Работа с природным материалом (10 ч.)
Пояснительная записка.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Игрушка - это одна из видов декоративно- прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитье, аппликация, лепка, конструирование. Работа над игрушкой помогает ребенку развивать воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, знакомит с традициями народного художественного творчества. Игрушка, выполненная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребенка. Вещь, над которой он трудится, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему. Таким образом, работа над созданием игрушки является творческой деятельностью и отвечает задачам художественного и трудового воспитания, развивает вкус.
Работа в кружке «Золотые ручки на ИГРУШКИ» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Работу в кружке планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, природным материалом, фольгой и фантиками, ракушками и песком, соленым тестом, цветными нитками, скорлупами, гофрированной бумагой. Работу кружка буду организовывать с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой, фольгой и другими материалами буду начинать с более простых поделок, то есть четвёртому классу даётся более сложная работа, нежели малышам.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Программа кружка «Золотые ручки на ИГРУШКИ» рассчитана на детей 8 лет, то есть на 1 класс. Программа рассчитана на 1 год: 2 часа в неделю * 33 учебных недели = 66 часов.
Практические занятия составляют большую часть программы.
Состав группы – 5 человек.
Цель программы: создать условия для творческой самореализации ребенка.
Задачи программы
Обучающие:
·
расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства;
·
обучение приемам работы с инструментами;
·
обучение умению планирования своей работы;
·
обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
·
обучение приемам работы с различными материалами;
·
обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
·
развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
·
развитие образного мышления и воображения;
·
создание условий к саморазвитию учащихся;
·
развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира;
·
обучение приемам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля.
Воспитательные:
·
воспитание уважения к труду и людям труда;
·
воспитание трудолюбия, аккуратности;
·
развитие активности и самостоятельности;
·
воспитание культуры общения, умения работать в коллективе.
Ведущая идеяданной программы—создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Принципы, лежащие в основе программы:
·
доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
·
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
·
демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
·
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
·
«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Организация образовательной среды:
·
- система занятий,
·
- участие в выставках, конкурсах,
·
- организация мини-выставок.
Основные методы и формы работы
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
^ Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
·
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
·
наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
·
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
·
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
·
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
·
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
·
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
·
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
·
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
·
групповой – организация работы в группах;
·
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Требования к уровню подготовки учащихся
В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.
Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе
учащиеся разовьют:
- внимание, память, мышление, пространственное воображение;
- мелкую моторику рук и глазомер;
- художественный вкус, творческие способности и фантазию;
учащиеся овладеют навыками культуры труда; улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
учащиеся узнают:
- технику безопасности при работе с инструментами;
- технику изготовления различных игрушек и сувенирных изделий;
- различные приемы работы с бумагой, природным материалом, фольгой, фантиками, ракушками, соленым тестом, тканью и нитками, скорлупками;
- сведения о сувенирных изделиях.
учащиеся будут уметь:
- правильно раскроить материал, используя выкройки и шаблоны;
- эстетически оформлять игрушку или сувенирное изделие;
- ориентироваться на качество изделий;
Расписание занятий кружкового объединения «Золотые ручки на ИГРУШКИ»
№ п/п | Дни недели | Время |
1. | Суббота | 12.00 – 14.00 |
Тематический план учебной дисциплины.
№ | Наименование тем и разделов | Кол-во часов | ||
всего | теория | Практика | ||
Работа с природным материалом | ||||
Работа с бумагой и картоном | ||||
Театр из конусов | ||||
Работа с фольгой, фантиками | ||||
Работа с ракушками, песком | ||||
Работа с соленым тестом | ||||
Работа с соленым тестом | ||||
Работа со скорлупами | ||||
Работа с гофрированной бумагой | ||||
Всего |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.
Театр из конусов (6 ч.)
Формы конуса. Закручивание круга в конус (низкий), закручивание полукруга в конус (высокий), преобразование квадрата в куб и квадрата в брусок путем складывания и надрезания.
Из истории соленого теста
Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства. Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов. В Германии и Скандинавии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благополучие. В Греции и Испании во время праздника в честь Богоматери на алтарь клали великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали изделия, раскрашенные яркими красками. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае 17 века делали марионетки из теста.
В странах Восточной Европы были популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и имели обычный для выпечки цвет, что считалось очень привлекательным. Тесто применялось для выполнения фигурок в народных сказаниях.
Как приготовить соленое тесто
Основной материал для изготовления изделий из соленого теста: мука высшего сорта - пшеничная, ржаная (придает тесту больше рыхлости), соль «Экстра». Обычная пропорция для замеса соленого теста: на 2 части муки, надо взять 1 часть соли и развести водой до консистенции мягкого пластилина. В качестве добавок используют клей ПВА или обойный (увеличивают клейкость заготовок и прочность готовых изделий), масло растительное (повышает пластичность, добавляется в тесто, предназначенное для лепки мелких деталей ). Для изготовления небольшой композиции замесите тесто в следующем количестве: соль - 200 г; мука - 500 г; вода - примерно 250 мл (количество воды зависит от вида муки, необходимости добавки клея или масла); клей - 2ст.ложки. Для замеса лучше использовать миксер. Готовое тесто должно получиться эластичным.
Тесто следует хранить в полиэтиленовом пакете, чтобы оно не пересохло.
Для раскраски просушенных изделий используют гуашь или природные красители. Конечный этап - изделия покрывается бесцветным быстро сохнущим глянцевым лаком.
Пояснительная записка.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Игрушка - это одна из видов декоративно- прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитье, аппликация, лепка, конструирование. Работа над игрушкой помогает ребенку развивать воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, знакомит с традициями народного художественного творчества. Игрушка, выполненная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребенка. Вещь, над которой он трудится, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему. Таким образом, работа над созданием игрушки является творческой деятельностью и отвечает задачам художественного и трудового воспитания, развивает вкус.
Работа в кружке «Золотые ручки на ИГРУШКИ» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Работу в кружке планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, природным материалом, фольгой и фантиками, ракушками и песком, соленым тестом, цветными нитками, скорлупами, гофрированной бумагой. Работу кружка буду организовывать с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой, фольгой и другими материалами буду начинать с более простых поделок, то есть четвёртому классу даётся более сложная работа, нежели малышам.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Программа кружка «Золотые ручки на ИГРУШКИ» рассчитана на детей 8 лет, то есть на 1 класс. Программа рассчитана на 1 год: 2 часа в неделю * 33 учебных недели = 66 часов.
Практические занятия составляют большую часть программы.
Состав группы – 5 человек.
Цель программы: создать условия для творческой самореализации ребенка.
Задачи программы
Обучающие:
·
расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства;
·
обучение приемам работы с инструментами;
·
обучение умению планирования своей работы;
·
обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
·
обучение приемам работы с различными материалами;
·
обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
·
развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
·
развитие образного мышления и воображения;
·
создание условий к саморазвитию учащихся;
·
развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира;
·
обучение приемам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля.
Воспитательные:
·
воспитание уважения к труду и людям труда;
·
воспитание трудолюбия, аккуратности;
·
развитие активности и самостоятельности;
·
воспитание культуры общения, умения работать в коллективе.
Ведущая идеяданной программы—создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Принципы, лежащие в основе программы:
·
доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
·
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
·
демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
·
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
·
«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Организация образовательной среды:
·
- система занятий,
·
- участие в выставках, конкурсах,
·
- организация мини-выставок.
Основные методы и формы работы
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
^ Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
·
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
·
наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
·
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
·
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
·
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
·
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
·
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
·
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
·
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
·
групповой – организация работы в группах;
·
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Требования к уровню подготовки учащихся
В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.
Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе
учащиеся разовьют:
- внимание, память, мышление, пространственное воображение;
- мелкую моторику рук и глазомер;
- художественный вкус, творческие способности и фантазию;
учащиеся овладеют навыками культуры труда; улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
учащиеся узнают:
- технику безопасности при работе с инструментами;
- технику изготовления различных игрушек и сувенирных изделий;
- различные приемы работы с бумагой, природным материалом, фольгой, фантиками, ракушками, соленым тестом, тканью и нитками, скорлупками;
- сведения о сувенирных изделиях.
учащиеся будут уметь:
- правильно раскроить материал, используя выкройки и шаблоны;
- эстетически оформлять игрушку или сувенирное изделие;
- ориентироваться на качество изделий;
Расписание занятий кружкового объединения «Золотые ручки на ИГРУШКИ»
№ п/п | Дни недели | Время |
1. | Суббота | 12.00 – 14.00 |
Тематический план учебной дисциплины.
№ | Наименование тем и разделов | Кол-во часов | ||
всего | теория | Практика | ||
Работа с природным материалом | ||||
Работа с бумагой и картоном | ||||
Театр из конусов | ||||
Работа с фольгой, фантиками | ||||
Работа с ракушками, песком | ||||
Работа с соленым тестом | ||||
Работа с соленым тестом | ||||
Работа со скорлупами | ||||
Работа с гофрированной бумагой | ||||
Всего |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.
Работа с природным материалом (10 ч.)
В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.
Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.
Изделия из природного материала.Технология заготовки природных материалов. Художественные приёмы изготовления поделок и картин из природных материалов.