ранее тщательностью, доходя до натурализма, правда фигуры детей не очень убедительны (дети – уменьшенные взрослые).

На протяжении последующих веков многое из ценнейшего художественного наследия Др. Гр. и эллинизма было утрачено. Но все равно художники всегда обращались к памятникам греческого искусства, так как в них дух гражданственности, утверждение ценности человека. Искусство Древней Греции многие века было образцом для подражания.

Искусство как художественное отражение действительности.

Искусство – одна из форм общественного сознания, в основе которой лежит образное отражение явлений действительности, прежде всего жизни человека, всей совокупности человеческих отношений, характеров, переживаний и прочего. При этом художественное отражение действительности может совершаться в зрительских образах (изобр. искусство), в звуковых (музыка), в слове (худ. литература), а также посредством синтеза отдельных видов искусства (театр, кино).

Искусство – сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. Искусство – прежде всего воспитание души, чувств, уважения к духовным ценностям. Оно не только отражает жизнь, но и формирует ее.

Искусство зародилось в глубокой древности как художественное отображение существенных сторон человеческой жизни (труда, охоты, войны). Оно сопровождало человека на протяжении всей его истории, изменяясь от эпохи к эпохе, принимая разные формы в разных регионах мира (Европа, Восток, Африка и т.д.), но всегда при этом оно запечатлевало окружающий мир, общественную жизнь, особенности сознания и облик самого человека, было средством активного формирования мировоззрения людей.

Отображая мир, художник одновременно воплощает в произведении искусства свои мысли, чувства, стремления и идеалы. Он воспроизводит явления жизни и одновременно дает им свою оценку, объясняет их сущность и смысл, выражает свое понимание мира. Искусство может создаваться не только на основе точного воспроизведения натуры, но и с помощью воображения, вымысла, фантазии. Эти качества необходимы художнику, без них он не может достичь композиционной целостности и образной выразительности картины или скульптуры.

Искусство отображает мир целостно. Главным предметом искусства является человек, общественная жизнь. Но оно способно отобразить любые доступные восприятию и интересные для людей явления окружающего мира, всегда воссоздавая их соотносительно с человеком, словно пропуская их через призму его жизни (например, вещи в натюрморте говорят о человеке, пейзаж воплощает его чувства).

Как одна из форм общественного сознания, искусство взаимосвязано с другими его формами: наукой, философией, политикой, моралью и т.д. Как и наука, оно, верно, отражает мир, из искусства мы черпаем сведения о жизни и быте людей различных эпох и стран, оно является своеобразной летописью человеческой истории. Как и философия, искусство имеет мировоззренческое значение, ставит философские проблемы. Подобно политике, искусство связано с общественной и идеологической борьбой. Как и мораль, оно оценивает человеческие поступки.

Искусство – единственная область в жизни человека, где он передает эмоциональный опыт поколений.

Каждое истинное произведение искусства является глубоко индивидуальным, уникальным. Прежде чем принять конкретную форму, художественный образ развивается, вынашивается в замыслах автора. Все то, что пережито, осмыслено творцом, его понимание мира и духовные ценности проявляются в произведении искусства.

Наши рекомендации