Искусство как художественное отражение действительности.
Искусство как художественное отражение действительности.
Искусство – одна из форм общественного сознания, в основе которой лежит образное отражение явлений действительности, прежде всего жизни человека, всей совокупности человеческих отношений, характеров, переживаний и прочего. При этом художественное отражение действительности может совершаться в зрительских образах (изобр. искусство), в звуковых (музыка), в слове (худ. литература), а также посредством синтеза отдельных видов искусства (театр, кино).
Искусство – сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. Искусство – прежде всего воспитание души, чувств, уважения к духовным ценностям. Оно не только отражает жизнь, но и формирует ее.
Искусство зародилось в глубокой древности как художественное отображение существенных сторон человеческой жизни (труда, охоты, войны). Оно сопровождало человека на протяжении всей его истории, изменяясь от эпохи к эпохе, принимая разные формы в разных регионах мира (Европа, Восток, Африка и т.д.), но всегда при этом оно запечатлевало окружающий мир, общественную жизнь, особенности сознания и облик самого человека, было средством активного формирования мировоззрения людей.
Отображая мир, художник одновременно воплощает в произведении искусства свои мысли, чувства, стремления и идеалы. Он воспроизводит явления жизни и одновременно дает им свою оценку, объясняет их сущность и смысл, выражает свое понимание мира. Искусство может создаваться не только на основе точного воспроизведения натуры, но и с помощью воображения, вымысла, фантазии. Эти качества необходимы художнику, без них он не может достичь композиционной целостности и образной выразительности картины или скульптуры.
Искусство отображает мир целостно. Главным предметом искусства является человек, общественная жизнь. Но оно способно отобразить любые доступные восприятию и интересные для людей явления окружающего мира, всегда воссоздавая их соотносительно с человеком, словно пропуская их через призму его жизни (например, вещи в натюрморте говорят о человеке, пейзаж воплощает его чувства).
Как одна из форм общественного сознания, искусство взаимосвязано с другими его формами: наукой, философией, политикой, моралью и т.д. Как и наука, оно, верно, отражает мир, из искусства мы черпаем сведения о жизни и быте людей различных эпох и стран, оно является своеобразной летописью человеческой истории. Как и философия, искусство имеет мировоззренческое значение, ставит философские проблемы. Подобно политике, искусство связано с общественной и идеологической борьбой. Как и мораль, оно оценивает человеческие поступки.
Искусство – единственная область в жизни человека, где он передает эмоциональный опыт поколений.
Каждое истинное произведение искусства является глубоко индивидуальным, уникальным. Прежде чем принять конкретную форму, художественный образ развивается, вынашивается в замыслах автора. Все то, что пережито, осмыслено творцом, его понимание мира и духовные ценности проявляются в произведении искусства.
ДРЕВНИЙ КИТАЙ
Искусство Древнею Китая слагается из ряда этапов и охватывает длительный период, начиная с 4 тыс. до н.э. вплоть до 3 в.н.э.
Культура расписной керамики. От этого времени сохранились тонине, правильной и благородной формы глиняные сосуды, выполненные на гончарном круге. Они была искусно расписаны узорами в виде ромбов, сетки, спиралей или зигзагов черных, красных, белых и фиолетовых тонов. Узоры имели магический смысл и связывались с представлениями о хорошем урожае, громе и молниях, пожарах. Изображали и зверей. Многие формы этих предметов древнего гончарного искусства сохранились в Китае в течение последующих веков.
Период Чжаньго
В это время закладываются основы последующей китайской культуры. Расширился круг сюжетов и тем искусства.
Прикладное искусство.Широкое распространение получают бронзовые зеркала, отполированные с одной стороны и инкрустированные серебром и золотом с другой, а также украшения из нефрита. Бронзовые сосуды, приобретающие все более утилитарный смысл, отличаются от древних упрощением форм, нарядностью и богатством орнамента. Их тонкие стенки инкрустируются драгоценными камнями и цветными металлами. Появляется множество изысканных бытовых изделий: подносы, музыкальные инструменты, мебель, посуда, утварь, покрытая слоями естественного сока лакового дерева, а затем расписанная легкими серебристыми, красными и черными узорами в виде завитков, напоминающих оперение птицы либо перистые облака.
К периоду Чжаньго принадлежит обнаруженная в одном из погребений первая картина на шелке, изображающая молодую женщину, над которой летают дракон и феникс, олицетворяющие стихийные силы жизни и смерти. Несмотря на условность изображения человека, эта картина со своим строгим линейным рисунком, нейтральной поверхностью шелка, осмысленной как пространство неба, определила многие дальнейшие особенности китайской живописи тушью.
Вв. (периоды Тан и Сун)
Этап развитого феодализма и наивысшего расцвета всех областей китайской средневековой культуры - времени образования двух крупных государств — Тан и Суп, которые поддерживали широкие торговые и культурные связи с другими державами. Городская культура и строительство дворцов и храмов в этот период достигли высокого уровня.
Архитектура. Монументальной архитектуре Танского государства присущ дух ясной гармонии, праздничности, классической простоты и спокойного величия форм. Города представляли собой мощные крепости, окруженные стенами и рвами, четкие по прямоугольному плану. Огромные сады окружали раскинувшиеся на несколько километров дворцы, покрытые яркими черепичными крышами с загнутыми вверх углами. В городах и за их пределами строились также величественные кирпичные и каменные башни - пагоды, отличавшиеся геометрической строгостью и ясностью членений. Пагоды возводились преимущественно на возвышениях и даже, если строились в черте города, обрамлялись кольцам зелени. Самая знаменитая из танских пагод - Большая пагода диких гусей, выстроенная в 652-704 гг. в Сиани. Квадратная в плане, 60-тиметровая кирпичная башня напоминает крепость. Ее благородная простота повествует о величавом духе зодчества этого времени. Наружные украшения, состоявшие из строгих ступенчатых кирпичных карнизов, крайне скромны.
При Супах архитектура постепенно утратила монументальную мощь, но приобрела более изысканный и интимный характер, тяготея к гармоническому слиянию с природой. Строгая четкость форм пагод сменилась большей вытянутостью, легкостью. Начали возводиться комплексы маленьких декоративных садов, воспроизводившие мир естественной скромной природы и состоявшие из искусственных тихих водоемов, заросших лужаек и скал с будто случайно приютившимися легкими деревянными беседками.
Скульптура. Высокого подъема в период Тап достигла скульптура. Статуи буддийских святых в пещерных монастырях приобрели большую пластичность. На стенах храмов появилось много бытовых сюжетов, исполненных в старинной технике рельефа, но более земных и полнокров-ных по восприятию мира. Погребения императоров, как и монастыри, вмещали в себя скульптуру, украшались рельефами на темы реальной жизни. Глиняные фигуры людей и животных, которые по-прежнему составляли непременную принадлежность погребения, в отличие от наивной грубоватости древней скульптуры более совершенны по передаче движений, красоты форм. Скульптура 10-13 вв. отличается от танской пластики большей вытянутостью пропорций фигур, образы божеств отмечены хрупкостью и утонченной грацией. Вместо камня и глины часто применялись сухой лак, сандаловое дерево, металл и т. п.
Живопись. Высшим достижением искусства этого периода была живопись. Картины природы и городской быт того времени. Художники создавали картины на длинных шелковых, а потом и бумажных свитках вертикальной или горизонтальной формы, хранившихся в специальных ящиках и вывешивавшихся только на время. На горизонтальных свитках обычно изображались жанровые мотивы, сцены легенд. Они служили своеобразной живописной книгой. На вертикальных свитках по большей части исполнялись пейзажи. Часто картина дополнялась стихотворными текстами, написанными красивым каллиграфическим почерком, соответствовавшим стилю изображения.
В средневековом Китае получил распространение также своеобразный жанр «цветы-птицы». Обычно это написанные на веерах, ширмах, свитках и альбомных листах сценки, воспроизводящие с пристальным вниманием жизнь животных, растений, рыб и насекомых. Художники не писали с натуры, но, руководствуясь длительными наблюдениями, наносили тушью на бумагу или шелк точный и быстрый рисунок, который нельзя было ни стереть, ни поправить. Линия и пятна туши, весьма разнообразные и тонкие по своим нюансам, составляют основу китайской средневековой живописи. В ней не применялась светотень, перспектива была построена по разработанным условным законам, как театральная декорация.
Именно в это время природа стала важным объектом живописи. Наиболее известными танскими пейзажистами были Ли Сысюнь (651-716), Ли Чжаодао (670-730) и Ван Вэй (699-759) - поэт и художник. Их творчество показывает, насколько разнообразными были пути пейзажной живописи. Пейзажи Ли Сысюня и Ли Чжаодао ярки и насыщены по цвету. Пейзажи Ван Вэя, написанные черной тушью по золотистому шелку, мягче и воздушнее. Дали в них едва прорисованы, они как бы тают в далеком тумане, а вся природа кажется спокойной и тихой. Его картины были очень поэтичны. Манеру Ван Вэя восприняли как основную сунские живописцы, которые главным образом стремились к передаче лирической красоты и гармонии природы.
Пейзажи 11-12 вв. грандиозны и величественны. Одни из них суровы и просты, как бы бесконечно отдалены от человека, словно прекрасный сказочный мираж. Другие при этом включают множество тонко выписанных мельчайших подробностей из жизни природы.
Настроение и стиль пейзажей Китая мосле завоевания страны кочевниками в 12-13 вв, изменились. Боль и страдание, горькие думы как бы усиливали любовное внимание художников к природе отечества, вносивших в произведения лирические оттенки. Настроение пейзажей этого времени часто грустно и тревожно; гордая мощь природы меньше привлекала художников, которые писали небольшие картины, лишенные былой торжественности.
Продолжал развиваться жанр цветов и птиц, достигший в сунское время как пейзаж высокого расцвета.
Вв. (периоды Юань и Мин)
Нашествие монголов в 13-14 вв. - сокрушительный удар культурной жизни Китая. В конце 14 в. Китай сбросил с себя монгольское иго. Однако во многих областях культуры, в частности в поэзии и живописи, высокий уровень 12-13 вв. был утрачен.
Живопись. Хотя жив-сь на долгие века продолжала оставаться веду-щим видом искусства и 13-14 вв. изобиловали тонкими и лирическими произведениями, постепенно индивидуальность худ-ков начинала сти-раться, в пейзажах и бытовых сценах зачастую повторялись одни и те же образы и приемы. Начиная с периода Мин основой живописи стало считаться не изучение природы, а подражание старинным образцам.
Архитектура. Более благоприятно в 15-18 вв. сложилась судьба архитектуры. После изгнания монголов вместе с волной национального самоутверждения - пора интенсивного строительства. Были сооружены замечательные дворцы и храмы, отстроены такие крупные города, как Пекин и Нанкин. Пекин, столица государства с 1421 г. отличался правильностью и ясностью, основан на единой системе; ансамбли храмов и дворцов отмечены печатью строгих традиций, сложившихся в древности (все сооружения были обращены фасадом к югу, а весь город с юга на север пересекала широкая прямая магистраль). Однако растущая столица мыслилась уже и как мощная крепость. Массивные кирпичные стены с высокими башнями окружили город со всех сторон.
Самый значительный ансамбль, выстроенный в 15-17 вв., расположенный в центре Пекина Императорский дворец, так называемый Запретный город, окруженный глухими стенами с могучими воротами, куда допускались только избранные. Этот дворец представлял собой не одно здание. Он состоял из соединенных между собой широких площадей, мощенных белым камнем, парадных помещений с террасами и лестницами, украшенными резьбой, и тенистых садов. Это город в городе.
Храмы Пекана также располагались большими комплексами - Величественный Храм Неба, состоит из нескольких здании, раскинувшихся в строгом порядке на обширном пространстве, среди густой зелени. Конические крыши, крытые ярко-синей черепицей, в сочетании с красным лаком колонн и белым мрамором террас создавали радостное впечатление.Пространственный размах, который свойствен китайскому зодчеству с древности, проявился в 15-17 вв. в архитектурном ансамбле царских погребения Минской династии близ Пекина. К погребениям ведет Дорога духов, обрамленная с двух сторон массивными фигурами животных и людей.
Зодчество 15-17 вв. в целом полно величия. В конце 18 и в 19 вв. в архитектуре, как и в других видах искусства, все более нарастала тяга к пышности, вычурности и причудливости форм.
Прикладное искусство. Широкой известностью пользуется прикладное искусство средневекового Китая - изделия из фарфора, резного камня, дерева, кости. Сосуды 7-10 вв. по своим формам ок-руглы и массивны. Славились 3-хцветные яркие сосуды, белоснежные фарфоровые кувшины и чаши. Керамика 11-13 вв. изысканна и многообразна. Как и в живописи, яркость красок заменяется изящной простотой, мягкой текучестью цветовых переходов, спокойных и неярких. Изготовлялись белоснежные сосуды с гравированным тонким узором цветов, и желтоватые вазы и амфоры с черным рисунком. Делали инкрустированную мебель, вышивки, ткани. В 15-19 вв. вместе с ростом городов и торговли увеличился и выпуск художественных изделий. Большого мастерства достигла pрезьба по камню. Начал производиться многоцветный фарфор. Часто на вазах и блюдах, как на картинках, воспроизводились пейзажные и жанровые сцепы. Вплоть до конца 18 в. художественный уровень фарфора оставался высоким. Средневековая китайская культура конца 18-19 вв. все больше угасала
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ГРЕЦИЯ
Среди произведений монументальной скульптуры эллинистической Греции, утратившей свою ведущую экономическую и политическую роль, выделяется один из самых замечательных памятников эпохи - «Ника Самофракийская» (ок. 190 г. до н. э.). Статуя была воздвигнута на острове Самофракия в честь морской победы над флотом сирийского царя. Поражает огромная жизненная сила. Весь ее облик, стройная мощная фигура, уверенно устремленная навстречу порывистому ветру, могучим волнам, каждая складка трепещущей одежды полны ликующего чувства победы.
Мраморный нос корабля, на который как бы «летела Ника, служил ей постаментом. В древности статуя стояла на вершине скалы. Неразрывно связанная с окружающим пейзажем, статуя требовала обхода ее со всех сторон. Глубоко патетический, жизнеутверждающий образ.
Наиболее близкая к традициям искусства высокой классики статуя Венеры Мелосской (ок. 120 г. до н. э.) приписывается Александру (или Агесандру).Возвышенная красота Венеры Мелосской, поразительное мастерство обработки мрамора - прогрессивные традиции классики. Но богатство пластического решения, контраст обнаженного тела и драпировок ее одежды, усиливающих впечатление монументальности, и, главное, сама постановка фигуры в винтообразном движении с легким наклоном торса порождены новым временем.
Важный шаг по сравнению с классикой делает искусство эллинизма в области портрета. Сохраняя свойственные классическому периоду принципы типизации, в некоторых случаях отличаются подлинным психологизмом. (портреты гр. Философов).
АЛЕКСАНДРИЯ
Прочнее других эллинистических держав был Египет, столица которого Александрия стала крупнейшим центром эллинистического мира. Город славился беломраморными храмами, высокими зданиями в несколько этажей, замечательной библиотекой. Здесь находился грандиозный Фаросский маяк, который называли среди семи чудес света. Его огонь мореплаватели видели на расстоянии более ста миль. Прославленные парки Александрии были украшены декоративной скульптурой.
Традиции классического искусства нашли продолжение в статуе Афродиты Киренской (конец 4—3 вв. до н. э.).
Александрийские мастера работали в жанре портрета. Они достигли совершенства в обработке камня, в мелкой пластике, в рельефе. К числу самых известных относится «Резной камень с портретами Птолемея Филадельфа и Арсинои» (т. н. «Камея Гонзага», 3 в. до н. э.). Скульпторы обращались к бытовому жанру, к образам людей разных возрастов - «Мальчик с гусем», разных народностей - «Мальчик-нуби-ец», появились изображения, посвященные трудовой деятельности - «Старый рыбак». В них резко подчеркивалось все характерное и индивидуальное.
ПЕРГАМ
Среди других центров эллинизма выделялось Пергамское царство (в Малой Азии). В его столице Пергаме, на Акрополе, был возведен «Алтарь Зевса» (180-160 гг. до н. э.), представляющий собой грандиозное сооружение, словно символизирующее могущество Пергама. Цоколь алтаря был опоясан гигантской лентой скульптурного фриза, где с беспримерной силой запечатлена грандиозная эпопея легендарной битвы между богами и гигантами. Он создавался после победоносной борьбы пергамцев с варварскими племенами галатов. Это событие вызвало особый интерес к патриотической и героической теме.
На всем протяжении фриза (длина 120 м, высота 2,3 м) развертываются эпизоды сказания об усмирении богами-олимпийцами восставших против них гигантов: на восточной стороне алтаря изображены в бою главные боги: Зевс, Афина, Аполлон. Сцены боя - звенья неразрывной цепи, в которой вплетены различные эпизоды. Здесь - гнев и страдание, предельное напряжение сил, ярость и отчаяние, душевные движения, выраженные с пластическим совершенством. Все очень драматично. Динамичная композиция. В пергамском фризе с наибольшей полнотой проявиласьприсущая эллинистическому искусству грандиозность образов, их сверхчеловеческая мощь, бурная динамика, драматизм. Если композиции классической эпохи вызывали в человеке спокойную уверенность в своей силе, то грандиозные образы Пергамского алтаря призваны потрясти человека, заставить его почувствовать свою слабость перед высшими силами.
РОДОС
Образцы поздней эллинистической пластики (2-1 вв. до н. э.) дает искусство Родоса, самого восточного из островов Архипелага в Эгейском море. Для родосской скульптуры чрезвычайно характерны многофигурные группы, остродраматические по сюжетам.Но родосские мастера не стремились к раскрытию внутренней патетики героического образа. Они воплощали сложные драматические коллизии во внешне манере. Таково самое прославленное произведение родосской школы - группа «Лаокоон», выполненная Агесандром, Полидором и Афинодором около 40 г. до н. э. Страшная гибель троянского жреца и его двух сыновей, задушенных змеями, показана с преувеличенной патетикой. Несмотря на тяжесть ситуации – Лаокоон сохраняет благородство и величие. Анатомия человека передана с невиданной ранее тщательностью, доходя до натурализма, правда фигуры детей не очень убедительны (дети – уменьшенные взрослые).
На протяжении последующих веков многое из ценнейшего художественного наследия Др. Гр. и эллинизма было утрачено. Но все равно художники всегда обращались к памятникам греческого искусства, так как в них дух гражданственности, утверждение ценности человека. Искусство Древней Греции многие века было образцом для подражания.
Искусство как художественное отражение действительности.
Искусство – одна из форм общественного сознания, в основе которой лежит образное отражение явлений действительности, прежде всего жизни человека, всей совокупности человеческих отношений, характеров, переживаний и прочего. При этом художественное отражение действительности может совершаться в зрительских образах (изобр. искусство), в звуковых (музыка), в слове (худ. литература), а также посредством синтеза отдельных видов искусства (театр, кино).
Искусство – сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. Искусство – прежде всего воспитание души, чувств, уважения к духовным ценностям. Оно не только отражает жизнь, но и формирует ее.
Искусство зародилось в глубокой древности как художественное отображение существенных сторон человеческой жизни (труда, охоты, войны). Оно сопровождало человека на протяжении всей его истории, изменяясь от эпохи к эпохе, принимая разные формы в разных регионах мира (Европа, Восток, Африка и т.д.), но всегда при этом оно запечатлевало окружающий мир, общественную жизнь, особенности сознания и облик самого человека, было средством активного формирования мировоззрения людей.
Отображая мир, художник одновременно воплощает в произведении искусства свои мысли, чувства, стремления и идеалы. Он воспроизводит явления жизни и одновременно дает им свою оценку, объясняет их сущность и смысл, выражает свое понимание мира. Искусство может создаваться не только на основе точного воспроизведения натуры, но и с помощью воображения, вымысла, фантазии. Эти качества необходимы художнику, без них он не может достичь композиционной целостности и образной выразительности картины или скульптуры.
Искусство отображает мир целостно. Главным предметом искусства является человек, общественная жизнь. Но оно способно отобразить любые доступные восприятию и интересные для людей явления окружающего мира, всегда воссоздавая их соотносительно с человеком, словно пропуская их через призму его жизни (например, вещи в натюрморте говорят о человеке, пейзаж воплощает его чувства).
Как одна из форм общественного сознания, искусство взаимосвязано с другими его формами: наукой, философией, политикой, моралью и т.д. Как и наука, оно, верно, отражает мир, из искусства мы черпаем сведения о жизни и быте людей различных эпох и стран, оно является своеобразной летописью человеческой истории. Как и философия, искусство имеет мировоззренческое значение, ставит философские проблемы. Подобно политике, искусство связано с общественной и идеологической борьбой. Как и мораль, оно оценивает человеческие поступки.
Искусство – единственная область в жизни человека, где он передает эмоциональный опыт поколений.
Каждое истинное произведение искусства является глубоко индивидуальным, уникальным. Прежде чем принять конкретную форму, художественный образ развивается, вынашивается в замыслах автора. Все то, что пережито, осмыслено творцом, его понимание мира и духовные ценности проявляются в произведении искусства.