Герой трагедии - ученый-энциклопедист. У него высшая степень доктора, но он разочарован в своих научных изысканиях. В поисках истины он обращается к магии.
Мефистофель старается соблазнить Фауста обещаниями исполнить любое его желание. Но Фауст равнодушен к земным утехам и радостям. Он хочет постигнуть смысл человеческой жизни не теоретически, а через собственный опыт; принести пользу людям, взять на себя их беды и страдания. Он согласен отдать душу дьяволу, но только в том случае, если он, Фауст, поддастся лени, успокоится, перестанет искать, когда он полностью удовлетворится настоящим и перестанет думать о будущем. Мефистофель принимает это условие, скрепленное кровью. Он призывает Фауста зажить вольной жизнью. Впереди соблазны реальной жизни. Мефистофель возвращает Фаусту молодость, но пьяный разгул чужд герою. Но вот любовь… Против нее он не может устоять. Охваченный внезапной страстью к Маргарите он приказывает Мефистофелю найти дорогой подарок, чтоб поскорее соблазнить девушку. Но вскоре он понимает, что искренне любит эту девушку. Но счастья с ней он не находит. Маргарита приговорена к казни.
Во второй части «Фауста» рассказывается о дальнейших исканиях героя. Теперь он выходит за пределы того мира, в котором находился ранее.
Трагедия написана не об одном человеке, а о человечестве, о его судьбах, бедах, надеждах, о его истории и его будущем. И для воплощения этого величественного замысла Гете использует любые доступные ему худ ср-ва: в трагедии слышны отзвуки библейских мотивов, не раз возникают античные образы и народные предания, даны вполне реалистические зарисовки бытовых картин, а рядом с ними встречается и сложнейшая символика, над толкованием которой почти два столетия бьются ученые разных стран.
Не случайно худ дар Гете называют «универсальным». В универсализме «Фауста» и содержится, может быть, один из секретов его неповторимого худ своеобразия и поэтического величия.
Трагедия Гете «Фауст» принадлежит к тем работам, без которых невозможно представить жизнь общества, которые помогают человеку понять окр мир и определить свое место в жизни. Такие произведения содержат духовный опыт человечества, а силой обобщения позволяют сохранять интерес на протяжении следующих поколений. Люди называют это произведение поэтическим заветом человечеству.
Билет №19.Литература петровской эпохи.
Одна из главных тем Петровской эпохи – это, конечно, проблема человеческой личности. Человек начинает воспринимался как активно действующая личность, ценная и сама по себе, и еще в большей степени за «услуги отечеству». Ценятся не богатство и не знатность рода, а общественная польза, ум и храбрость: именно они в новых условиях могут возвести человека на одну из самых высоких ступеней общественной лестницы. В 1722 г. появляется «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных», открывающая людям недворянского звания возможность получить его за заслуги перед государством.
Этот новый человек должен действовать не слепо по приказу, а проникнувшись сознанием необходимости и пользы тех или иных правительственных мероприятий поэтому надо разъяснять ему государственную политику. С этой целью с конца 1702 г. стала издаваться первая в России печатная газета – «Ведомости», в которой сообщалось «о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах».
Петр развернул широкую издательскую деятельность, печатаются учебники (например, «Арифметика, сиречь наука числительная» Л.Магницкого, 1703), исторические книги, политические трактаты и научные труды. Наряду с этим появляются и совсем необычные книги, такие как «Юности честное зерцало» (1717), которое вполне можно назвать руководством по этикету, так как оно рассказывало, как вести себя отрокам и юношам. Первая часть «Зерцала» включает средства обучения грамоте и азбуку, а также набор православных наставлений, а во второй даются четко сформулированные и написанные ярким образным слогом правила бытового поведения для молодых дворян. В нем можно прочитать, например, такую рекомендацию: «младый отрок» перед едой должен вымыть руки, а затем ему предложено: «не хватай первый в блюдо, не жри, как свиния... не сопи, егда яси».
Рассуждая о развитии стиля барокко в петровскую эпоху, А.М.Панченко обращает внимание на существовавшее противопоставление: «Слово было знаменем московского периода русского барокко, вещь стала знаменем барокко петербургского. От словесного “музея раритетов” Симеона Полоцкого к петербургской Кунсткамере, реальному музею монстров и курьезных вещей – такова стремительная эволюция русской культуры». Исследователь обращал внимание на то, что раритеты стихотворных сборников Симеона Полоцкого и курьезы петровской Кунсткамеры – явления одного плана, одна и та же барочная сенсационность. Но Симеон Полоцкий чаще ищет сенсации в прошлом, он – историк по преимуществу, тогда как Петра же интересует только настоящее; в сенсациях Симеона Полоцкого был элемент чуда, для Петра же сенсационность – это отклонение от нормы, от приевшегося и надоевшего, от шаблона.
Билет №20.Этапы развития русского классицизма (Тредиаковский. Ломоносов. Сумароков. Державин).