Основной жанр этого периода - торжественная ода. Поэтическое новаторство Державина проявилось в разрушении чистоты классического жанра; он соединил элементы оды и сатиры в одном стихотворении.

В третий период (90-е г.г.) у Державина преобладает анакреонтическая лирика. Он декларирует отказ от торжественной оды и прославляет сельскую жизнь, интимные радости, мудрую умеренность. Здесь можно отметить стихотворения "Философы пьяный и трезвый" (1789, опубл. в 1792), "Храповицкому" (1793, опубл. в 1808), "К лире" (1794, опубл. в1798), "Похвала сельской жизни" (1798, опубл. в 1808).

С начала XIX века творчество Державина клонится к упадку, хотя порой ему удаются великолепные произведения: "Снегирь" (1800, опубл. в 1805), "Евгению. Жизнь званская" (1807). В последние годы жизни Державин обратился к драматургии. Начиная с 1804 г. он написал ряд трагедий ("Добрыня", "Пожарский", "Ирод и Мариамна", "Евпраксия" и др.).

С 80-х годов XVIII века Державин возглавлял литературный кружок, в который входили его друзья-писатели Н.А.Львов, В.В.Капнист, И.И.Хемницер. С 1811 г. Державин состоял в литературном обществе" Беседа любителей русского слова". Здесь он своим авторитетом подкреплял литературных консерваторов, но в то же время благожелательно относился к В.А.Жуковскому и "заметил" юного Пушкина.

Творчество Державина подготовило почву для поэзии К.Н.Батюшкова, А.С.Пушкина и др. поэтов.

Билет № 23.Русские просветители в век Екатерины II.

Расцвет раннего русского П. относится к 1760—80-м гг., когда появились произведения Н. И. Новикова, Д. И. Фонвизина, А. Я. Поленова, Я. П. Козельского, С. Е. Десницкого и др. Первые русские просветители возлагали надежды на «просвещённого монарха», справедливые законы, основанные на естественном праве, смягчение нравов в результате распространения образования и правильного воспитания; выступали за пробуждение национального самосознания и достоинства личности, за патриотизм, равно чуждый и национальной спеси, и «чужебесию». В сатирических журналах Новикова, в комедиях Фонвизина осуждались помещичье «жестокосердие», невежество, грубость нравов как результат растлевающего влияния крепостнических отношений. Идеал русского просветителя 18 в. — гуманный, образованный, внимательный к своим крестьянам дворянин (Стародум, Правдин в «Недоросле»). В педагогических трудах Новикова вопреки официальной педагогике, пронизанной идеей подчинения личности государству, на первом месте стоял человек, его личность, его счастье.

Распространение идей П. вызвало противодействие российского правительства и церкви. Екатерина II, состоявшая в переписке с многими западноевропейскими просветителями и прослывшая среди них «мудрецом на троне», с русскими просветителями вела борьбу в печати и путём репрессий. Цензурным запретам и искажениям подверглась диссертация Д. С. Аничкова о происхождении религии (1769), Фонвизину было запрещено издавать задуманный им журнал (1788), Новикову — продолжать книгоиздательское дело, сам он был заключён в крепость (1792). Вынуждены были прекратить издательскую деятельность И. А. Крылов (1793) и И. Г. Рахманинов, предпринявший издание сочинений Вольтера (из 20 томов вышло 4). Выход из тупика, в котором оказалась просветительская мысль, был найден А. Н. Радищевым. Он отверг упования на «просвещённого монарха», на благотворную силу просвещения, выдвинул идею народной революции против самодержавия. Его книга «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) стала вершиной русского П. 18 в., а автор её — родоначальником революционного направления в русском П.

Билет №24.Комедия Д.Фонвизина “Недоросль” как образец произведения классицизма.

Там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы...

А. С. Пушкин

Классицизм — литературное направление, которое существовало в XVIII — начале XIX века. Для него характерны высокая гражданская тематика, требовавшая, чтобы во имя общегосударственных задач приносилось в жертву все личное; строгое соблюдение определенных норм и правил. Писатели-классицисты находили образцы прекрасного в памятниках античного искусства, неизменные для всех времен.

В классицизме существовало четкое деление жанров литературы на «высокие» и «низкие». Предметом высоких жанров (поэмы, оды, трагедии) мргла быть жизнь высшая, духовная, действующими лицами — лишь цари и аристократы. Содержание низких жанров (сатиры, комедии, басни) сводилось к изображению жизни частной, будничной. Персонажами были представители низших сословий — мелкопоместное дворянство, чиновничество, крепостные слуги. «Высокое» и «низкое» никогда не соединялось в одном произведении. В характере героя преобладала единственная черта — положительная или отрицательная. В результате персонажи были или полностью порочными, или полностью благородными.

Классицизм решал задачи воспитания человека-гражданина. Поведение окружающих оказывает решающее влияние на личность ребенка. Добродетельное или порочное, оно служит примером, образцом для подражания. Идеалом эпохи провозглашается человек, способный приносить общественную пользу, для которого интересы государства выше личных интересов. Внимание комедии обращалось на отрицательные явления действительности. Цель комедий, по классицизму, — просвещать, осмеивая недостатки, воспитывать смехом.

Самым выдающимся произведением драматургии классицизма в русской литературе XVIII века является комедия Фонвизина «Недоросль». В построении своей пьесы Фонвизин точно следовал правилам классицизма. «Недоросль» состоит из пяти канонических актов. В каждой соблюдается правило триединств — действия, времени и места. События, изображенные Фонвизиным, происходят в течение одних суток и в одном месте — в доме помещицы Простаковой.

Согласно правилам классицизма, действующие лица комедии подразделяются на порочных и добродетельных, а в финале пьесы злые наказываются, добрые торжествуют победу. Комические герои посрамлены. Простакова за злоупотребление своей властью лишена прав над крестьянами, ее имение взято под опеку.

В столкновении «злых» и «добродетельных» героев отражен глубокий социальный конфликт передовой дворянской интеллигенции с реакционными помещиками-крепостниками. Драматург преднамеренно заостряет отрицательные образы, достигая этим большей убедительности в обличении крепостничества.

Образы положительных персонажей комедии схематичны в духе классицизма. Правдин, Стародум, Милон, Софья не столько живут и действуют, сколько пространно и важно рассуждают на морально-политические темы, преподают уроки дворянских добродетелей.

Наши рекомендации