Глава 3. искусство скани и зерни от руси до россии

Искусство скани и зерни известно уже со II в. н. э. Инте­рес к этой технике не ослабевает и по сей день. За 900-летнюю историю скань претерпела множество видоизменений: от глу­хой до ажурной, от золота до стали. Менялись сюжеты и орна­менты. На заре православия это обилие языческих мотивов, которые смешиваются с византийской орнаментацией и обра­зуют причудливую русскую вязь. С развитием и распростране­нием стилистических направлений из Западной Европы в эту причудливую вязь проникают мотивы ренессанса, барокко, рококо, классицизма. Развивается и усложняется сама техни­ка, и, таким образом, она может сочетаться и со вставками из драгоценных камней, и с эмальерными вставками. Золото яв­ляется одним из самых благородных материалов (металлов), которые были когда-либо известны человеку. Использование его в такой сложной технике, как скань или зернь, оправдан­но. Золото легкоплавкий материал, он очень пластичен и дос­таточно экономичен. Из небольшого количества золота можно вытянуть многометровую тончайшую проволоку, которая под умелой рукой мастера образует сложный узор из колец, завит­ков, пальметт и многого другого. Не зря золото и техника ска­ни очень гармонично сочетаются в украшениях, как женских, так и мужских. Золотой сканый орнамент украшал колты, бар­мы X—XII вв., оклады икон, басмы, серьги XIV—XVI вв. И чем большей являлась потребность украшать себя и свой костюм, тем невероятнее были предложения мастеров-скан- щиков. С XVI в. известны роскошные навесные пуговицы, ук­рашенные ажурной вязью с замысловатым узором. Чем тонь­ше была проволока, чем сложнее рисунок, тем более благород­ным и дорогим выглядело само изделие. Искусство скани из золота претерпело большие перемены. С приходом в русское прикладное искусство барочных, классицистических мотивов сложные византийские, средневековые орнаментальные моти­вы начинают отступать. В искусстве России второй половины XIX в. были попытки реанимировать древнерусское филигран­ное искусство, но новые материалы, с которыми эксперимен­тировали мастера, не заинтересовали потребителя.

Еще в глубокой древности люди обратили внимание на мяг­кость драгоценных металлов и широко использовали это свой­ство при изготовлении ювелирных украшений. Ажурные или напаянные на металлический фон узоры, напоминающие лег­кое кружево, делали как из гладкой проволоки различной тол­щины, так и из проволоки, расплющенной в тонкую ленточку при помощи вальцов, или из веревочек, свитых из двух или трех металлических нитей. Часто эти серебряные и золотые узо­ры украшали напаянными на них мельчайшими блестящими шариками из того же материала. Подобные изделия, относя­щиеся к IX—X вв., встречаются при раскопках древнерусских городов и деревенских курганов почти повсеместно. От старого русского слова «скань», т. е. сучить, свивать нити, этот техниче­ский прием получил название «скань», а выполненные им изде­лия называют «скаными». Ассортимент сканых изделий очень многообразен: массивные подносы и шкатулки; ажурные, лег­кие сухарницы, коробочки, ларчики, корзиночки и солонки; цепи, пряжки и пояса; пуговицы разной величины, от малень­ких, с горошину, до крупных, с куриное яйцо; браслеты, перст­ни, серьги, броши, ожерелья, запонки; ярлыки и украшения для пробок винных бутылок, игольники, футляры для ножниц, ложки-ситечки, ручки для пера, сумочки, кошельки и портси­гары; оклады икон и церковных книг, лампады и кадильницы. Трудно перечислить все множество предметов, которые в раз­ное время, в разных художественных центрах создавались из легких, как кружево, ажурных узоров или покрывались ими. Они украшали быт. Дешевые сканые изделия делали из красно- медной проволоки и покрывали затем позолотой или серебри­ли. Золото как наиболее мягкий из драгоценных металлов дает возможность получить наитончайшую проволочную нить.

Применение проволоки различной толщины и чередова­ние гладкой и ссученной веревочки дает мастеру-сканщику возможность вносить большое разнообразие в узоры, четко выделять основной рисунок, давать различные варианты соче­тания гладких и рубчатых деталей орнамента. Редко скань ис­пользуется самостоятельно. Чаще всего вместе с ней можно увидеть и другой вариант декорирования, который называется «зернью». Применение зерни очень разнообразно: она бывает разбросана по всему орнаменту, окаймляет части предмета по­лосами, а также располагается в виде сетки, ромбов, треуголь­ников или же образует рельефные пирамидки и грозди.

Одна из важнейших проблем для мастера-сканщика — это чистота припоя, который не должен заливать мелкие детали и тем самым нарушать четкость рисунка узоров. На очень древ­них предметах, выполненных из скани и зерни, припой на­столько незаметен, как будто какой-то невидимый клей скре­пляет отдельные детали. Большой чистоты работы достигали и древнерусские мастера сканого дела. Утерянный секрет древней техники невидимого припоя был раскрыт исследова­телем профессором Ф. Я. Мишуковым. Он доказал экспери­ментально, что вместо припоя древние ювелиры применяли амальгаму из золота, серебра и ртути.

Изготовление сканых предметов не требует большой фи­зической силы, а лишь исключительного терпения, внима­ния, четкости и точности работы. Поэтому в основном изделия выполняются женщинами-ювелирами.

Вьющийся стебель с побегами, спирально закрученные веточки или пучки трав, перехваченные колечками, — излюб­ленные мотивы древнерусской скани. Но каждый художест­венный центр нашей страны, где было развито сканое мас­терство, сохраняя общность основы, имел ярко выраженные особенности орнамента.

В тонких сканых узорах, выполненных золотых и серебря­ных дел мастерами, улавливается близость к изделиям народ­ного творчества, которая, несмотря на различие материала, говорит о стойкости многовековых традиций народного ис­кусства. Скань делалась почти повсеместно, но в одних цен­трах она занимала ведущее место, в других встречалась в виде исключения. Самыми значительными центрами, как удалось установить, были Новгород, Москва и города русского Севе­ра. Каждый из этих центров отличается особенностями орна­ментов, и в каждом из них расцвет сканого мастерства, как и вообще серебряного дела, приходится на разное время, в за­висимости от экономического и политического положения того или иного города.

Искусство Великого Новгорода во всех своих отраслях носит ярко выраженный индивидуальный характер. Новгород был крупным центром серебряного дела на протяжении не­скольких столетий. Скань широко применялась новгородски­ми серебряниками в XIV, XV и XVI вв. Для конца XV и XVI столетия в Новгороде характерен орнамент крупных сердец, образованных соединенными по два спиральными завитками и равномерно расположенных на фоне, сплошь заполненном мельчайшими кружками из тонкой скани.

Для новгородских сканщиков XVI в. характерен прием, дающий мастеру возможность выделить некоторые части узо­ров широкой, как бы проведенной кистью полосой, образо­ванной тремя нитями: тонкая витая веревочка между двумя гладкими. Так же, как и сердцевидный орнамент, основной рисунок располагается на фоне мельчайших сканых кружков.

Иногда сканый или сканый с эмалью орнамент разверты­вается на матовом фоне, прочеканенном особым инструмен­том — канфарником: стилизованные цветы и травы, подни­мающиеся из кольца, как бы из устья вазы, легкие стебли с побегами, трилистниками с трехлопастными зубчатыми лепе­стками. Иногда орнамент легкостью и изяществом напоминает о том, что в XVI в. культура и искусство Новгорода были тесно связаны с Москвой, занимавшей ведущее место в ювелирном деле страны. И здесь золотое дело отличалось ажурностью ор­намента и сложностью работы.

Расцвет сканого мастерства в Москве приходится на XV и XVI вв., но и значительно позднее, в XVIII, XIX и XX вв., встречается много высококачественных работ.

Московская скань второй половины XVI и всего XVII сто­летия почти всегда полихромна. Она неразрывно связана с яр­кой, многоцветной эмалью, для которой служит обрамлением.

В XVIII в. московская скань сильно изменяет свой харак­тер. Она редко бывает расцвечена эмалью, сканый орнамент большей частью делается ажурным, не припаивается к фону, а в случае надобности накладывается на металлическую эма­левую или стеклянную основу.

Московских сканых изделий последней четверти XVIII в. сохранилось очень много. Для них особенно характерен узор сетки из четырехлепестковых цветков. В орнамент обильно вводится зернь, которая украшает цветки, окаймляет края предметов прямыми и ломаными полосами, обрамляет ме­дальоны, заполняет сплошь круги или полусферические вы­пуклости на рамах.

В первые годы XIX в. часто делали сканый орнамент из прямых вертикальных, довольно толстых полос гладкой плю­щеной проволоки, между которыми расположены плотные вертикальные прямые стебли из свитой в жгут скани, густо усеянные с двух сторон мелкими отростками в виде листиков и с круто свернутыми спирально концами в виде плотного кружка с отверстием посередине. Зернь применяется в эти годы в еще большем количестве, чем в XVIII в. Часто встречается орнамент сетки, сплошь усеянной мелкой зер­нью. Излюбленный мотив сканых изделий Древней Руси — спирально изогнутые стебли с мелкими отростками и непре­рывно вьющийся стебель с побегами с двух сторон — часто применяется сканщиками начала XIX в., конец каждого от­ростка они украшают зернышком зерни, а иногда и весь сте­бель сплошь покрывается полосой блестящих шариков.

В 30—40-х годах XIX в. основной рисунок сканого ажур­ного орнамента резко выделяется толстой плющеной прово­локой, блестящей и гладкой, рельефно выступающей на фоне мелких сканых завитков.

В последней четверти XIX в. русские серебряники в поис­ках национальных русских форм и орнаментов возвращаются к старой технике эмали по сканому орнаменту.

Сканые изделия северных русских городов отличаются особенностями орнамента, сближающими их с народным ис­кусством русского Севера. Заметно стремление к округлым ли­ниям, листья изгибаются, превращаясь в круги, ножкам- цветкам ларца или солонки придается почти шарообразная форма. Мотив свернувшегося листа, образующего круг, харак­терный для великоустюжской серебряной скани, встречается и в яркой росписи северной деревянной посуды и прялок.

На сегодняшний день традиции скани хранятся некото­рыми промыслами, такими как Красносельский, Казаков- ский, Мстерский и Софринский. На сегодняшний день худо­жественно-промышленное предприятие Русской Православ­ной Церкви «Софрино» является лидером в производстве предметов церковного культа.

Красносельский ювелирный промысел Костромской об­ласти — наиболее крупный центр производства ювелирных изделий из цветных металлов, где применяются самые разные виды их обработки. Здесь выпускали и дешевые украшения (броши, серьги, кольца), и уникальные золотые вещи (кубки, ипзы). Современное творчество красносельских ювелиров со­храняет ориентацию на изготовление разных видов изделий, что является своего рода традицией. Различного типа посуда (кувшины, стопки, чашечки) чередуется в ассортименте про­дукции с ювелирными украшениями (в последние годы поя­вились изделия из золота). Техника скани используется для создания крупных кубков и ваз, декоративных тарелок и юве­лирных украшений. В технике филиграни на промысле впер­вые созданы скульптурные работы — обобщенные образы животных. Сверкающая чистым серебрением или приглушен­ная искусственной патиной-оксидированием, филигрань де­монстрирует богатые возможности материала и неиссякаемую творческую фантазию мастеров.

Казаковская филигрань сложилась как самобытное на­правление обработки металла в селе Казаково Нижегород­ской области под прямым влиянием мастеров Красносель­ского промысла, которые были учителями местных ювелиров и создателями первых образцов изделий для нового промыс­ла, начавшего свою деятельность в середине 1930-х гг.

В орнаменте казаковской филиграни прослеживаются из­менение и развитие рисунка от геометрических зигзагообраз­ных лент к мотивам растительного характера, умело переве­денным в декоративные формы.

Некоторое подражание кружевоплетению перешло в от­кровенно металлический узор, для которого типична упру­гость завитков и сочленений элементов, связанных четкими конструктивными тягами. В техническом исполнении скани казаковские мастера достигли высокого уровня наборки и пайки орнамента. Он отличается чистотой и тщательностью отделки, что позволило расширить ассортимент изделий, до­полнить его коробочками, шкатулками, вазочками, в которых продолжается работа над рисунком растительного орнамента.

Мстерский промысел Владимирской области развился в XIX в. Здесь обработка металла начиналась с изготовления че­канных окладов к иконам, выполненным местными живопис­цами, с изготовления посуды из цветных металлов с последую­щим серебрением и золочением. Работа с филигранью расши­рила декоративные возможности изделий. Ажурный орнамент стал использоваться как накладной декор в вазочках и стопках из металла. Были сделаны попытки соединить филигрань со стеклом, для которого ажурный чехол служил оправой. Однако внутренняя разработка рисунка в контурах главных форм ор­намента не получила такого богатства и разнообразия, как в изделиях красносельских и казаковских мастеров.

Изучение художественного наследия прошлого помогает со­временным ювелирам в создании новых по форме и содержа­нию произведений на основе древних национальных традиций.



Наши рекомендации